Автор: Бозрикова Екатерина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия "Авиатор"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Прибавление и вычитание числа 5
Раздел: начальное образование
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
1. Отрабатывать умение прибавлять и вычитать число 5;
2. Закреплять знание состава чисел 2, 3, 4, 5;
3. Учить складывать и вычитать число по частям;
4. Учить рассуждать, высказывать своё мнение;
5. Развивать, расширять математический кругозор, учить анализировать.
Оборудование: рисунки с изображением сказочных героев ( дядя Фёдор, кот
Матроскин, пес Шарик, почтальон Печкин), макет поезда с вагончиками,
конверт с письмом, игра «Молчанка», рисунок «Заяц», письмо, примеры с
«косточкой», карточки, книга о дяде Фёдоре).
Познавательные УУД
1.Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников.
3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
математические факты и объекты.
5. Делать выводы на основе обобщения умозаключений.
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
7. Переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Регулятивные УУД:
1.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения;
2.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3. Составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;
4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью класса;
5. В диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать
критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы
и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых
формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
4. Читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и
искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять
главное; составлять план;
5. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные УУД:
1. Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при
совместной работе над учебной задачей;
2. В созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1). Мотивация (самоопределения) к учебной
деятельности
Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!
Здравствуйте, дети! Сегодня урок математики у
вас проведу я. Меня зовут Екатерина
Александровна.
Садитесь.
Дети приветствуют
учителя!
2). Актуализация знаний и фиксирование
индивидуальных затруднений в пробном
учебном действии
Сегодня на уроке вас ждёт очень интересная
встреча.
-Проигрывается фрагмент мультфильма «Винни-
пух и все, все»
-Ребята, а кто знает из какого мультфильма, вы
посмотрели фрагмент видео?
-Кто автор этого произведения?
- А теперь давайте вспомним и посчитаем героев
нашей сказки.
- Сколько всего героев получилось?
-Давайте их сосчитаем и расставим числа по
порядку. Проверим.
-Кто первый, кто второй, под каким номером
стоит Пятачок, кто последний.
-Ребята, скажите для чего мы изучаем числа?
Посмотрите на доску, что вы видите на доске?
Да, это числовые выражения- примеры.(слайд 1)
-Разделите примеры на 2 группы. Слайд 2.
Винни-Пух и все, все..
Б.Заходер
(Винни-Пух, Пятачок,
Сова, Ослик, Кролик)
5
Примеры
3+5 5+5 4+5 6 - 5 7 - 5 10 - 5
Какие примеры в 1 группе?
Как можно прочитать эти выражения?
Какие примеры во 2 группе?
Как можно прочитать?
Чем похожи?
Как вы думаете , что мы будем изучать на уроке?
Тема нашего урока: ПРИБАВЛЕНИЕ И
ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА 5. Слайд 3.
Ребята, а чему мы бы хотели научиться?
1. Закреплять состав числа 5.
2. Прибавлять и вычитать различными
способами.
3. Решать задачи.
Сегодня у одного из героев сказки день
рождения, а кто помнит у кого в сказке было
день рождения.
-Ослик пригласил всех друзей на свой день
рождения. А кто знает что нужно взять с собой
на день рождение?
-Нам с вами сегодня предстоит помочь друзьям
ослика выбрать подарки. Для этого нам нужно
выполнить задания и за каждое выполненное
задание мы сможем помочь героям получить
подарки для нашего ослика.
Первое задание нужно выполнить для того
Сложение
вычитание
Прибавить, плюс, сумма,
вычесть, отнять, минус,
разность.
Прибавляется и
вычитается число 5.
Прибавление и вычитание
числа 5.
У ослика
подарок
чтобы помочь получить подарок Винни-Пуху.
-Давайте вспомним состав числа 5.
Я буду читать вам задачи в стихах, а вы
постарайтесь догадаться, как по-разному можно
получить число 5.
1). В день рожденья я Серёжке
Подарил одну матрёшку.
Мы её открыли, а там ещё 4.
Сколько же всего матрёшек у Серёжи?
Как получилось число 5?
Сколько слагаемых в этой сумме?
-Ребята , а как еще мы можем разложить число
пять на два слагаемых?
2). В огороде пугало рукавами машет.
В огороде пугало разгоняет пташек.
Три спаслись на загородке.
В небеса взвилась одна.
А последняя не трусит –
Очень храбрая она
Сколько было птичек?
- Как получилось число 5?
- Сколько слагаемых в этой сумме?
-Ребята, как еще мы можем разложить число 5 на
3 слагаемых?
3).В нашей корзинке лежат грибы.
Посчитать их помоги.
Мухомор красный – гриб опасный,
Лисичка – рыжая сестричка,
Волнушка – розовое ушко,
Сморчок – бородатый старичок,
Ну, а это – белый – ешь его смело.
(1 + 4)
2 слагаемых
(3 + 2)
2 слагаемых
5
(3+1+1)
3 слагаемых
(2+2+1)
3 слагаемых
- Как получилось число 5?
- Сколько слагаемых в этой сумме?
-ребята, посмотрите мы представили число 5 в
виде 2, 3, и 5 слагаемых, а что не хватает?
представить в виде 4 слагаемых.
- Ребята, а как можно представить число 5 в виде
суммы четырёх слагаемых?
- Так что же мы сейчас рассмотрели?
- Так как же можно получить число 5, используя
2 слагаемых?
- Так как же можно получить число 5, используя
3 слагаемых?
- Так как же можно получить число 5, используя
4 слагаемых?
- Так как же можно получить число 5, используя
5 слагаемых?
-Молодцы, справились с заданием и Винни-Пух
пойдет к нашему кролику с баночкой меда.
