Напоминание

Отчет об участии в эксперименте "Реализация технологии деятельностного метода обучения "Школа 2000…" в курсе математического развития дошкольников "Игралочка" авторов Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е."


Автор: Перерва Валентина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №17
Населённый пункт: город Североморск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Отчет об участии в эксперименте "Реализация технологии деятельностного метода обучения "Школа 2000…" в курсе математического развития дошкольников "Игралочка" авторов Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Отчет об участии в эксперименте «Реализация технологии

деятельностного метода обучения «Школа 2000…» в курсе

математического развития дошкольников «Игралочка» авторов

Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е.» во 2 младшей группе «Кроха»,

воспитатель: Перерва В.А.

В 2013 году с детьми 3-4 лет участвовали в эксперименте на данную тему,

согласно проекту: «Механизмы реализации ФГТ и ФГОС на основе

системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности

образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя

школа (Инновационный сетевой проект)».

В начале января мы получили письмо от центра системной педагогики. Где

нам предложили в рамках экспериментальной деятельности, апробировать

сценарии образовательных ситуаций (авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е.

Кочемасова) и заполнить анкету обратной связи. Результаты прислать до

20.05.2013 года.

Разработанное пособие «Игралочка» 1 часть, отличается от пособия по

которому работали раньше структурой образовательных ситуаций, игровыми

сюжетами, а задачи и задания почти одинаковые.

Так в курсе «Игралочка» выделяют 3 типа образовательных ситуаций:

1. Образовательные ситуации «открытия» нового знания

2. Образовательные ситуации тренировочного типа

3. Образовательные ситуации обобщающего типа (итоговые)

Особенностью образовательных ситуаций «открытия» нового знания

является структура:

1.

Введение игровую ситуацию

2.

Актуализация знаний

3.

Затруднение в игровой ситуации

4.

«Открытие» нового знания (способа действия)

5.

Включение нового знания в систему знаний и умений

6.

Осмысление (итог)

В образовательных ситуациях тренировочного типа акцент делается на

тренировке познавательных процессов:

1) Введение в игровую ситуацию

2) Игровая деятельность

3) Осмысление (итог)

Целями образовательных ситуаций обобщающего типа являются

систематизация накопленного детьми опыта математической деятельности и

одновременно – проверка уровня его сформированности.

В данном пособии представлены сценарии 35 образовательной ситуации по

ФЭМП на основе комплексно-тематического планирования программы «Мир

открытий» во второй младшей группе. Начиная со второго полугодия, мы

проводили образовательные ситуации, согласно плану образовательной

деятельности – одно занятие в неделю, всей группой или подгруппами. Всего

провели 19 образовательных ситуаций.

После того как провели образовательную ситуацию, результаты детей

фиксировали в анкете обратной связи. Где отмечали дату проведения

образовательной ситуации, сколько по времени шло образовательная

ситуация, каком объеме взяли готовый сценарий. Понятны ли детям диалоги

и инструкции сценария, какие затруднения возникли у детей в ходе

образовательной ситуации, какие затруднения возникли у воспитателя в ходе

образовательной ситуации. Что меняли в сценарии образовательной

ситуации, в какой степени их меняли. А также давали свои предложения и

замечания, если они есть.

В результате эксперимента, мы отметили положительные моменты:

+ Четко выложенная структура открытие «нового» знания позволяет детям

приобрести опыт, зафиксировать свои достижения и осмыслить свою

деятельность с помощью воспитателя.

+ У детей сформировались не только математические представления, но и

коммуникативные навыки, связная речь и мыслительные операции.

+ В каждом задании четко определены задачи, которые должны

выполнить.

+ Результаты диагностики детей по ФЭМП показали хорошую

динамику:

Начало года Конец года

Высокий – 11% 28%

Средний – 49% 51%

Низкий – 40% 21%

Выдели в процессе отрицательные моменты:

- В некоторых образовательных ситуациях сюжет не соответствовал

возрасту детей.

- При введении в игровую ситуацию поставленные вопросы не

соответствовали тематике сюжета или были в большом объеме, что

занимало много времени на ответы.

- Трудность возникла в организации детей, проведении занятий с

подгруппами детей 6-8 человек, так как не позволяет режим группы.

- Отсутствует не весь демонстративный и раздаточный материал, требуется

много времени на подготовку занятия.

Предлагаю, рассмотреть один из апробированных конспектов.

Тема: ТРЕУГОЛЬНИК

Цель:

1) сформировать представление о треугольнике как общей форме некоторых

предметов, умение распознавать треугольную форму в предметах

окружающей обстановки;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под

руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);

3) закрепить счет до трех, умение сравнивать предметы по свойствам;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение,

развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление, творческие

способности, сформировать опыт самоконтроля.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: изображение 3 клоунов, 3 колпачка, карточки с разным

количеством точек и предметов, предметные картинки с изображением

предметов не треугольной формы.

Раздаточный: круги, треугольники, квадраты, таблицы, предметные

картинки с изображением предметов треугольной формы, карточка с изо-

бражением 3 клоунов.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую

деятельность.

Воспитатель собирает детей около фланелеграфа, на котором расположены 3

клоуна.

- Кого вы видите? (Клоунов.)

- Сколько клоунов пришли к вам в гости? (Три.)

- Что не хватает у них в наряде? (Колпачков.)

- Клоуны готовятся к выступлению и не могут отыскать свои колпачки,

поможем им?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Колпачки» (начало).

Дидактические задачи:

1) актуализировать представления о форме предметов, закрепить

преставления о круге;

2) закрепить умение считать до трех, сравнивать количество предметов на

основе пересчета;

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь.

Дети садятся за столы, на которых находятся лежащие вперемешку 2

треугольника красного и зеленого цвета одного размера и 2 круга красного и

зеленого цвета одного размера. Размер круга таков, что круг вписывается в

треугольник.

Показывая на геометрические фигуры, воспитатель говорит:

- Скажите, какой формы должен быть колпачок у клоуна. (показывают или

отвечают «треугольной»)

- Круги – это беретки.

- Какую форму имеют беретки?

(Круглую.)

- Сколько береток? (Две.)

- Сколько колпачков? (два.)

- Сколько клоунов просят вас о помощи? (Три.)

- Сможете ли вы выполнить просьбу клоунов? (Нет.)

- Почему вы не сможете этого сделать? (Потому что не хватает

одного колпачка.)

- Где можно его купить? (В магазине.)

З. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Колпачки» (продолжение).

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для выделения формы треугольника;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения

и понимания его причины;

3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать

память, речь, логическое мышление.

Воспитатель предлагает сначала позвонить в магазин и узнать, есть ли там

нужные головные уборы.

- Объясните, какой нужен колпачок. (Желтый, не круглый)

Открытие нового знания.

4.1. Игра «Колпачки» (окончание).

Дидактические задачи:

1) сформировать представление о треугольнике как общей форме не

которых предметов;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального

переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение,

развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие

способности.

- Давайте, посмотрим, чем колпачок отличается от берета.

- Положите красный круглый берет на зеленый колпачок клоуна.

- Весь ли колпачок уместился под круглым беретом?

- Что выглядывает из-под круглого берета?

Если дети не знают слова «угол», то воспитатель называет его сам.

- Сколько уголков выглядывает снизу? (Три.)

- Давайте, вместе посчитаем: один, два, три. Обведите, их пальчиком.

- Как же называется фигура, у которой 3 уголка? (Треугольник.)

- Правильно, у треугольника три угла, его нельзя прокатить!

Воспитатель хвалит всех детей, предложивших свои версии:

- Молодец, Дима! Почти угадал! А Лена точно сказала! Повторите еще раз

все вместе: треугольник.

'

- Как вы теперь объясните продавцу, какой головной убор вам нужен?

(Треугольный.)

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Велосипед».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать

воображение.

Воспитатель рассказывает:

- Магазин довольно далеко, предлагаю доехать до него на велосипеде.

Дети ложатся на ковер на спину, сгибают ноги в коленях, крутят педали, едут.

5.2 Игра «В магазине».

Дидактические задачи:

1) закрепить представление о треугольнике, сформировать умение выделять

треугольную форму в предметах окружающей обстановки;

2) закрепить умение сравнивать предметы по свойствам, тренировать

мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать

внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля.

