Автор: Ткаченко Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБУСО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи на уроках русского языка и чтения при обучении детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Ткаченко Татьяна Валерьевна
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ ПРИ
ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Проблема
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
приобретает все большую актуальность в связи со значительным ростом числа
таких детей. Данная категория учащихся нуждается в специальных условиях
обучения, которые позволят решить комплекс общих и коррекционных задач,
способствующих гармонизации психического развития.
В работе учителей начальных классов в связи с этим важное значение
приобретает
поиск
и
разработка
средств,
технологий
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
способствующих
развитию
и
коррекции основных психических процессов, развитию социальных умений и
навыков, успешной социализации учащихся.
Одним
из
ключевых
направлений
работы
с
детьми,
имеющими
ограниченные
возможности
здоровья,
является
развитие
их
речи.
Это
обусловлено тем, что речевое развитие, как и в целом психическое развитие
данной категории учащихся характеризуется определенными особенностями.
Прежде
всего,
у
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
наблюдается недостаточное развитие всех сторон речи. Это оказывает влияние
на формирование у детей навыков чтения и письма.
Л.А. Акатов указывает, что особенности организации обучения младших
школьников
с
ограниченными
возможностями
здоровья
связаны
со
следующими
характерными
особенностями
данных
учащихся.
Наряду
с
нарушением
речи
у
этих
детей
недостаточно
развиты
психические
познавательные процессы, особенно мышление, в результате чего в процессе
обучения у детей возникают разнообразные трудности. Многие из этих детей
имеют особенности эмоциональной сферы и поведения, которые обуславливают
необходимость индивидуального подхода к ним [1].
Исходя из вышеперечисленных особенностей, наиболее целесообразным в
работе по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья
придерживаться комплексного подхода. Этот подход означает, что в процессе
развития речи необходимо уделять внимание не только развитию всех сторон
речи, но и развитию психических познавательных процессов, развитию навыков
саморегуляции, развитию познавательного интереса.
Рассмотрим
более
подробно
данные
аспекты.
Недостаточное
развитие
психических познавательных процессов отражается на низкой познавательной
активности
учащихся.
В
основе
нее
лежат
также
особенности
протекания
нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Часто
у данной категории учащихся отмечается ослабленный интерес к окружающему
миру, вялость, отсутствие инициативы. На уровне нервных процессов у них
проявляется
слабость
замыкательной
функции
коры,
инертность
нервных
процессов,
повышенная
склонность
к
охранительному
торможению,
что
является
патогенной
основой
для
снижения
познавательной
активности
в
целом.
На
уроке
русского
языка
и
литературы,
как
и
на
других
уроках
это
приводит к тому, что интерес учащихся к учебному материалу проявляется
недостаточно,
в
результате
чего
учебная
деятельность
являет ся
малопродуктивной.
По мнению Е.Г. Златовой, важное значение в развитии познавательной
деятельности
имеет
развитие
психических
познавательных
процессов.
Как
правило, у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках ярко
проявляется
недостаточное
развитие
внимания,
восприятия
мышления.
Для
того, чтобы развивать психические познавательные процессы, целесообразно
использовать на уроках русского языка и литературы приемы, которые будут
способствовать, прежде всего, повышению у детей интереса к организуемой
деятельности,
поскольку
интерес
будет
способствовать
сосредоточению
учащегося и развитию его внимания [2].
Поддержание
интереса
посредством
разнообразных
игровых
и
дидактических заданий, использование такого материала, как загадки, ребусы и
т.д., является важным условием, без которого нельзя обеспечить сознательное
отношение ученика к учебной деятельности и продуктивность его работы. От
интереса к учебному материалу зависит устойчивость интереса к знаниям,
повышение тонуса детей, положительный эмоциональный фон, который влияет,
в свою очередь, на темп и качество работы. Именно интерес, а не принуждение,
является наиболее эффективным средством создания условий для активизации
учащихся.
Формировать
данный
интерес
у
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
достаточно
сложно.
Использование
разнообразных
дидактических игр на основе картинного материала, игр с разными предметами,
позволяет повысить интерес учащихся.
Активизации внимания помогает использование специальных упражнений
для
развития
внимания.
Важное
значение
имеет
приучение
школьников
к
самоконтролю.
Постепенно,
в
ходе
совместной
деятельности,
учитель
формирует у учащихся соответствующие умения и навыки.
Недостаточное развитие внимания проявляется в том, что учащийся не
следит
за
тем,
как
говорят
окружающие,
не
следит
за
своей
речью,
что
способствует образованию аграмматизмов, и это влияет на качество письма,
потому что школьник не следит также за своей моторикой. Изучение более
сложного
материала
вызывает
трудности,
на
фоне
которых
пассивность
учащихся повышается. В связи с этим, на уроках русского языка и литературы
целесообразно
реализовывать
дифференцированный
подход
и
подбирать
систему заданий разной степени сложности, переходя от заданий, в которых
учащиеся будут чувствовать себя успешными к более сложным заданиям с
постоянным
поощрением
реальных
успехов
учащихся.
Этой
же
позиции
придерживается и Р.И. Лалаева [3].
На
речевом
материале
эффективно
проводить
игры
и
упражнения,
способствующие развитию мышления. Могут быть использованы задания на
нахождение лишнего слова, задания на нахождение ошибки и ее объяснение,
нахождение противоречий, нелепиц и т.д. Развитие мышления имеет важное
значение
для
развития
речи
у
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Учет
эмоциональных
особенностей
ребенка
и
поведения
позволяет
установить
наиболее
благоприятные
взаимоотношения
с
учителем.
Это
позволит
ученику
чувствовать
себя
более
комфортно
на
уроке.
Поддержка
учителя будет способствовать повышению самооценки учащегося и развитию
его стремления преодолевать разнообразные затруднения, прилагая к этому
волевые
усилия.
В
речевом
развитии
учащихся
с
ограниченными
возможностями здоровья важное значение имеет развитие всех сторон речи,
особенно лексической и грамматической. Для этого на уроках целесообразно
использовать разные виды заданий и упражнений.
Одним
из
наиболее
эффективных
средств
работы
со
школьниками,
имеющими ограниченные возможности здоровья, является игра. Игра позволяет
повысить
интерес
учащихся,
повысить
устойчивость
внимания,
работоспособность, формирует положительный эмоциональный фон. Качество
деятельности
в
игре
у
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
значительно повышается.
Обобщая вышесказанное, хотелось бы отметить, что обучение детей с
ограниченными возможностями здоровья представляет собой сложный процесс.
Одним из важнейших направлений его является развитие речи. Уроки русского
языка и литературы выступают главными предметами, на которых развитию
речи
уделяется
большое
внимание.
Правильный
выбор
методов
и
приемов
работы,
учет
особенностей
психического
развития
учащихся,
а
также
комплексный подход к организации коррекционной работы позволяют повысить
ее эффективность.
Литература
1.
Акатов
Л.И.
Социальная
реабилитация
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 148
с.
2.
Златова
Е.Г.
Особенности
коррекционно-педагогической
работы
с
младшими школьниками с ОВЗ. - //Методист. 2009. №9. С.57.
3.
Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой
психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.
М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. -182 с.