Напоминание

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 КЛАСС


Автор: Маньковская Ольга Владимировна
Должность: УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Учебное заведение: МБОУ СОШ №71
Населённый пункт: ГОРОД НОВОКУЗНЕЦК
Наименование материала: АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
Тема: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 КЛАСС
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ

"Средняя общеобразовательная школа № 71"

РАССМОТРЕНО

На заседании школьного методи-

ческого объединения

Протокол № ___ от _____

ПРИНЯТО

на заседания

методического совета

протокол № ____ от _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ "Средняя об-

щеобразовательная школа № 71"

__________ К.П. Васюченко

Приказ № ___ от _____

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

для учащегося Орловой Златы

(ФИО)

5 Б класс

на 2019 – 2020 учебный год

Составитель программы:

Маньковская Ольга Владимировна

(ФИО)

Должность учитель истории и общество-

знания

Новокузнецк, 2019

1

1.

Пояснительная записка

Данная адаптированная рабочая программа по истории составлена для ре-

бенка с ОВЗ ЗПР.

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования на основе примерной программы основного общего образования по

обществознанию и авторской программы А.А. Вигасина (Сборник 6.

Рабочие

программы к предметной линии учебников А.А. Вигасин – А.О. Сороко-Цюпы. 5

– 9 классы. М.: Просвещение).

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем об-

разовательного стандарта на базовом уровне; дает примерное распределение учеб-

ных часов по разделам курса, определяет последовательность изучения разделов

курса всеобщей истории с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,

логики учебного процесса, возрастных особенностей учащегося, определяет ми-

нимальный набор контрольных работ, выполняемых учащимся.

Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих

целей:

освоение исторической значимости периода древности в целом всех его

основных разделов;

приобщение учащегося к мировым культурным традициям;

воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания;

развитие личности обучающегося с ОВЗ в соответствии с требованиями

современного общества, обеспечивающее возможность их успешной социа-

лизации и адаптации.

2.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Всеобщая исто-

рия»

Требования к личностным результатам освоения адаптированной образо-

вательной программы:

1.

Формирование ответственного отношения и мотивации к учению: интереса к

познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности, готов-

ности и способности обучающихся к саморазвитию (целенаправленной позна-

вательной деятельности, умению планировать желаемый результат, осуще-

ствлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный ре-

зультат с запланированным), определения собственных профессиональных

предпочтений с учетом ориентировки в мире профессий и профессио-

нальных предпочтений, основываясь на уважительном отношении к труду

и опыте участия в социально значимом труде.

2.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения

к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религии, традициям,

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем

взаимопонимания.

Требования к метапредметным результатам освоения адаптированной об-

разовательной программы:

2

1. Осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела учебной дисципли-

ны; определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы выпол-

нения учебных действий, строить алгоритмы реализации учебных действий.

2. Устанавливать аналогии на изученном материале; адекватно использовать усво-

енные понятия для описания и формулирования значимых характеристик раз-

личных явлений.

Требования к предметным результатам освоения адаптированной образова-

тельной программы:

1.

Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной

самоидентификации личности обучающегося с ЗПР, осмысление им опыта рос-

сийской истории, усвоение базовых ценностей российского общества: идей

мира и взаимопонимания между народами.

2.

Овладение базовыми историческими знаниями, представлениями о закономер-

ностях развития человеческого общества с древности до наших дней; приобре-

тение опыта историко-культурного подхода к оценке социальных явлений

3.

Формирование

значимых

культурно-исторических

ориентиров

для

гра-

жданской,

этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации

личности и познания современного общества.

4.

Развитие умений анализировать и оценивать информацию о событиях и явле-

ниях прошлого и настоящего, определять свое отношение к ней.

5.

Воспитание уважения к историческому наследию народов России и других

стран.

Ученик научится:

- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основ-

ных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, на-

шей эры);

- использовать историческую карту как источник информации о расселении че-

ловеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении

древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материаль-

ных памятниках Древнего мира;

- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в

древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней исто-

рии;

- раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного

устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис»,

«республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения

основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители

и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства па-

мятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произ-

ведений искусства;

- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней исто-

рии.

3

3.

Содержание учебного предмета

Наименование раздела

(количество часов)

Содержание/ предметные результаты

Введение.

Введение.

Что

изучает «история Древнего

мира». Счет лет в истории

(1 ч)

Научится раскрывать

значение терминов

история, век, исторический источник.