Дети подходят к отдельному столу, на котором находятся красные

треугольники по количеству детей, а также красные круги и квадраты. Размер

треугольников больше или меньше размера первых двух колпачков.

- Сколько треугольных колпачков вам нужно купить? (Один.) Дети из

множества фигур выбирают один треугольник и несут его к своему столу.

- Сколько у вас треугольных колпачков? (Три.)

- Какой колпачок не такой, как остальные? (Зеленый, так как остальные

колпачки красные, или маленький, так как остальные колпачки большие.)

Воспитатель кладет перед каждым ребенком полоску, на которой на

рисованы три круга-личика такие же, как на фланелеграфа.

- Клоун с желтыми волосами хочет, чтобы ему одели не красный

колпачок.

После того как дети выполнят задание, воспитатель дублирует действие на

доске и предлагает детям проверить, правильно ли они нарядили клоуна.

- Клоун с оранжевыми волосами хочет, чтобы ему одели не большой

колпачок.

Дети выполняют задание, воспитатель делает это на фланелеграфа.

- Какой колпачок у вас остался? (Большой красный.)

- На какого клоуна вы его наденете? (На клоуна с коричневыми

волосами.)

5.3. Игра «Найди свое место».

Дидактические задачи:

1) закрепить умение детей считать до трех, сравнивать группы предметов по

количеству путем пересчета;

2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение,

развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля.

Дети собираются около воспитателя.

- Клоуны спешат на выступление и просят нас навести в их домике порядок.

Для этого нужно найти свое место.

- У вас на столах лежат карточки с нарисованными на них точками (от 1 до 3).

Возьмите карточку с определенным количеством предметов и найдите

карточку с таким же количеством точек – это будет место предметам и вещам.

Проверка осуществляется индивидуально по мере выполнения детьми

задания, дополнительно задает вопросы:

- Что нарисовано на твоей картинке? (Например, стулья.)

- Сколько стульев нарисовано?

Ребенок отвечает, согласовывая числительное с существительным в роде.

5.4 Игра «Подбери по форме».

Дидактические задачи:

1) закрепить умение находить в окружающей обстановке предметы, сходные

по форме, выделять предметы, имеющие треугольную форму;

2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение,

развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля.

Дети по 4 человека садятся за столы. У каждого ребенка имеется таблица.

На середине стола находятся предметные картинки. Для удобства проверки

картинки треугольной формы должны быть такими: 4 картинки, на которых

нарисован треугольный зонтик, 4 картинки с треугольной рыбкой, 4 картинки

с треугольным деревом. Картинки круглой и квадратной формы могут быть

разными.

- Клоуны просят вас подобрать картинки, по форме напоминающие

треугольник, и положить в коробку (в пустые клетки).

Перед началом выполнения задания воспитатель спрашивает детей, какая

фигура нарисована на коробке, и просит детей обвести пальчиком эту фигуру.

Дети обводят треугольник несколько раз. Воспитатель предлагает детям

нарисовать треугольник пальчиком по воздуху.

- Какие предметы вам нужно найти? (Треугольные.)

- Как вы будете их искать? Воспитатель предлагает детям, взять карточку,

обвести предмет, нарисованный на ней, пальчиком и определить,

треугольный предмет или нет.

- Все картинки, которые вы положите в пустые клеточки, должны быть

разными.

После того как все дети выполнили задание, воспитатель говорит, что клоуны

просят рассказать, какие картинки они положили в пустые клеточки. Один

ребенок называет первую картинку, например, треугольная рыбка. Остальные

дети находят эту картинку у себя и хором повторяют: треугольная рыбка.

Следующую картинку называет другой ребенок, все дети находят ее у себя и

хором называют т. д.

- Почему вы не положили в коробку остальные картинки? (Потому

что они не треугольные.)

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали

на занятии, и создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

- У кого вы сегодня побывали?

- Чем вы смогли помочь клоунам?

-Молодцы, вы сегодня помогли клоунам найти колпачки и разложить

правильно вещи, потому что научились находить предметы треугольной

формы.



В раздел образования