Напоминание

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-ти летнего возраста на тему: «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»


Автор: Марина Викторовна Горина
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№ 37
Населённый пункт: г.Каменск Шахтинский Ростовская область
Наименование материала: Занятие
Тема: Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-ти летнего возраста на тему: «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное

бюджетное

дошкольное

образовательное

учреждение

детский сад комбинированного вида № 37 города Каменск-Шахтинский

Конспект подгруппового логопедического занятия

с детьми 6-ти летнего возраста на тему:

«Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»

Занятие подготовила

учитель-логопед:

Горина М.В.

2020 г

Тема: Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.

Цель: Закреплять произношение звука «Р» в словах и предложениях.

Задачи:

создавать эмоциональный фон занятия,

подготовить артикуляционный аппарат к произнесению звука «Р»,

уточнить артикуляционный уклад при произнесении звука «Р»,

закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях,

развивать фонематический слух, фонематический анализ, мышление,

мелкую и общую моторику, память, зрительное восприятие, внимание,

уточнить словарь по лексической теме «Одежда»,

подвести итоги занятия и оценить работу каждого ребёнка на данном

занятии

Оборудование: иллюстрации с изображениями сказочных персонажей,

иллюстрации к загадкам, индивидуальные зеркала, магниты, пособие к

артикуляционной гимнастике, корзинка с сюрпризами, игра «Посмотри и

отгадай»,

иллюстрации

шкафа

и

стиральной

машины,

карточки

с

изображением одежды, массажные мячики, салфетки.

Методы: словесные, наглядные.

Логопедическое заключение: фонетическое недоразвитие речи,

артикуляторно-фонетическая дислалия (ротацизм).

Предварительная работа:

подготовка артикуляционного аппарата к постановке неправильно

произносимых

детьми

звуков;

развитие

фонематического

слуха,

фонематического анализа и синтеза;

постановка звука «Р»;

автоматизация звука «Р» в слогах;

автоматизация звука «Р» в словах;

автоматизация звука «Р» в предложениях.

2

План занятия:

1.

Организация начала занятия.

2.

Артикуляционная гимнастика.

3.

Уточнение артикуляционного уклада.

4.

«Отгадывание загадок».

5.

Физкультминутка.

6.

«Поймай звук».

7.

«Посмотри и отгадай».

8.

«Разложи вещи».

9.

«Разноцветные мячики».

10. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.

Литература:

Баскакина, И. В. День рождения Р. Логопедические игры [Текст] / И. В.

Баскакина, М. И. Лынская. – М. : Айрис-пресс, 2012. – 32с. : ил.

Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи [Текст] /

Н. С. Жукова. – М. : Эксмо, 2008. – 120 с. : ил.

Игры

для

развития

мелкой

моторики

рук

с

использованием

нестандартного оборудования [Текст] / О. А. Зажигина. – СПб. :

ДЕТСТВО – ПРЕСС,2013. – 96с.

Метельская, Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях

[Текст] / Н. Г. Метельская. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.

Синицына, И. Ю. Буду чисто говорить [Текст] : логопедическое

пособие в стихах / И. Ю. Синицына. – М. : Издательство института

психотерапии, 2002. : 284 с. : ил.

3

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Примечание

1. Организация начала занятия.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня

мы с вами отправимся в

сказочную страну. А поможет

нам в этом наша сказочная гостья.

Кто она вы узнаете, отгадав

загадку.

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

- Да, это действительно Красная

Шапочка. Она пришла нам

помочь не только отправиться в

сказочную страну, но и

посмотреть наше с вами занятие.

Сначала давайте покажем ей, как

мы выполняем артикуляционную

гимнастику.

-Здравствуйте

- Красная Шапочка

Логопед на

протяжении всего

занятия следит за

правильной

осанкой детей и

за правильным

произношением и

построением ими

фраз.

Иллюстрация

Красной

Шапочки.

2. Артикуляционная гимнастика.

Покажите, пожалуйста,

упражнения:

«Лопаточка»,

«Качели»,

«Часики»,

Дети вместе с

логопедом

выполняют

артикуляционные

упражнения перед

Индивидуальные

зеркала.

Пособие к

артикуляционной

гимнастике.

4

«Вкусное варенье»,

«Почистим зубы»,

«Лошадка»,

«Барабанщик»,

«Маляр»,

«Грибок»,

«Посади бабочку на цветок»

- Молодцы. Теперь Красная

Шапочка запомнила все

артикуляционные упражнения,

которые вы сейчас выполняли.

зеркалами.

