Автор: Наумова Ольга Павловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБДОУ №37 "Колокольчик"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Использование инновационных технологий в музыкальном воспитание дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Использование инновационных технологий в музыкальном воспитание
дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте
ФГОС ДО
Наумова Ольга Павловна,
МБДОУ детский сад №37 «Колокольчик»,
ХМАО-Югра, г. Сургут
В статье рассматривается музыкальное развитие детей средствами
инновационных
технологий
с
учётом
национально-регионального
компонента. Автором представлены инновационные методы и приёмы,
используемые на музыкальных занятиях.
Ключевые слова: дошкольное образование, музыкальное и творческое
воспитание,
инновационные
технология,
национально-региональный
компонент, музыкальные занятия.
В
соответствии
с
ФГОС
дошкольного
образования,
задачи
музыкального развития детей реализуется в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие». Работа музыкального руководителя
детского сада строится на основе основной образовательной программы
дошкольного
образовательного
учреждения,
разработанной
с
учётом
национально-регионального
компонента.
Необходимость
внедрения
регионального компонента предусмотрено законом РФ.
Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании
дошкольников помогает решать следующие задачи:
• патриотические – приобщение дошкольников к обычаям и традициям
народа, воспитание в детях уважение к своей Родине;
• психологические – развитие духовных потребностей и творческих
способностей;
• эстетические – стремлению к добру, правде, красоте, где важную роль
играют эстетические чувства;
• экологические – национальная музыка воспевает красоту природы
родного края, что способствует воспитанию чувства восхищения.
Ознакомление
с
национальной
культурой
бурятского
народа
осуществляется
через
все
виды
деятельности
ребёнка:
игровую,
изобразительную, учебную, музыкальную.
Для того, чтобы каждый ребёнок понимал волшебный мир музыки, я
использую новые инновационные технологии и методики таких авторов как:
О.Радыновой,
А.Бурениной,
Т.Тютюнниковой.
Работы
этих
авторов-
исследователей представлены в журналах «Музыкальный руководитель»,
«Дошкольное
воспитание»
и
др.
При
построении
интегрированных
музыкальных занятий применяю технологию Татьяны Анатольевны Боровик
–
музыковеда,
педагога,
исследователя.
Инновационные
технология
включает такие виды музыкальной деятельности как:
коммуникативные танцы;
координационно-подвижные игры;
хор рук;
ритмодекламация;
элементарное музицирование.
Для
лучшего
усвоения
музыкального
материала,
использую
произведения
композиторов:
Б.Б.Ямпилова,
Г.Баттулга,
Б.Наранбаатар,
Д.Р.Ринчинова, Б.Б.Бальжинимаева.
1.
Коммуникативный танец – это вид деятельности, направленная
на развитие взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками,
умение ориентироваться в пространстве, на приобретение уверенности в себе
и в своих силах. При проведении коммуникативных танцев используется
бурятская этническая музыка.
Компоненты коммуникативного танца из несложных движений: шаг,
бег, кружение, и для его исполнения не требуется хореографии.
2.
Координационно-подвижные
игры
наиболее
доступное
воздействие на ребёнка. Координационно-подвижные игры дают детям
всплеск эмоций, активность движения и речи. Используя координационно-
подвижные игры на занятиях, у детей развивается музыкальный слух,
чувство ритма, творческое мышление и воображение. Стимулирует развитие
быстроты
реакции
и
движении.
Воспитывается
чувство
детского
коллективизма.
3.
Хор рук – это интересный методических приём, который я
использую на музыкальных занятиях. Дети делятся на две группы,
выбирается дирижёр и каждая группа исполняет свою партию. В это время у
детей развивается чувство ансамблевой слаженности, внимание, чувства
ритма.
Хор рук исполняется не только на занятиях, но и для концертного
показа на праздниках с использованием дополнительной атрибутики –
цветные перчатки, цветочки на резинках, платочки.
4.
Ритмодекламация под музыку – это совершенно новый вид
деятельности в дошкольном учреждении, что вызвал большой интерес.
Ритмодекламация подразумевает «ритм с соединением выразительности» и
«речевое интонирование». Дети под музыку более чётко выговаривают тот
или иной текст, что помогает им улучшить свою речь. Также с помощью
ритмодекламации у детей развивается внимание, слух, голос, быстрота
рекции и движении.
При
проведении
ритмодекламации
под
музыку,
использую
скороговорки, стихи авторов А.Доноева, Д.Жалсараева, Э.Манзарова.
5.
Элементарное музицирование – форма музыкально-творческой
деятельности – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора,
исполнителя и актёра, опыт творчества и фантазирования. Способствует
развитию двигательной координации, мышлении, памяти и эмоциональной
сферы. В этой программе мне нравится широкий спектр использовании
музыкальных и творческих способностей.
Музыкальные занятия с применением инновационных технологий
становятся
более
насыщенней,
интересней,
у
детей
развивается
эмоциональная отзывчивость, дружеские взаимоотношения со сверстниками,
появляется чувство раскрепощённости, а также активизируется стремление
исследовать окружающий мир.