Напоминание

Интерактивный и полихудожественный подход в формировании личности дошкольника


Автор: Семенова Надежда Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Лукоморье" структурное подразделение "Аленький цветочек"
Населённый пункт: Волгоградская область, г.Михайловка
Наименование материала: Статья
Тема: Интерактивный и полихудожественный подход в формировании личности дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер - класс для воспитателей

«Интерактивный и полихудожественный подход в

формировании личности дошкольника»

Цель: транслирование опыта работы по внедрению интерактивного и

полихудожественного подхода в формировании личности дошкольника.

Задачи: - познакомить с технологией полихудожественного подхода в

формировании личности дошкольника;

- создать условия для профессионального общения, самореализации и

стимулирования творческого потенциала педагогов.

Оборудование:

материалы для оформления макетов, одноразовая

скатерть, вискозные отрезки ткани, ножницы, резиночки, пряжа голубого и

белого цвета.

Фокус-группа: педагоги ДОУ

Ход мастер-класса:

I. Организационный

- Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Семенова Надежда

Андреевна - я воспитатель. Тема моего мастер-класса «Интерактивный и

полихудожественный подход в формировании личности дошкольника». И

свое выступление я хочу начать с высказывания философа, писателя и

мыслителя Жан-Жака Руссо "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-

нибудь" и русской народной мудрости, которая гласит: «Лучше один раз

увидеть, чем сто раз услышать».

II

. Основная часть.

И действительно, ребенку-дошкольнику мало узнать что-то новое, ему

необходимо потрогать, пощупать, увидеть своими глазами, зарядиться

эмоциями и впечатлениями.

Педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном

строится на наглядных и практических методах обучения. Данному

требованию отвечает сочетание интерактивного и полихудожественного

подхода. И сегодня я хочу вам рассказать и продемонстрировать как мы их

используем.

Проблема детского творчества волнует каждого, кто так или иначе

столкнулся с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как

приблизиться к интересам ребенка? Как понять их проблемы, найти ключ к

волшебным дверцам, за которыми открываются тайны видения мира. Одним

из эффективных направлений современной педагогики, которое позволяет

решать эти сложные педагогические задачи, является полихудожественный

подход к организации образовательного процесса.

Под полихудожественной деятельностью мы подразумеваем, прежде

всего, деятельность в которую дети входят с позиции творцов, в которой они,

пользуясь

элементарными,

доступными

им

средствами,

могут

импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные

переживания.

Полихудожественный подход к обучению связан с применением

интерактивных форм работы с детьми, что позволяет развивать в них

художественное мышление, творческое воображение, исследовательские

способности,

умение

обобщать

информацию

и

коммуникативные

компетенции.

Сущность работы основывается на эффективном сочетании различных

форм,

инновационных

методов

и

приемов,

на

доступности

и

целесообразности предлагаемого художественного материала, на создании в

группе условий, которые будут способствовать полихудожественному

развитию ребенка.

В своей работе с детьми я также активно использую

такие

интерактивные технологии:

Проблемный метод обучения.

Он позволяет решать с

детьми

разные

познавательные

задачи,

формировать

поисковую

самостоятельную деятельность детей.

Моделирование

–создаем

модели и используем их

в

целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях,

связях объектов.

Технология развивающего обучения - я создаю условия,

при которых воспитанники самостоятельно и охотно приобретают

недостающие знания из разных источников.

Все эти методы будут работать только при правильно организованной

предметно - развивающей среде, в которой растет и развивается ребенок.

Среда интегрирована по своей природе, она позволяет максимально

развивать у детей полипространственное воображение: широту, объем

образных представлений, фантазию.

Побуждая детей к самостоятельной деятельности, была создана особая

эстетическая среда.

Сейчас

я

хочу

вас

познакомить

с

многофункциональным

дидактическим стеновым панно «Волшебное окно».

Панно является доступным, полифункциональным, безопасным,

вариативным, содержательно-насыщенным.

