Автор: Комарова Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "Центр детского творчества" Центрального района
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Алгоритм работы с конфликтами в хореографическом коллективе
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
Центрального района города Кемерово
«Алгоритм работы с конфликтами в танцевальном
коллективе»
Статья
Автор:
педагог
дополнительного образования
МБОУДО «ЦДТ»
Центрального района г. Кемерово
Комарова И.А.
Кемерово 2023
Алгоритм работы с конфликтами в танцевальном коллективе
Конфликты случаются в любом коллективе. Причины их могут быть
как личностные, когда кто-то один выплескивает (переносит) свой
внутренний конфликт на окружающих, так и коллективные, возникающие
внутри коллектива между его членами.
Внутренние конфликты бывают:
у педагога
у ученика
у родителя
Внешние:
у педагога у ученика у родителя
между родителем и педагогом
между педагогом и учеником
между двумя и более учениками
между двумя и более родителями
между родителем и ребенком
ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ.
Что делать, если вы заметили внутренний конфликт у себя?
1 шаг - поиск и признание внутреннего противоречия.
Для этого выпишите на листок:
что с вами происходит в этот момент
что вы чувствуете
какие страхи вас одолевают
потребности, которые задеты внутри конфликта
точки-триггеры, которые вызывают противоречие
Перечитайте и задумайтесь.
2 шаг - пропишите ответы на вопросы:
а что я бы хотел(-а)?
что мне важно?
можно ли это сделать и как?
3 шаг - используйте дыхательные и двигательные практики. Они
помогают быть в контакте с самим собой. Помогают центрированию –
чувствованию себя, своего центра. Это работа с упражнениями, дыханием,
равновесием.
Способы дыхания могут меняться в зависимости от эмоционального
состояния, здоровья.
Работаем со ВДОХОМ при состоянии:
тревоги,
печали,
истощенности.
Когда нужен набор энергии.
Работаем с ВЫДОХОМ, когда испытываем:
избыточное напряжение,
контроль,
когда нужно освободиться.
Работа со вдохом подойдёт, когда нужно совершить что-то ответственное,
важное, сильное действие, прорыв. Для этого:
сядьте прямо, ноги и руки не скрещивайте.
поделайте вдох-выдох с акцентом на вдох.
вдох носом интенсивный, резкий, будто втягиваете воздух как при
насморке.
выдох свободный.
Продолжительность – от 2 до 20 минут.
Обратите внимание! Голова от этой практики болеть не должна.
Небольшой дискомфорт в голове возможен. Но если голова начинает именно
болеть, возможны проблемы с сосудами и недостаточное питание головы.
Если где-то есть зажим, возможен дискомфорт.
Что делать, если вы заметили внутренний конфликт у ребёнка?
Не оставляйте ребёнка один на один с внутренним противоречием –
дети ещё не могут преодолевать их без помощи взрослых.
Притесняется их внутренний эмоциональный мир,
положительное эмоциональное самочувствие,
искажаются личностные отношения,
возникает психологическая изоляция от сверстников.
Внутренние конфликты замедляют становление полноценных,
гармоничных отношений и всестороннее формирование личности. Что же
можно с этим сделать? Можно так же использовать упражнения на дыхание:
Упражнение «Паровозик»:
Дыхание, когда нужно расслабиться и сделать это быстро, срочно, когда
стрессовое состояние. Дышать нужно вниз. Акцент на выдох. Вдох носом
автоматический, а выдох ртом быстрый, сильный энергичный. Если
чувствуете, что переполнены информацией, то также полезно.
Подросткам можно давать на минутку.
Маленьким детям – дышим как ежики или дышим на травку
Упражнение «Растяжение и сжатие»
Когда раскрываемся – освобождаемся. Когда сжимаемся – сохраняем
энергию. На вдохе прогиб позвоночника, раскрытие рук, ног. На выдохе
сжались в комочек. Сочетание этих движений с дыханием помогает
балансировать, восстанавливать силы. Можно наоборот: на вдохе
закрываемся, на выдохе раскрываемся. Освобождаемся от чего-то лишнего.
Например, можно лечь звездочкой и собираться конечностями в комочек.
