Автор: Мунир Габдульбарович Насыйров
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Лицей 110
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационная деятельность в школе"
Раздел: среднее образование
Инновационные технологии на уроках физической культуры
Тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической
культуре очень актуальна на сегодняшний момент. К сожалению, все
увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической
культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому
для учителей становиться все более актуальным вводить новые методики
занятий, оценок в свои уроки, что бы заинтересовать учащихся.
И чтобы этого добиться я применяю следующие инновационные технологии
на уроках физической культуры:
Здоровьесберегающие технологии
Важное место в своей деятельности я отвожу здоровьесберегающим
технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения
здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые
знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми
значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся,
так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности
детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании
различных форм предоставления информации.
Здоровьесберегающие технологии, используемые на моих уроках:
•
1. Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации
урока, чередование умственной и физической нагрузки учащихся -
один их способов повышения эффективности урока. Чередую теорию и
практику.
•
2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть
развивающим, интересным. На уроке я обязательно обращаю внимание
на физическое и психологическое состояние детей, смотрю, как они
воспринимают задания учителя, как оценивают его работу. Предъявляю
требования и замечания только в дружественной форме.
•
3. Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не
допускать перегрузки учащихся.
•
4. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети очень разные, но
учитель должен сделать свои уроки интересными. Для этого я
предлагаю создать для каждого ученика ситуацию успеха.
На уроках мною предусматривается:
- строгие дозированные физические нагрузки с учетом физического развития
всех учащихся, их группы здоровья;
-строгий контроль температурного режима, вентиляции помещения;
-проверка и контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря,
своевременный их ремонт и починка, содержание их в чистоте;
-контроль за сменной спортивной формы;
2. Личностно – ориентированная технология
В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков,
необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному
отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность
регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы
достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к
учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на
творческий поиск и самоопределение.
Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании
творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для
развития индивидуальных способностей детей.
С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к
физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у
обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования
ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся
определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме.
При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не
оцениваются свойства личности.
В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у
учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь
на ранее изученный материал программы. На уроках внимания уделяю
индивидуальной работе с учащимися.
Сущность технологии, по которой работаю, заключается в личностно-
ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому
ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании
осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-
творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося
создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает
индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность,
состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная
особенности физического развития детей, строю занятия физической
культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Ребятам
предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется
возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.
В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, формы их
проведения, комплексно использую фронтальные, групповые,
индивидуальные формы работы. Применяю разнообразные методы и приемы
обучения. Наряду с комбинированными уроками провожу нестандартные
уроки с использованием элементов современного урока: уроки-игры, уроки-
соревнования, уроки-состязания.
Обязательно провожу индивидуальную работу с обучающимися, у
которых не получается выполнение того или иного двигательного действия.
Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для
домашнего выполнения. В заключительной части урока класс объединяется,
все ученики выполняют одинаковые упражнения, играют.
При оценке физической подготовленности учитываю как максимальный
результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения
имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической
культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения
двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять
физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применяю методы
поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных
возможностях, успокоить, приободрить; других – сдержать от излишнего
рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников
положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для
общественной активности.
Временно освобождённые дети и обучающиеся, отнесённые по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках:
помогают в подготовке инвентаря, судействе, знакомятся с теоретическими
сведениями, с техникой выполнения двигательных действий.
Результативность инновационных технологий
В результате использования вышеописанных технологий в повышении
эффективности и качества урока физической культуры в современных
условиях удается:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;