Автор: Торгашова Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска д/сад №56 "Северяночка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО -югра
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: "Прогулка по осеннему лесу"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
по развитию речи в старшей группе
Прогулка по осеннему лес
у
Цель
Формирование грамматического строя речи.
Задачи
Образовательная
Закреплять знания детей по темам: «Осень», «Птицы»,
«Животные». Знать и называть осенние месяцы. Счет от 1 до 5
(произношение числительного) Упражнять: в согласовании
существительных с числительными; в образовании новых слов из
двух предложенных; в образовании существительных с
уменьшительно-ласкательным значением; в образовании
множественного числа существительных именительного падежа.
Образование прилагательных от существительных.
Коррекционная
Развивать координацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук.
Формировать диафрагмальное дыхание.
Воспитательная
Способствовать развитию предпосылок логического мышления,
воображения, памяти, внимания. Воспитывать доброжелательное
отношение друг к другу, умение слушать, не перебивать
говорящего. Любовь и бережное отношение к природе.
Материалы
Сундучок, мяч; иллюстрации: дерево, ягода, гриб; листочки с
цифрами от одного до пяти; коробка, оформленная в виде подарка;
листья берёзы, клёна, липы, рябины, дуба; звукозапись «Звуки
леса».
Ход работы
Восп. Здравствуйте дети !Здравствуйте гости!
Сегодня, дети когда я шла в детский сад произошло одно
проишествие. Неожиданно налетел сильный ветер и дал мне
сундучок и улетел. Посмотрим , что в нем?
Дети Да (открывают сундучок, в нем осенние листья и письмо, и
корона Осени, задания написанные на бересте березы ).
Восп. Чтобы узнать для чего нужны эти предметы, я думаю нужно
сначала прочитать письмо. Как вы думаете? ( (ответы детей)
Читаем письмо :
Я Ветер . сегодня у меня плохое настроение. И я хочу его
испортить и вам. Я на самом большом дереве обломил все ветки и
еще - пусть ваша воспитатель оденет на голову корону ! Ха- Ха, она
теперь навсегда превратилась в Осень! Чтобы она снова стала
человеком, вы должны выполнить мои задания. Каждое задание на
отдельном листочке, но я уверен, что вы не справитесь !
Начинайте!
Восп. Ребята нам придется потрудиться , как думаете мы
справимся? Мы с вами будем за каждое выполненное задание
возвращать веточки обратно на дерево , чтобы ветер видел, и это
будут наши добрые дела по спасению красоты дерева . Давайте
листики выложим на стол и будем брать по одному, на них
поставлены цифры по порядку, так же и на дереве есть цифры.
Итак у нас 1 задание. Лист кленовый
- Ребята, я знаю, что вы любите играть! Давайте поиграем с
пальчиками в игру, которая называется «Осенние листья»…(сели в
круг на ковер)
Разбросала осень листья, (Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Разукрасила их кистью. (Круговые движения кистями рук.)
Мы в осенний лес пойдём, («Шагают» пальцами обеих рук.)
В букеты листья соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием
пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист (Поочередно массируют подушечки
пальцев, начиная с больших.)
На дорожку спрыгнул вниз. (Звонко хлопают в ладони.) Молодцы!
Встали. Скажите, о каком времени года шла речь в этой игре? (Об
осени.) Напомните, пожалуйста, а какое сейчас идёт время года?
(Идёт осень.) А сколько у осени месяцев? (У осени три месяца.)
Давайте вспомним их названия. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
(Педагог добивается от воспитанников полных ответов.)
Восп Мы справились с 1 заданием Иди …. Прикрепи веточку к
дереву к такой же цифре
А мы берем 2 листик Березовый и читаем следующее задание
2 задание Игра «Закончи предложение»
- Ребята, попробуйте закончить начатое мною предложение:
Первый месяц осени… (Сентябрь. Первый месяц осени сентябрь.);
Второй месяц осени… (Октябрь. Второй месяц осени октябрь.);
Третий месяц осени… (Ноябрь. Третий месяц осени ноябрь.)
(Дети добавляют слово и произносят предложение целиком.)
- А кто напомнит, какой сейчас наступил осенний месяц?
(Наступил октябрь. Второй месяц осени.)
- Молодцы, ребята, всё вы знаете, я вами горжусь! И ребята, я
чувствую, что корона на мне стала слабее держаться. Иди …
прикрепи веточку к дереву к такой же цифре.
Восп - А вы любите гулять? (Да.) Тогда предлагаю вам отправиться
на необычную прогулку, а на прогулку на осеннюю полянку в лес.
Хотите? (Да.)
- Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, отправляемся
мы в путь – поиграть и отдохнуть!
3 задание Игровое упражнение «Змейка»
(Педагог включает звукозапись «Звуки леса».)
Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли,
Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли на полянку пришли
(Дети выполняют движения согласно тексту.)
