Автор: Кравченко Анжела Васильевна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ "Ставропольский строительный техникум"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Доклад
Тема: "Самообразование педагогов СПО"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Ставропольский строительный техникум»
ДОКЛАД
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
КРАВЧЕНКО АНЖЕЛЫ ВАСИЛЬЕВНЫ
НА ТЕМУ «САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ
СПО»
Ставрополь, 2023
Самообразование
–
процесс
сознательной,
самостоятельной
познавательной
деятельности
с
целью
совершенствования
каких-либо
качеств или навыков. Самообразование предполагает развитие педагога как
профессионала, способствует совершенствованию его профессионально -
личностных качеств, педагогических способностей и практических умений.
Современная российская общественность связывает деятельность
современного педагога с его мобильностью, творческой самостоятельностью,
высоким
интеллектуальным
и
нравственным
потенциалом,
с
его
профессиональной компетентностью и высоким культурным уровнем. Это
выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику
повышения
квалификации
педагогов
современных
педагогических
технологий, стимулирующих его образовательную активность.
Достижение
данных
требований
невозможно
без
постоянного
обновления знаний и практических умений специалиста. Этого можно
добиться в процессе повышении квалификации и самообразования. Так как
качество образовательного процесса в СПО, повышение эффективности
обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
В ходе самообразования педагог может использовать различные
источники информации: изучение литературы в сети Интернет, просмотр
теле- или видеоматериалов, прохождение курсов повышения квалификации,
посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег, обучение в
мастер-классе и т.п.
С
появлением
в
работе
педагога
компьютера
и
Интернета
значительно повышаются возможности его самообразования.
Сегодня существует множество форм и способов, как педагогу
повышать
свою
квалификацию
с
помощью
интернет
–
ресурсов
и
технологий, например: дистанционные курсы для педагогов, конференции,
конкурсы, олимпиады, форумы.
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации
самообразования.
1. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции,
олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства:
*возможность пройти их в удобное для педагогов время;
*возможность
выбора
темы
по
интересующим
и
наиболее
актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
*дистанционные курсы проводятся на платной основе;
*документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного
обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при
проведении очередной аттестации.
2. Подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство – возможность получения квалифицированной
помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом
между коллегами.
Недостатки:
* эпизодичность прохождения курсов;
* время проведения влечет большие изменения в режиме работы ОУ;
*
нет
серьезного
изучения
потребностей
педагогов
и
дифференциации с учетом потенциала слушателей.
3.
Получение
второго
высшего
образования
или
второй
специальности.
Главные достоинства:
*возможность
выстраивать
индивидуальную
траекторию
образования;
* обучение ведут ученые-специалисты.
Недостатки:
*нехватка у педагогов свободного времени;
*дороговизна обучения.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в
себя:
*посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной
литературы;
*научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
*участие
в
педагогических
советах,
научно-методических
объединениях;
*посещение уроков коллег.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации
самообразования учителей.
Сетевое
педагогическое
сообщество
–
это
интернет-ресурс,
созданный для общения педагогов нашей страны, желающих поделиться
опытом, узнать нужную информацию.
Сетевое
сообщество
открывает
перед
педагогами
следующие
возможности:
* использование открытых, бесплатных электронных ресурсов;
* освоение информационных концепций, знаний и навыков;
* наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
* методическая помощь является персональной и адресной;
* обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
* попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога
время.