Автор: Иванова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ №2089
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе логопеда с детьми ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Использование метода наглядного моделирования в коррекционной
работе логопеда с детьми ОВЗ
Современная школа требует от ребёнка высокого уровня умственного и
речевого развития. Поэтому для детей - хорошая речь - залог успешного
обучения и развития в школе.
Работая с детьми с ОВЗ и сталкиваясь с проблемами в их обучении,
логопеду
приходится
искать
вспомогательные
средства,
облегчающие,
систематизирующие
и
направляющие
процесс
усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное
моделирование.
Что такое наглядное моделирование?
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств
изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической
работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной
стороны, а с другой - как программа для анализа новых явлений.
В последнее время
моделирование - как наглядно- практический метод
получает большое распространение.
Введение наглядных
моделей в
процесс
обучения
позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей,
обобщать
их
активную
лексику,
закреплять
навыки
словообразования,
формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные
конструкции предложений, описывать предметы, составлять предложения,
рассказ.
Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки,
символы.
Предлагаю
варианты
использования наглядного
моделирования в
различных разделах коррекционно-логопедической работе с детьми ОВЗ.
1. Развитие артикуляционного аппарата.
Первое,
где
я
начинаю
использовать наглядные
модели -
это
артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений я
сначала
использую
картинки-символы,
которые
соответствуют
данному
упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при
помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать.
2.Работа со звуком.
В ходе звукового анализа для определения какой это звук (согласный,
гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий) можно использовать модели
звука. Это дает возможность легко запоминать характеристику звука.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты)
помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность
их расположения, связь слов в предложении и тексте.
3. С целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы
(изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает
изображение того предмета, о котором идет речь, полубуковку, изображение
предметов с помощью букв.
4. Грамматический строй.
Метод наглядного моделирования позволяет уточнить понятие о роде
предметов, упражнять в согласовании местоимений (он, она, оно и др.) с
существительными.
Также можно использовать “Набор пиктограмм». Он позволяет показать
многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного
корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для
словообразовательного
акта
средства
ребенок
подыскивает
и
применяет
самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение
системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между
языковыми единицами одного семантического поля.
5. Связная речь,
При работе над
всеми
видами
связного
высказывания:
пересказе,
составлении описательных рассказов, рассказывании по картине широко
используются схемы, разрезные картинки и мнемотаблицы, в которых с
помощью условных значков кодируется содержание текста. Дети с опорой на
данные схемы, вспоминают и рассказывают содержание сказки, рассказа или
стихотворения.
Особое внимание я хочу обратить на мнемотехнику.
Мнемотехника
– это система методов и приемов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт
оптимизации
и
рационализации
основных
операций
мыслительной
деятельности. Использование игровых моментов позволяет усвоить даже
сложный материал без умственного и нервного напряжения. Упражнения,
связывающие
словесный
и
зрительный
ряды (анализаторы) способствуют
развитию речи, памяти, логического и образного мышления.
Использование мнемотехники для школьников сегодня становится все
более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации
в виде символов, схем, и важно ребенка научить перекодировать информацию из
символов в образы.
В коррекционно-педагогической
работе мнемотехника
помогает
в
развитии:
• связной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст
зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко
воспроизводит текстовую информацию.
Используя
в
своей работе
наглядное
моделирование, можно
с
уверенностью сделать вывод, что данный метод положительно влияет на
развитие как речевых,
так и неречевых процессов (внимания, памяти,
мышления). И очень нравится детям.