Напоминание

Олимпиада по химии "Юный химик"


Автор: Тешева Марияна Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "КБАДК"
Населённый пункт: КБР. г.о.Нальчик
Наименование материала: Внеурочное мероприятие по химии
Тема: Олимпиада по химии "Юный химик"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Кабардино-Балкарская Республика

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж»

Рассмотрено на заседании ЦМК

Математических и естественнонаучных дисциплин

Протокол № ______от «___» ___________ 2023 г.

Председатель ______________/З.Ш.Шогенова/

Материалы олимпиады

по ОДБ.11 «Химия»

для студентов профессии:

15.01.05. «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки

(наплавки))»

Автор-составитель:

Тешева М.Б. – преподаватель химии ГБПОУ «КБАДК»

Нальчик, 2023 г.

Цели олимпиады

Образовательная:

активизация

познавательной

деятельности

студентов,

повышение

их

мотивационной

нацеленности на изучение учебной дисциплины;

выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-

исследовательской деятельности,

создание необходимых условий для поддержки одаренных студентов;

пропаганда научных знаний.

Развивающая:

Развитие способностей анализировать, обобщать изученный материал и устанавливать

межпредметную связь между химией и биологией;

Развитие памяти, логического мышления, умения делать выводы.

Воспитательная:

Воспитание активности, способности слушать и слышать;

Воспитание доброжелательности.

Олимпиада по химии проводится среди студентов 1-х курсов профессии 15.01.05. «Сварщик

(ручной и частично механизированной сварки (наплавки))»

Место проведения: ГБПОУ «КБАДК»; кабинет № 202

Адрес учреждения: г. Нальчик; ул. Кабардинская, 212

Дата проведения:

17.03.2023 г.

Время проведения: 14.00 ч.

Ответственные за мероприятие:

преподаватель ГБПОУ «КБАДК»Тешева М.Б.

председатель ЦМК естесвеннонаучных и математических дисциплин ГБПОУ «КБАДК»

З.Ш.Шогенова.

Члены комиссии:

методист ГБПОУ «КБАДК» – Ашурова А.М.

зав. отделением– Е.В.Карачаева.

преподаватель химии – Тешева М.Б.

Олимпиада проводится по заданиям, разработанным преподавателями ЦМК математических и

естественнонаучных дисциплин.

Проверку выполненных олимпиадных заданий осуществляет жюри Олимпиады. Победители и

призеры

Олимпиады

определяются

на

основании

результатов,

представляющих

собой

ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов.

Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.

Победители

олимпиады,

набравшие

максимальное

количество

баллов,

награждаются

грамотами.

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Задания для олимпиады состоят из четырёх частей в трёх вариантах. Каждый

вариант включает задания и по биологии и по химии.

В заданиях части I участникам предлагаются тестовые задания, требующие

выбора только одного ответа из четырех возможных. За каждый правильный ответ

участник получает по 1 баллу. Итого: 14 баллов.

В заданиях части II участникам предлагаются из предложенного перечня

ответов выбрать два правильных. За каждый правильный ответ участник получает по

2 балла. Итого: 4 балла.

В заданиях части III участникам предлагаются установить соответствие между

1-м и 2-м столбиком. Максимальное количество баллов, которое можно набрать

определяется из расчета: 1 балл за правильный ответ на каждое суждение. Итого: 6

баллов.

В заданиях части IV участникам предлагается записать развернутый ответ к

нему.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12 (1 задание – 4

балла, 2 задание – 3 балла, 3 задание – 5 баллов).

Итого, максимальная сумма баллов составляет 36 баллов.

На

выполнение

заданий

участник

должен

затратить

не

более

одного

академического часа (45 минут).

Эталоны ответов прилагаются.

Часть 1.

В заданиях части I вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного

ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14

(по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. В атоме железа распределение электронов по электронным слоям соответствует ряду чисел

1) 2; 14; 8; 2

2) 2; 4; 8; 6; 6

3) 2; 8; 14; 2

4) 2; 8; 8; 8

2. У какого элемента наиболее выражены неметаллические свойства?

