Автор: Марина Викторовна Горина
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№ 37
Населённый пункт: г.Каменск Шахтинский Ростовская область
Наименование материала: Занятие
Тема: Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-ти летнего возраста на тему: «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»
Раздел: дошкольное образование
муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский сад комбинированного вида № 37 города Каменск-Шахтинский
Конспект подгруппового логопедического занятия
с детьми 6-ти летнего возраста на тему:
«Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»
Занятие подготовила
учитель-логопед:
Горина М.В.
2020 г
Тема: Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.
Цель: Закреплять произношение звука «Р» в словах и предложениях.
Задачи:
создавать эмоциональный фон занятия,
подготовить артикуляционный аппарат к произнесению звука «Р»,
уточнить артикуляционный уклад при произнесении звука «Р»,
закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях,
развивать фонематический слух, фонематический анализ, мышление,
мелкую и общую моторику, память, зрительное восприятие, внимание,
уточнить словарь по лексической теме «Одежда»,
подвести итоги занятия и оценить работу каждого ребёнка на данном
занятии
Оборудование: иллюстрации с изображениями сказочных персонажей,
иллюстрации к загадкам, индивидуальные зеркала, магниты, пособие к
артикуляционной гимнастике, корзинка с сюрпризами, игра «Посмотри и
отгадай»,
иллюстрации
шкафа
и
стиральной
машины,
карточки
с
изображением одежды, массажные мячики, салфетки.
Методы: словесные, наглядные.
Логопедическое заключение: фонетическое недоразвитие речи,
артикуляторно-фонетическая дислалия (ротацизм).
Предварительная работа:
подготовка артикуляционного аппарата к постановке неправильно
произносимых
детьми
звуков;
развитие
фонематического
слуха,
фонематического анализа и синтеза;
постановка звука «Р»;
автоматизация звука «Р» в слогах;
автоматизация звука «Р» в словах;
автоматизация звука «Р» в предложениях.
2
План занятия:
1.
Организация начала занятия.
2.
Артикуляционная гимнастика.
3.
Уточнение артикуляционного уклада.
4.
«Отгадывание загадок».
5.
Физкультминутка.
6.
«Поймай звук».
7.
«Посмотри и отгадай».
8.
«Разложи вещи».
9.
«Разноцветные мячики».
10. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.
Литература:
Баскакина, И. В. День рождения Р. Логопедические игры [Текст] / И. В.
Баскакина, М. И. Лынская. – М. : Айрис-пресс, 2012. – 32с. : ил.
Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи [Текст] /
Н. С. Жукова. – М. : Эксмо, 2008. – 120 с. : ил.
Игры
для
развития
мелкой
моторики
рук
с
использованием
нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. – СПб. :
ДЕТСТВО – ПРЕСС,2013. – 96с.
Метельская, Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях
[Текст] / Н. Г. Метельская. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
Синицына, И. Ю. Буду чисто говорить [Текст] : логопедическое
пособие в стихах / И. Ю. Синицына. – М. : Издательство института
психотерапии, 2002. : 284 с. : ил.
3
Деятельность логопеда
Деятельность детей
Примечание
1. Организация начала занятия.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня
мы с вами отправимся в
сказочную страну. А поможет
нам в этом наша сказочная гостья.
Кто она вы узнаете, отгадав
загадку.
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
- Да, это действительно Красная
Шапочка. Она пришла нам
помочь не только отправиться в
сказочную страну, но и
посмотреть наше с вами занятие.
Сначала давайте покажем ей, как
мы выполняем артикуляционную
гимнастику.
-Здравствуйте
- Красная Шапочка
Логопед на
протяжении всего
занятия следит за
правильной
осанкой детей и
за правильным
произношением и
построением ими
фраз.
Иллюстрация
Красной
Шапочки.
2. Артикуляционная гимнастика.
Покажите, пожалуйста,
упражнения:
«Лопаточка»,
«Качели»,
«Часики»,
Дети вместе с
логопедом
выполняют
артикуляционные
упражнения перед
Индивидуальные
зеркала.
Пособие к
артикуляционной
гимнастике.
4
«Вкусное варенье»,
«Почистим зубы»,
«Лошадка»,
«Барабанщик»,
«Маляр»,
«Грибок»,
«Посади бабочку на цветок»
- Молодцы. Теперь Красная
Шапочка запомнила все
артикуляционные упражнения,
которые вы сейчас выполняли.
зеркалами.
Логопед следит
за правильным
выполнением
артикуляционных
упражнений.
