Автор: Новосельская Татьяна Николаевна
Должность: Педагог
Учебное заведение: МБОУ СКОШ № 128
Населённый пункт: город Снежинск, Челябинская область
Наименование материала: Вебинар
Тема: «Особенности взаимодействия учителя и тьютора в период подготовки и проведения уроков (занятий) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: начальное образование
«Особенности взаимодействия учителя и тьютора в период подготовки и проведения уроков (занятий)
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Т.Н. Новосельская,
учитель индивидуального обучения детей с РАС, воспитатель, тьютор
СОДЕРЖАНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
СЛАЙД
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема моего доклада: «Особенности взаимодействия учителя и тьютора в период
подготовки и проведения уроков (занятий) для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья».
До меня вы уже прослушали несколько вебинаров моих коллег из цикла
«Тьюторское сопровождение».
А моя задача показать вам, как учитель взаимодействует с тьютором в команде
на уроках и занятиях с детьми разными категорями в нашей школе.
Я являюсь учителем «Ритмики» в 1-м, во 2 – м и в 4 классах.
Обратите внимание на слайд.
Как видно из таблицы в 1-м классе обучаются дети по двум программа и у них
разные
курсы
коррекционно-развивающей
области
–
это
музыкально-
ритмические занятия и ритмика. Во 2-м классе учащиеся обучаются по трём
программам – это ритмика и двигательное развитие, как вы видите, у варианта
8.4. и 2 варианта одинаковые названия курса, но их содержание разное. В 4-м
классе учащиеся обучаются по таким программам коррекционно-развивающей
области как двигательное развитие и ритмика.
Вот
такой букет
программ
у
меня,
поэтому
помощь
тьютора считаю
необходимой. У нас в школе тьютор сопровождение оказывает детям с
расстройством аутистического спектра.
Как вы слышали из предыдущего доклада в одной из трудовых функций тьютора
прописано: что тьютор должен знать адаптированные общеобразовательные
программы, по которой обучается его подопечный. Поэтому совместно с
1
тьютором
мы
изучаем
адаптированные
общеобразовательные
программы,
которые будем реализовывать в отношении этих детей.
Когда мы с тьютором приступили к изучению этих программы, у нас возник
вопрос.
КАК
ЖЕ
ВЫСТРОИТЬ
РАБОТУ
С
ТАКИМ
КОЛИЧЕСТВОМ
ПРОГРАММ?
Главное, изучив адаптированные общеобразовательные программы понять, к
каким планируемым результатам к концу года мы должны прийти, чтобы дети
успешно освоили свою коррекционно-развивающую область.
Так как объем планируемых результатов большой, я решила взять и показать из
тематического планирования одну из тем курса - «Игры в кругу».
Давайте, рассмотрим планируемые результаты.
Возьмем две программы.
1вариант и вариант 8.3
Что общего у этих программ? (ПАУЗА, ответы)
Да, категории детей той и иной группы имеют степень легкой умственной
отсталости.
А отличаются чем? (ПАУЗА, ответы)
Да, ребенок, который обучается по варианту 8.3 имеет ещё и расстройство
аутистического спектра.
Как вы знаете, планируемые результаты делятся на личностные и предметные
результаты. Мы обратимся к предметным результатам.
Изучив предметные результаты этих двух программ, мы выделили для себя
главное.
Дети, обучающиеся по 1 варианту должны научиться не только выполнять
инструкцию в соответствии с заданием учителя, чувствовать, слышать и
определять характер музыки, но и действовать под неё.
А у ребенка, обучающегося по программе 8.3 передо мной стоит иная задача.
2
Научить по инструкции вставать в круг.
И под музыку выполнять хлопки в ладоши.
А что общего у детей, которые обучаются по этим программам: 2 вариант и
вариант 8.4.? (ПАУЗА, ответы)
Да, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
А отличаются? (ПАУЗА, ответы)
Совершенно верно, ребенок 8.4 – это ребенок с расстройством аутистического
спектра.
Какие задачи перед нами стоят?
Здесь базовые учебные действия.
Ребенок 2-го варианта должен освоить доступный способ контроля над функцией
своего тела, а у ребенка с РАС по варианту 8.4 задача по формированию
элементарных навыков учебного поведения: направлять взгляд на говорящего
взрослого, на задание, зайти просто в другое помещение.
