Автор: Семенова Надежда Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Лукоморье" структурное подразделение "Аленький цветочек"
Населённый пункт: Волгоградская область, г.Михайловка
Наименование материала: Статья
Тема: Интерактивный и полихудожественный подход в формировании личности дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Мастер - класс для воспитателей
«Интерактивный и полихудожественный подход в
формировании личности дошкольника»
Цель: транслирование опыта работы по внедрению интерактивного и
полихудожественного подхода в формировании личности дошкольника.
Задачи: - познакомить с технологией полихудожественного подхода в
формировании личности дошкольника;
- создать условия для профессионального общения, самореализации и
стимулирования творческого потенциала педагогов.
Оборудование:
материалы для оформления макетов, одноразовая
скатерть, вискозные отрезки ткани, ножницы, резиночки, пряжа голубого и
белого цвета.
Фокус-группа: педагоги ДОУ
Ход мастер-класса:
I. Организационный
- Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Семенова Надежда
Андреевна - я воспитатель. Тема моего мастер-класса «Интерактивный и
полихудожественный подход в формировании личности дошкольника». И
свое выступление я хочу начать с высказывания философа, писателя и
мыслителя Жан-Жака Руссо "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-
нибудь" и русской народной мудрости, которая гласит: «Лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать».
II
. Основная часть.
И действительно, ребенку-дошкольнику мало узнать что-то новое, ему
необходимо потрогать, пощупать, увидеть своими глазами, зарядиться
эмоциями и впечатлениями.
Педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном
строится на наглядных и практических методах обучения. Данному
требованию отвечает сочетание интерактивного и полихудожественного
подхода. И сегодня я хочу вам рассказать и продемонстрировать как мы их
используем.
Проблема детского творчества волнует каждого, кто так или иначе
столкнулся с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как
приблизиться к интересам ребенка? Как понять их проблемы, найти ключ к
волшебным дверцам, за которыми открываются тайны видения мира. Одним
из эффективных направлений современной педагогики, которое позволяет
решать эти сложные педагогические задачи, является полихудожественный
подход к организации образовательного процесса.
Под полихудожественной деятельностью мы подразумеваем, прежде
всего, деятельность в которую дети входят с позиции творцов, в которой они,
пользуясь
элементарными,
доступными
им
средствами,
могут
импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные
переживания.
Полихудожественный подход к обучению связан с применением
интерактивных форм работы с детьми, что позволяет развивать в них
художественное мышление, творческое воображение, исследовательские
способности,
умение
обобщать
информацию
и
коммуникативные
компетенции.
Сущность работы основывается на эффективном сочетании различных
форм,
инновационных
методов
и
приемов,
на
доступности
и
целесообразности предлагаемого художественного материала, на создании в
группе условий, которые будут способствовать полихудожественному
развитию ребенка.
В своей работе с детьми я также активно использую
такие
интерактивные технологии:
Проблемный метод обучения.
Он позволяет решать с
детьми
разные
познавательные
задачи,
формировать
поисковую
самостоятельную деятельность детей.
Моделирование
–создаем
модели и используем их
в
целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях,
связях объектов.
Технология развивающего обучения - я создаю условия,
при которых воспитанники самостоятельно и охотно приобретают
недостающие знания из разных источников.
Все эти методы будут работать только при правильно организованной
предметно - развивающей среде, в которой растет и развивается ребенок.
Среда интегрирована по своей природе, она позволяет максимально
развивать у детей полипространственное воображение: широту, объем
образных представлений, фантазию.
Побуждая детей к самостоятельной деятельности, была создана особая
эстетическая среда.
Сейчас
я
хочу
вас
познакомить
с
многофункциональным
дидактическим стеновым панно «Волшебное окно».
Панно является доступным, полифункциональным, безопасным,
вариативным, содержательно-насыщенным.