3. Уточнение артикуляционного уклада.
-Давайте все вместе произнесём
звук «Р».
- Скажите мне звук «Р» какой:
согласный или гласный?
- Звук «Р»: глухой или звонкий?
- Звук «Р»: твёрдый или мягкий?
- Какую форму у нас принимают
губы, когда мы произносим звук
«Р»?
- Где у нас находится язык, когда
мы произносим звук «Р»?
- При произнесении звука «Р» как
ведёт себя кончик языка?
Дети вместе с
логопедом
произносят звук «Р».
- Звук «Р» согласный.
- Звук «Р» звонкий.
- Звук «Р» твёрдый.
- Когда мы
произносим звук «Р»,
губы растянуты в
улыбку.
- Язык находится за
передними верхними
зубами, когда мы
произносим звук «Р».
- При произнесении
звука «Р» кончик
Индивидуальные
зеркала.
5
- Молодцы, вы правильно
ответили на все вопросы.
А теперь давайте проговорим звук
«Р» в слогах, повторяйте за мной:
Ра – ра – ра,
Ро – ро – ро,
Ру – ру – ру,
Ры – ры – ры.
-Молодцы, ребята.
языка «дрожит».
Дети повторяют
слоги за логопедом.
4. «Отгадывание загадок»
- Красной Шапочке понравилось,
как вы отвечали на вопросы, и она
зовёт нас с собой в сказочную
страну. Вы согласны отправиться
навстречу приключениям?
По тропинке мы пришли к
высокой башне, в которой сидит
девушка с длинными золотыми
волосами, по имени Рапунцель.
Чтобы спуститься с башни ей
нужно отгадать загадки злой феи.
Поможем ей в этом? Будьте
внимательны, в каждом слове-
отгадке есть звук «Р», определите
место этого звука в слове.
Логопед читает загадки:
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!..
В них ни въехать, ни войти.
Дети отвечают.
Дети отгадывают
загадки и определяют
место звука «Р» в
словах.
- Радуга. Звук «Р»
находится в начале
слова.
Иллюстрация
Рапунцель
Иллюстрации к
загадкам.
6
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ...
Он большой, как мяч
футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.
Приманку сорвала
И, не сказав «спасибо»,
Куда – то уплыла
Невежливая …
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый ...
- Сорока. Звук «Р»
находится в середине
слова.
- Арбуз. Звук «Р»
находится в середине
слова.
- Светофор. Звук «Р»
находится в конце
слова.
- Рыба. Звук «Р»
находится в начале
слова.
- Корова. Звук «Р»
находится в середине
слова.
- Мухомор. Звук «Р»
7
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он ...
- Молодцы. Рапунцель благодарит
вас за помощь, а сама
отправляется во дворец искать
своих родителей.
находится в конце
слова.
- Жираф. Звук «Р»
находится в середине
слова.
5. Физкультминутка.
- А мы с вами вышли на залитую
солнцем лужайку, по которой
бежал мальчик с золотым
ключиком в руке. Ребята, кто же
это?
- Правильно. Мы с вами знаем
физкультминутку про Буратино.
Давайте её вспомним. Выходите
из-за своих парт. Проговаривайте
слова и повторяйте все движения
за мной.
Логопед проговаривает
стихотворение и выполняет
движения вместе с детьми.
- Буратино потянулся,
- Это Буратино.
Дети выходят из – за
парт. Проговаривают
слова и повторяют
все движения за
логопедом.
Иллюстрация
Буратино.
8
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
-Молодцы, занимайте свои места.
Дети занимают свои
места.
6. «Поймай звук»
- Ребята, а вы знаете, что
Буратино пошёл учиться в школу.
Там ему задали очень сложное
задание. И он просит нас с вами
помочь ему.
-Для этого нам надо отделить
друг от друга слова, в которых
есть звук «Р» от слов, в которых
звука «Р» нет.
-Я буду читать слова. А вы, когда
услышите слово со звуком «Р»,
хлопаете в ладоши. Если же в
слове нет звука «Р», то не
хлопаете.
Логопед читает слова:
- Рыба, лес, ландыш, рубашка,
рысь, конфета, шкаф, арбуз,
самовар, окно, карандаш, ручка,
снег, книга, тетрадь, пакет, мотор,
забор, хлеб, печенье, шоколад,
ручей, зебра, песок, собака,
Дети, услышав слово
со звуком «Р»,
хлопают в ладоши.