ВНЕШНИЕ КОНФЛИКТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ
Ссоры бывают в любом коллективе, это нормально. А вот конфликты –
это уже проблема. Они случаются гораздо реже, но всё же избежать их в
творческом коллективе практически невозможно. Но можно научиться ими
управлять, разрешать с пользой для всех участников.
Способы решения командных конфликтов:
1.
Не избегайте конфликта.
Проговаривайте и разбирайте ситуацию в «здесь и сейчас», предлагая
каждому высказаться. Нужно создать среду, в которой ученики смогут
открыто решать проблемы, чувствовать себя в безопасности при
обсуждении конфликтов и нести ответственность за их разрешение.
2.
Обозначьте четкие цели.
Если цели и задачи не ясны или не доведены до всех членов команды,
ученики с большой вероятностью столкнутся с конфликтами. Например, с
конфликтом лидеров внутри коллектива в точке командной работы.
3.
Применяйте командообразующие тренинги и события.
Сплочение коллектива всегда работает на ансамбль, на рост танцоров.
Важно создавать дружественную атмосферу, атмосферу поддержки.
Сделайте 3-4 традиции внутри каждого занятия. Мозг ученика чувствует
безопасность при повторяющихся предсказуемых играх-традициях.
4.
Обращайтесь за помощью.
В случаях, когда сложно решить конфликт самостоятельно и требуется
консультация, необходимо обратиться за помощью к психологу.
Упражнения на решение конфликтов внутри коллектива
1.
«Сражение»
Возраст: для детей от 3 лет.
Материалы: легкие предметы.
Цель: улучшение психологического климата в коллективе.
Задачи:
корректировать проявление агрессии у детей,
расслабить мышцы тела,
снять зажимы и напряжение в теле (особенно в руках и спине),
повысить эмоциональный настрой в коллективе.
Описание:
Игроки бросаются легкими предметами (шариками из бумаги,
маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия.
Заканчивается игра перемирием и объятиями.
2.
«Клоуны ругаются»
Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами
и фруктами». Например, можно сказать:
Ты – капуста!
Ты – баклажан!
Ты – мандарин!
Дети могут выбрать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по
очереди, отругать всех детей. Педагог руководит игрой, останавливает, если
используются другие слова или физическая агрессия.
Затем в игре должен измениться эмоциональный настрой детей. Теперь
клоуны ласково называют друг друга цветами. Интонирование должно быть
адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг
друга цветами. Например, можно сказать:
Ты – колокольчик!
Ты – ландыш!
Ты – сирень!
Релаксационный комплекс
1. Сядьте удобно. Закройте глаза и представьте, что у вас в левой руке –
лимон. Выжмите сок из этого лимона, очень сильно сожмите его,
почувствуйте напряжение в пальцах, запястье, в руке. Медленно бросьте
остатки лимона. Другой лимон возьмите в правую руку. Выжмите из него как
можно больше сока. Теперь опять левой рукой. Опять правой. Теперь в обеих
руках по лимону. Будет много лимонного сока.
2. Представьте, что вы пушистый и ленивый кот. Вы только что проснулись и
надо потянуться (руки вперед, вверх, высоко-высоко, назад), быстро бросьте
их в низ. Вам приятно, тепло, уютно. Вы лежите на солнышке.
3. Сейчас вы – черепаха, лежите возле пруда, нежитесь. Вдруг появилась
опасность. Вы втягиваете голову в плечи, плечи поднимаете до ушей, голову
опускаете. Опасность миновала, вы расслабились. Это приятно – вам ничего
не угрожает.
4. У вас во рту крепкая жвачка, ее невозможно разгрызть. Вы стараетесь
разжевать ее, плотно сжимая зубы. Вот и жвачка размякла, стала легкой и
приятной, просто воздушной.
5. Вы начинаете понимать, что нужно сделать, чтобы расслабиться. Думайте
о хорошем, приятном. Мысли больше не суетятся в вашей голове. Но тут
прилетела муха и уселась прямо на ваш нос. Избавьтесь от нее без
использования рук. Подтяните нос кверху. Напрягите все лицо. Муха
улетела. Теперь расслабьте лицо.
Этот комплекс можно использовать и при внутренних конфликтах у
ребенка, и при внешних конфликтах в коллективе.