Автор: Минибаева Татьяна Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Мастер-класс в ДОУ
Тема: Алгоритм создания лэпбука
Раздел: дошкольное образование
Алгоритм создания лэпбука.
Процесс создания лэпбука состоит из нескольких последовательных этапов.
1. Начинаем мы с выбора темы.
Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий
лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и
в лэпбуке дать подробную информацию о нем.
Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность.
Если говорить о дошкольниках, то обычно в младшем и среднем возрасте
берут традиционные темы, такие как «Времена года», «Дикие и домашние
животные»,
«Овощи
и
фрукты»,
«Транспорт»,
«Профессии».
Старшим
дошкольникам будут интересны «Животные жарких стран», «Исследование
космоса», «Удивительное в мире природы», «Защита нашей планеты». Вместе с
родителями можно изготовить папки «Гороскоп нашей группы», «Мы трудимся»,
«Праздники нашей группы», «Что такое школа», «Профессии наших мам и пап»,
«Экологический калейдоскоп» и т. д.
Можно взять очень узко направленную тему, например, какое-нибудь
конкретное насекомое, животное, праздник и дать подробную информацию, это
будет уже настоящий исследовательский проект.
Лэпбук, который мы предлагаем вашему вниманию, называется «В гостях у
звука «Р». И его главная тема - это постановка и автоматизация звука «Р» в
старшем дошкольном возрасте.
Итак, когда вы определились с темой можно переходить к плану.
2. План.
После того, тема выбрана, необходимо составить план. Ведь лэпбук - это не
просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что
он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен
план того, что вы хотите в этой папке рассказать. План позволит вам в полной мере
осветить выбранную вами тему, не упустив из виду ни один из ее аспектов. Так как
наш лэпбук ориентирован на постановку и автоматизацию нормативного звука «Р»,
то и в плане мы подробно прописываем, какие этапы постановки и автоматизации
должны быть представлены в лэпбуке, в какой последовательности необходимо их
расположить.
План:
1.Артикуляционная гимнастика
2. Дыхательные упражнения
3. Игры на произнесение звука изолированно
4. Игры на определение наличия звука [Р] в слове, определение его места.
5. Игры на произнесение звука [Р] в слогах, словах, фразах
Согласование существительных с местоимениями мой, моя, моё.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Согласование существительных с числительными (2, 5)
6. Игра на дифференциацию звуков [Р] и [Л]
7. Игра на развитие связной речи.
3. Создание макета.
Следующий этап один из самых творческих – это создание макета будущего
лэпбука. Необходимо придумать, как в создаваемом пособии будет представлен
каждый из пунктов плана. Здесь нет границ для фантазии: формы представления
могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. На этом
этапе мы принимаем решение, какую информацию лучше подать в виде книжечки,
вращающихся кругов, раскрывающихся кармашков, окошек и прочего. Важно,
чтобы формы представления информации, игр и заданий были разнообразными,
чтобы увлечь ребенка и удерживать его интерес. Макет можно зарисовать на листе
бумаги, а можно и спроектировать с помощью компьютера. Именно по этому
макету и будет в дальнейшем идти изготовление лэпбука, поэтому тщательная и
подробная проработка макета существенно облегчит последующую сборку
готового пособия. На этом же этапе нужно продумать, какая основа будет у
лэпбука, это может быть, как лист плотной бумаги формата А3, так и картонная
папка или несколько папок соединенных между собой. Выбор основы зависит
прежде всего от объема информации и разнообразных заданий, которые вы хотите
разместить в лэпбуке.
4. Изготовление лэпбука.
И наконец мы приступаем к изготовлению нашего учебного пособия. Для
этого запасаемся всеми необходимыми материалами (клей, скотч, цветная и белая
бумага, распечатанные и при необходимости заламинированные задания, игры,
конверты и кармашки, в которых они будут размещены).
Чтобы изготовить настоящую интерактивную папку, которой удобно
пользоваться, нужно учесть два требования:
•
Безопасность. Основные материалы и отделка должны быть полностью
безопасны и разрешены к применению в работе с детьми. К примеру, если вы
скрепляете части лэпбука скобами степлера, лучше «накрыть» скобу сверху
декоративным элементом или полоской самоклеящейся бумаги, чтобы скоба не
выпала и не поранила детей. При вырезании заламинированных карточек уголки
небходимо закруглять, чтобы дети не травмировались острым краем, ну и
обязательно следить, чтобы в лэпбуке не было мелких деталей, либо, чтобы они
были надежно закреплены.