Логопед следит

за правильным

выполнением

артикуляционных

упражнений.

3. Уточнение артикуляционного уклада.

-Давайте все вместе произнесём

звук «Р».

- Скажите мне звук «Р» какой:

согласный или гласный?

- Звук «Р»: глухой или звонкий?

- Звук «Р»: твёрдый или мягкий?

- Какую форму у нас принимают

губы, когда мы произносим звук

«Р»?

- Где у нас находится язык, когда

мы произносим звук «Р»?

- При произнесении звука «Р» как

ведёт себя кончик языка?

Дети вместе с

логопедом

произносят звук «Р».

- Звук «Р» согласный.

- Звук «Р» звонкий.

- Звук «Р» твёрдый.

- Когда мы

произносим звук «Р»,

губы растянуты в

улыбку.

- Язык находится за

передними верхними

зубами, когда мы

произносим звук «Р».

- При произнесении

звука «Р» кончик

Индивидуальные

зеркала.

5

- Молодцы, вы правильно

ответили на все вопросы.

А теперь давайте проговорим звук

«Р» в слогах, повторяйте за мной:

Ра – ра – ра,

Ро – ро – ро,

Ру – ру – ру,

Ры – ры – ры.

-Молодцы, ребята.

языка «дрожит».

Дети повторяют

слоги за логопедом.

4. «Отгадывание загадок»

- Красной Шапочке понравилось,

как вы отвечали на вопросы, и она

зовёт нас с собой в сказочную

страну. Вы согласны отправиться

навстречу приключениям?

По тропинке мы пришли к

высокой башне, в которой сидит

девушка с длинными золотыми

волосами, по имени Рапунцель.

Чтобы спуститься с башни ей

нужно отгадать загадки злой феи.

Поможем ей в этом? Будьте

внимательны, в каждом слове-

отгадке есть звук «Р», определите

место этого звука в слове.

Логопед читает загадки:

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Появились на пути!..

В них ни въехать, ни войти.

Дети отвечают.

Дети отгадывают

загадки и определяют

место звука «Р» в

словах.

- Радуга. Звук «Р»

находится в начале

слова.

Иллюстрация

Рапунцель

Иллюстрации к

загадкам.

6

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут ее ...

Он большой, как мяч

футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трехглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти.

Приманку сорвала

И, не сказав «спасибо»,

Куда – то уплыла

Невежливая …

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый ...

- Сорока. Звук «Р»

находится в середине

слова.

- Арбуз. Звук «Р»

находится в середине

слова.

- Светофор. Звук «Р»

находится в конце

слова.

- Рыба. Звук «Р»

находится в начале

слова.

- Корова. Звук «Р»

находится в середине

слова.

- Мухомор. Звук «Р»

7

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он ...

- Молодцы. Рапунцель благодарит

вас за помощь, а сама

отправляется во дворец искать

своих родителей.

находится в конце

слова.

- Жираф. Звук «Р»

находится в середине

слова.

5. Физкультминутка.

- А мы с вами вышли на залитую

солнцем лужайку, по которой

бежал мальчик с золотым

ключиком в руке. Ребята, кто же

это?

- Правильно. Мы с вами знаем

физкультминутку про Буратино.

Давайте её вспомним. Выходите

из-за своих парт. Проговаривайте

слова и повторяйте все движения

за мной.

Логопед проговаривает

стихотворение и выполняет

движения вместе с детьми.

- Буратино потянулся,

- Это Буратино.

Дети выходят из – за

парт. Проговаривают

слова и повторяют

все движения за

логопедом.

Иллюстрация

Буратино.

8

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик видимо нашёл,

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать.

-Молодцы, занимайте свои места.

Дети занимают свои

места.

6. «Поймай звук»

- Ребята, а вы знаете, что

Буратино пошёл учиться в школу.

Там ему задали очень сложное

задание. И он просит нас с вами

помочь ему.

-Для этого нам надо отделить

друг от друга слова, в которых

есть звук «Р» от слов, в которых

звука «Р» нет.

-Я буду читать слова. А вы, когда

услышите слово со звуком «Р»,

хлопаете в ладоши. Если же в

слове нет звука «Р», то не

хлопаете.

Логопед читает слова:

- Рыба, лес, ландыш, рубашка,

рысь, конфета, шкаф, арбуз,

самовар, окно, карандаш, ручка,

снег, книга, тетрадь, пакет, мотор,

забор, хлеб, печенье, шоколад,

ручей, зебра, песок, собака,

Дети, услышав слово

со звуком «Р»,

хлопают в ладоши.

