Автор: Лебедева Инесса Владимировна Пдо
Должность: Педагог ДО
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 7 Советского района г.о.Самара
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка "Гармонический слух.Каноны"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка открытого урока по
хору.
ТЕМА:
“Работа над чистотой интонации в младшем
хоре.Каноны”
Составитель Лебедева И.В.
Педагог МБУ ДО ДШИ №7
Советского района г.о. Самара
Цели:
-Развитие вокально-интонационных навыков и ладового
чувства у учащихся младших классов в процессе музыкально-
дидактических игр.
-Развитие гармонтческого слуха при работе с канонами.
Задачи урока:
Образовательные: обеспечить в ходе урока закрепление
правил и законов певческой установки, вокального
формирования звука, интонационно-ладового тяготения;
продолжать учить детей применять полученные знания,
умения и навыки в изучаемых музыкально-дидактических
играх.
Воспитательные: способствовать развитию культуры
взаимоотношений при работе в коллективе; содействовать
развитию эстетического вкуса, культуры пения.
Развивающие: развить навыки певческой установки, навыки
формирования вокального звука, певческого унисона в
партии; развить интонационные навыки, навыки ладового
чувства и мышления; развитие музыкальной памяти,
музыкального слуха, воображения.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный.
Вступительное слово.
Пение является одним из основных видов музыкальной
деятельности детей. Обучая детей пению, хормейстер решает
важную задачу - добивается правильного воспроизведения
мелодии песни. Но не все дети имеют хороший музыкальный
слух и могут сразу чисто интонировать. Неверно исполненная
мелодия искажает художественный
образ
произведения,
создает неправильное представление о содержании песни,
задерживает развитие музыкальных способностей ребёнка.
С проблемой плохого интонирования сталкивается любой
хормейстер с первых шагов обучения детей пению и на
протяжении
всего
периода
существования
хорового
коллектива:
«гудошников»
обнаруживается
среди
первоклассников от 40 до 60%.С такими детьми очень сложно
работать, и результаты, как правило, появляются далеко не
сразу. В связи с чем многие хормейстеры избегают работать с
неточно интонирующими детьми, закрывая перед ними
«двери в музыку». Поэтому систематические занятия с плохо
интонирующими детьми, имеющими недостаточно развитый
музыкальный
слух,
вокально-слуховые
представления,
должны стать необходимым условием правильной постановки
обучения
пению.
Своевременное
выявление
причин
неточного интонирования и устранение их с помощью
определенных методов способствует тому, что ребенок
начинает петь, правильно интонируя.
Ход урока:
-Зарядка-релаксация
-Артикуляционная гимнастика
--Дыхательная гимнастика
-Звукоподражательные игры
-Распевание в F dur с руками.
-Пение попевок с показом звуковысотности руками
На данный момент мы показали работу над интонацией,
т.е
правильное
воспроизведение
мелодии
(развитие
мелодического слуха).
Сейчас мы покажем работу над развитием гармонического
слуха.
Гармонический
слух
это
аккордовый
слух.
Гармонический
слух
проявляется,
прежде
всего,
в
способности
воспринимать
многоголосие. Петь
свою
мелодию не сбиваясь и слышать мелодию другого голоса.
В этом нам поиогут каноны. Канон это прежде всего
простым языком подражание с опозданием.Одна и та же
мелодия воспроизводится с опозданием. Сейчас мы вам
продемонстирируем.
(Педагоги
исполняют
канон
“Со
вьюном я хожу”).
Сначала мы будем показывать речевые каноны, и здесь
нам будет необходима ваша помощь(помощь родителей).
- “Бей барабан”(Дети- родители)
- (ТК-ТКА-ТКО-ТКЭ ...ТКА-ТКА-ТКА, ТКО-ТКО-ТКО)
ТКЕТ. ТКЕТ ТКАЧ-
ТКЕТ ТКАЧ ТКАНИ ... (Дети-родители-педагоги)
-Т-Д ТД тд тд ТРРРРРРРРРР (переходим на вокальные
каноны)
- ”Шла веселая собака”
-”Паровоз”
- “Во поле береза стояла (родители - дети) + шумовой
оркестр (родители хлопают ровно пульс).
В заключении скажу, что работа сложная и кропотливая,
но интересная.
А сейчас мы вам покажем мини-концерт.
Поют учащиеся младшего хора “Серебряный нотки”
Начнем мы с известного вам канона “Шла веселая собака”
Ведущие читают стихи.
1.Высунув из будки нос,
«Гав!» – пролаял громко пёс.
И с тех пор к нам дядя Костя
Не приходит больше в гости.
Испугался зря сосед –
Пёс сказал ему: «Привет!»( Звучит песня”Шла веселая
собака”)
2.В старину малышки-дочки
Надевали лапоточки.
Лапти все плели руками,
А потом носили сами.( Звучит р.н.п.” Во деревне то было
Ольховке”)
3.Есть у солнышка сестра,
Ночью на небо выходит,
То ЛУНА, из серебра
Звёзды россыпью выводит.( Звучит песня “ Колыбельная
луне”)
4. Пони — это только пони.
Пони — не большие кони,
Пони — малые коняшки,
Но зато они милашки!( Звучит песня “Пони”)
5. Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.( Звучит песня “Большой секрет”)
6.Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!( Звучит песня “ Ты да я, да мы с тобой”)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! МЫ ГОВОРИМ ВАМ ДО
СВИДАНИЯ!!!