Автор: Сафонова Наталья Евгеньевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МОУ СОШ №14
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Представление текста в памяти компьютера. Кодировочные таблицы"
Раздел: среднее образование
Составила: учитель информатики Сафонова Н.Е.
Информатика 7 класс, Семакин И.Г. (базовый уровень)
Тема: Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные
таблицы.
Цели урока:
Знать: что такое кодировочные таблицы, способы кодирования
Уметь: определять код символа, определять символ по его коду
Планируемые результаты обучения:
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
построение логической цепи рассуждений;
умение анализировать текст с целью выявления ошибок;
отвечать на простые вопросы учителя;
умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от
конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
умение слушать и понимать речь других;
умение совместно договариваться о правилах поведения и общения;
умение взаимодействовать в паре.
РегулятивныеУУД:
определе
ние
и формулирование цел
ей
на уроке с помощью учителя;
проговарива
ние
последовательности действий на уроке;
планирова
ние
сво
их
действий в соответствии с поставленной задачей;
контроль сво
ей
деятельности по ходу выполнения задания;
вн
есение
необходимых
коррективов
в действие после его завершения на основе
его
оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Личностные УУД:
формирование интереса (мотивации) к учению;
осознание роли ученика;
умение проводить самооценку.
Основные понятия: кодировка, кодовая таблица, двоичный код, 8-миразрядные и 16-
тиразрядные кодировки, ASCII, КОИ8-Р, Windows, Unicode.
Межпредметные связи:
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в знаково-
символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры
для описания объектов; умение «читать» таблицы, самостоятельно перекодировать
1
информацию из одной знаковой системы в другую;
Изучаемые вопросы:
Кодирование текстов.
Кодировочная таблица, международный стандарт ASCII.
Ход урока:
1.
Организационный момент
.
2.
Постановка проблемы. Целеполагание
.
Мы с вами рассмотрели основные и
дополнительные устройства компьютера, а также устройство ПК. А теперь мы будем
знакомиться с применением компьютера. Компьютер может работать с разными
видами информации: текстовой, графической, числовой и звуковой. Одним из самых
массовых приложений ЭВМ является работа с текстами. Информация, представленная
в виде текста, не является непрерывной. Текст состоит из символов – букв, цифр,
знаков препинаний и т.д. А в каком виде информация хранится в памяти компьютера?
– В двоичном коде. Каким образом символы преобразуются в двоичный код? –
Каждому символу дается номер. А в каком порядке мы расположим символы? -
Запишем в таблицу. Такие таблицы называются кодировочными, это будет темой
нашего урока.
Тема нашего урока «Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные
таблицы». (Слайд 1)
Знать: что такое кодировочные таблицы, способы кодирования.
Уметь: определять код символа, определять символ по его коду. (Слайд 2)
3.
Объяснение нового материала.
Прежде, чем рассмотреть новую тему, давайте вспомним: (Слайд 3,4)
1.
Что такое алфавит? (Множество символов, с помощью которых записывается
текст)
2.
Что такое мощность алфавита? (Число символов в алфавите)
3.
Какой формулой определяется мощность алфавита? (N=2
i
)
В алфавит мощностью 256 символов можно поместить практически все необходимые
символы
Т.к. 256 = 2
8
, то вес 1 символа – 8 бит.
Единице измерения 8 бит присвоили название
1 байт:
1 байт = 8 бит.
2
Двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт
памяти.
Имея компьютер, можно создавать тексты, не тратя на это много времени и бумагу.
Иногда бывает так, что текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с
другого компьютера, невозможно прочитать - на экране монитора видна какая-то
"абракадабра".
Ребята, как вы думаете, почему это происходит?
Пока у вас еще нет точного ответа. В конце урока попробуем еще раз ответить на этот
вопрос.
Так как представлены тексты в памяти компьютера?