(1+1+1+1+1)
5
Предположения детей
(2+1+1+1)
Состав числа 5.
(4+1)
(3+1+1)
(2+1+1+1)
(1+1+1+1+1)
3). Выявление места и причины затруднения.
Следующий подарок для Пятачка
Откроем свои учебники на странице 3 и обратим
внимание на задание №1. Его мы выполним
устно.
1). 5+3+2=10
Сколько всего прибавили?
Как прибавили 5?
2). 5+4+1=10
Сколько всего прибавили?
Как прибавили 5?
3). 8-3-2=3
Сколько всего вычли?
Как вычли 5?
4). 8-4-1=3
Сколько всего вычли?
Как вычли 5?
5). 4+4+1=9
Сколько всего прибавили?
Как прибавили 5?
6). 4+3+2=9
Сколько всего прибавили?
5
Сначала 3, а потом еще 2
5
Сначала 4, а потом 1
5
Сначала 3, а потом 2
5
Сначала 4,а потом 1
5
Сначала 4,а потом 1
5
Как прибавили 5?
7). 10-4-1=5
Сколько всего вычли?
Как вычли 5?
8). 10-3-2=5
Сколько всего вычли?
Как вычли 5?
Как же можно прибавить число 5?
Как можно вычесть число 5?
Молодцы, справились с заданием и Пятачок
отправится на день рождение с шариком.
Физкультминутка
Сначала 3, а потом 2
5
Сначала 4,а потом 1
5
Сначала 3,а потом 2
(4+1), (3+2),(2+1+1+1),
(1+1+1+1+1)
Ответы детей
4). Построение проекта выхода из
затруднения
Следующее задание для совы
Посмотрим на №3.
Работаем с левым верхним рисунком.
Значение какого выражения мы находили?
Верно, находили сумму чисел 4, 3, и 2.
Для того, чтобы к 4 прибавить 3, сделали три
шага на отрезке натурального ряда вправо,
получили 7. Затем к 7 прибавили 2, для этого
сделали еще 2 шага по отрезку натурального
ряда вправо. Какое значение суммы получили?
Сколько всего прибавили?
Как к числу можно прибавить 5?
Выполни объяснение по левому нижнему
Ответы детей и работа с
тетрадями.
4+3+2=9
9
Сначала 4,затем 3 и 2
Разбить его на удобные
слагаемые
рисунку.
А сейчас давайте перейдем к заданию №2.
Работаем в тетрадях и у доски.
Пропустим в тетрадях четыре клеточки вниз.
Обозначим начало классной работы, написав
строку красных кругов.
Кто хотел бы пойти к доске?
Внимательно смотрим на рисунок, выполняем
вычисления вместе. Значение какого выражения
нужно найти?
Верно, сумму чисел 1 и 5. Сколько было
голубых квадратов?
Сколько желтых квадратов?
Сколько квадратов всего?
Запишем значение суммы.
Найдем значение первого выражения из правого
столбца.
Что обозначает число 6?
Верно, число всех квадратов.
Число 5?
Верно, число желтых квадратов?
Что найдем с помощью разности 6 и 5?
Верно, число голубых квадратов.
Сколько их?
Запишем значение разности.
Ребята, что вы заметили?
Верно, если из суммы вычесть одно из
слагаемых, получится другое слагаемое.
Молодцы, справились с заданием и наша сова
пойдет на день рождение с хвостиком для
(1+5)
1
5
6
Число всех квадратов
Желтые квадраты
Сколько голубых
ослика.
квадратов
1
5). Работа в парах
Следующий подарок мы получим для кролика
Поработаем в парах.
У каждой пары на столе лежит рабочий лист,
выполните задание сообща и проверьте по
эталону.
Измерьте длины дорожек от домика муравья до
землянички, цветка, гриба. Запишите результаты
измерений на карточки. Сверьтесь с эталоном.
Кто не допустил ни одной ошибки? Поднимите
руку.
Как нужно пользоваться линейкой, измеряя
длину отрезка?
Молодцы!
Сколько всего дорожек от дома муравья до
землянички?
Какие это дорожки?
Какая самая длинная?
Самая короткая?
-Ребята Винни-Пух беспокоится о вашем
здоровье и предлагает провести физминутку для
.
Ответы детей.
.
3
От дома до землянички.
Дорожка через цветок
Дорожка через гриб
Самая длинная дорога-
это та, которая ведет через
гриб
От дома до земляники
глаз.
6). Включение в систему знаний и повторение
1). 3+2 >7-3
5 > 4
2). 9-1-4<5
4<5
3). 6-0+4=7+3
10=10
Молодцы, наш кролик отправится на день
рождение к ослику с подарком.
Дети выполняют задание
в тетради.
9). Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Ребята, ну что теперь наши герои смогут
отправится на день рождение ослика.
А давайте и мы с вами тоже подарим нашему
ослику подарок. И это будет прекрасный торт.
Давайте украсим его свечками. Но для того
чтобы украсить наш торт свечками давайте
вспомним наши задачи, и проверим удалось ли
нам их выполнить, если удалось\, то украшаем
торт свечкой.
Задачи урока:
1. Закреплять состав числа 5.
2. Прибавлять и вычитать различными
способами.
3. Работать в парах.
4. Решать задачи.
Молодцы, ребята!
А теперь перед вами лежат флажки, если
получилось все отлично поднимите зеленый
флажок, желтый –только часть заданий была
понятно, получилось не все, красный-не
получилось так как хотелось.
Молодцы! Вы все хорошо поработали сегодня.
Давайте все встанем и дружно поблагодарим
друг друга за работу аплодисментами.