•
Прочность. Для использования дома подойдёт и папка из бумаги, с
бумажными конвертиками и книжечками. Но если это пособие предназначено для
детского сада, где папку ежедневно рассматривают, играют с нею много детей,
необходимо позаботиться о дополнительной защите всех элементов. И основу, и
кармашки лучше «заламинировать» прозрачной плёнкой для учебников, то же
касается карточек, картинок, карманов и прочего. Маленькие картинки можно с
двух сторон обклеить широким скотчем. Да и вместо обычной бумаги стоит взять
ватман или картон.
•
Легкость в использовании. Проверьте, чтобы все задания были легко
доступны для ребенка, убедитесь, что карточки легко достаются и складываются.
Разместите на кармашках с заданиями и играми небольшие картинки, которые
отражают суть предлагаемой игры, ведь далеко не все дети в дошкольном возрасте
умеют читать.
Далее вам более подробно будет представлен изготовленный нами лэпбук «В
гостях у звука «Р».
Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» представляет собой две
папки формата А4, обклеенные цветной самоклеящейся плёнкой. На страницах
папки имеются различные кармашки, конверты, книжки, в которых собрана
информация по автоматизации звука [Р].
Цель: cоздание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы
детей в процессе деятельности по автоматизации звука [Р] с использованием
дидактического пособия лэпбук.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для
выработки нормированного произношения звука [Р], при помощи вращающегося
круга;
- учить правильно проговаривать звук [Р] изолированно, в слогах, словах;
- учить детей дифференцировать звуки [Р-Л] в предложениях;
- Обучать чтению слогов с использованием буквы Р;
- Определять место (позицию) звука [Р] в словах (в начале, в середине, в
конце);
- Автоматизировать звук [Р] в словосочетаниях и предложениях;
-
учить
детей
образовывать
существительные
с
уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
-
учить
детей
согласовывать
существительные
с
притяжательными
местоимениями мой, моя, мои, моё;
- учить детей употреблять числительные 2 и 5 с существительными;
- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного
словаря;
- Развивать связную речь детей;
- учить детей составлять рассказ-описание по картинке.
Развивающие:
-
Развивать
зрительное
и
фонематическое
восприятие
посредством
рассматривания картинки «Назови все слова со звуком [Р]»;
- Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук
посредством составления из разрезных картинок целостных изображений (пособие
«Собери букву Р»);
- развивать речевое дыхание детей;
-Стимулировать
познавательную
активность,
способствовать
развитию
коммуникативных навыков.
Воспитательные:
-Воспитывать усидчивость;
-Формировать самоконтроль детей за собственной речью;
-Побуждать к активности в получении новых знаний;
-Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной
деятельности взрослого и ребёнка.
В лэпбуке собраны материалы по автоматизации звука [Р] для развивающих
видов совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к
пространственной предметно-развивающей среде:
- Полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с
участием взрослого как играющего партнера);
- Обладает дидактическими свойствами;
-
Является
средством
художественно-эстетического
развития
ребенка,
приобщает его к миру искусства;
- Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников.
Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» предназначено для
детей старшего дошкольного возраста.
Содержание лэпбука:
1. Вращающийся круг для выполнения артикуляционных упражнений
для нормированного произношения звука [Р].
Данный раздел представлен в виде вращающегося круга, содержащего
картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение. Все картинки
составляют
комплекс
артикуляционной
гимнастики
для
нормированного
произношения звука [Р].
Цель: учить детей с использованием вращающегося круга самостоятельно
выполнять артикуляционные упражнения.
2. Игра «Горячий чай» и «Сдуй бабочку».
Взрослый предлагает ребенку либо детям подуть на горячий чай, чтобы он
быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую
на чай».
В игре «Сдуй бабочку» логопед предлагает подуть на бабочку как можно
дольше, чтобы она высоко взлетела.
Цель: развивать речевое дыхание детей.
