Напоминание

"Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе логопеда с детьми ОВЗ"


Автор: Иванова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ №2089
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе логопеда с детьми ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Использование метода наглядного моделирования в коррекционной

работе логопеда с детьми ОВЗ

Современная школа требует от ребёнка высокого уровня умственного и

речевого развития. Поэтому для детей - хорошая речь - залог успешного

обучения и развития в школе.

Работая с детьми с ОВЗ и сталкиваясь с проблемами в их обучении,

логопеду

приходится

искать

вспомогательные

средства,

облегчающие,

систематизирующие

и

направляющие

процесс

усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное

моделирование.

Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств

изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической

работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной

стороны, а с другой - как программа для анализа новых явлений.

В последнее время

моделирование - как наглядно- практический метод

получает большое распространение.

Введение наглядных

моделей в

процесс

обучения

позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей,

обобщать

их

активную

лексику,

закреплять

навыки

словообразования,

формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные

конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения,

рассказ.

Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки,

символы.

Предлагаю

варианты

использования наглядного

моделирования в

различных разделах коррекционно-логопедической работе с детьми ОВЗ.

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Первое,

где

я

начинаю

использовать наглядные

модели -

это

артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений я

сначала

использую

картинки-символы,

которые

соответствуют

данному

упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при

помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать.

2.Работа со звуком.

В ходе звукового анализа для определения какой это звук (согласный,

гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий) можно использовать модели

звука. Это дает возможность легко запоминать характеристику звука.

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты)

помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность

их расположения, связь слов в предложении и тексте.

3. С целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы

(изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает

изображение того предмета, о котором идет речь, полубуковку, изображение

предметов с помощью букв.

4. Грамматический строй.

Метод наглядного моделирования позволяет уточнить понятие о роде

предметов, упражнять в согласовании местоимений (он, она, оно и др.) с

существительными.

Также можно использовать “Набор пиктограмм». Он позволяет показать

многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного

корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для

словообразовательного

акта

средства

ребенок

подыскивает

и

применяет

самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение

системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между

языковыми единицами одного семантического поля.

5. Связная речь,

При работе над

всеми

видами

связного

высказывания:

пересказе,

составлении описательных рассказов, рассказывании по картине широко

используются схемы, разрезные картинки и мнемотаблицы, в которых с

помощью условных значков кодируется содержание текста. Дети с опорой на

данные схемы, вспоминают и рассказывают содержание сказки, рассказа или

стихотворения.

Особое внимание я хочу обратить на мнемотехнику.

Мнемотехника

– это система методов и приемов, обеспечивающих

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт

оптимизации

и

рационализации

основных

операций

мыслительной

деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже

сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения,

связывающие

словесный

и

зрительный

ряды (анализаторы) способствуют

развитию речи, памяти, логического и образного мышления.

Использование мнемотехники для школьников сегодня становится все

более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации

в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из

символов в образы.

В коррекционно-педагогической

работе мнемотехника

помогает

в

развитии:

• связной речи;

• ассоциативного мышления;

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• воображения;

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или

маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст

зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко

воспроизводит текстовую информацию.

Используя

в

своей работе

наглядное

моделирование, можно

с

уверенностью сделать вывод, что данный метод положительно влияет на

развитие как речевых,

так и неречевых процессов (внимания, памяти,

мышления). И очень нравится детям.



В раздел образования