Напоминание

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня


Автор: Елена Евгеньевна Шумилова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9 Детский сад "Росинка"
Населённый пункт: город Шадринск, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Раздел: дошкольное образование





Назад




Шумилова Елена Евгеньевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №9»

г.Шадринск, 2023г

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Аннотация. В статье представлен материал по формированию связной

монологической речи детей с общим недоразвитием речи III уровня, на

основе мнемотехники. Отражены методы и рекомендации по данной

технологии.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи (онр), дети дошкольного

возраста, коррекционное воздействие, коммуникативное развитие.

Актуальность заключается в том, что существенного внимания со

стороны специалистов и родителей требуют дети старшего дошкольного

возраста

с

общим

недоразвитием

речи

(далее

ОНР),

которые

характеризуются

низким

уровнем

составления

монологического

высказывания,

ведения

диалога,

лексико-грамматического

оформления

связной речи.

Нарушения связной речи у детей с общим недоразвитием оказывают

негативное влияние на весь процесс обучения и воспитания в детском саду,

снижают уровень коммуникативного развития. Невозможность передать свои

мысли, замкнутость при ведении диалога, трудности образного оформления

высказывания – все это мешает ребенку с ОНР свободно общаться и

адаптироваться в коллективе сверстников, что приводит к значительным

сложностям подготовки детей к обучению в школе.

В логопедии разработаны и стали классическими ряд методических

приемов, подходов, направленных на развитие связной речи. В числе таких

средств

многие

авторы

рекомендуют

опираться

на

ведущие

виды

деятельности дошкольников: практическую и игровую. Высоко оценивая

рекомендации

ученых,

педагоги-практики

включают

в

коррекционно-

речевую

деятельность

дополнительные

средства

и

технологии

для

повышения качества связной речи.

Взяв за основу мнение К.Д. Ушинского об эффективности наглядных

методик, основные факторы, способствующие усвоению Л.С. Выготского

[13]

и

мнения

логопедов:

К.И.

Яшиной

[60],

Т.А. Ткаченко

[47],

Т.Б. Филичевой [50] и В.К. Воробьевой [12] можно сделать

вывод о

необходимости использования мнемотехники [20].

Мнемотехника

это

средство

эффективного

удвоения

новой

информации

с

помощью

специальных

методов

и

приемов,

которые

построены на естественных механизмах памяти мозга и направленны на

облегчение запоминания (Ю.А. Бобрышева) [5, стр. 70].

Приёмы мнемотехники облегчают, и значительно сокращают время

обучения и одновременно решают задачи, направленные на: развитие

основных психических процессов; перекодирование информации; развитие

мелкой моторики рук; и самое главное – развитие связной речи старших

дошкольников:

составление

описательных

рассказов,

пересказ

сказки,

составление диалогов, правильное звукопроизношение [5].

Проведя анализ теоретических источников по заявленной теме, мы

отследили

следующее

противоречие:

между

необходимостью

целенаправленного развития связной монологической речи у дошкольников,

имеющих

ОНР

III уровня,

что

будет

обеспечивать

в

дальнейшем

психофизическое развитие и последующую успешную социализацию, и

интеграцию детей и недостаточность применения приемов мнемотехники в

образовательном процессе ДОУ при обучении детей с ОНР III

уровня

составлению описательных рассказов и пересказу.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» – это слова синонимы, которые

обозначают

техника

запоминания.

Они

происходят

от

греческого

mnemonikon»

искусство

запоминания,

которые

придумал

Пифагор

Самосский, живший в 6 веке до н.э. «Mnemonikon» названо по имени

Мнемозины, которая была древнегреческой богини памяти. Цицерону и

Квинтилиану (8682 гг. до н.э.) принадлежать одни из первых работ по

мнемотехнике, которые дошли до наших дней [5, c. 70].

Заглянув в энциклопедический словарь мы найдем, мнемотехника – это

искусство

запоминания,

совокупность

приемов

и

способов,

которые

облегчают запоминание и увеличивают объем памяти благодаря образования

искусственных ассоциаций. Синоним мнемотехники является мнемоника.

Мнемотехника – это система внутреннего письма, которая позволяет

последовательно

записывать

в

мозг

информацию,

преобразовать

в

комбинации зрительных образов. Это определение точно отображает

современную

мнемотехнику.

Естественные

механизмы

памяти

мозга

использует мнемотехника, благодаря, которой контролируются процессы

запоминания, сохранения и припоминания информации [5, c. 70].