1) Be

2) B

3) Ca

4) Sr

3. Соединениями с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связью являются соответ-

ственно

1) хлороводород и силан

2) фосфат натрия и нитрид калия

3) фосфин и водород

4) аммиак и сероуглерод

4. В каких соединениях атомы хлора и алюминия имеют одинаковое значение степени окисле-

ния?

1) Сl

2

O и Al(NO

3

)

3

2) НСlO

2

и Na[Al(OH)

4

]

3) НСlO

3

и АlСl

3

4) NH

4

CIO

4

и AI

2

(SO

4

)

3

5. Основанием и кислотой соответственно являются

1) HNO

3

и NH

4

Al(SO

4

)

2

2) H

2

S и NaNO

3

3) H

2

SO

3

и Са(ОН)

2

4) KOH и H

4

P

2

O

7

6. Окислительно-восстановительной является реакция

1) СаСO

3

+ SiO

2

= CaSiO

3

+ СO

2

2) BaSO

3

= BaO + SO

2

3) CuSO

4

+ 2KOH = Cu(OH)

2

+ K

2

SO

4

4) CuCl

2

+ Fe = FeCl

2

+ Cu

7. Электролитической диссоциации фосфата натрия в водном растворе соответствует уравнение

1) Na

3

PO

4

= Na+ + PO

4

-

2) Na

3

PO

4

= Na+ + PO

4

3-

3) Na

3

PO

4

= 3Na+ + PO

4

3-

4) Na

3

PO

4

= 3Na+ + PO

4

-

8. При добавлении раствора нитрата калия к раствору хлорида цинка

1) выпадает осадок

2) выделяется газ

3) выпадает осадок и выделяется газ

4) видимых изменений не происходит

9. Кальций при обычных условиях вступает в реакцию с каждым из двух веществ:

1) кислородом и хлором

2) аргоном и углеродом

3) оксидом углерода(II) и оксидом желе-

за(II)

4) хлоридом калия и нитратом меди(II)

10. Углекислый газ реагирует с каждым из двух веществ:

1) HNO

3

и H

2

O

2) Са(ОН)

2

и К

2

O

3) КОН и ВаСl

2

4) H

2

SO

4

и SiO

2

11. С раствором гидроксида натрия реагирует вещество, формула которого

1) CuS

2) NO

3) Н

3

РO

4

4) KNO

3

12. Фосфат кальция можно получить при взаимодействии двух веществ:

1) гидроксида кальция и фосфата меди(II)

2) фосфата бария и кальция

3) хлорида кальция и фосфата натрия

4) фосфата натрия и карбоната кальция

13. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Серная кислота является смесью веществ.

Б. Угарный газ является чистым веществом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Оксид cepы(IV) проявляет окислительные свойства при взаимодействии с

1) оксидом натрия

2) водой

3) гидроксидом бария

4) йодоводородом

Часть II.

При выполнении заданий 1 и 2 части II из предложенного перечня ответов выберите два

правильных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за каж-

дое тестовое задание).

1. В порядке усиления неметаллических свойств расположены химические элементы следую-

щих рядов:

1) N → С → О

2) Те → Se → S

3) Mg → Al → S

4) N → P → As

5) Si → В → Be

2. Атомы кислорода содержат молекулы

1) метана

2) ацетилена

3) этилового спирта

4) этана

5) уксусной кислоты

Часть III.

При выполнении заданий 1 и 2 части III к каждому элементу первого столбца подберите

соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры под соответствую-

щими буквами. Цифры в ответе могут повторяться. Максимальное количество баллов, кото-

рое можно набрать – 6 (по 1 баллу за каждый правильный ответ: 1 задание – 3 балла, 2 задание

– 3 балла).

1. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно

различить эти вещества.

Вещества

Реактив

А) Zn(OH)

2(TB.)

и NaOH

(TB.)

Б) Zn(OH)

2(TB.)

и BaSO

4(TB.)

В) Вг

2(

р-р

)

и FeCl

3(

p-p)

1) Н

2

O

2) NaOH(p-p)

3) Na

2

SO

4

(p-p)

4) CO

2

(р-р)

2. Установите соответствие между простым веществом и реагентами, с каждым из которых оно

может взаимодействовать.

Название вещества

Реагенты

А) кислород

Б) алюминий

В) сера

1) Fe

2

O

3

, NaOH(р-р)

2) Fe, HNO

3

3) HI, SO

2

4) C

2

H

5

OH, Cl

2

5) СаСl

2

, HCl

Часть IV.

При выполнении заданий 1 – 3 части IV запишите развернутый ответ к нему. Ответы за-

писывайте четко и разборчиво. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12

(1 задание – 4 балла, 2 задание – 3 балла, 3 задание – 5 баллов).

1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Сu + NaNO

3

+ H

2

SO

4

→ CuSO

4

+ NO

2

+ Na

2

SO

4

+ H

2

O.

Определите окислитель и восстановитель.

2. Железную пластинку массой 50 г, содержащую 25 % нерастворимых в кислотах примесей,

обработали избытком раствора концентрированной соляной кислоты. Какой объём водорода (н.у.)

при этом выделится?

3. Даны вещества: растворы Cu(NO

3

)

2

, H

2

SO

4

, ZnCl

2

, KNO

3

, MgSO

4

, КОН. Используя воду и

необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии оксид магния. Опишите при-

знаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение

реакции.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Часть I. [мах. 14 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ответ

3

2

3

2

4

4

3

8

1

2

3

3

2

4

Часть II. [мах. 4 балла, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

1

2

Ответ

23

35

Часть III. [мах.6 баллов] ___________ баллов

1

2

Ответ

122

312

Часть IV. [мах. 12 баллов] ___________ баллов

1.

Cu

0

+ NaN

+5

O

3

+ H

2

SO

4

→ Cu

+2

SO

4

+ N

+4

O

2

+ Na

2

SO

4

+ H

2

O

Cu

0

– 2е = Cu

+2

1

N

+5

+ 1е = N

+4

2

N

+5

(HN

+5

O

3

) — окислитель

Cu0 — восстановитель

Молекулярное уравнение

Сu + 2NaNO

3

+ 2H

2

SO

4

= CuSO

4

+ 2NO

2

+ Na

2

SO

4

+ 2H

2

O

2.

1) Уравнение реакции:

Fe + 2HCl = FeCl

2

+ H

2

↑.

2) Рассчитываем количество вещества железа:

m(Fe)чист. = 50 • 75/100 = 37,5 г

M(Fe) = 56 г/моль, n(Fe) = 37,5/56 ≈ 0,67 моль.

3) Рассчитываем объём Н2:

по уравнению реакции

n(H2) = n(Fe) = 0,67(моль)

V(H2) = 0,67 • 22,4 = 15,008 ≈ 15(л).

3. Схема эксперимента MgSO

4

→ Mg(OH)

2

→ MgO

1) MgSO

4

+ 2NaOH = Mg(OH)

2

↓ + Na

2

SO

4

Mg

2+

+ 2OH

-

=Mg(OH)

2

Образуется осадок белого цвета. Реакция ионного обмена.

2) Mg(OH)

2

= MgO + Н

2

O

При нагревании Mg(OH)

2

разлагается и изменяется внешний вид осадка — он уменьшается в

объёме.

Матрица ответов на задания олимпиады по химии

Фамилия ________________________

Имя ________________________

Группа ________________________

МАТРИЦА ОТВЕТОВ:

Часть I. [мах. 14 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1-14

Часть II. [мах. 4 балла, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

1

2

1-2

Часть III. [мах.6 баллов] ___________ баллов

1.

Вещества

Реактив

А)

Б)

В)

2.

Название вещества

Реагенты

А)

Б)

В)

Часть IV. [мах. 12 баллов] ___________ баллов

Проверил Ф.И.О.

_____________________ /_____________/

Итого ______________ баллов



В раздел образования