Тексты вводятся в память компьютера с помощью клавиатуры. На клавишах написаны
привычные нам символы. В оперативную память они попадают в двоичном коде. Это значит,
что каждый символ представляется 8-разрядным двоичным кодом.
Кодирование заключается в том, что каждому символу ставится в соответствие
уникальный код.
Теперь возникает вопрос, какой именно восьмиразрядный двоичный код поставить в
соответствие каждому символу.
Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру
соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код просто
порядковый номер символа в двоичной системе счисления.
Открываем учебники на стр. 78, читаем определение. Переходим на таблицы кодировок.
Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в
соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки.
Для разных типов ЭВМ используются различные таблицы кодировки. Международным
стандартом
для
ПК
стала
таблица
ASCII
(Американский
стандартный
код
для
информационного обмена).
Таблица кодов ASCII делится на две части.
Символы с номерами от 0 до 31 принято называть управляющими. Их функция –
управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка
текста и т.п.
Символ 32 - пробел, т.е. пустая позиция в тексте. Все остальные отражаются
определенными знаками. Стандартная часть таблицы (английский) символы с номерами от 32
до 127. Сюда входят строчные и прописные буквы латинского алфавита, десятичные цифры,
знаки препинания, всевозможные скобки, коммерческие и другие символы.
3
Вторая половина кодовой таблицы ASCII, называемая кодовой страницей (128 кодов,
начиная с 10000000 и кончая 11111111), может иметь различные варианты, каждый вариант
имеет свой номер.
Кодовая страница в первую очередь используется для размещения национальных
алфавитов, отличных от латинского. В русских национальных кодировках в этой части
таблицы размещаются символы русского алфавита. Для букв русского алфавита также
соблюдается принцип последовательного кодирования.
Обращаю ваше внимание на то, что
в таблице кодировки буквы (прописные и
строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию
значений.
Такое соблюдение лексикографического порядка в расположении символов
называется принципом последовательного кодирования алфавита.
Попробуем с помощью таблицы ASCII представить, как будут выглядеть слова в памяти
компьютера. (Слайд 5,6)
Слова
Память
КОД
11001010 11001110 11000100
file
01100110 01101001 01101100 01100101
А теперь давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале
урока:
Почему иногда текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого
компьютера, мы видим на своем компьютере в виде "абракадабры"?
Ожидаемый ответ. На компьютерах применяется разная кодировка символов русского
языка.
К сожалению, в настоящее время существуют пять различных кодировок кириллицы
(КОИ8-Р, Windows. MS-DOS, Macintosh и ISO). Из-за этого часто возникают проблемы с
переносом русского текста с одного компьютера на другой, из одной программной системы в
другую.
4.
Первичное закрепление.
1.
В чем заключается принципа последовательного кодирования алфавита?
Ожидаемый ответ. В таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в
алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений.
2.
Какое слово записано следующим двоичным кодом? (Слайд 7)
4
3.
Закодировать слово «Байт» десятичным кодом (Слайд 8)
4.
Придумайте слово из информатики и закодируйте десятичным кодом. Затем
поменяйтесь с соседом и отгадайте.
5. Практическая работа.
«ПР Кодирование текста». В практической работе 2 задачи. Находят коды и буквы с
помощью Word и записывают результат в карточку. В конце сдают учителю. (Слайд 9,
10)
6.
Подведение итогов. Оценивание.
Предлагается дать оценку работе своей и
товарищей. (Слайд 11)
7.
Домашнее задание
: § 13; вопросы, №6 и №8 письменно. (Слайд 12)
5
Практическое задание по теме «Кодирование текстовой информации»
Дата: ____________
Работу выполнил: _______________
1.
Закодируйте слово Bit с помощью кодировочной таблицы ASCII.
Откройте диалоговое окно Вставка – Символ – Другие символы.
B
i
t
Bit
2.
Запишите слово, закодированное десятичным кодом. Для этого
наберите код символа на числовой клавиатуре.
202
224
237
232
202
243
235
251
6
Выбрать
Смотреть
код
символа