Поучаствует в обсуждении вопроса о том,

для чего нужно изучать историю.

Научится определять по году век, решать

задачи на счёт лет в истории.

Раздел 1. Жизнь первобыт-

ных людей (6 ч)

Глава

1.

Первобытные

охотники и собиратели

Глава 2. Первобытные зем-

ледельцы и скотоводы

Жизнь первобытных людей

(урок

систематизации

и

обобщения знаний и уме-

ний)

Научится показывать на карте места рассе-

ления древнейших людей.

Научится

сравнивать

первобытного

и

современного человека.

Научится определять значение и роль общи-

ны в жизни человека.

Научится определять условия жизни, заня-

тия, верования первобытных людей, исполь-

зуя текст учебника и изобразительные мате-

риалы.

Научится выявлять

значение отделения

земледелия от скотоводства, открытий и

изобретений древнейших людей (орудий тру-

да и др.) для развития человеческого обще-

ства.

Раздел 2. Древний Восток

(20 ч)

Тема 1. Древний Египет

Тема 2. Западная Азия в

древности

Тема 3. Индия и Китай в

древности

Научится показывать на карте местоположение

древнейших государств Месопотамии

Научится определять условия жизни и занятия на-

селения, крупнейших городах Древней Месопота-

мии.

Научится объяснять как отражались в древних

сказаниях представления людей того времени о

мире.

Научится показывать на карте территорию и цен-

тры древнеегипетского государства.

Научится раскрывать значение понятий и терми-

нов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус.

Научится

характеризовать 1) основные группы

населения Древнего Египта, их занятия, положения

и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок

управления страной.

Научится объяснять в чем заключалась роль рели-

гии, жрецов в древнеегипетском обществе.

4

Научится рассматривать предметы материальной

культуры и произведения древнеегипетского искус-

ства, высказывать суждения об их художественных

достоинствах.

Научится показывать на карте древние города и

государства Восточного Средиземноморья.

Научится характеризовать культуру Древней Ас-

сирии (используя иллюстративный материал)

Научится показывать на карте территорию Пер-

сидской державы, объяснять, как она управлялась.

Научится

показывать

на

карте

территорию

Древней Индии.

Научится характеризовать условия жизни и заня-

тия населения, общественный строй Древней Ин-

дии, положение представителей различных варн

(каст).

Научится определять, какую роль играли идеи ин-

дуизма и буддизма в жизни индийцев.

Научится характеризовать культуру Древней Ин-

дии, высказывать суждения о её вкладе в мировую

культуру.

Научится характеризовать занятия и положение

населения в Древнем Китае.

Научится определять, какое значение имели идеи

конфуцианства в жизни китайского общества.

Научится называть изобретения и культурные до-

стижения древних китайцев, высказывать суждения

об их вкладе в мировую культуру.

Раздел 3. Древняя Греция

(21 ч)

Тема 1. Древнейшая Греция

Тема 2. Полисы Греции и

их борьба с персидским на-

шествием

Тема 3. Возвышение Афин

в 5 в. До н.э. и расцвет де-

мократии

Тема 4. Македонские завое-

вания в 4 в. До н.э.

Научится показывать на карте территории древне-

греческих государств, места значительных событий.

Научится характеризовать условия жизни и заня-

тия населения Древней Греции.

Научится характеризовать верования древних гре-

ков, объяснять, какую роль играли религиозные

культы в греческом обществе.

Научится

характеризовать

политический строй

древнегреческих городов государств (Афины, Спар-

та)

Научится определять значение понятий полис, де-

мократия, олигархия, колонизация, метрополия.

Научится определять, как утверждались демократи-

ческие порядки в Афинах.

Научится характеризовать спартанское воспита-

ние, определять свое отношение к нему.

Научится определять причины и итоги воин, кото-

рые вели древнегреческие государства.

5

Научится характеризовать афинскую демократию

при Перикле.

Научится определять, что означало в Древней Гре-

ции понятие гражданин.

Научится определять, в чем состоит вклад древне-

греческих обществ в мировое культурное наследие.

Научится показывать на карте направления похо-

дов и территорию державы Александра Маке-

донского.

Научится

составлять

исторический портрет (ха-

рактеристику) Александра Македонского.

Научится определять причины распада державы

Александра Македонского, а также эллинистиче-

ских государств Востока.

Научится

называть

и

описывать

памятники

культуры периода эллинизма.

Раздел 4. Древний Рим (18

ч)

Тема 1. Рим от его возник-

новения до установления

господства над Италией

Тема 2. Рим – сильнейшая

держава Средиземноморья

Тема 3. Гражданские войны

в Риме

Тема 4. Римская империя в

первые века нашей эры

Тема 5. Разгром Рима гер-

манцами и падение Запад-

ной Римской империи

Научится показывать на карте местоположение

древнейших государств на территории Италии.

Научится характеризовать условия жизни и заня-

тия населения Древней Италии.

Научится раскрывать значение понятий патриций,

плебеи, республика.

Научится определять, кому принадлежит власть в

Римской республике, кто и почему участвовал в по-

литической борьбе.

Научится

характеризовать верования жителей

Древней Италии.

Научится раскрывать значение понятий консул,

трибун, сенат, диктатор, легион.

Научится использовать карту при характеристике

военных походов Рима.

Научится характеризовать причины и итоги войн

Рима.

Научится характеризовать хозяйственную жизнь

в Древнем Риме, положение трудового населения,

рабов.

Научится показывать на карте владения Римской

империи, границы Западной и Восточной частей им-

перии после её разделения.

Научится раскрывать значение понятий импера-

тор, провинция.

Научится характеризовать политическую жизнь в

Древнем Риме, её участников, важнейшие события.

Научится характеризовать, как строились отноше-

ния между Римом и провинциями.

Научится

определять,

в чем заключались пред-

6

посылки распространения христианства в Риме,

рассказывать о судьбе первых христиан в Риме.

Научится показывать на карте направления пере-

селений варварских племен и их вторжений на тер-

риторию Римской империи.

Научится

характеризовать культурную жизнь в

Древнем Риме.

Научится составлять описание архитектурных па-

мятников, произведений древнеримского искусства,

используя текст и иллюстрации учебника.

Научится

высказывать

суждения

о

вкладе

древних римлян в культурное наследие человече-

ства.

Итоговое повторение и ито-

говая контрольная работа

за курс 5 класса

Научится на практике применять

полученные

знания

Всего

68

4.

Тематическое планирование.

Наименование раздела, темы

Количество

часов по

рабочей

программе

Изменения,

внесенные

в програм-

му

1

Введение

1

нет

2.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей

6

нет

3.

Раздел 2. Древний Восток

20

нет

4

Раздел 3. Древняя Греция

21

нет

5

Раздел 4. Древний Рим

10

нет

6

Итоговое повторение и итоговая контрольная

работа за курс 5 класса

2

нет

Итого

68

5.

Методические рекомендации

Основными методами обучения детей с ЗПР являются объяснительно - иллю-

стративный и репродуктивный методы. Для активизации мыслительной деятель-

ности частично использую метод проблемного изложения и некоторые элементы

развивающего обучения.

Новый материал "подается малыми порциями", предваряя его повторением

ранее изученного.

7

Трудность заданий постепенно возрастает, пропорционально возможностям

ребёнка.

Обязательно даю некоторое время для обдумывания ответа.

Перед выполнением задания обязательно проговариваю алгоритм действий,

выдаю вспомогательный материалы (схемы, пошаговые инструкции, разъяснения

к заданиям), использую зрительных опоры на уроке (картины, схемы, таблицы).

Для активации работы всех анализаторов (двигательного, зрительного, слу-

хового, кинестетического) применяю различные виды деятельности, которые сме-

няют друг друга (диалог, монолог, работа в парах, физкультминутки, работа в тет-

ради, работа у доски, просмотр видеороликов и презентаций). Для концентрации

рассеянного внимания делаю паузы перед зданиями.

Для развития самоконтроля, даю возможность самостоятельно находить

ошибки у себя и у товарищей, используя игровые приемы.

Не даю на уроке более двух новых понятий. В работе стараюсь активизиро-

вать не столько механическую, сколько смысловую память (ребенок пытается

подобрать синонимы к понятию, придумать ассоциацию).

Темп подачи учебного материала спокойный, ровный, медленный, с много-

кратным повтором основных моментов.

Домашние задания к каждому уроку индивидуальные. Небольшие по объему

и не требующими усиленной мыслительной работы: заучить понятия и определе-

ние; выписать из учебника, начертить таблицу и заполнить с пояснениями, кратко

пересказать, и т.д. По желанию, ребенку предлагаю задания творческого харак-

тера - написание рефератов описательного характера, составление кроссвордов,

тестов и т.д.

