Автор: Козлова Светлана Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Матвинур
Населённый пункт: Санчурского района Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
Раздел: среднее образование
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии.
Козлова С.В.- учитель биологии МКОУ СОШ с. Матвинур
Функциональная грамотность –рассматривается как способность личности использовать
все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности.
Установлено, что наличие определенного уровня функциональной грамотности является пре
дпосылкой развития компетенции личности.
Термин «компетенция» имеет отношение к области умений, и предусматривает способность
личности применять личный опыт, знания, которые получены в период обучения в
повседневной жизни, а также успешно адаптироваться в социуме.
Естественно-научная грамотность компонент функциональной грамотности, включающий
способность и мотивы человека занимать активную гражданскую позицию по жизненно
значимым вопросам, связанным с развитием естественных наук, и применением их
достижений, и, как следствие, его потребность интересоваться естественнонаучными
знаниями и идеями (определение PISA)
Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся:
- получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;
- не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению
конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;
На
уроках
биологии
есть
много
возможностей
формирования
естественнонаучной
грамотности учащихся: научить их применять полученные знания на практике и
использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления,
процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и
синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее
знаний.
1.Проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения биологии
реализуется в аспекте формирования умения решать ситуационные задания и самостоятельно
применять знания в новых ситуациях. И я стала использовать на своих уроках такие задания
– ситуационные задачи. Они позволяют осваивать ученику интеллектуальные операции
последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление-понимание–применение–
анализ–синтез–оценка.
Специфика
ситуационной
задачи
заключается
в
том,
что
она
носит
практико-
ориентированный характер и для её решения необходимо конкретное предметное знание; –
зачастую требуются знания нескольких предметов и такая задача имеет интересное название;
–обязательный элемент такой задачи – проблемный вопрос, который должен вызвать у
ученика желание найти на него ответ;
Результат работы с такой задачей-успех. Формула успеха: овладение = усвоение +
применение знаний на практике. Ситуационные задачи значимы для учащихся в настоящей и
будущей жизни, позволяют организовывать работу по изучению учебного материала,
дополнительной информации и необходимых знаний. Задачи составлены так, чтобы
учащиеся прорабатывали текст учебника и другие предложенные источники информации,
умели находить ответы на вопросы, проводить эксперименты, анализ и синтез информации,
т.е. учащиеся учатся узнавать новое и применять его на практике, в повседневной
жизни. Ситуационные задачи позволяют формировать биологические, интеллектуальные,
коммуникативные компетенции, использовать разные формы работы учащихся на уроках:
индивидуальную,
парную,
групповую,
делают
урок
интересным
и
способствуют
саморазвитию личности в процессе обучения биологии.
В практике использую следующие примеры заданий для учащихся 5-11 классов:
1.Опасный трамвай. Осенью около трамвайных путей, проходящих вблизи садов и парков,
иногда вывешивают плакат «Осторожно, Листопад!» Каков смысл этого предупреждения?
2. Как охотятся грибы? Любому живому существу нужны органические вещества для
построения своего тела. Животные получают их через еду. Растения образуют органические
вещества посредством фотосинтеза. А как быть грибам? Они не обладают фотосинтезом, не
охотятся?
3. Кот – лекарь. Кот может безошибочно определить где у человека больное место. Он
ложится прямо на больной сустав и начинает его «лечить». И ведь действительно помогает.
Объясните, что за странное чутьё и лекарство есть у кота?
4.Разрушители зубов. «…Каждый раз во время еды, вы подвергаете свои зубы воздействию
бактерий, вырабатывающих кислоту…», из текста, рекламирующего жевательную резинку.
Как с точки зрения биологии прокомментировать это утверждение. Дать ответ.
2. В условиях современной модернизации образования одной из главных проблем обучения
становится формирование умений смыслового чтения при работе с текстом учебника и
другими источниками, которые предлагаются для работы на уроках биологии. Формирование
умений смыслового чтения– необходимое условие функциональной грамотности. УУД
смыслового чтения - умения максимально точно и полно понимать содержание текста,
практически осмысливать извлечённую информацию , соотносить её с имеющимися
знаниями, интерпретировать, оценивать и применять при выполнении предложенных
заданий с использованием учебных, учебно-познавательных текстов по биологии и другим
дисциплинам. Работа с текстом на уроках биологии мотивирует учащихся к познавательной
деятельности, успеху, создаёт атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет
выполнить требование ФГОС – развивать УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ. Эта работа ведётся на
каждом уроке биологии (работа в парах, группах, индивидуально), с применением знаний на
практике, при контроле, выполнении проектов, лабораторных и практических работ.
Стратегии смыслового чтения:
- работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
-работа с текстом: преобразование информации и её интерпретация;
-работа с текстом: оценка информации;
-приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.
Результаты смыслового чтения:
ориентация
в
тексте.
Глубокое
понимание
текста.
Применение
полученной
информации в практической деятельности.
Пример текста – задания для работы на уроке биологии 8 класс по теме «Пищеварение.
Питательные вещества» количество питательных веществ: белков, жиров, углеводов, а также
витаминов. Эти вещества поступают в организм с пищей. Когда вы приходите в магазин и
выбираете сыр, то видите различные этикетки: сырный продукт, натуральный сыр. И
соответственно обращаете внимание на разницу в стоимости этого продукта питания, а также
на то, что они располагаются на разных полках…Известно, что натуральные сыры не
содержат пальмового масла, которое пагубно влияет на организм.». Внимательно прочитайте
текст, пользуясь информацией из текста, ответьте на вопрос:1) Почему мы должны покупать
и есть натуральные продукты – натуральные сыры?
Основные умения смыслового чтения:
1)Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде.
2)Определять из текста значение терминов.
3)Сопоставлять информацию из разных частей текста.
4)Устанавливать в тексте последовательность действий.
5)Выделять главную мысль отдельных частей текста.
6)Делать выводы на основе информации из текста.
7)Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот.
8)Группировать или классифицировать информацию из текста.
9) Выделять ненужную информацию.
На уроках применяю различные приемы работы с текстом при изучении нового материала,
обобщении, актуализации во время индивидуальной, парной, групповой форм работы.
(Пример Наследственная изменчивость), задачи по генетике, эволюции (см. Приложение)
3. Во время уроков использую и возможности рабочей тетради при работе с текстом. Задания,
предложенные в рабочих тетрадях ориентированы на работу с текстом учебника, на
осмысление содержания, на самостоятельную работу, при опросах, контроле, изучении
нового материла, выполнении лабораторных и практических работ, индивидуальной работе с
учащимися, работе с новыми понятиями.
1.Поиск в тексте информации для формулировки новых терминов по изучаемой теме.
2.«Вставьте пропущенные буквы» в новых понятиях, предварительно изучив их правильное
написание в тексте.
3.Составьте предложения с новыми терминами по изученной теме.
4.Работа с немыми рисунками. «Подпиши части растения или животного» (анализ текста и
рисунков учебника).
5.Заполните таблицу, изучив текст учебника.
6.Составьте план параграфа.
7.Распределите изображённые организмы по группам, назовите их признаки.
8.Заполните пропуски в тексте.
9.Используя
дополнительную
информацию
подготовьте
сообщение
по
теме
или
презентацию.
10. «Исправь ошибку». Найдите 8 ошибок в тексте или на рисунках.
11.Решите кроссворд, используя текст учебника.
12.Смоделируйте объект по описанию в тексте.
13.Изучив задания лабораторной работы и текст учебника, выполнить работу на оценку.
14.Выполнение практических работ с использованием текста учебника и рабочей тетради.
15.Проведение исследований с помощью микроскопа.
Таким образом прослеживается формирование функциональной грамотности в урочной
деятельности через систему заданий и работу с текстом, с использованием различных
средств, методов и приёмов.
Предложенные для учащихся задания способствуют развитию таких компетентностей, как
информационная, коммуникативная, бытовая, познавательная. Задания ориентированы на
активизацию
учебной
работы
школьников,
формирование
у
них
организованности,
способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию,
работать в группах, парах, индивидуально, находить решения в нестандартных ситуациях.
Приложение 1
Задача «Брахидактилия»
Составитель: С.В. Козлова, МКОУ СОШ с. Матвинур Санчурского района Кировской обл.
Общая характеристика задачи.
Предмет: Биология (генетика).
Класс: 10
Цель: Развитие естественнонаучной грамотности учащихся при изучении раздела «Основы
генетики» в курсе общей биологии.
Задачи: 1. Формировать умение актуализировать знания, использовать их для принятия
решения.
2. Развивать навыки использования естественнонаучных знаний для решения реальных
жизненных задач.
3. Находить точную информацию в тексте.
4. При решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
Использованные источники:
Захаров В.Б. Общая биология. 10 класс. – М.: Просвещение, 2020.
Сборник задач по генетике с решениями./ Под ред.Крестьянинова В.Ю., Вайнера
Г.Б.- М.: Лицей, 2017
Действия учащихся: данная задача может быть использована как обучающая для
самостоятельного получения знаний по теме «Наследственные болезни. Болезни, связанные с
полом», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает
обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Текст задачи
Брахидактилия (гипофалангия, микродактилия) – короткопалость, врожденная аномалия
конечностей, выражающаяся в наличии у ребенка коротких пальцев вследствие укорочения
или отсутствия отдельных фаланг. Брахидактилия наследуется как аутосомно-доминантный
признак, т. е. для проявления аномалии у ребенка ген брахидактилии должен быть
унаследован от одного из родителей. Доминантный аллель в гетерозиготном состоянии имеет
более выраженное проявление, чем в гомозиготном состоянии. Гомозиготные доминантные
особи умирают на эмбриональной стадии онтогенеза. При отсутствии других аномалий люди
с брахидактилией могут жить обычной, нормальной жизнью, однако короткопалость
накладывает ограничения на профессиональный выбор. Брахидактилия с одинаковой
частотой встречается среди представителей обоих полов; распространенность в популяции -
1,5:100
000.
Брахидактилия
может
сочетаться
с
тугоподвижностью
в
суставах
(симфалангией), синдактилией (сращение пальцев), полидактилией (лишние пальцы).
Задание 1
Выберите пример летальной мутации у человека:
а) брахидактилия в гомозиготном состоянии
б) гемофилия
в) дальтонизм
Задание 2
ЗАПОЛНИТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ФРАГМЕНТЫ ТАБЛИЦЫ
Наследственные аномалии пальцев кистей и стоп
Название аномалии
Характер наследования
Описание аномалии
Брахидактилия
Аутосомно-доминантный
1
2
Аутосомно-доминантный
Срастание пальцев
Полидактилия
3
Лишние пальцы
Задание 3
Возможно ли рождение здорового ребёнка и какова вероятность , если его родители
гетерозиготны по гену брахидактилии ?
Задание 4
У человека брахидактилия (короткопалость) наследуется как аутосомный доминантный
признак,а кожное заболевание ихтиоз(рецессивный) - как признак, сцепленный с X-
хромосомой (X). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и
фенотипы потомства от брака гетерозиготной короткопалой женщины, не несущей гена
ихтиоза, и мужчины с заболеванием ихтиозом и нормальными пальцами. Какова
вероятность рождения в этом браке мальчика с ихтиозом?
Лист ответов.
Задание 1
Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными
вариантами ответов.
Ответ: а.
Балл: 1.
Задание 2
Деятельность: Заполнение таблицы, все элементы для заполнения можно взять из
анализируемого текста
Ответ:
1 – короткие пальцы
2 – синдактилия
3 – аутосомно-доминантный
Критерии оценивания:
Верно установлено соответствие во всех трех случаях – 3 балла.
Верно установлено соответствие в двух случаях – 2 балла.
Верно установлено соответствие в одном случае – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов
Задание 3
Деятельность: выявление части информации из анализируемого сюжета.
Ответ:1. Возможно; 25%
2.Р ♂ Аа → ♀Аа
Гаметы ♂ А, ♂ а и ♀ А, ♀а
F1 АА, Аа,Аа,аа
Критерии оценивания:
Верно дано утверждение, указан процент вероятности, показана схема скрещивания — 2
балла;
Верно дано утверждение, указан процент вероятности, схемы скрещивания нет — 1 балл
Ответ неверный — 0 баллов
Задание 4
Деятельность: формулировка выводов при составлении схемы, иллюстрирующей текст,
показав генотипы и характер наследования брахидактилии и ихтиоза.
Исследуемый признак:
А — брахидактилия; а — нормальные пальцы
Хi – ихтиоз; Х- нормальная кожа (ХiХ – носительство ихтиоза)
Р ♀АаХХ × ♂ ааХiУ
Гаметы: АХ; аХ аХi; аУ
F1 АаХХi, ааХХi, АаХУ, ааХУ
Ответ: 1. Генотипы родителей: Р ♀АаХХ;♂ ааХiУ;
2. Генотипы потомков:♀АаХiХ- брахидактилия, носительница гена ихтиоза;
♀ааХiХ – нормальные пальцы, носительница гена ихтиоза;
♂ АаХУ - брахидактилия, нет ихтиоза;
♂ ааХУ – нормальные пальцы, нет ихтиоза.
Все мальчики здоровы, из них 50% с нормальными пальцами и 50% с короткими пальцами;
все девочки - носительницы гена ихтиоза.
3. Вероятность рождения в этом браке мальчика с ихтиозом равна 0%; для этого нужно,
чтобы женщина была носителем гена ихтиоза и передала его своему сыну с X-хромосомой; в
нашем случае мать здорова
Критерии оценивания:
Верно решена задача и даны верные пояснения во всех случаях – 3 балла.
Верно решена задача, но не дано верное пояснение– 2 балла.
Верно дано пояснения, но решение задачи отсутствует – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов