Напоминание

Алгоритм создания лэпбука


Автор: Минибаева Татьяна Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Мастер-класс в ДОУ
Тема: Алгоритм создания лэпбука
Раздел: дошкольное образование





Назад




Алгоритм создания лэпбука.

Процесс создания лэпбука состоит из нескольких последовательных этапов.

1. Начинаем мы с выбора темы.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий

лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и

в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность.

Если говорить о дошкольниках, то обычно в младшем и среднем возрасте

берут традиционные темы, такие как «Времена года», «Дикие и домашние

животные»,

«Овощи

и

фрукты»,

«Транспорт»,

«Профессии».

Старшим

дошкольникам будут интересны «Животные жарких стран», «Исследование

космоса», «Удивительное в мире природы», «Защита нашей планеты». Вместе с

родителями можно изготовить папки «Гороскоп нашей группы», «Мы трудимся»,

«Праздники нашей группы», «Что такое школа», «Профессии наших мам и пап»,

«Экологический калейдоскоп» и т. д.

Можно взять очень узко направленную тему, например, какое-нибудь

конкретное насекомое, животное, праздник и дать подробную информацию, это

будет уже настоящий исследовательский проект.

Лэпбук, который мы предлагаем вашему вниманию, называется «В гостях у

звука «Р». И его главная тема - это постановка и автоматизация звука «Р» в

старшем дошкольном возрасте.

Итак, когда вы определились с темой можно переходить к плану.

2. План.

После того, тема выбрана, необходимо составить план. Ведь лэпбук - это не

просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что

он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен

план того, что вы хотите в этой папке рассказать. План позволит вам в полной мере

осветить выбранную вами тему, не упустив из виду ни один из ее аспектов. Так как

наш лэпбук ориентирован на постановку и автоматизацию нормативного звука «Р»,

то и в плане мы подробно прописываем, какие этапы постановки и автоматизации

должны быть представлены в лэпбуке, в какой последовательности необходимо их

расположить.

План:

1.Артикуляционная гимнастика

2. Дыхательные упражнения

3. Игры на произнесение звука изолированно

4. Игры на определение наличия звука [Р] в слове, определение его места.

5. Игры на произнесение звука [Р] в слогах, словах, фразах

Согласование существительных с местоимениями мой, моя, моё.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Согласование существительных с числительными (2, 5)

6. Игра на дифференциацию звуков [Р] и [Л]

7. Игра на развитие связной речи.

3. Создание макета.

Следующий этап один из самых творческих – это создание макета будущего

лэпбука. Необходимо придумать, как в создаваемом пособии будет представлен

каждый из пунктов плана. Здесь нет границ для фантазии: формы представления

могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. На этом

этапе мы принимаем решение, какую информацию лучше подать в виде книжечки,

вращающихся кругов, раскрывающихся кармашков, окошек и прочего. Важно,

чтобы формы представления информации, игр и заданий были разнообразными,

чтобы увлечь ребенка и удерживать его интерес. Макет можно зарисовать на листе

бумаги, а можно и спроектировать с помощью компьютера. Именно по этому

макету и будет в дальнейшем идти изготовление лэпбука, поэтому тщательная и

подробная проработка макета существенно облегчит последующую сборку

готового пособия. На этом же этапе нужно продумать, какая основа будет у

лэпбука, это может быть, как лист плотной бумаги формата А3, так и картонная

папка или несколько папок соединенных между собой. Выбор основы зависит

прежде всего от объема информации и разнообразных заданий, которые вы хотите

разместить в лэпбуке.

4. Изготовление лэпбука.

И наконец мы приступаем к изготовлению нашего учебного пособия. Для

этого запасаемся всеми необходимыми материалами (клей, скотч, цветная и белая

бумага, распечатанные и при необходимости заламинированные задания, игры,

конверты и кармашки, в которых они будут размещены).

Чтобы изготовить настоящую интерактивную папку, которой удобно

пользоваться, нужно учесть два требования:

Безопасность. Основные материалы и отделка должны быть полностью

безопасны и разрешены к применению в работе с детьми. К примеру, если вы

скрепляете части лэпбука скобами степлера, лучше «накрыть» скобу сверху

декоративным элементом или полоской самоклеящейся бумаги, чтобы скоба не

выпала и не поранила детей. При вырезании заламинированных карточек уголки

небходимо закруглять, чтобы дети не травмировались острым краем, ну и

обязательно следить, чтобы в лэпбуке не было мелких деталей, либо, чтобы они

были надежно закреплены.