Восп -- Куда это, ребята, мы пришли? (Мы пришли на полянку в
лес) Помните, что в лесу шуметь нельзя, чтобы не нарушить его
покой. Закройте глаза и послушайте, как он звучит. (5-10 секунд. В
это время музыку можно сделать погромче.)
Восп. Я же осень, я слышу о чем деревья говорят , да и корона мне
помогает . Я слышу , что деревьям очень грустно в лесу
- Ребята, а что мы можем сделать, чтобы деревья в лесу не
грустили? (Предположения детей: Сделать им подарок. Сказать
доброе слово. Спеть для них песенку. И т.п.)
- А давайте их ласково назовём! Но сначала, мы возьмем листик
Дубовый
4 задание Игра «Назови ласково»
(С использованием иллюстраций.)
- Берёза – берёзонька/берёзка
- Осина – осинка/осиночка
- Дуб – дубок/дубочек
- Рябина – рябинушка/рябинка
- Клён – кленок/кленочек
Молодцы, ребята! Уверена, теперь деревьям в лесу будет не так
грустно Иди …… Прикрепи веточку к дереву к такой же цифре
Восп.– Давайте сейчас вместе расскажем об осени. Я буду начинать
предложения, а вы их заканчивайте. ( сидя на полу). И возьмем мы
лист Осиновый
5 задание
Осенью солнце светит (как?) … (слабее, меньше, редко).
Осенью небо покрыто (чем?) … (серыми тяжёлыми тучами).
Осенью часто идут … (дожди).
Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут).
Осенью листья опадают, начинается … (листопад).
Осенью улетают на юг … (перелётные птицы).
Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и
фруктов).
Осенью в лесу собирают … (грибы, ягоды).
Осенью люди надевают … (тёплую одежду).
Молодцы Иди …. Прикрепи веточку к дереву к такой же цифре
Восп. А мы берем следующий листочек с номером. сейчас мы
прочитаем, что же нам делать дальше Попробуйте пересчитать
грибы и землянику в лесу, ведь у меня их так много, и уже совсем
запутался!
6 задание Игра «Посчитай и назови»
(Воспитатель начинает, дети продолжают по аналогии.)
- Вот смотрите: Сначала считаем грибы
Один Два Три Четыре Пять Сколько грибов ? (грибов 5)
А теперь ягоды посчитаем:
Одна Две Три Четыре .Сколько ягод ? ( ягод 4)
Восп. Справились! (Можно похлопать в ладоши.) Иди ….
Прикрепи веточку к дереву к такой же цифре
Восп. Кого то вы еще не встретили? Животных ! Возьми ..
Кленовый лист
7 задание Игра «Эхо» (С мячом.)
- В круг вставайте, игру начинайте! Ой, ребята, а кто это под
кустом шуршит ? Наверное еж услышал про грибы и прибежал их
собрать. Давайте посмотрим Еж один , мы говорим ЕЖ . а если их
много ? ЕЖИ . Готовы ?
Заяц – зайцЫ
Ёж –ежИ
Белка – белкИ
Лиса – лисЫ
Волк – волкИ
Бобр – бобрЫ
Иди …. Прикрепи веточку к дереву к такой же цифре
Восп. Возьми … следущий Березовый листик И мы читаем
следующее задание Кого ещё не повстречали? (птиц) Мы с вами
собрали все ветки на дереве. Птицы увидят, прилетят и сядут А
вот и они ( изображения птиц). Узнали вы их? Давайте назовём
(Голубь, ворона и воробей). Всех их можно встретить ,они остались
с нами зимовать. Как их можно этих птиц назвать ?
(зимующие).
Но мы знаем, что есть еще другие птицы, которые , что ?
Правильно, некоторые уже улетели в тёплые края. Как называют
таких птиц? (перелётные).
8 задание Игра «Распредели птиц»
Вам нужно перелётных птиц посадить на доску с солнцем, а
зимующих – на доску со снежинкой. Педагог распределяет детей в
две команды.
-Молодцы, справились с заданием. Я вам предлагаю взять по 1
зимующей птичке и посадить ее на дерево.
Хорошо мы погуляли И несколько не устали!
Раз, два, три – каждый повернись, в детском садике очутись. Вот
мы и вернулись обратно в детский сад.
Восп. Ветер! Мы с заданиями справились!
Ребята, у меня корона
падает с головы. Вы можете мне помочь снять ее ? Спасибо вам,
ребята, за такую интересную прогулку! Вы молодцы! Давайте
устроим весёлый листопад в нашей группе! (Воспитатель
подкидывает листок вверх, приглашая детей к игре.) Игра
«Листопад». В сундучке остался еще один пакетик – это ветер
постарался и приготовил нам угощение. Давайте посмотрим, что
нам приготовил ветер (открывают) Ветер! Ветки больше не ломай.
Лучше с листиком играй ! Попрощаемся ребята с ветром. Он стал
добрее ! На этом наше занятие закончено