Автор: Никулина Юлия Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Д/С № 168 о.в
Населённый пункт: ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, МАГНИТОГОРСК
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Шахматы
Раздел: дошкольное образование
Рабочая программа «Шахматы»
.
Информационная карта программы
Наименование
Программы
Рабочая программа «Шахматы» для детей от 6 до 7 лет.
Сроки
реализации
Программы
2022-2023 годы
Цель
Программы
Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и
любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;
создание
условий
для
личностного
и
интеллектуального
развития
старших
дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в
шахматы.
Задачи
Программы
1.Популяризация шахматной игры среди детей дошкольного образовательного
учреждения.
2.Организация здорового досуга.
3.Подготовка детей владеющих элементарными основами шахматной игры.
4.Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию
решений.
5.Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.
Ожидаемые
результаты
1.Обучить шахматной игре как можно больше дошкольников.
2.Подготовить
детей
к
школе,
благодаря
шахматам,
развивать
их
интеллектуальный уровень, логическое мышление, память, внимание, усидчивость.
3.Довести обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста до более
высокого уровня.
Пояснительная записка
Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы, первый год" И.Г.Сухина,
который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным
количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста
«Шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию
психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при
изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование
приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир
шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме
рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об
элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным
миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо
поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются
шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут
интересны дошкольникам.
Категория детей, занимающаяся шахматами - это группа детей старшего дошкольного возраста.
Непосредственно образовательная деятельность по игре в шахматы проводится 1 раз в неделю во
вторую половину дня.
Продолжительность - 30 минут.
Количество детей: 10 человек.
Этапы реализации программы: 1 год.
Учебный план охватывает 4 блока: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная расстановка
фигур, ходы и взятие фигур. Каждый блок рассчитан на определённое количество занятий и часов.
Календарно-тематическое планирование
.
№
занятия
Тема
Программные задачи
Методические приёмы
1
Шахматная
доска.
Познакомить детей с шахматным королевством.
Рассказать
о
том,
что
игра
в
шахматы
–
занимательная игра. Заинтересовать детей через
увлекательные и достоверные факты.
Познакомить с шахматной доской: её формой,
белыми и черными полями. Чередованием белых и
черных полей на шахматной доске. Закрепить
умение пользоваться линейкой и карандашом,
ориентироваться на тетрадном листе.
Рассказ об истории шахмат, чтение
отрывка
из
дидактической
сказки
«Удивительные приключения шахматной
доски».
Беседа по содержанию сказки.
Чтение – инсценировка дидактической
сказки «Котята –Хвастунишки». Беседа.
2
Шахматная
доска
Продолжить знакомить детей с шахматным
королевством. Формирование представлений о
правилах размещения шахматной доски между
партнерами.
Введение понятия «Горизонталь», «Вертикаль»
Показ, беседа.
Чтение сказки «Шахматная беседка».
И.Г. Сухина.
Дидактические
задания
и
игры
«Горизонталь», «Вертикаль».
3
Шахматная
доска.
Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и
вертикали. Большая белая и большая черная
диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма
центра. Количество полей в центре.
Упражнять
детей
в
быстром
и
правильном
нахождении полей, вертикалей, горизонталей и
диагоналей, показывая и называя их вслух.
Дидактическое задание и игры
«Поиграем- угадаем», «Диагональ» ,
«Горизонтально-вертикально-
диагональная игра».
Беседа.
4
Шахматные
фигуры
Познакомить с шахматными фигурами; развитие
интереса к игре, внимания.
Чтение
сказки
«Чудесные
фигуры».
Дидактические
задания
и
игры
"Волшебный
мешочек",
"Угадайка",
"Секретная
фигура",
"Угадай",
"Что
общего?"
5
Начальное
положение
Познакомить детей с расстановкой фигур перед
шахматной
партией.
Связью
между
горизонталями,
вертикалями,
диагоналями
и
начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь
любит свой цвет".
Показ, объяснение.
Стихотворение
«о
правильной
расстановке
шахмат»
для
облегчения
запоминания начальной позиции.
Дидактические
задания
и
игры
"Мешочек", "Да и нет", "Мяч".
6
Слон.
Формировать представлений о шахматной фигуре
«слон», Месте слона в начальном положении.
Ходом
слона,
взятием.
Разноцветные
и
одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая
фигуры
Чтение сказки «Совсем этот слон на
слона не похож» Дидактические задания
"Лабиринт",
"Перехитри
часовых",
"Один в поле воин",
7
Слон.
Закрепить представления о шахматной фигуре
«слон». Отработка практических навыков
Отгадывание загадки о слоне
Ответы на вопросы «Шахматной
шкатулки» Дидактические задания
"Лабиринт", "Перехитри часовых",
"Один в поле воин", "Кратчайший путь".
8
Ладья.