Прочность. Для использования дома подойдёт и папка из бумаги, с

бумажными конвертиками и книжечками. Но если это пособие предназначено для

детского сада, где папку ежедневно рассматривают, играют с нею много детей,

необходимо позаботиться о дополнительной защите всех элементов. И основу, и

кармашки лучше «заламинировать» прозрачной плёнкой для учебников, то же

касается карточек, картинок, карманов и прочего. Маленькие картинки можно с

двух сторон обклеить широким скотчем. Да и вместо обычной бумаги стоит взять

ватман или картон.

Легкость в использовании. Проверьте, чтобы все задания были легко

доступны для ребенка, убедитесь, что карточки легко достаются и складываются.

Разместите на кармашках с заданиями и играми небольшие картинки, которые

отражают суть предлагаемой игры, ведь далеко не все дети в дошкольном возрасте

умеют читать.

Далее вам более подробно будет представлен изготовленный нами лэпбук «В

гостях у звука «Р».

Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» представляет собой две

папки формата А4, обклеенные цветной самоклеящейся плёнкой. На страницах

папки имеются различные кармашки, конверты, книжки, в которых собрана

информация по автоматизации звука [Р].

Цель: cоздание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы

детей в процессе деятельности по автоматизации звука [Р] с использованием

дидактического пособия лэпбук.

Задачи:

Образовательные:

- Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для

выработки нормированного произношения звука [Р], при помощи вращающегося

круга;

- учить правильно проговаривать звук [Р] изолированно, в слогах, словах;

- учить детей дифференцировать звуки [Р-Л] в предложениях;

- Обучать чтению слогов с использованием буквы Р;

- Определять место (позицию) звука [Р] в словах (в начале, в середине, в

конце);

- Автоматизировать звук [Р] в словосочетаниях и предложениях;

-

учить

детей

образовывать

существительные

с

уменьшительно-

ласкательными суффиксами;

-

учить

детей

согласовывать

существительные

с

притяжательными

местоимениями мой, моя, мои, моё;

- учить детей употреблять числительные 2 и 5 с существительными;

- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного

словаря;

- Развивать связную речь детей;

- учить детей составлять рассказ-описание по картинке.

Развивающие:

-

Развивать

зрительное

и

фонематическое

восприятие

посредством

рассматривания картинки «Назови все слова со звуком [Р]»;

- Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук

посредством составления из разрезных картинок целостных изображений (пособие

«Собери букву Р»);

- развивать речевое дыхание детей;

-Стимулировать

познавательную

активность,

способствовать

развитию

коммуникативных навыков.

Воспитательные:

-Воспитывать усидчивость;

-Формировать самоконтроль детей за собственной речью;

-Побуждать к активности в получении новых знаний;

-Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной

деятельности взрослого и ребёнка.

В лэпбуке собраны материалы по автоматизации звука [Р] для развивающих

видов совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к

пространственной предметно-развивающей среде:

- Полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

- Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с

участием взрослого как играющего партнера);

- Обладает дидактическими свойствами;

-

Является

средством

художественно-эстетического

развития

ребенка,

приобщает его к миру искусства;

- Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

- Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

активность всех воспитанников.

Дидактическое пособие лэпбук «В гостях у звука [Р]» предназначено для

детей старшего дошкольного возраста.

Содержание лэпбука:

1. Вращающийся круг для выполнения артикуляционных упражнений

для нормированного произношения звука [Р].

Данный раздел представлен в виде вращающегося круга, содержащего

картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение. Все картинки

составляют

комплекс

артикуляционной

гимнастики

для

нормированного

произношения звука [Р].

Цель: учить детей с использованием вращающегося круга самостоятельно

выполнять артикуляционные упражнения.

2. Игра «Горячий чай» и «Сдуй бабочку».

Взрослый предлагает ребенку либо детям подуть на горячий чай, чтобы он

быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую

на чай».

В игре «Сдуй бабочку» логопед предлагает подуть на бабочку как можно

дольше, чтобы она высоко взлетела.

Цель: развивать речевое дыхание детей.

