Напоминание

Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников


Автор: Кузьминых Галина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №131 Адмиралтейского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников

Природа представляет все необходимое для нашего существования: и

воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем

природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую

часто недооценивают: она - наша учительница и воспитательница.

Рыжова Н.А в своей книге « Наш дом – природа» пишет: « В наше

время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы,

которая проявляется в разных формах. Быстрый рост городов привел к тому,

что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют

возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят

серые

монотонные

здания,

чувствуют

под

ногами

асфальт,

дышать

выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома и в

детском саду, «воспитывают» электронных зверушек вместо кошек и собак».

«Еще одна проблема – замена реальной природы виртуальной. На вопрос о

том, каких животных они знают (видели), дошкольники все чаще дают

ответы типа: «Птицу я видел по телевизору». Ребенок все больше времени

проводит за компьютерными играми, видеомагнитофоном, телевизором. В

этом нет ничего плохого, однако, все хорошее в меру. Никакой, даже самый

красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней.

Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу

комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Именно такое восприятие

эффективно. При просмотре же видеофильма мы только пассивно смотрим.

Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист,

побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны

природы. Общение с природой имеет не только познавательное, но и

оздоровительное, релаксационное значение». Природа оставляет глубокий

след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью,

многообразием, динамичностью.

С

первых

лет

жизни ребенок

приучается беречь растения,

усваивает правила — не ломать ветки кустов и деревьев, не вырывать с

корнем цветы и травы, не затаптывать их, собирать только опавшие листья,

желуди, шишки. Доступна детям, начиная со среднего дошкольного возраста,

забота о птицах. На прогулках и экскурсиях они собирают ягоды калины,

рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливая корм

для зимующих птиц. В холодное время года следят за кормушками: очищают

их от снега, подсыпают запасенные семена. Старшие дошкольники могут

подкармливать птиц не только на участке, но и в находящемся неподалеку

саду, сквере, лесу. Дошкольники во время экскурсий трудятся вместе с

взрослыми, озеленяя и благоустраивая свой город, село. В парке, сквере, саду

они собирают срезанные ветки, сухие листья, окучивают саженцы, помогают

высаживать рассаду. В воспитательном отношении совместная работа с

взрослыми очень ценна. В ее процессе складываются благоприятные условия

для

правильного

отношения

к

труду,

природе,

для

формирования

трудолюбия, трудовых навыков. Дети приучаются добиваться результатов,

чувствуют себя участниками настоящего дела. Благотворно сказываются

экскурсии в природу на физическом развитии дошкольников. Врач и педагог

Е. А. Аркин писал в свое время, что пребывание на воздухе «самое полезное,

самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка».

Особая

роль

в

ознакомлении

детей

с

природой

принадлежит

экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в

дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке

знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными

изменениями,

с

трудом

людей,

направленным

на

преобразование

окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать

мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь

явлений. Воспитательно-образовательное значение экскурсий неоднократно

подчеркивала Н. К. Крупская. По ее мнению, они помогают детям «... ширить

свой горизонт путем наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их

взаимоотношений».

Высоко ценила экскурсии в природу Е. И. Тихеева, внесшая серьезный

вклад в разработку методики их проведения. Ее основное требование –

сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо

«точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу». И

далее:

«Чем

удачнее

была

проведена

экскурсия,

чем

более

она

заинтересовала и увлекла детей. Они будут в дальнейшем реагировать на

нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в

изобразительной деятельности».

Значение экскурсий.

Экскурсии – один из видов занятий и основная форма организации

работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм

обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего

рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной

обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями

их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о

взаимосвязях

в

природе.

Экскурсии

способствуют

развитию

наблюдательности,

возникновению

интереса

к

природе.

В

процессе

экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной

природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов,

форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается

чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в

лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она

лимонного цвета, у дуба – коричневого, у ивы – зеленовато – желтого, у

осины

красного

или

лилового.

Картина

осеннего

леса,

парка

воспринимается ими ярче, полнее, если воспитатель предлагает послушать

голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов,

прелой зелени. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем

больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте,

явлении,

а

следовательно,

богаче

становятся

его

представления.