Если же в слове нет
звука «Р», то не
хлопают.
9
трамвай, автобус, салфетка,
кролик, воробей.
-Молодцы, ребята, Буратино
благодарит вас за то, что вы
помогли ему выполнить это
задание. И теперь он смело может
идти в школу. А нам пора идти
дальше.
7. «Посмотри и отгадай»
- Весело шагая по дорожке, мы
вышли к морю. Там на берегу
сидела и скучала Русалочка.
Увидев нас, она предложила
выложить букву Р из камешков.
- Ну, что поиграем ребята с
камешками?
- Русалочке понравилось играть с
вами, но ей нужно торопиться на
встречу к своим друзьям. А мы
отправляемся путешествовать
дальше по сказочной стране.
Дети отвечают.
ДЕТИ выкладывают.
Иллюстрация
Русалочки.
Перед детьми
шаблон из буквы
«Р» и камешки
МАРБЛС.
8. «Разложи вещи»
- Красная Шапочка вспомнила,
что её дома тоже ждут дела. И
пригласила нас к себе в гости. Ей
нужно разложить вещи на свои
места. Поможем ей в этом?
- Вещи, в названии которых есть
звук «Р» мы кладём в стиральную
Дети отвечают.
Иллюстрации
шкафа и
10
машину. А вещи, в названии
которых нет звука «Р» - в шкаф.
-Молодцы. Красная Шапочка
очень обрадовались, что вы
помогли ей разложить вещи.
Дети называют и
кладут вещи, в
названии которых
есть звук «Р» - в
стиральную машину.
Вещи, в названии
которых нет звука
«Р» - в шкаф.
стиральной
машины.
Карточки с
изображением
одежды.
9. «Разноцветные мячики»
- Ребята, давайте покажем
Красной Шапочке, нашу игру
«Разноцветные шарики».
Логопед проговаривает
стихотворение и выполняет
движения вместе с детьми.
Жираф у озера бродил,
А крокодил его дразнил.
- Жара, не правда ли, жираф?
- А мне прохладно. Я не прав?
Вам крокодил узнать пора,
Жирафам не страшна жара!
-Красной Шапочке понравилась
наша игра. Ребята, но нам уже
пора возвращаться из сказочной
Проговаривают слова
и повторяют все
движения за
логопедом.
(Катают мячик в
руках, делая
движения вперёд –
назад, вправо – влево
между ладонями)
Массажные
мячики.
11
страны в наш садик.
10. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.
-Наше с вами занятие подходит к
концу. Давайте вспомним, о
каком звуке мы сегодня
говорили?
- Скажите мне звук «Р» какой:
согласный или гласный?
- Звук «Р»: глухой или звонкий?
- Звук «Р»: твёрдый или мягкий?
- Какую форму у нас принимают
губы, когда мы произносим звук
«Р»?
- Где у нас находится язык, когда
мы произносим звук «Р»?
- При произнесении звука «Р» как
ведёт себя кончик языка?
- Да, это действительно так. Кто
мне скажет, какие задания мы
выполняли сегодня на занятии?
-Какое задание вам понравилось
больше всего?
-Каких сказочных персонажей мы
сегодня с вами встретили?
-Ребята, скажите, а какая гостья
помогла нам отправиться в
сказочную страну?
Мы говорили о звуке
«Р».
- Звук «Р» согласный.
- Звук «Р» звонкий.
- Звук «Р» твёрдый.
- Когда мы
произносим звук «Р»,
губы растянуты в
улыбку.
- Язык находится за
передними верхними
зубами, когда мы
произносим звук «Р».
- При произнесении
звука «Р» кончик
языка «дрожит».
Дети перечисляют
выполненные
задания.
Дети отвечают.
-Это Красная
Шапочка.
Индивидуальные
зеркала.
12
-Молодцы, ребята правильно
ответили на все мои вопросы.
-Красной Шапочке очень
понравилось, как вы выполняли
артикуляционные упражнения,
быстро и правильно справлялись
с заданиями, которые нам
приготовили другие сказочные
персонажи.
Логопед оценивает работу
каждого ребёнка и предлагает
детям дома поиграть с
родителями в игру «Разноцветные
мячики».
-Красная Шапочка обещает
прийти к нам в гости ещё. А
теперь она благодарит каждого из
вас за занятие и дарит вам по
маленькому сюрпризу.
Логопед раздаёт «сюрпризы»
детям.
-Спасибо за занятие. До свидания.
-До свидания.
Корзинка с
сюрпризами.
13