Познакомить с шахматной фигурой «Ладья»,
местом ладьи в начальном положении, ходами.
Развивать внимание.
Чтение
дидактической
сказки
"Я
–
Ладья"
Рассказ
о
месте
ладьи
в
начальном
положении.
Ход
ладьи.
Взятие. Дидактические задания и игры
"Лабиринт",
"Перехитри
часовых",
"Один в поле воин", "Кратчайший путь".
9
Ладья.
Продолжить
знакомить
детей
с
шахматной
фигурой – ладья. Показать позиции фигуры,
различные
ходы.
Развивать
воображение,
Ответы на вопросы «Шахматной
шкатулки»
Дидактические игры "Захват
сообразительность, быстроту реакции, мелкую
моторику рук.
контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на
уничтожение" "Ограничение
подвижности".
10
Ладья
против
слона.
Отрабатывать практические навыки игры ладьей.
Развивать
внимание,
логическое
мышление,
смекалку, мелкую моторику
Дидактические
задания
"Перехитри
часовых",
,
"Атака
неприятельской
фигуры",
"Двойной
удар",
"Взятие",
"Защита",
"Выиграй
фигуру".
Дидактические
игры,
"Игра
на
уничтожение" (ладья против слона, две
ладьи против слона,
11
Ферзь.
Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь»,
местом ферзя в начальном положении, ходами
ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая
фигура»
Чтение дидактической сказки "Кони
черные и белые»
"Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на
уничтожение" (ферзь против ферзя),
"Ограничение подвижности".
12
Ферзь.
Отрабатывать практические навыки игры ферзем.
Развивать
внимание,
логическое
мышление,
смекалку, мелкую моторику
Дидактические игры « Игра на
уничтожение», «Захват контрольного
поля», «ограничение подвижности».
13
Ферзь
против
ладьи и слона.
Вспомнить ходы ладьи, слона, ферзя.
Закреплять знания и отрабатывать практические
навыки игры ферзем.
Практические упражнения.
Дидактические
задания
«Атака
неприятельской
фигуры»,
«Двойной
удар», «Взятие», «Выиграй фигуру» и
т.д.
14
Конь.
Познакомить с шахматной фигурой «Конь»,
местом ладьи в начальном положении, ходами.
Рассказать и показать сложность ходов
коня Ход коня, взятие. Конь – легкая
Развивать внимание, умение отстаивать свою
позицию.
фигура.
Дидактические
задания
"Лабиринт",
"Перехитри
часовых",
"Один в поле воин", "Кратчайший путь".
15
Конь.
Продолжать знакомить с шахматной фигурой
«Конь» Развивать ловкость и смекалку,
ориентировку в пространстве, способность думать,
мыслить, анализировать. Активизировать словарь.
Показать позицию в которой конь ставить
«вилку».
Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Игра на
уничтожение" (конь против коня, два
коня против одного, один конь против
двух, два коня против двух),
"Ограничение подвижности".
Д/и «Секретная фигура
16
Конь против
ферзя, ладьи,
слона
Продолжить знакомить детей с шахматной
фигурой – конь. Показать позиции фигуры,
различные ходы. Развивать воображение,
сообразительность, быстроту реакции, мелкую
моторику рук.
Д/и «Волшебный мешочек»
Дидактические задания "Перехитри
часовых", "Сними часовых", "Атака
неприятельской фигуры", "Двойной
удар", "Взятие", "Выиграй фигуру".
Дидактические игры "Захват
контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на
уничтожение" "Ограничение
подвижности".
17
Пешка
Познакомить с местом пешки в начальном
положении; понятиями: ладейная, коневая,
слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход
пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение
пешки.
Чтение дидактической сказки "Детский
сад "Чудесная Пешка"
Рассказ о пешке. Дидактические задания
"Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и
«Волшебный мешочек»
18
Пешка.
Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить
«сражаться пешками». Поощрять стремление
высказывать свое мнение.
Дидактические задания: «Ограничение
подвижности», "Перехитри часовых",
"Сними часовых", "Атака
неприятельской фигуры", "Двойной
удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй
фигуру". Дидактические игры "Захват
контрольного поля"
19
Пешка против
ферзя, ладьи,
слона, коня.
Продолжать знакомить детей с пешкой.
Отрабатывать умение «сражаться пешками».
Приобщать детей в ходе решения занимательных
задач к элементарной творческой деятельности.
Поощрять стремление высказывать свое .мнение.
Дидактические игры: "Игра на
уничтожение" (пешка против пешки, две
пешки против одной, одна пешка против
двух, две пешки против двух),
"Ограничение подвижности", Атака
неприятельской фигуры», «Двойной
удар», «Взятие», «Защита» и т.д.
20
Король.
Место короля в начальном положении.
