Автор: Лебедева Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Центр-детский сад №198"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Мусорка" как педагогический инструмент
Раздел: дошкольное образование
«Мусорка» как педагогический инструмент
В конце прошлого лета нами, педагогами подготовительной группы,
был создан аналог мусорки для активизации творческой игры детей.
В
помещении
группы
был
установлен
контейнер,
в
котором
находились частично сломанные игрушки, отдельные детали и запчасти от
различных игр, а также предметы, которые уже отслужили свое и стали не
пригодны для игры. В целом все, что давно уже необходимо было выбросить.
Однажды, после дневного сна, дети и обнаружили данный контейнер в
том месте, где его раньше не было, но именно там, где им приходилось
проходить мимо него, идя умываться.
Контейнер никак не был украшен, ничего не привлекало внимание
детей, никто из педагогов целенаправленно не обращал на него внимание –
просто стоит обычный контейнер. Так как дети уже взрослые, знают, что без
разрешения брать самостоятельно новые предметы нельзя, они просто
останавливали свои взгляды на нем, перешептывались друг с другом,
размышляя, что же это такое, что в нем может находиться и для чего он
вообще здесь стоит? Так прошел первый день, никто из ребят не стал
задавать вопросов взрослым по поводу данной находки, контейнер остался
стоять закрытым. На следующий день мы приняли решение оставить
контейнер открытым, для того, чтобы дети без опасения исследовали
содержимое «мусорки». Они также робко проходили мимо него, заглядывая
внутрь, попросили разрешить им взять содержимое контейнера. После этого
мы договорились, что предметы, взятые из этого контейнера, после
использования должны быть возвращены на место, в коробку. Хочется
отметить тот факт, что в первые дни данного эксперимента, одна из
воспитанниц подошла к контейнеру, поковырялась в нем, достала пару вещей
и сказала: «Они что хотят, чтобы мы этим играли? Это же мусорка какая-
то!», но продолжила играть, пользуясь наполнением этой коробки.
Так день за днем ребята продолжали использовать в своих играх вещи,
взятые с «мусорки». Каждый раз они искали в ней что-то новое, интересное и
необычное, для того, чтобы использовать в своей игре. После чего, по
первоначально оговоренному правилу, возвращали предметы на место, в
контейнер. Детский интерес был обеспечен тем, что ребята имели свободный
доступ к коробке, также «мусорка» иногда пополнялась новыми вещами.
Предметов в контейнере было достаточно много, поэтому каждый мог
выбрать себе именно то, что было ему необходимо.
Так же важно отметить тот факт, что дети использовали содержимое
мусорки в игре, как самостоятельные предметы, так и компонуя с теми
играми, которые находились на полках группы уже давно. Например, в
контейнере нашелся паровоз, который отлично сочетался с нашей железной
дорогой. Из содержимого контейнера дети мастерили и играли на барабане, а
после из тех же предметов варили рыбный суп.
Были в контейнере и такие предметы, которые вызывали недоумение у
детей. К примеру, поломанная удочка от игры в рыбалку. Взяв ее, ребята
расстраивались, так как поймать рыбу на нее никак не получилось бы. Но вот
однажды, в руках одного из мальчиков эта удочка превратилась в меч, и
ребята разыграли целое сражение. Сначала в их глазах читался испуг, так как
в такие игры не принято играть у нас в группе, но, увидев со стороны
воспитателя одобрение на «минутку шалости», они были невероятно
счастливы эти пару минут, изображая небольшое сражение.
Найдя в коробке несколько крышек от пятилитровых бутылок, девочки
задумались, как же можно с ними поиграть? Сначала они стали использовать
их как в игре с фишками: договорились бить крышку об стол – у кого
перевернется картинкой вверх – тот и победил.
Затем они попросили нарисовать поле на листе бумаги и принялись
играть в «крестики-нолики».
Были в контейнере и такие предметы, которые дети использовали как
трофеи. Например, ленточка. Девочка, победившая в игре «Дубль», надевает
ее себе как медаль.
Спустя 10 дней наших наблюдений мы пришли к выводу, что
импровизированная
«мусорка»
способствует
развитию
воображения
и
фантазии, вдохновляет на новые сюжетные игры. При этом ребята
использовали не только наполнение контейнера, но и привлекали в игре
игрушки с полок группы. Что же произошло с «мусоркой» и где она сейчас?
С началом учебного года мы перестали пополнять контейнер новыми
предметами, что привело к потере интереса и отсутствием внимания к
«мусорке». Мы вынуждены были отдать контейнер, таким образом,
«мусорка» в нашей группе перестала существовать. Но, есть на полке нашей
группы похожий контейнер, в который мы обычно складываем игрушки,
которым не нашлось места в различных центрах. То есть, сами того не
подозревая, мы пришли к выводу, что импровизированная «мусорка»
существовала в нашей группе еще задолго до того, как мы решили принять
участие в данном проекте. Кто знает, возможно, в каждой группе есть такая
волшебная коробка?