На

экскурсиях

дошкольники

получают

возможность

непосредственно

знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем

наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического

характера. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе

которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются

эстетические чувства.

На экскурсиях детей знакомят не только с природой, но и с

результатами

творческой

деятельности

человека,

преобразующего

окружающий мир. А это способствует развитию уважения к созидательной

деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство

гордости за свою Родину.

Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных

качеств. Возможность познакомиться с чем – то новым, интересная

познавательная и практическая деятельность – все это вызывает у детей

радостные

переживания,

объединяет

их,

благотворно

сказывается

на

развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на

экскурсии

действуют

правила

поведения,

подчинение

которым

дисциплинирует ее участников. Выполнение различных заданий (например,

собрать семена сорных трав для подкормки птиц) развивает чувство

ответственности

за

порученную

работу,

требует

согласованных

с

товарищами действий, аккуратности, точности, осторожности. Педагог

использует как естественные, так и специально созданные ситуации для

воспитания у дошкольников справедливости, доброжелательности, уважения

друг к другу. Он привлекает детей к оценке ответов товарищей, учит

замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Если группа

разновозрастная, то педагог побуждает старших воспитанников проявлять

заботу о тех, кто младше (помочь выполнить задание, пропустить вперед при

наблюдении объектов). При возвращении в группу можно предложить

старшим

детям,

особенно

мальчикам,

нести

оборудование,

а

также

собранный материал.

Умственное и нравственное воспитание осуществляется в неразрывном

единстве с эстетическим развитием. Обилие и разнообразие в природе цветов

и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамичность, изменчивость,

ритмичность

вызывают

образовательных

задач,

которые

ставятся

и

реализуются при подготовке и проведении соответствующие эстетические

чувства и переживания. Воспитательное значение экскурсий - научить детей

видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею, передавать свои

впечатления в различных видах художественной деятельности (рисунок,

слово, песня и пр.). Однако, качество эстетических восприятий во многом

зависит от руководства этим процессом. Поэтому воспитатель, обдумывая

ход предстоящей экскурсии, определяет, что именно в том или ином объекте,

явлении может вызвать у детей эстетические переживания. Например, на

зимней экскурсии он привлекает их внимание к причудливым формам

сугробов, стройным, как свечки, елям с нарядными шишками на верхушках,

тонким и темным веткам берез, выделяющимся на фоне блестящего снега,

голубого неба.

Эстетические впечатления, возникающие в процессе общения с

природой, дети отражают в разнообразной деятельности - игре, рисовании,

аппликации, слове. Например, после посещения парка (старшая группа)

проводится рисование на тему «Наш парк зимой», после прогулки на луг

(средняя группа) – предлагается сделать аппликации на тему «Луговые

цветы».

В. А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» описывает, с каким

увлечением старшие дошкольники рисуют то, что наблюдали на экскурсиях,

приводит тексты сочиненных ими рассказов, сказок о природе, труде людей.

Автор отмечает: «И в этих рассказах, как самоцветы, сверкали яркие образы,

сравнения».

Несомненно,

что

такие

занятия

развивают

творчество,

способствуют тому, что понимание красоты природы становится более

осознанным и глубоким.

Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети

приобретают на экскурсиях, существенные изменения претерпевает чувство

любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно

перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к

окружающему

миру

необходимо

единство

чувств,

знаний,

действий.

Показателем активной любви дошкольника к природе является, прежде

всего, бережное отношение к ее богатствам.

Систематически проводимые экскурсии в природу благоприятствуют

двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению

потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в

свою

очередь

способствует

обогащению

крови

кислородом,

столь

необходимым для нормального протекания физиологических процессов.

Испытываемые дошкольниками радость и удовольствие от общения с

природой

повышают

жизненный

тонус,

благотворно

влияют

на

формирование

ценных

физических

качеств

-

выносливости.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы,

окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию

эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на

воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в

лесу,

на

берегу

реки,

дети

собирают

разнообразный

материал

для

последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения,

ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).



В раздел образования