Если же в слове нет

звука «Р», то не

хлопают.

9

трамвай, автобус, салфетка,

кролик, воробей.

-Молодцы, ребята, Буратино

благодарит вас за то, что вы

помогли ему выполнить это

задание. И теперь он смело может

идти в школу. А нам пора идти

дальше.

7. «Посмотри и отгадай»

- Весело шагая по дорожке, мы

вышли к морю. Там на берегу

сидела и скучала Русалочка.

Увидев нас, она предложила

выложить букву Р из камешков.

- Ну, что поиграем ребята с

камешками?

- Русалочке понравилось играть с

вами, но ей нужно торопиться на

встречу к своим друзьям. А мы

отправляемся путешествовать

дальше по сказочной стране.

Дети отвечают.

ДЕТИ выкладывают.

Иллюстрация

Русалочки.

Перед детьми

шаблон из буквы

«Р» и камешки

МАРБЛС.

8. «Разложи вещи»

- Красная Шапочка вспомнила,

что её дома тоже ждут дела. И

пригласила нас к себе в гости. Ей

нужно разложить вещи на свои

места. Поможем ей в этом?

- Вещи, в названии которых есть

звук «Р» мы кладём в стиральную

Дети отвечают.

Иллюстрации

шкафа и

10

машину. А вещи, в названии

которых нет звука «Р» - в шкаф.

-Молодцы. Красная Шапочка

очень обрадовались, что вы

помогли ей разложить вещи.

Дети называют и

кладут вещи, в

названии которых

есть звук «Р» - в

стиральную машину.

Вещи, в названии

которых нет звука

«Р» - в шкаф.

стиральной

машины.

Карточки с

изображением

одежды.

9. «Разноцветные мячики»

- Ребята, давайте покажем

Красной Шапочке, нашу игру

«Разноцветные шарики».

Логопед проговаривает

стихотворение и выполняет

движения вместе с детьми.

Жираф у озера бродил,

А крокодил его дразнил.

- Жара, не правда ли, жираф?

- А мне прохладно. Я не прав?

Вам крокодил узнать пора,

Жирафам не страшна жара!

-Красной Шапочке понравилась

наша игра. Ребята, но нам уже

пора возвращаться из сказочной

Проговаривают слова

и повторяют все

движения за

логопедом.

(Катают мячик в

руках, делая

движения вперёд –

назад, вправо – влево

между ладонями)

Массажные

мячики.

11

страны в наш садик.

10. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.

-Наше с вами занятие подходит к

концу. Давайте вспомним, о

каком звуке мы сегодня

говорили?

- Скажите мне звук «Р» какой:

согласный или гласный?

- Звук «Р»: глухой или звонкий?

- Звук «Р»: твёрдый или мягкий?

- Какую форму у нас принимают

губы, когда мы произносим звук

«Р»?

- Где у нас находится язык, когда

мы произносим звук «Р»?

- При произнесении звука «Р» как

ведёт себя кончик языка?

- Да, это действительно так. Кто

мне скажет, какие задания мы

выполняли сегодня на занятии?

-Какое задание вам понравилось

больше всего?

-Каких сказочных персонажей мы

сегодня с вами встретили?

-Ребята, скажите, а какая гостья

помогла нам отправиться в

сказочную страну?

Мы говорили о звуке

«Р».

- Звук «Р» согласный.

- Звук «Р» звонкий.

- Звук «Р» твёрдый.

- Когда мы

произносим звук «Р»,

губы растянуты в

улыбку.

- Язык находится за

передними верхними

зубами, когда мы

произносим звук «Р».

- При произнесении

звука «Р» кончик

языка «дрожит».

Дети перечисляют

выполненные

задания.

Дети отвечают.

-Это Красная

Шапочка.

Индивидуальные

зеркала.

12

-Молодцы, ребята правильно

ответили на все мои вопросы.

-Красной Шапочке очень

понравилось, как вы выполняли

артикуляционные упражнения,

быстро и правильно справлялись

с заданиями, которые нам

приготовили другие сказочные

персонажи.

Логопед оценивает работу

каждого ребёнка и предлагает

детям дома поиграть с

родителями в игру «Разноцветные

мячики».

-Красная Шапочка обещает

прийти к нам в гости ещё. А

теперь она благодарит каждого из

вас за занятие и дарит вам по

маленькому сюрпризу.

Логопед раздаёт «сюрпризы»

детям.

-Спасибо за занятие. До свидания.

-До свидания.

Корзинка с

сюрпризами.

13



В раздел образования