Мнемотехника сначала была часть риторики и служила для того, чтобы

запоминать длинные речи. Благодаря тому, что современная мнемотехника

развивается в теоретическом и техническом плане, текстовый материал

запоминается

последовательно,

запоминается

информация,

которая

считалась не запоминаемой: номера телефонов, разнообразные таблицы с

датами и числами, различные по сложности тексты [5].

Ю.В. Бастракова утверждает, что обучение мнемотехнике сравнивают с

обучением машинописи, для того, чтобы сформировался навык, необходимо

выполнять упражнения, т.к. без них освоить мнемотехнику нельзя. После

того, как будет сформирован этот навык человек выбирает пользоваться или

не пользоваться приемами мнемотехниками [6].

Можно

сравнить

запоминание

с

помощью

мнемотехнике

с

перемещением по папкам в компьютере, но в отличия от компьютера, в

нашей памяти мы можем запомнить не так много.

Сведения, которые запоминаем, можно воспроизводить в прямом, в

обратном порядке, выборочно, без перебора информации, которая имеется в

памяти. Сколько по времени будет храниться эта или иная информация

контролируется в памяти. Можно запомнить информацию и сохранить на

всю жизнь, и на час, потом эти сведения можно стирать сознательно, путем

запоминания на их места новых сведений.

Можно выделить несколько направлений мнемотехники: народная,

классическая,

педагогическая,

цирковая

(эстрадная),

спортивная,

современная

мнемотехника.

Для

запоминания

информации

можно

использовать разные направления, даже те, которые кажутся на первый

взгляд несовместимы, т.к. трудно увидеть какую-либо систему. В литературе

по тренировке памяти нет теоретического обоснования применяемых

методов

запоминания,

поэтому

сложно

создать

эффективную

мнемоническую

систему.

Необходимо

помнить,

что

мнемотехника

распространена, она находится во всей нашей жизни [6].

Рассмотрим направления мнемотехники.

К народной мнемотехнике относятся приемы запоминания, которые

окружают

нас

в

нашей

жизни.

Например,

дорожные

знаки

это

мнемотехника,

т.к.

человеку,

который

находится

за

рулем,

сложно

воспринимать

текстовую

информацию.

А

благодаря

символам,

он

воспринимает быстро. Алфавит, азбука Морзе – это все мнемонические

методы [5].

Мы не замечаем, как используем приемы мнемотехники, когда

запоминаем даты, адреса, телефоны. Любой человек для себя использует

различные приемы для того, чтобы запоминать информацию, но, как

правила, эти приемы одинаковые у всех. Часто неосознанно применяется

прием

привязки

к

хорошо

знакомой

информации,

прием

поиска

закономерностей

в

элементах

запоминаемой

информации,

поэтому

эффективность у них низкая, они не представляют никакой системы

запоминания.

Запоминание

по

созвучию

является

распространённым

вариантом, который используем для того, чтобы запоминать иностранные

слова.

Первое

направление

мнемотехники

в

истории

классическая

мнемотехника. Это направление мнемотехники возникло как составная часть

ораторского

искусства,

которая

использовалась

как

вспомогательное

средство для запоминания последовательности длинных речей. Приемы

классической мнемотехники ограничены.

Классическая мнемоника запоминает информацию, предварительно

преобразовав ее в зрительные образы, которые делились на вспомогательные

образы, в них фиксируется последовательность, и образы, в которых

кодировалась сама запоминаемая информация. Классическая мнемотехника

выделила, что образы можно и запоминать, и стирать из памяти.

Педагогическая мнемотехника в отличие от классической не задает

высоких планок, не использует прямо зрительные образы, снижены

требования к ученикам. Этот вид мнемотехники опирается на естественное

запоминание,

предполагает

многократное

чтение,

повторения,

переписывания, перерисовка текста. Все это организовано в виде игры и

предполагает создания дидактического материала. В XVI

веке стала

преобладает педагогическая мнемотехника, в школах использует этот вид

мнемотехники.

Классическая и педагогическая мнемотехника имеют плюсы и минусы.

Эффективнее считается классическая мнемотехника, но доступнее для

людей, т.к. методы проще, это педагогическая мнемотехника, которая

направлена на то, что учить нужно всех, а не только тех, кого развито

визуальное мышление.

Принципы

классической

мнемоники

использует

цирковая

мнемотехника. Отличается тем, что цирковая мнемотехника – это тщательная

разработка этапа кодирования информации, которая кодируется в жесты,

слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении.

Согласно работ Ю.С. Долгановой, современная мнемотехника имеет

теоретическую

базу,

которая

основывается

на

теории

памяти.

