Напоминание

«Особенности взаимодействия учителя и тьютора в период подготовки и проведения уроков (занятий) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»


Автор: Новосельская Татьяна Николаевна
Должность: Педагог
Учебное заведение: МБОУ СКОШ № 128
Населённый пункт: город Снежинск, Челябинская область
Наименование материала: Вебинар
Тема: «Особенности взаимодействия учителя и тьютора в период подготовки и проведения уроков (занятий) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: начальное образование





Назад




«Особенности взаимодействия учителя и тьютора в период подготовки и проведения уроков (занятий)

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Т.Н. Новосельская,

учитель индивидуального обучения детей с РАС, воспитатель, тьютор

СОДЕРЖАНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

СЛАЙД

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема моего доклада: «Особенности взаимодействия учителя и тьютора в период

подготовки и проведения уроков (занятий) для учащихся с ограниченными

возможностями здоровья».

До меня вы уже прослушали несколько вебинаров моих коллег из цикла

«Тьюторское сопровождение».

А моя задача показать вам, как учитель взаимодействует с тьютором в команде

на уроках и занятиях с детьми разными категорями в нашей школе.

Я являюсь учителем «Ритмики» в 1-м, во 2 – м и в 4 классах.

Обратите внимание на слайд.

Как видно из таблицы в 1-м классе обучаются дети по двум программа и у них

разные

курсы

коррекционно-развивающей

области

это

музыкально-

ритмические занятия и ритмика. Во 2-м классе учащиеся обучаются по трём

программам – это ритмика и двигательное развитие, как вы видите, у варианта

8.4. и 2 варианта одинаковые названия курса, но их содержание разное. В 4-м

классе учащиеся обучаются по таким программам коррекционно-развивающей

области как двигательное развитие и ритмика.

Вот

такой букет

программ

у

меня,

поэтому

помощь

тьютора считаю

необходимой. У нас в школе тьютор сопровождение оказывает детям с

расстройством аутистического спектра.

Как вы слышали из предыдущего доклада в одной из трудовых функций тьютора

прописано: что тьютор должен знать адаптированные общеобразовательные

программы, по которой обучается его подопечный. Поэтому совместно с

1

тьютором

мы

изучаем

адаптированные

общеобразовательные

программы,

которые будем реализовывать в отношении этих детей.

Когда мы с тьютором приступили к изучению этих программы, у нас возник

вопрос.

КАК

ЖЕ

ВЫСТРОИТЬ

РАБОТУ

С

ТАКИМ

КОЛИЧЕСТВОМ

ПРОГРАММ?

Главное, изучив адаптированные общеобразовательные программы понять, к

каким планируемым результатам к концу года мы должны прийти, чтобы дети

успешно освоили свою коррекционно-развивающую область.

Так как объем планируемых результатов большой, я решила взять и показать из

тематического планирования одну из тем курса - «Игры в кругу».

Давайте, рассмотрим планируемые результаты.

Возьмем две программы.

1вариант и вариант 8.3

Что общего у этих программ? (ПАУЗА, ответы)

Да, категории детей той и иной группы имеют степень легкой умственной

отсталости.

А отличаются чем? (ПАУЗА, ответы)

Да, ребенок, который обучается по варианту 8.3 имеет ещё и расстройство

аутистического спектра.

Как вы знаете, планируемые результаты делятся на личностные и предметные

результаты. Мы обратимся к предметным результатам.

Изучив предметные результаты этих двух программ, мы выделили для себя

главное.

Дети, обучающиеся по 1 варианту должны научиться не только выполнять

инструкцию в соответствии с заданием учителя, чувствовать, слышать и

определять характер музыки, но и действовать под неё.

А у ребенка, обучающегося по программе 8.3 передо мной стоит иная задача.

2

Научить по инструкции вставать в круг.

И под музыку выполнять хлопки в ладоши.

А что общего у детей, которые обучаются по этим программам: 2 вариант и

вариант 8.4.? (ПАУЗА, ответы)

Да, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

А отличаются? (ПАУЗА, ответы)

Совершенно верно, ребенок 8.4 – это ребенок с расстройством аутистического

спектра.

Какие задачи перед нами стоят?

Здесь базовые учебные действия.

Ребенок 2-го варианта должен освоить доступный способ контроля над функцией

своего тела, а у ребенка с РАС по варианту 8.4 задача по формированию

элементарных навыков учебного поведения: направлять взгляд на говорящего

взрослого, на задание, зайти просто в другое помещение.

