Напоминание

"Развитие речи на уроках русского языка и чтения при обучении детей с ОВЗ"


Автор: Ткаченко Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБУСО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи на уроках русского языка и чтения при обучении детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Ткаченко Татьяна Валерьевна

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ ПРИ

ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Проблема

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

приобретает все большую актуальность в связи со значительным ростом числа

таких детей. Данная категория учащихся нуждается в специальных условиях

обучения, которые позволят решить комплекс общих и коррекционных задач,

способствующих гармонизации психического развития.

В работе учителей начальных классов в связи с этим важное значение

приобретает

поиск

и

разработка

средств,

технологий

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

способствующих

развитию

и

коррекции основных психических процессов, развитию социальных умений и

навыков, успешной социализации учащихся.

Одним

из

ключевых

направлений

работы

с

детьми,

имеющими

ограниченные

возможности

здоровья,

является

развитие

их

речи.

Это

обусловлено тем, что речевое развитие, как и в целом психическое развитие

данной категории учащихся характеризуется определенными особенностями.

Прежде

всего,

у

учащихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

наблюдается недостаточное развитие всех сторон речи. Это оказывает влияние

на формирование у детей навыков чтения и письма.

Л.А. Акатов указывает, что особенности организации обучения младших

школьников

с

ограниченными

возможностями

здоровья

связаны

со

следующими

характерными

особенностями

данных

учащихся.

Наряду

с

нарушением

речи

у

этих

детей

недостаточно

развиты

психические

познавательные процессы, особенно мышление, в результате чего в процессе

обучения у детей возникают разнообразные трудности. Многие из этих детей

имеют особенности эмоциональной сферы и поведения, которые обуславливают

необходимость индивидуального подхода к ним [1].

Исходя из вышеперечисленных особенностей, наиболее целесообразным в

работе по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья

придерживаться комплексного подхода. Этот подход означает, что в процессе

развития речи необходимо уделять внимание не только развитию всех сторон

речи, но и развитию психических познавательных процессов, развитию навыков

саморегуляции, развитию познавательного интереса.

Рассмотрим

более

подробно

данные

аспекты.

Недостаточное

развитие

психических познавательных процессов отражается на низкой познавательной

активности

учащихся.

В

основе

нее

лежат

также

особенности

протекания

нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Часто

у данной категории учащихся отмечается ослабленный интерес к окружающему

миру, вялость, отсутствие инициативы. На уровне нервных процессов у них

проявляется

слабость

замыкательной

функции

коры,

инертность

нервных

процессов,

повышенная

склонность

к

охранительному

торможению,

что

является

патогенной

основой

для

снижения

познавательной

активности

в

целом.

На

уроке

русского

языка

и

литературы,

как

и

на

других

уроках

это

приводит к тому, что интерес учащихся к учебному материалу проявляется

недостаточно,

в

результате

чего

учебная

деятельность

являет ся

малопродуктивной.

По мнению Е.Г. Златовой, важное значение в развитии познавательной

деятельности

имеет

развитие

психических

познавательных

процессов.

Как

правило, у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках ярко

проявляется

недостаточное

развитие

внимания,

восприятия

мышления.

Для

того, чтобы развивать психические познавательные процессы, целесообразно

использовать на уроках русского языка и литературы приемы, которые будут

способствовать, прежде всего, повышению у детей интереса к организуемой

деятельности,

поскольку

интерес

будет

способствовать

сосредоточению

учащегося и развитию его внимания [2].

Поддержание

интереса

посредством

разнообразных

игровых

и

дидактических заданий, использование такого материала, как загадки, ребусы и

т.д., является важным условием, без которого нельзя обеспечить сознательное

отношение ученика к учебной деятельности и продуктивность его работы. От

интереса к учебному материалу зависит устойчивость интереса к знаниям,

повышение тонуса детей, положительный эмоциональный фон, который влияет,

в свою очередь, на темп и качество работы. Именно интерес, а не принуждение,

является наиболее эффективным средством создания условий для активизации

учащихся.

Формировать

данный

интерес

у

учащихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

достаточно

сложно.

Использование

разнообразных

дидактических игр на основе картинного материала, игр с разными предметами,

позволяет повысить интерес учащихся.

Активизации внимания помогает использование специальных упражнений

для

развития

внимания.

Важное

значение

имеет

приучение

школьников

к

самоконтролю.

Постепенно,

в

ходе

совместной

деятельности,

учитель

формирует у учащихся соответствующие умения и навыки.

Недостаточное развитие внимания проявляется в том, что учащийся не

следит

за

тем,

как

говорят

окружающие,

не

следит

за

своей

речью,

что

способствует образованию аграмматизмов, и это влияет на качество письма,

потому что школьник не следит также за своей моторикой. Изучение более

сложного

материала

вызывает

трудности,

на

фоне

которых

пассивность

учащихся повышается. В связи с этим, на уроках русского языка и литературы

целесообразно

реализовывать

дифференцированный

подход

и

подбирать

систему заданий разной степени сложности, переходя от заданий, в которых

учащиеся будут чувствовать себя успешными к более сложным заданиям с

постоянным

поощрением

реальных

успехов

учащихся.

Этой

же

позиции

придерживается и Р.И. Лалаева [3].

На

речевом

материале

эффективно

проводить

игры

и

упражнения,

способствующие развитию мышления. Могут быть использованы задания на

нахождение лишнего слова, задания на нахождение ошибки и ее объяснение,

нахождение противоречий, нелепиц и т.д. Развитие мышления имеет важное

значение

для

развития

речи

у

учащихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Учет

эмоциональных

особенностей

ребенка

и

поведения

позволяет

установить

наиболее

благоприятные

взаимоотношения

с

учителем.

Это

позволит

ученику

чувствовать

себя

более

комфортно

на

уроке.

Поддержка

учителя будет способствовать повышению самооценки учащегося и развитию

его стремления преодолевать разнообразные затруднения, прилагая к этому

волевые

усилия.

В

речевом

развитии

учащихся

с

ограниченными

возможностями здоровья важное значение имеет развитие всех сторон речи,

особенно лексической и грамматической. Для этого на уроках целесообразно

использовать разные виды заданий и упражнений.

Одним

из

наиболее

эффективных

средств

работы

со

школьниками,

имеющими ограниченные возможности здоровья, является игра. Игра позволяет

повысить

интерес

учащихся,

повысить

устойчивость

внимания,

работоспособность, формирует положительный эмоциональный фон. Качество

деятельности

в

игре

у

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

значительно повышается.

Обобщая вышесказанное, хотелось бы отметить, что обучение детей с

ограниченными возможностями здоровья представляет собой сложный процесс.

Одним из важнейших направлений его является развитие речи. Уроки русского

языка и литературы выступают главными предметами, на которых развитию

речи

уделяется

большое

внимание.

Правильный

выбор

методов

и

приемов

работы,

учет

особенностей

психического

развития

учащихся,

а

также

комплексный подход к организации коррекционной работы позволяют повысить

ее эффективность.

Литература

1.

Акатов

Л.И.

Социальная

реабилитация

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для

студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 148

с.

2.

Златова

Е.Г.

Особенности

коррекционно-педагогической

работы

с

младшими школьниками с ОВЗ. - //Методист. 2009. №9. С.57.

3.

Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой

психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.

М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. -182 с.



В раздел образования