3. Игра «Звуковые дорожки».
Ребенок МАШИНКОЙ или СОБАЧКОЙ, которые лежат в кармашке пособия,
ведет по дорожке и тянет звук [Р].
Цель:
совершенствование
зрительно
–
моторной
координации
и
ориентировки в пространстве; автоматизация поставленного звука.
4. Игра «Слоговые машинки».
Логопед показывает самостоятельно, а
потом предлагает ребенку, либо детям провести пальчиком по дорожке и показать,
как едет машинка. В игре «Голодная собачка» логопед просит ребенка показать,
как рычит собачка, доставая косточку (если ребенок не умеет читать, то сначала
логопед показывает, как правильно играть в игру, а затем ребенок повторяет за
ним).
Цель: учить правильно проговаривать звук [Р] в слогах.
5. «Слоговая ромашка». Ребенок называет буквы, которые знает. Читает
вместе с учителем-логопедом слоги.
Цель: учить правильно проговаривать звук [Р] в слогах, обучать детей
чтению.
6. Игра «Большой-маленький». Ребенок, либо дети достают из конвертов
карточки и ищут подходящую картинку. Логопед объясняет детям, как играть в эту
игру: «Это девочка Вера, а это мальчик Рома. Вера собирает большие картинки, а
Рома маленькие. Например: у Веры пирог, а у Артема пирожок».
Цель: автоматизировать звук [Р] в словосочетаниях и предложениях; учить
детей
образовывать
существительные
с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
7. Игра «Назови все слова со звуком [Р]». Логопед предлагает детям найти
картинки, в названии которых есть звук [Р].
Цель: развивать зрительное и фонематическое восприятие посредством
рассматривания картинки.
8. Игра «Место звука в слове». Логопед раскладывает перед ребенком, либо
детьми три схемы, обозначающие место звука [Р] в слове (в начале, в середине, в
конце. Ребенок, либо дети берут кружочки называют картинки на них и кладут на
определенную схему.
Цель: учить определять место (позицию) звука [Р] в словах (в начале, в
середине, в конце); Формировать самоконтроль детей за собственной речью;
Побуждать к активности в получении новых знаний.
9. Разрезные пазлы «Собери букву Р». Ребёнок (дети) собирает пазл и
получит загаданную букву. Запоминает, как она выглядит и называет. Для
закрепления называет слова, которые нарисованы в каждом элементе.
Цель: закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять
графическое изображение буквы;
развивать зрительное восприятие и мелкую
моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных
изображений; учить правильно проговаривать звук в словах; формировать
положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и
ребёнка.
10. Игра «Жадина Крош».
Рассели по домикам все картинки. Перед
ребенком игровое поле с домиками и окнами в них. Ребенок называет, кого видит в
окошке. Раскладывает картинки по домам.
Цель: учить детей согласовывать существительные с притяжательными
местоимениями мой, моя, мои, моё; автоматизировать звук [Р] в словосочетаниях;
стимулировать
познавательную
активность,
способствовать
развитию
коммуникативных навыков; воспитывать усидчивость.
11. Игра «Два-пять». Назови картинки. Сколько рысей у Веры и сколько у
Артема?
Цель: учить детей употреблять числительные 2 и 5 с существительными;
развивать связную речь детей; автоматизировать звук [Р] в предложениях.
12. Игра «Что у Лады и что у Ромы?». Ребенок (либо дети) вытаскивает
карточки из кармашков и называет какие картинки у Лады, а какие у Ромы.
Цель: учить детей дифференцировать звуки [Р-Л] в предложениях; развивать
зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук; развивать связную речь
детей.
13. «Составь рассказ по картинке». Логопед просит ребенка составить
небольшой рассказ о том, кого или что он видит на картинке.
Цель:
учить
детей
составлять
рассказ-описание
по
картинке;
автоматизировать звук [Р] в словосочетаниях и предложениях; развивать связную
речь детей; развивать зрительное восприятие.
Дидактическое пособие «В гостях у звука [Р]» рекомендуется также
использовать
и
воспитателям
дошкольного
учреждения
в
коррекционно-
развивающей работе с детьми, также пособие могут использовать родители, и сами
дети в самостоятельной и игровой деятельности.