3. Игра «Звуковые дорожки».

Ребенок МАШИНКОЙ или СОБАЧКОЙ, которые лежат в кармашке пособия,

ведет по дорожке и тянет звук [Р].

Цель:

совершенствование

зрительно

моторной

координации

и

ориентировки в пространстве; автоматизация поставленного звука.

4. Игра «Слоговые машинки».

Логопед показывает самостоятельно, а

потом предлагает ребенку, либо детям провести пальчиком по дорожке и показать,

как едет машинка. В игре «Голодная собачка» логопед просит ребенка показать,

как рычит собачка, доставая косточку (если ребенок не умеет читать, то сначала

логопед показывает, как правильно играть в игру, а затем ребенок повторяет за

ним).

Цель: учить правильно проговаривать звук [Р] в слогах.

5. «Слоговая ромашка». Ребенок называет буквы, которые знает. Читает

вместе с учителем-логопедом слоги.

Цель: учить правильно проговаривать звук [Р] в слогах, обучать детей

чтению.

6. Игра «Большой-маленький». Ребенок, либо дети достают из конвертов

карточки и ищут подходящую картинку. Логопед объясняет детям, как играть в эту

игру: «Это девочка Вера, а это мальчик Рома. Вера собирает большие картинки, а

Рома маленькие. Например: у Веры пирог, а у Артема пирожок».

Цель: автоматизировать звук [Р] в словосочетаниях и предложениях; учить

детей

образовывать

существительные

с

уменьшительно-ласкательными

суффиксами.

7. Игра «Назови все слова со звуком [Р]». Логопед предлагает детям найти

картинки, в названии которых есть звук [Р].

Цель: развивать зрительное и фонематическое восприятие посредством

рассматривания картинки.

8. Игра «Место звука в слове». Логопед раскладывает перед ребенком, либо

детьми три схемы, обозначающие место звука [Р] в слове (в начале, в середине, в

конце. Ребенок, либо дети берут кружочки называют картинки на них и кладут на

определенную схему.

Цель: учить определять место (позицию) звука [Р] в словах (в начале, в

середине, в конце); Формировать самоконтроль детей за собственной речью;

Побуждать к активности в получении новых знаний.

9. Разрезные пазлы «Собери букву Р». Ребёнок (дети) собирает пазл и

получит загаданную букву. Запоминает, как она выглядит и называет. Для

закрепления называет слова, которые нарисованы в каждом элементе.

Цель: закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять

графическое изображение буквы;

развивать зрительное восприятие и мелкую

моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных

изображений; учить правильно проговаривать звук в словах; формировать

положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и

ребёнка.

10. Игра «Жадина Крош».

Рассели по домикам все картинки. Перед

ребенком игровое поле с домиками и окнами в них. Ребенок называет, кого видит в

окошке. Раскладывает картинки по домам.

Цель: учить детей согласовывать существительные с притяжательными

местоимениями мой, моя, мои, моё; автоматизировать звук [Р] в словосочетаниях;

стимулировать

познавательную

активность,

способствовать

развитию

коммуникативных навыков; воспитывать усидчивость.

11. Игра «Два-пять». Назови картинки. Сколько рысей у Веры и сколько у

Артема?

Цель: учить детей употреблять числительные 2 и 5 с существительными;

развивать связную речь детей; автоматизировать звук [Р] в предложениях.

12. Игра «Что у Лады и что у Ромы?». Ребенок (либо дети) вытаскивает

карточки из кармашков и называет какие картинки у Лады, а какие у Ромы.

Цель: учить детей дифференцировать звуки [Р-Л] в предложениях; развивать

зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук; развивать связную речь

детей.

13. «Составь рассказ по картинке». Логопед просит ребенка составить

небольшой рассказ о том, кого или что он видит на картинке.

Цель:

учить

детей

составлять

рассказ-описание

по

картинке;

автоматизировать звук [Р] в словосочетаниях и предложениях; развивать связную

речь детей; развивать зрительное восприятие.

Дидактическое пособие «В гостях у звука [Р]» рекомендуется также

использовать

и

воспитателям

дошкольного

учреждения

в

коррекционно-

развивающей работе с детьми, также пособие могут использовать родители, и сами

дети в самостоятельной и игровой деятельности.



В раздел образования