Показать, как ходит король. Взятие. Разучить
правило «Королей не уничтожают» и что оно
означает. Развивать внимание, способность
работать по правилам, умение мыслить, находить
правильное решение, отстаивать своё мнение.
Формировать представления о волшебном
квадрате, который король использует в игре.
Рассказ о месте короля в начальном
положении. Ход короля, взятие. Короля
не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Дидактические задания: «Один в поле
воин", "Кратчайший путь". Чтение и
инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба
Яга". Рассказ о волшебном квадрате,
который король использует в игре.
21
Король
против
других фигур.
Продолжать знакомить детей с королем.
Развивать
способность
думать,
мыслить,
рассуждать
и
анализировать.
Активизировать
словарь.
"Двойной
удар",
"Взятие".
Дидактические
игры
"Захват
контрольного
поля",
"Защита
контрольного
поля",
"Ограничение
подвижности".
22
Шах.
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Три способа защиты от шаха.
Формировать представление о позиции «шах»
Развивать способность думать, мыслить,
Дидактические задания "Шах или не
шах", "Дай шах", "Пять шахов", Шах с
выигрышем фигуры»,"Защита от шаха".
рассуждать и анализировать. Активизировать
словарь.
23
Шах.
Закрепить представления детей о позиции «шах».
Открытый шах. Двойной шах. Развивать
логического мышления умения доказывать
правильность решения, опровергать
неправильные, сообразительность, быстроту
реакции. Воспитывать умение выслушивать
других детей.
Дидактические задания "Дай открытый
шах", "Дай двойной шах". Дидактическая
игра " Первый шах".
24
Мат.
Формировать представления о том, что такое
«Мат». Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном,
конем,
пешкой.
Упражняться
в
определении
шахматных ситуаций.
Чтение сказки "До свидания, Шахматная
страна".
Дидактическое задание "Мат или не
мат".
25
Мат.
Закрепить представления детей о позиции «Мат».
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой (простые примеры).
Дидактическое задание «Мат в один
ход».
26
Мат.
Закрепить представления детей о позиции «мат».
Мат в один ход: сложные случаи с большим
количеством фигур. Развивать быстроту реакции.
Воспитывать организованность
Дидактическое задание "Мат в один ход",
«Пять матов», «Пропавшая фигура».
27
Ничья. Пат.
Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры
на пат. Формировать представлений о положении
«пат» .
Чтение сказки "Мат и пат", Рассказ о
позициях «мат» и «пат»
Дидактическое задание "Пат или не пат".
28
Рокировка.
Познакомить с понятием «Рокировка». Длинная и
короткая рокировка. Правила рокировки. Зачем
нужна
рокировка.
Как
делается
рокировка.
Развивать
творческое
мышление,
логическое
мышление, способствовать умению доказывать
Дидактическое
задание
"Рокировка",
«Мат в один ход», «Выиграй фигуру».
правильность
своего
решения,
развитию
интеллекта.
29
Шахматная
партия.
Закреплять знания детей о пройденном материале.
Игра всеми фигурами из начального положения.
Практические навыки, рассматривание
иллюстраций. Дидактическая игра «Два
хода».
30
Шахматная
партия.
Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из
начального положения.
Практические навыки.
31
Шахматная
партия.
Демонстрация коротких партий. Игра всеми
фигурами из начального положения.
Практические навыки.
32
Шахматная
партия.
Игра всеми фигурами из начального положения.
Практические навыки.
33
Шахматная
партия.
Игра всеми фигурами из начального положения.
Практические навыки.
34
Шахматная
партия.
Игра всеми фигурами из начального положения.
Практические навыки.
35
Шахматный
турнир
Закреплять знания игры в шахматы
.
Соревнования.
36
Мониторинг.
,
Методика обследования уровня развития умений и навыков детей
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и
тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и
называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их
отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет
самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром
темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает
навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие,
внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать
правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать,
мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные
партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их
из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и
сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и
правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название
шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше»,
«меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не
всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и
называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных
фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные
партии.
Ф.и.
ребёнка
знать
уметь
Знает
шахматные
термины:поле,
горизонталь,
вертикаль
Название
шахматных
фигур и их
отличия
Правил
а хода,
взятие
каждой
фигуры
Ориентировк
а
на
шахматной
доске
.
Играть
каждой
фигурой
Правльно
распологат
ь доску
Правильно
располагат
ь фигуры
Умение
переме
щать
фигуры
Решать
простые
шахматн
ые
задачи
Требования к уровню подготовки воспитанников
Должны знать:
Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры,
начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
Правила хода, взятие каждой фигуры.
Должны уметь:
Ориентироваться на шахматной доске;
Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения
шахматных правил;
Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
Правильно располагать фигуры перед игрой;
Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
Решать простые шахматные задачи.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных
турниров, эстафет, викторин, соревнований.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры.