Автор: Сидоркина Екатерина Сергеевна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ССТ
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Реализация принципа практико-ориентированного обучения в работе с обучающимися
Раздел: среднее профессиональное
Реализация принципа практико-ориентированного обучения в работе с
обучающимися на учебных практиках по геодезии
Одним
из
направлений
развития
и
модернизации
российского
профессионального образования являются практико-ориентированные и
интерактивные технологии, направленные на формирование личностных
компетенций специалиста. Ставится задача обновления профессионального
образования на компетентностной основе путем усиления практической
направленности
профессионального
образования
при
сохранении
его
фундаментальности.
В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на
формирование профессиональных компетенций специалиста, ведущими
технологиями
становятся
практико-ориентированные
и
интерактивные
стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа
мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными
умениями по организации учебного процесса в новых условиях. Новые
технологии
направлены
на
практическую
реализацию
психолого-
педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию
педагога и обучаемых.
Дидактические характеристики этих технологий складываются из
следующих особенностей учебно-воспитательного процесса:
• проблемной структуры учебной информации;
• практической направленности учебных занятий;
• индивидуализации в подходе к учебным возможностям студентов;
• возможности реализации в ходе учебных занятий продуктивных форм
деятельности: проектирования, моделирования, конструирования;
Сегодня существует множество известных технологий обучения,
которые
можно
отнести
к
практико-ориентированным:
технология
критического мышления, интерактивные технологии обучения, проектная
технология,
технология
проблемного
обучения,
информационно-
коммуникационные технологии и др.
Элементы этих технологий, различные приемы и методы обучения,
способствующие
формированию
практических
навыков,
умений
профессиональной деятельности широко применяются в деятельности
педагогического коллектива колледжа. В системе СПО можно выделить
несколько направлений к практико-ориентированному образованию. С одной
стороны практико-ориентированное образование связывают с организацией
учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его
погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о
профессии с требованиями, предъявляемыми реальным работодателем,
осознания собственной роли в работе. С другой стороны, считается наиболее
эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий
обучения, способствующих формированию у студентов значимых для
будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений
и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных
обязанностей по избранной специальности. А также, становление практико-
ориентированного образования связывают с использованием возможностей
контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и
непрофильных дисциплин.
К практико-ориентированным образовательным технологиям, можно
отнести технологии интерактивного обучения, технологии контекстно-
компетентностного обучения, технологии модульного обучения, технологии
саморегулируемого учения.
Создание
процесса
практико-ориентированного
обучения
даст
возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к
будущей
профессии,
возможности
построений
целостного
учебного
процесса,
создаст
условия
для
целенаправленного
формирования
конкурентоспособности будущих работников.
Таким
образом,
реализация
практико-ориентированного
подхода
способствует совершенствованию существующих образовательных программ
и технологий создания условий для подготовки работников отраслевых и
региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем
профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности
в современных условиях.
При реализации практико-ориентированного обучения необходимо
учитывать следующие принципы:
- принцип практико-ориентированного целеполагания;
- принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;
- принцип продуктивности обучения;
- принцип первичности образовательной продукции студента;
- принцип ситуативности обучения;
- принцип образовательной рефлексии.
В целях реализации указанных мною выше принципов внедрения
практико-ориентированности в учебный процесс, необходимо обеспечить ряд
базовых предпосылок:
- мотивационное обеспечение учебного процесса;
- связь обучения с практикой;
- сознательность и активность студентов в обучении.
В
рамках
практико-ориентированного
обучения
развивается
внутренняя мотивация студента, так как появляется возможность свободного
выбора способов решения обсуждаемой проблемы; студенты ощущают
собственную компетентность; переживают собственную автономию.