Автор: Биличенко Ирина Сидоровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №33 "Зайчик"
Населённый пункт: Город Междуреченск Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах"
Раздел: дошкольное образование
Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного
возраста через игру на детских музыкальных инструментах
В дошкольном возрасте многие музыкальные впечатления ребёнок получает не
столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции взрослых. Как и многие
педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности я занимаюсь поиском интересных
и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Меня
,
как музыкального
руководителя
,
волнуют вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было
интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их
слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.
Игра на музыкальных и самодельных шумовых инструментах – это один из
видов
детской
исполнительской
деятельности,
которая
чрезвычайно
привлекает
дошкольников.
В
процессе
игры
на
музыкальных
и
шумовых
инструментах
совершенствуются
эстетическое
восприятие
и
эстетические
чувства
ребенка.
Игра
способствует
становлению
и
развитию
таких
волевых
качеств,
как
выдержка,
настойчивость, целеустремленность, усидчивость. Во время игры у детей развивается
память и умение сконцентрировать внимание. Когда ребенок слышит и сопоставляет
звучание
разных
музыкальных
инструментов,
у
него
развиваются
мышление,
аналитические способности, дети открывают для себя мир музыкальных звуков. Каждый
звук
может
стать
музыкой.
Надо
только
постараться
её
услышать.
Ведь
именно
самодельные музыкальные инструменты пробуждают творческую мысль, помогают детям
понять, откуда и как рождаются звуки. Для создания шумового оркестра нужно много сил
и терпения. Конечно, только силами детей невозможно добиться желаемого результата.
Здесь
необходима
помощь
родителей,
заинтересованных
в
создании
самодельных
шумовых инструментов.
Хорошо, когда родители и педагоги объединены общим стремлением – создать
атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой
атмосфере может формироваться полноценная личность.
Перечислю
некоторые
материалы
для
изготовления
самодельных
шумовых
инструментов, которые мы используем в нашей совместной работе с родителями:
бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и др.);
деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;
коробочки из разных материалов (от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);
леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;
природные материалы (жёлуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа,
камешки, ракушки);
кусочки
пластика,
небольшие
металлические
предметы
(ключи,
палочки,
гайки,
кольца и др.);
пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады,
расчёски.
Создавая детский оркестр из самодельных инструментов, перед детьми открывается
прекрасный мир звуков, способствующих развитию психических процессов (внимания,
ощущения,
памяти,
мышление,
восприятие,
воображение),
развивается
стремление
к
сотворчеству, обогащается внутренний мир каждого ребёнка. Вовлечение дошкольника в
создание
детских
музыкальных
инструментов
даёт
ему
много
новых
возможностей
почувствовать
себя
творцом
и
личностью,
по-иному
воспринимать
окружающее,
с
большей активностью включаться в коллективную деятельность.
Новизна работы заключается в изучении звуковых свойств различных материалов и
предметов
из
них
(бумажных,
деревянных,
стеклянных,
металлических).
Ошибочно
мнение, что вся музыка сосредоточилась только в фортепиано или в симфоническом
оркестре. На самом деле это не так – фантазия и воображение могут вдохнуть красочную
жизнь
в
обычные
бытовые
звуки.
«Марш
деревянных
кубиков»,
«Полька
цветных
карандашей»- такие пьесы увлекают не только малышей, но и взрослых. Для творческого
музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и
шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабан из пластиковых банок.
Предлагаю вашему вниманию описание изготовления музыкальных игрушек-
самоделок.
Погремушка
В качестве погремушек могут быть использованы любые
маленькие
коробочки
и
пластмассовые
баночки
(из-под
«киндер-сюрпризов»,
из-под
кремов
и
шампуней),
заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п.
материалами, способными шуметь.
Барабан
Барабан
можно
смастерить
из
пустых
майонезных
баночек
или
коробок
из-
под
китайской лапши, либо натянуть смоченную
в воде плотную бумагу на маленькое ведёрко
или банку, крепко перевязать резинкой или
тесьмой и дать бумаге просохнуть.
Колокольчики
1.
В
дне
одноразового
п л а с т м а с с о в о г о
стаканчика
нужно
проделать
два
отверстия,
через
которые протягиваются ниточки с нанизанными на
них металлическими крышечками, костями от счётов
или пуговицами. Концы нитки закрепляются, снаружи стаканчика к ним прицепляется
любое кольцо, для того чтобы было удобнее держать инструмент в руках.
2. Для него потребуются цветные пуговицы, бусинки и маленькая бутылочка из-под
минеральной воды. На нитки нанизываются пуговицы или бусинки, затем концы ниток
закрепляются вверх под крышкой бутылочки – колокольчик готов.
Деревянные палочки
Палочки, которые можно использовать при ходьбе
маршем или в упражнениях, песнях, связанных с
ритмом и ритмическим рисунком.
Коробочка
Нужно взять маленькую коробочку и раскрасить
её или оклеить цветной бумагой. Играть на
инструменте можно деревянной палочкой.
Треугольник
Для
этого
инструмента
потребуются
три
металлические
трубочки
от
металлофона
и
тесьма, которая продевается через них. На инструменте можно играть деревянной или
металлической палочкой.
Бубен
Для изготовления данного инструмента нам понадобится
металлическая
круглая
коробка
из-под
конфет.
Внутрь
выкладываем различный материал (крупы, бисер, горох,
бобы,
маленькие
пуговицы
и
т.д.)
плотно
закрываем
крышку и украшаем.
Румба
Нам потребуется рогатка, леска или металлическая проволока и материал для нанизывания
(шашки, ключи и.т.д.).
В результате совместного творчества у детей развиваются творческие и музыкальные
способности,
они
приобретают
опыт
звуковых
ощущений,
овладевают
различными
способами получения звука и приобретают навыки игры на музыкальных инструментах.