Это универсальное средство,
предназначено как для индивидуальных, так и для групповых занятий с
детьми,
которое
помогает
решать
интегрировано
задачи
из
разных
образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие,
художественно - эстетическое развитие).
Панно можно прекрасно использовать для обыгрывания сюжетов,
создания проблемных ситуаций и сюрпризных моментов на образовательной
деятельности, а также служит прекрасным фоном для показа театрализации с
использованием разных видов театров; для самостоятельной игровой
деятельности детей и в совместной деятельности воспитателя и детей.
Использование многофункционального
панно
решает
задачи:
речевого
и
сенсорно-моторного
развития,
развития
восприятия
пространственных
свойств
объектов (форма,
величина,
расположение);
формирование
представлений
о
количестве;
знакомство
с
цветом;
расширение и обогащения словарного запаса, связной речи, внимания.
В своей работе с панно я использую разнообразные методы и приемы:
затрагивающие художественное воспитание выделяют следующие:
- методы
формирования эстетического
сознания
(побуждаю
к
сопереживанию, формирую эмоциональную отзывчивость на прекрасное);
- методы
организации
художественной
деятельности,
к
ним
относится метод упражнения в практических действиях, направленный в
большей
степени
на развитие технических
навыков
(приём «Рука
в
руке», приём повтора);
- метод стимулирования и активизации изобразительного творчества- к
ним принято относить методы поисковых ситуаций, творческих заданий,
побуждаю детей к творческим проявлениям (например, сочетание различных
техник и материалов, с использованием элементов нетрадиционных техник).
В качестве основы для создания пособия использована одна из стен
группы. Оформлена стена из нестандартного материала - картонные ячейки.
Данный материал очень благодатный в использовании, экологический
чистый. Имеет шершавую поверхность, что способствует развитию мелкой
моторики рук детей.
В комплекте к панно изготовлен дидактический материал, который
систематизирован по тематическим блокам: «Времена года», «Домашние и
дикие
животные», «Перелетные,
зимующие
и
домашние
птицы», «Насекомые», «Что где растет», «Сказки».
III. Практическая часть
И сегодня я хочу предложить вам изготовить макет, посвященный
Осени. На нем мы с вами изобразим ежика, грибочки и осенюю листву.
Нам понадобятся ленточки одноразовых скатертей, губка, ножницы,
резиночки, проволока белого цвета, пряжа оранжевого и коричневого цвета.
Для начала мы сделаем заготовки для ежика. Возьмем нарезанные
приготовленные полоски из одноразовой скатерти и сложим их вместе,
потом сложим пополам и завернем их резинкой. Заготовки для ежика готовы.
Теперь нам надо сделать грибочки. Мы их будем делать из
поролоновых губок и проволоки. Для каждого у меня есть трафарет по
которому будем вырезать грибочки. Приступаем. Готово.
Теперь мы можем приступать к оформлению нашей картины. Из пряжи
мы формируем листву у дерева. На дерево можно посадить птичек, заранее
изготовленных. Вставляем заготовки на ежика. Можно приступать к
грибочкам.
Молодцы! Отлично справились.
А теперь посмотрите на эту картину, какие чувства и эмоции у вас
вызывает она? Чтобы проникнуться нашим мастерством я вам предлагаю
прослушать П.И. Чайковского "Времена года. Осень. Ноябрь" и посозерцать
1-2 минуты.
Спасибо
большое.
И
еще
хотелось
бы
добавить,
что
данное
оформление
панно
можно
использовать
в
познавательной
развитии
(посчитать снежинки, изучение времен года и их смена и т.д.), в речевом
развитии
(составь
рассказ
по
картине,
при
добавлении
элементов
использовать ее как мнемо таблицу для заучивания какого то стихотворения.
IV. Вывод.
В заключении хочу пожелать вам успехов в дальнейшей работе и
надеюсь, что данный мастер-класс поможет вам в вашей профессиональной
деятельности. Благодарю за участие и внимание!