Это универсальное средство,

предназначено как для индивидуальных, так и для групповых занятий с

детьми,

которое

помогает

решать

интегрировано

задачи

из

разных

образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие,

художественно - эстетическое развитие).

Панно можно прекрасно использовать для обыгрывания сюжетов,

создания проблемных ситуаций и сюрпризных моментов на образовательной

деятельности, а также служит прекрасным фоном для показа театрализации с

использованием разных видов театров; для самостоятельной игровой

деятельности детей и в совместной деятельности воспитателя и детей.

Использование многофункционального

панно

решает

задачи:

речевого

и

сенсорно-моторного

развития,

развития

восприятия

пространственных

свойств

объектов (форма,

величина,

расположение);

формирование

представлений

о

количестве;

знакомство

с

цветом;

расширение и обогащения словарного запаса, связной речи, внимания.

В своей работе с панно я использую разнообразные методы и приемы:

затрагивающие художественное воспитание выделяют следующие:

- методы

формирования эстетического

сознания

(побуждаю

к

сопереживанию, формирую эмоциональную отзывчивость на прекрасное);

- методы

организации

художественной

деятельности,

к

ним

относится метод упражнения в практических действиях, направленный в

большей

степени

на развитие технических

навыков

(приём «Рука

в

руке», приём повтора);

- метод стимулирования и активизации изобразительного творчества- к

ним принято относить методы поисковых ситуаций, творческих заданий,

побуждаю детей к творческим проявлениям (например, сочетание различных

техник и материалов, с использованием элементов нетрадиционных техник).

В качестве основы для создания пособия использована одна из стен

группы. Оформлена стена из нестандартного материала - картонные ячейки.

Данный материал очень благодатный в использовании, экологический

чистый. Имеет шершавую поверхность, что способствует развитию мелкой

моторики рук детей.

В комплекте к панно изготовлен дидактический материал, который

систематизирован по тематическим блокам: «Времена года», «Домашние и

дикие

животные», «Перелетные,

зимующие

и

домашние

птицы», «Насекомые», «Что где растет», «Сказки».

III. Практическая часть

И сегодня я хочу предложить вам изготовить макет, посвященный

Осени. На нем мы с вами изобразим ежика, грибочки и осенюю листву.

Нам понадобятся ленточки одноразовых скатертей, губка, ножницы,

резиночки, проволока белого цвета, пряжа оранжевого и коричневого цвета.

Для начала мы сделаем заготовки для ежика. Возьмем нарезанные

приготовленные полоски из одноразовой скатерти и сложим их вместе,

потом сложим пополам и завернем их резинкой. Заготовки для ежика готовы.

Теперь нам надо сделать грибочки. Мы их будем делать из

поролоновых губок и проволоки. Для каждого у меня есть трафарет по

которому будем вырезать грибочки. Приступаем. Готово.

Теперь мы можем приступать к оформлению нашей картины. Из пряжи

мы формируем листву у дерева. На дерево можно посадить птичек, заранее

изготовленных. Вставляем заготовки на ежика. Можно приступать к

грибочкам.

Молодцы! Отлично справились.

А теперь посмотрите на эту картину, какие чувства и эмоции у вас

вызывает она? Чтобы проникнуться нашим мастерством я вам предлагаю

прослушать П.И. Чайковского "Времена года. Осень. Ноябрь" и посозерцать

1-2 минуты.

Спасибо

большое.

И

еще

хотелось

бы

добавить,

что

данное

оформление

панно

можно

использовать

в

познавательной

развитии

(посчитать снежинки, изучение времен года и их смена и т.д.), в речевом

развитии

(составь

рассказ

по

картине,

при

добавлении

элементов

использовать ее как мнемо таблицу для заучивания какого то стихотворения.

IV. Вывод.

В заключении хочу пожелать вам успехов в дальнейшей работе и

надеюсь, что данный мастер-класс поможет вам в вашей профессиональной

деятельности. Благодарю за участие и внимание!



В раздел образования