Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Автор: Ященко Елена Сергеевна
Должность: Заведующий очным отделением, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Новосибирский автотранспортный колледж"
Населённый пункт: Г.Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА

УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Важная задача современного образования –

воспитание гражданина современного

общества, формирование толерантной личности, знающей культуру и традиции своего

народа и принимающей культуру других народов.

Одной из ключевых компетенций,

заложенных в ФГОС СОО, является культурологическая, формирование которой

происходит при изучении предметов гуманитарного цикла, в том числе русского языка и

литературы.

Под культурологической компетенцией следует понимать сформированное качество

личности, позволяющее прежде всего

чувствовать

себя объектом культурно-

исторического процесса, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства,

понимать закономерности развития культуры как процесса по созданию, сохранению и

трансляции общечеловеческих ценностей;

общаться в современном мире, оперируя

реалиями, обычаями, не только своего народа, но и других народов.

В

научной

литературе

актуальной

является

точка

зрения

о

необходимости

культурологического

подхода

к

изучению

гуманитарных

дисциплин.

Культурологический подход в методике преподавания русского языка предполагает, с

одной стороны, усвоение обучающимися в процессе изучения русского языка жизненного

опыта русского народа, его культуры, национальных традиций, религии, с другой

стороны,

формирование

нравственно-этических

ценностей

и

духовно-эстетическое

воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых.

Формирование

контекста

русской

культуры

осуществляется

путем

включения

в

содержание предметов русский язык и литература:

- высказываний ученых, писателей о русском языке, русской культуре, формирующих

ценностную ориентацию обучающихся как отношение к родному языку;

- стереотипов речевого поведения, включая речевой этикет;

- текстов с национально-культурным компонентом, содержащих сведения о русской

культуре, о быте, традициях, обычаях русского народа; о духовных и материальных

ценностях русского народа как национально-культурной общности.

Приобщение к шедеврам русского искусства позволяет формировать у обучающихся

чувство

добра,

справедливости,

уважение

к

народу,

воспитывает

понимание

преемственности с традициями лучших достижений мировой культуры.

Успешное

использование

современных

образовательных

технологий

помогут

преподавателю достичь желаемых результатов в решении вопроса по данной проблеме.

Рассмотрим применение на практике некоторых из них.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики

и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты

как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое

мышление

способность

ставить

новые

вопросы,

вырабатывать

разнообразные

аргументы, принимать независимые продуманные решения. Для эффективности обучения

преподаватель совместно со студентами должен пройти через три стадии: стадию вызова

(пробуждения интереса), стадию реализации смысла (осмысления материала во время

работы над ним) и стадию рефлексии (обобщения материала, подведения итогов).

Технология представляет собой систему приемов, один из них – «Пишем статью»

(групповая работа).

Цель данного приема – собрать, систематизировать, отобрать и логически выстроить

необходимую информацию по заданной теме. Можно усложнить работу, предложив

группам разные жанры: статья, тезисы, доклад, лекции для студентов, эссе и т.д.

Например, статья «Выдающиеся ученые лингвисты», сообщение «Как учили грамоте на

Руси?», лекция «Язык и культура», «Какие факты русской истории лежат в основе

некоторых фразеологизмов?».

Одним

из

приемов

работы,

позволяющим

реализовать

цели

формирования

культурологической

компетенции,

является

этимологический

анализ

слов

«Этимологические этюды». Обучающиеся готовят «Этимологические этюды» о словах

Россия, Русь, город, колледж и др. Обращение на уроке к этимологическому анализу

вызывает интерес студентов, поскольку позволяет посмотреть на привычные слова с

непривычной стороны, «подогревает» интерес к слову, к изучению языка в целом.

Следующий прием − «Двухрядный круглый стол». Данный прием позволяет участникам

высказать свое мнение по обозначенной проблеме. В ходе проведения «Двухрядного

круглого стола» обучающиеся делятся на две команды. Первая образует «внутренний»

круг. Участники этой команды имеют возможность свободных высказываний по

обсуждаемой проблеме. При этом важно, чтобы участники не критиковали точку зрения

других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй

команды – «внешний круг», фиксируют высказывания участников внутреннего круга,

готовя свои комментарии и вопросы. Примерные темы для «Двухрядного круглого

стола»: «Что нужно сделать, чтобы сохранить красоту и самобытность русского языка?»,

«Культура речи современного студента», «Роль фразеологизмов в русском языке», «Слова

заимствованные и исконно русские», «В несметном нашем богатстве слова драгоценные

есть»… и др.

Одной из эффективных педагогических технологией в работе по формированию

культурологической компетенции можно считать использование учебных проектов.

Основная ценность проектной технологии обучения состоит в том, что она ориентирует

обучающихся

на создание образовательного продукта, а не на простое изучение

определенной темы. Студенты

индивидуально или по группам за какое-то

время

выполняют определённый вид работы на заданную тему. Их задача – получить новый

продукт, решить какую-либо проблему. Чтобы её решить, требуется владение большим

объёмом знаний и определенными умениями. При создании проектов, обучающиеся

работают самостоятельно. По мнению К.Д. Ушинского, «ни один наставник не должен

забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к

умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого

предмета».

В результате работы над проектом может быть создан минифильм: «Слово и живопись»,

«А. С. Пушкин – создатель современного русского литературного языка». При изучении

литературы студенты выполняют следующие проекты: «Творческое самовыражение

Маяковского», «Русский национальный характер в литературе XX века о войне»,

«Стихотворения и судьба Анны Ахматовой». Накануне Дня славянской письменности и

культуры студенты выступают с презентациями «Язык есть исповедь народа», «От

кириллицы до электронной книги», «Человек – творец языка и культуры» и др.

Использование в процессе преподавания русского языка микротопонимического и

исторического материала способствует воспитанию любви и формированию интереса к

«малой» родине. Так, в юбилейный год Новосибирска или Новосибирской области

студенты работали над проектами «Мой Новосибирск. Дорога в колледж», «Диалекты

жителей Новосибирской области», «Литературные имена на карте Новосибирска».

Важная

цель

объединяет

все

творческие

проекты:

рассмотреть

культуру

как

смыслоорганизующую творческую переработку информации, накопление новых знаний,

ценностей, норм поведения в соответствии с объектом деятельности.

Используя проектную методику на уроках русского языка и литературы, можно сделать

вывод, что этот вид деятельности обеспечивает условия самопознания, самовыражения и

саморазвития. Разные виды текстов (исторические, художественные, краеведческие)

помогают сделать уроки русского языка и литературы интегрированными по содержанию.

Разнообразные формы существования культурологической информации в структуре

художественного текста определяют и разнообразие приемов работы с ней. Это такие

приемы, как культурологическая характеристика литературного образа, постановка

проблемных вопросов, посредством которых культурологический материал связывается с

анализом произведения, культурологический анализ, построенный на сопоставлении

художественного текста с первоисточником.

Выбор эффективных приемов и способов современных образовательных технологий на

уроках

русского

языка

и

литературы

создает

условия

для

формирования

культурологической компетенции.

Уроки

культурологической

направленности

способны

затронуть

сознания

душ

обучающихся и вдохнуть в их сердца свежую струю любви к языку своего народа, своей

стране в целом.

Формирование культурологической компетенции обучающихся помогает выполнить

поставленную перед нами на современном этапе развития образования сложную задачу −

подготовить обучающихся к жизни, научить их творчески мыслить, воспитывать в них

высокие нравственные качества.



В раздел образования