Автор: Радушинская Анжелика Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: ЗАТО г.Железногорск п.Подгорный
Наименование материала: статья
Тема: Пластическое интонирование как средство активизации эмоционального компонента восприятия музыки во всех видах музыкальной деятельности.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 31 "Колокольчик"
Музыкальный руководитель Радушинская А.А.
Пластическое интонирование как средство активизации
эмоционального компонента восприятия музыки во всех видах
музыкальной деятельности.
Формирование музыкальной культуры дошкольников неосуществимо
без развития у них музыкального восприятия, которое формируется в
музыкальной деятельности. Слушая и исполняя музыку, мы часто видим
пластические образы, связанные с ней, то есть ощущаем заложенный в ней
образ
движений.
Жест,
движение
являются
средством
раскрытия
конкретного
музыкального
содержания,
средством
воздействия
на
исполнителя. С помощью метода пластического интонирования дети глубже
воспринимают музыку. Известный швейцарский педагог Э. Жак-Далькроз
разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель
Иерусалимской академии Вероника Коэн — методику пластического
интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие
музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с
музыкой.
Термин «пластическое интонирование» введен Т. Вендровой в 1981 г.
Пластическое
интонирование
было
задумано
как
метод
активизации
восприятия смысла музыки, как способ осознанного его проживания в
простых и естественных движениях рук, головы и корпуса, привлечение
движений помогает активизировать
слышание музыки, выявление ее
интонационно-образного содержания через жест, характерные обобщенные
движения. В.Коэн изобрела методику «зеркала», суть которой в повторении
детьми движений за педагогом. Есть тут и другой смысл: в движениях
педагога, как в зеркале, отражается его восприятие музыки, то, как он
слышит и чувствует ее.
В своей работе применяю метод на музыкальных занятиях, использую
приемы пластического интонирования в процессе организации слушания
музыки, пения и импровизации:
- пластические этюды;
- «свободное дирижирование»;
- инсценирование песни;
- прием «музыкальных зеркал» (В.Коэн) и «Эхо» (К.Орф);
- пластические импровизации;
- моделирование жестами ритмической выразительности музыки;
- имитация игры на музыкальных инструментах;
- пластическое рисование музыки;
- ритмизация поэтических текстов.
С помощью пластических движений и пластических этюдов дети
получают возможность выражать свое восприятие музыки без объяснений
собственного душевного состояния. Педагог же, благодаря пластическому
интонированию, сможет направить духовное внимание в волшебный
внутренний мир музыкального произведения без нарушения таинства
личного взаимодействия с искусством.