Давайте рассмотрим действия учителя и тьютора во время самого

образовательного процесса.

Что делает учитель: обучает, даёт инструкции, задания, адаптирует

дидактический материал, оценивает динамику, а тьютор: помогает, даёт

подсказки, дозирует учебную нагрузку, помогает адаптировать дидактический

материал и также как и учитель оценивает динамику.

Давайте, рассмотрим каждое действие подробно.

3

Первое действие: учитель обучает.

Специфика музыкально – ритмических занятий заключается в их тесной

взаимосвязи с некоторыми учебными и коррекционными предметами. А именно:

разучивание текста песен, потешек, игр, которые способствует приобретению

устной речи, обучению правильного дыхания, способствуют развитию дикции

ребёнка.

На моих занятиях, как и на других уроках, используется та же закономерность,

от простого к сложному: дети учатся ходьбе, бегу, элементарным построениям и

перестроениям, затем элементарным танцевальным движениям, а в последствии

и работать с предметами.

Действие тьютора - помогает освоить тот навык, который отрабатывается на

уроке.

Действие учителя - дать инструкцию. Инструкция означает порядок выполнения

например, правила на уроке или задания.

4

Действие тьютора - дать подсказу. Подсказка может быть физической или

вербальной. Главное здесь не дать ребенку ошибиться и закрепить правильный

ответ или проявление навыка, которому обучает учитель.

Дальше, учитель даёт задание или например, упражнение.

Учитель адаптирует, а тьютор помогает адаптировать дидактический материал.

Это хорошо видно на видео. Тьютор проводит диагностику предметов. Её задача

- понять, с каким из этих предметов ребенок будет готов работать на уроках.

ВИДЕО: ХОРОВОДНАЯ ИГРА «КОЛПАЧОК»

Давайте посмотрим, как дети играют в хороводную игру в конце учебного года.

КОММЕНТАРИЙ:

Учитель вместе с тьютором помогают детям исполнять

песню и выполнять упражнения, которые они изучали на уроках, собрав их в

единую хороводную игру. На 22 секунде

говорите

Смотрите, пошли хлопки. На

34

секунде

говорите

Взаимодействие детей в кругу, совместный танец. Конец

видео на 43 секунде.

5

Следующее действие учителя состоит в оценки динамики ученика, а именно в

усвоении коррекционного курса. Данную оценку учитель заносит в раздел

специальной индивидуальной программы развития

или индивидуального

образовательного маршрута под названием "Содержание образования". На

слайде видны результаты освоения программы курса на первое и второе

полугодие. Здесь представлен СИПР на учащегося варианта 8.4.

Тьютор тоже оценивает динамику своего подопечного, но оценивает он не

освоение

предмета,

а

например,

личностное

развитие

учащегося,

сформированность учебного поведения

на уроке, на перемене, во время

нахождения в столовой или на прогулке. В этой оценки ему помогают все

специалисты, которые взаимодействуют с его подопечным. Происходит этот

процесс на психолого-педагогическом консилиуме два раза в год.

В содержании коррекционного курса прописано, что

итогом творческой

активности учащихся и педагогов могут стать праздничные утренники.

Итогом нашей совместной работы стало выступление учеников разноуровневого

класса перед родителями, учащимися и педагогами нашей школы – показ

музыкально-театрализованной сказки

«Заяц портной», где все дети были

участниками.

Предлагаю конечный продукт нашей работы посмотреть на видео.

ВИДЕО: "СКАЗКА"

КОММЕНТАРИЙ: обратите внимание, дети выходят под музыку, они уже

слышат ритм, демонстрируют элементы тех упражнений и заданий, которые мы

отрабатывали на уроках. Тьютор и учитель стоят напротив выступающих,

учитель показывает что нужно делать, а тьютор подбадривает.

6

Дети, которые не участвовали в самом представлении, поучаствовали в

фотосессии. Посмотрите, какой у них заинтересованный взгляд, видно, что они

были увлечены происходящим на сцене.

Главное, что все они участвуют!

Мне, как учителю, без тьютора уже работать сложно. Без такой кропотливой,

командной работы с тьютором не были бы достигнуты такие результаты в работе

с нашими детьми.

Мое выступление закончено. Готова передать слово следующему докладчику.

7



В раздел образования