При выполнении проверочных и контрольных работ ребенку разрабатываю

индивидуальный вариант, в котором даю четкие инструкции, указываю количе-

ство правильных ответов, алгоритм выполнения. При выполнении работы разре-

шаю пользоваться тетрадью и учебником.

6.

Оценочные материалы

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

Комментарий для ребенка: При выполнении контрольной работы можно ис-

пользовать тетрадь, учебник, словарик. Внимательно читай задание.

Задание 1. Выберите один правильный вариант ответа.

Часть 1.

1.

Назовите территорию расселения первобытного человека.

1.

Южная Африка

2.

Передняя Азия

3.

Восточная Африка

4.

Австралия

2.

Благодаря чему древние люди смогли выжить в условиях наступления

ледника?

8

1.

Огня

2.

Копья

3.

Лука

4.

Гарпуна

3.

Из какого занятия людей возникло скотоводство?

1.

Из земледелия

2.

Из бортничества

3.

Из собирательства

4.

Из охоты

4.

Какая страна располагалась на берегу Нила от первого до порога до

Средиземного моря?

1.

Нубия

2.

Египет

3.

Ассирия

4.

Вавилон

5.

Кто составлял самую многочисленную армию чиновников при фарао-

не?

1.

Вельможи

2.

Придворные

3.

Писцы

4.

Жрецы

6.

Какой природный материал использовался как основной при строи-

тельстве в Двуречье?

1.

Бетон

2.

Дерево

3.

Глина

4.

Камень

7.

Как называется вера в единого Бога?

1.

Многобожие

2.

Единобожие

3.

Язычество

4.

Атеизм

8.

Как называются тропические густые, труднопроходимые леса?

1.

Пампасы

2.

Прерии

3.

Джунгли

4.

Тайга

9.

Как китайцы называли свою страну?

1.

Подлунной

2.

Поднебесной

3.

Лучезарной

4.

Подзвездной

10.Какое царство, расположенное на полуострове Малой Азии, являлось

военным и торговым соперником греков?

1.

Лидийское царство

2.

Мидийское царство

9

3.

Троянское царство

4.

Египетское царство

11.Кто автор поэмы «Одиссея»?

1.

Софокол

2.

Патрокол

3.

Перикл

4.

Гомер

12.Как назывался совет знати в Аттике?

1.

Вече

2.

Собрание

3.

Дума

4.

Ареопаг

13.Какой персидский царь задумал подчинить себе Грецию?

1.

Дарий I

2.

Дарий III

3.

Кир

4.

Дарий II

14.Какое слово в греческом языке означает «военачальник»?

1.

Стратег

2.

Архонт

3.

Ареопаг

4.

Фаланга

15.Какой народный трибун Римской республики выступал в защиту зем-

ледельцев Италии?

1.

Тиберий Гракх

2.

Октавиан

3.

Гай Гракх

4.

Лукулл

Задание 2. Установите соответствие между вопросами и ответами.

Необходимо пользоваться словариком. Тема: «Древний Рим»

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1.

Пожизненный правитель в

Древнем Риме.

а.

преторианцы

2.

Совет, в котором заседали ста-

рейшины.

б.

Царь

3.

Потомки древних жителей Рима.

в.

Патриции

4.

Охрана, сопровождавшая царей в

Риме.

г.

Сенат

5.

Иноземцы, переселившиеся в Рим

д.

плебеи

Внимание: ответ записываем в таблицу.

1

2

3

4

5

10

Задание 3. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к

каждой теме подберите по одной иллюстрации.

Делаем задание по инструкции:

1)

Внимательно рассмотри рисунки

2)

Найди рисунок, который относится к теме «Древний Египет»

3)

Ответ (цифру) запиши в первую колонку

4)

Найди рисунок, который относится к теме «Древний Рим»

5)

Ответ (цифру) запиши во вторую колонку

6)

Найди рисунок, который относится к теме «Древняя Греция»

7)

Ответ (цифру) запиши в третью колонку

8)

Найди рисунок, который относится к теме «Древний Китай»

9)

Ответ (цифру) запиши в четвертую колонку

10)

Внимательно проверь свой ответ.

Перечень тем

А) Древний Египет

В) Древняя Греция

Б) Древний Рим

Г) Древний Китай

Внимание: ответ записываем в таблицу.

А)

Б)

В)

Г)

11



В раздел образования