Есть

специализированные

системы,

которые

направлены

на

изучение

иностранных языков или сложных двигательных навыков. Мнемотехника –

это технология развития памяти, которая используется в психологии, и

технология, которая использует приемы и способы, благодаря, которым

процесс запоминания облегчается и объем памяти увеличивается с помощью

образования

ассоциаций.

Эта

технология

позволяет

переработать

информацию без особых усилий и достаточно прочно усваивается [17].

В настоящее время существуют специалисты по мнемотехнике в

школах и в детских садах. Многие ученые такие, как К.А. Колеченко, М.А.

Зиганов, Е.Д. Сафронова, Л.Г. Шадрина, Е.П. Фомина и другие говорят, что

мнемотехника – это техника запоминания, которая направлена для того, что

легче запомнить информацию, благодаря способам и приёмам, которые

реализуются комплексно [51].

Существует два понятия психологическая, которая занимается развитием

памяти, и педагогическая технология, которая помогает усвоить материал,

используя разные методы для развития памяти, используя различные методы

развития памяти. Мнемотехника как педагогическая технология позволяет

учитывать индивидуальные особенности детей: право-, левополушарность;

особенности

восприятия

(слуховое,

зрительное,

кинестетическое);

подвижность психических процессов и т.д.

Мнемотехника

раскрывает

внутренние,

психологические

законы,

которые позволяют ученикам учиться легко и с радостью.

Одно из

направлений,

где

используется

мнемотехника

формирования

диалогической и монологической речи. Данная технология включает:

рассматривание

картин,

иллюстраций,

беседы,

разговор,

составление

рассказов, пересказ художественной литературы и др. - все это активизирует

и обогащает словарь, в т.ч, и при отгадывании и загадывании загадок, и при

заучивании стихов. Не остается в стороне и формирование грамматически

правильной речи [5].

Согласно этому Ю.В. Усенко предлагает этапы работы на различных

видах занятий с использованием мнемотехники [6].

Этапы работы по пересказу рассказа:

1. Чтение текста и демонстрация картинок.

2. Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).

3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.

4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.

5. Коллективный пересказ.

6. Самостоятельный пересказ текста.

7. Анализ самостоятельных пересказов детей.

Дети, владеющие средствами мнемотехники, в дальнейшем способны

самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

На основе многофункциональной мнемотехники для дальнейшего

развития

создаются

разнообразные

дидактические

игры,

модели,

компьютерные программы по развитию связной речи детей, поскольку

систематическая работа с использованием нетрадиционных приемов и

методов дает достаточно высокие результаты по формированию связной речи

[26].

Таким образом, коррекционное воздействие должно основываться на

максимальном

использовании

возможностей

аномального

ребенка

с

использованием мнемотехнических приемов и с постепенной активизации

нарушенных функций.

Ссылки на источники

1.

Баряева Л.Б. Логопедическая работа по развитию связной речи

дошкольников

с

общим

недоразвитием

речи

в

процессе

обучения

рассказыванию по картине / Л.Б. Баряева. Текст : непосредственный //

Логопед в детском саду. – 2006. – №2. С. 11-12.

2.

Бобрышева, Ю.А. Мнемотехника как эффективное средство

развития связной речи дошкольников / Ю.А. Бобрышева, Т.В. Долгих. –

Текст : непосредственный // Наука, образование, общество: тенденции и

перспективы развития Сборник материалов XVI Международной научно-

практической конференции. отв. ред. Яковлева Татьяна Валериановна. –

2019. С. 70-72.

3.

Валуева, Я.В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР и

использованием

методических

приемов

/

Я.В.

Валуева.

Текст

:

непосредственный // Логопед. – 2014. – №1. С.102-112.

4.

Глухов, В.П. Нарушения речи у детей дошкольного возраста /

В.П.

Глухов.

– Москва :

Олма-пресс,

2017.

320

с.

Текст

:

непосредственный.

5.

Дворецкая, Н.П. Влияние сказки на процесс формирования

связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР) /

Н.П. Дворецкая. – Текст : непосредственный // Мир детства в современном

образовательном пространстве. Сборник статей студентов, магистрантов,

аспирантов. Витебский государственный университет им. П.М. Машерова;

ответственный редактор И.А. Шарапова. – Витебск. – 2015. С. 195-197.

Евсеева, М.С. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи

средствами мнемотехники / М.С. Евсеева. – Текст : непосредственный //

Проблемы школьного и дошкольного образования. Материалы V

регионального научно-практического семинара «Достижения науки и

практики в деятельность образовательных учреждений». – Санкт-Петербург.

– 2014. С. 50-58



В раздел образования