Давайте рассмотрим действия учителя и тьютора во время самого
образовательного процесса.
Что делает учитель: обучает, даёт инструкции, задания, адаптирует
дидактический материал, оценивает динамику, а тьютор: помогает, даёт
подсказки, дозирует учебную нагрузку, помогает адаптировать дидактический
материал и также как и учитель оценивает динамику.
Давайте, рассмотрим каждое действие подробно.
3
Первое действие: учитель обучает.
Специфика музыкально – ритмических занятий заключается в их тесной
взаимосвязи с некоторыми учебными и коррекционными предметами. А именно:
разучивание текста песен, потешек, игр, которые способствует приобретению
устной речи, обучению правильного дыхания, способствуют развитию дикции
ребёнка.
На моих занятиях, как и на других уроках, используется та же закономерность,
от простого к сложному: дети учатся ходьбе, бегу, элементарным построениям и
перестроениям, затем элементарным танцевальным движениям, а в последствии
и работать с предметами.
Действие тьютора - помогает освоить тот навык, который отрабатывается на
уроке.
Действие учителя - дать инструкцию. Инструкция означает порядок выполнения
например, правила на уроке или задания.
4
Действие тьютора - дать подсказу. Подсказка может быть физической или
вербальной. Главное здесь не дать ребенку ошибиться и закрепить правильный
ответ или проявление навыка, которому обучает учитель.
Дальше, учитель даёт задание или например, упражнение.
Учитель адаптирует, а тьютор помогает адаптировать дидактический материал.
Это хорошо видно на видео. Тьютор проводит диагностику предметов. Её задача
- понять, с каким из этих предметов ребенок будет готов работать на уроках.
ВИДЕО: ХОРОВОДНАЯ ИГРА «КОЛПАЧОК»
Давайте посмотрим, как дети играют в хороводную игру в конце учебного года.
КОММЕНТАРИЙ:
Учитель вместе с тьютором помогают детям исполнять
песню и выполнять упражнения, которые они изучали на уроках, собрав их в
единую хороводную игру. На 22 секунде
говорите
Смотрите, пошли хлопки. На
34
секунде
говорите
Взаимодействие детей в кругу, совместный танец. Конец
видео на 43 секунде.
5
Следующее действие учителя состоит в оценки динамики ученика, а именно в
усвоении коррекционного курса. Данную оценку учитель заносит в раздел
специальной индивидуальной программы развития
или индивидуального
образовательного маршрута под названием "Содержание образования". На
слайде видны результаты освоения программы курса на первое и второе
полугодие. Здесь представлен СИПР на учащегося варианта 8.4.
Тьютор тоже оценивает динамику своего подопечного, но оценивает он не
освоение
предмета,
а
например,
личностное
развитие
учащегося,
сформированность учебного поведения
на уроке, на перемене, во время
нахождения в столовой или на прогулке. В этой оценки ему помогают все
специалисты, которые взаимодействуют с его подопечным. Происходит этот
процесс на психолого-педагогическом консилиуме два раза в год.
В содержании коррекционного курса прописано, что
итогом творческой
активности учащихся и педагогов могут стать праздничные утренники.
Итогом нашей совместной работы стало выступление учеников разноуровневого
класса перед родителями, учащимися и педагогами нашей школы – показ
музыкально-театрализованной сказки
«Заяц портной», где все дети были
участниками.
Предлагаю конечный продукт нашей работы посмотреть на видео.
ВИДЕО: "СКАЗКА"
КОММЕНТАРИЙ: обратите внимание, дети выходят под музыку, они уже
слышат ритм, демонстрируют элементы тех упражнений и заданий, которые мы
отрабатывали на уроках. Тьютор и учитель стоят напротив выступающих,
учитель показывает что нужно делать, а тьютор подбадривает.
6
Дети, которые не участвовали в самом представлении, поучаствовали в
фотосессии. Посмотрите, какой у них заинтересованный взгляд, видно, что они
были увлечены происходящим на сцене.
Главное, что все они участвуют!
Мне, как учителю, без тьютора уже работать сложно. Без такой кропотливой,
командной работы с тьютором не были бы достигнуты такие результаты в работе
с нашими детьми.
Мое выступление закончено. Готова передать слово следующему докладчику.
7