Напоминание

Реализация принципа практико-ориентированного обучения в работе с обучающимися


Автор: Сидоркина Екатерина Сергеевна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ССТ
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Реализация принципа практико-ориентированного обучения в работе с обучающимися
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Реализация принципа практико-ориентированного обучения в работе с

обучающимися на учебных практиках по геодезии

Одним

из

направлений

развития

и

модернизации

российского

профессионального образования являются практико-ориентированные и

интерактивные технологии, направленные на формирование личностных

компетенций специалиста. Ставится задача обновления профессионального

образования на компетентностной основе путем усиления практической

направленности

профессионального

образования

при

сохранении

его

фундаментальности.

В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на

формирование профессиональных компетенций специалиста, ведущими

технологиями

становятся

практико-ориентированные

и

интерактивные

стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа

мышления преподавателей и соответственно овладение ими комплексными

умениями по организации учебного процесса в новых условиях. Новые

технологии

направлены

на

практическую

реализацию

психолого-

педагогических условий, оптимально адаптированных к взаимодействию

педагога и обучаемых.

Дидактические характеристики этих технологий складываются из

следующих особенностей учебно-воспитательного процесса:

• проблемной структуры учебной информации;

• практической направленности учебных занятий;

• индивидуализации в подходе к учебным возможностям студентов;

• возможности реализации в ходе учебных занятий продуктивных форм

деятельности: проектирования, моделирования, конструирования;

Сегодня существует множество известных технологий обучения,

которые

можно

отнести

к

практико-ориентированным:

технология

критического мышления, интерактивные технологии обучения, проектная

технология,

технология

проблемного

обучения,

информационно-

коммуникационные технологии и др.

Элементы этих технологий, различные приемы и методы обучения,

способствующие

формированию

практических

навыков,

умений

профессиональной деятельности широко применяются в деятельности

педагогического коллектива колледжа. В системе СПО можно выделить

несколько направлений к практико-ориентированному образованию. С одной

стороны практико-ориентированное образование связывают с организацией

учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его

погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о

профессии с требованиями, предъявляемыми реальным работодателем,

осознания собственной роли в работе. С другой стороны, считается наиболее

эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий

обучения, способствующих формированию у студентов значимых для

будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений

и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных

обязанностей по избранной специальности. А также, становление практико-

ориентированного образования связывают с использованием возможностей

контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и

непрофильных дисциплин.

К практико-ориентированным образовательным технологиям, можно

отнести технологии интерактивного обучения, технологии контекстно-

компетентностного обучения, технологии модульного обучения, технологии

саморегулируемого учения.

Создание

процесса

практико-ориентированного

обучения

даст

возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к

будущей

профессии,

возможности

построений

целостного

учебного

процесса,

создаст

условия

для

целенаправленного

формирования

конкурентоспособности будущих работников.

Таким

образом,

реализация

практико-ориентированного

подхода

способствует совершенствованию существующих образовательных программ

и технологий создания условий для подготовки работников отраслевых и

региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем

профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности

в современных условиях.

При реализации практико-ориентированного обучения необходимо

учитывать следующие принципы:

- принцип практико-ориентированного целеполагания;

- принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;

- принцип продуктивности обучения;

- принцип первичности образовательной продукции студента;

- принцип ситуативности обучения;

- принцип образовательной рефлексии.

В целях реализации указанных мною выше принципов внедрения

практико-ориентированности в учебный процесс, необходимо обеспечить ряд

базовых предпосылок:

- мотивационное обеспечение учебного процесса;

- связь обучения с практикой;

- сознательность и активность студентов в обучении.

В

рамках

практико-ориентированного

обучения

развивается

внутренняя мотивация студента, так как появляется возможность свободного

выбора способов решения обсуждаемой проблемы; студенты ощущают

собственную компетентность; переживают собственную автономию.



В раздел образования