Автор: Иващенко Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей № 13
Населённый пункт: с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Слава труду хлеборобов и животноводов родного села Арзгир"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
занятия по теме:
«Слава труду хлеборобов и
животноводов родного села Арзгир»
с. Арзгир
МДОУ д/с № 13 «Зернышко»
Воспитатель: Иващенко Г.Н.
Программное содержание.
Образовательные.
Закрепить знания детей о малой родине – родном крае и селе, знание
символики – гербе.
Закрепить знания о профессиях людей, работающих в сельском хозяйстве.
Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.
Учить детей полно и точно отвечать на вопросы.
Развивать навыки составления рассказа по рисункам.
Учить применять в речи образные выражения.
Воспитательные.
Воспитывать патриотические чувства – любовь и гордость за Ставропольский
край, родной Арзгир.
Воспитывать положительное отношение и уважение к труду хлеборобов и
животноводов.
Рассказать
им
как
он
интересен,
полезен
и
почетен,
воспитывать желание быть помощниками взрослых.
Формирование навыка грамотно выражать свое мнение.
Развивающие.
Активизация
и
обобщение
словаря:
земледелец,
механизатор,
хлебороб,
комбайнер, агроном, урожай, животновод, зоотехник, ветврач, чабан.
Упражнять
в
правильном
употреблении
названий
основных
профессий,
сельскохозяйственной техники.
Развивать связную речь.
Словарная работа.
Герб, хлебороб, земледелец, механизатор, комбайнер, агроном, страда, урожай,
животновод, зоотехник, ветврач, чабан, доярка, свинарка.
Предварительная подготовка к занятию.
Рассматривание
иллюстраций
о
сельскохозяйственных
профессиях,
чтение
художественной
литературы,
заучивание
стихов,
пословиц
о
хлеборобах
и
животноводах.
Экскурсия в колхоз на хлеборобный участок и животноводческую ферму.
Наглядные пособия.
Гербы России, Ставропольского края, Арзгира.
Д/и «Сложи герб».
Д/и «Что сначала, что потом?» (иллюстрации с изображением уборки хлеба в старину).
Д/и «Что дают нам животные» (дидактические пособия).
Рисунки детей о работе родственников в сельском хозяйстве.
Доски магнитные, магниты.
Пано – галерея «Слава труду».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас на нашем занятии. Как называется наша
Родина.
Дети: Мы живем в самой большой и прекрасной стране на Земле, и называется
наша страна Россия.
Воспитатель: Правильно, а почему она самая удивительная и необыкновенная.
Дети: В России красивая природа, красивые края, города, села, удивительные люди.
Воспитатель: Ребята, можете ли вы сказать, что наше село – наша Родина?
Дети: Да, потому что село Арзгир это место, где мы родились, где живем, где
стоит наш дом, живут наши друзья, где нам тепло и уютно. Слово «Родина»
похоже на такие слова как родной, родня, родитель, родственники.
Воспитатель: А вы любите наше родное село? И я его люблю. Хорошо, когда
люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче и
сильнее. В народе говорят «Русский человек без Родины не живет». А
какие вы знаете пословицы о Родине.
Дети: «Родина мать, умей за неё постоять».
«Нет земли краше, чем Родина наша».
«Одна у человека мать, одна и Родина».
«Кто за Родину горой – тот истинный герой».
«Своя земля и в горсти мила».
«Жить – Родине служить».
«Береги землю любимую, как мать родимую».
Воспитатель: Ребята проходите к доске. Это карта России. Что вы видите еще?
Дети: Герб России и герб Ставропольского края.
Воспитатель: Герб - это отличительный знак, так как каждый человек имеет имя
и фамилию, так и каждый город и село имеет свой герб.
А сейчас мы с вами вспомним и соберем из частей герб нашего
родного села Арзгир.
Геральдический
щит
обрамлен
венком
из
листьев
дуба
и
пшеничных колосьев, что означает прочность, надежность, долголетие
и плодородие. Венок переплетен лентой с цветами российского
флага (белый, синий, красный).
В верхней части герба название села и год его рождения. Карта
нашего большого Ставропольского края, т.к. мы его жители. А что
расположено в нижней части расскажет Аля К.
Дети: В нижней части - Арзгирская степь и жаркое солнце. Так как люди в нашем
селе занимаются сельским хозяйством. Ставим колосья и животных – овец.
Самое важное, чем занимаются люди – хлебоводством и животноводством.
Воспитатель: А кто из ваших близких работает или работал в сельском хозяйстве.
Дети: Мой папа ветврач, мой папа комбайнер, мой дедушка был чабаном, а мой
зоотехником и т.д.
Воспитатель: Вот сегодня мы и поговорим о ваших близких и их труде. Баскакова
Ю. Прочитает нам стихотворение «Каравай, каравай».
Баскакова Ю.: Поскорее накрывай стол скатертью чистой,
Перед нами каравай с корочкой душистой,
Крутобок и маслян он, в меру круг посолен.
Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.
Режь да ешь от всей души, силы набирайся.
Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся.
Чтобы в добрый светлый час хлеб на стол явился,
Кто – то стал чуть раньше нас и крепко потрудился.
Воспитатель:
И сейчас мы поговорим о тех, кто выращивает хлеб. Сначала мы
обсудим, какие профессии у людей, которые выращивают хлеб.
-
Ранней весной в поле выезжают трактора. Ими управляют трактористы.
-
Какую работу делает тракторист на тракторе?
(Если к трактору прицепить
плуг – он пашет землю, если прицепить борону – он рыхлит (разрыхляет,
боронует) её, прокладывает межи, если прикрепить сеялку – сеет зерно в
землю).
-
Какие машины используются для уборки хлеба? (Комбайны).
-
Кто работает на комбайне? (Комбайнер).
-
Какую работу делает комбайнер на комбайне?
(Жнет колосья, обмолачивает
их).
-
А кто вывозит зерно с поля? (Шофер на грузовой машине).
-
Как
назвать
одним
словом
всех
людей,
которые
выращивают
хлеб?
(Хлеборобы).
-
А почему профессия так называется – хлебороб?
Воспитатель: Итак, люди много трудятся, чтобы выращивать хлеб. А как они
работают?
Дети: Люди могут работать: быстро, медленно, аккуратно, старательно, лениво, с
прохладцой, спустя рукава, не зная отдыха, не покладая рук, с удовольствием.
Воспитатель: А спустя рукава это как?
Дети: Лениво, с неохотой.
Воспитатель: Знаете откуда она произошла? В давние, давние времена самые
богатые и знатные люди на Руси – бояре носили одежду с длинными
рукавами. Сами бояре не работали. Они не выращивали хлеб, не
доили коров, не шили себе одежду, за них всё делали слуг. Вот
народ и придумал про этих лентяев выражение «Спустя рукава».
Представьте, что у вас длинные рукава. Они закрывают всю руку,
ладонь, пальцы, свисают до пола, чуть не путаются под ногами. Вы
сможете с такими рукавами мыть посуду, расставлять игрушки на
место, подметать пол?
Вот и получается, что работать спустя рукава – это ничего не делать,
лентяйничать.
Игра «Что будет?» (ТРИЗ).
Что будет если пахарь не захочет пахать землю?
А что бы получилось если бы комбайнер работал спустя рукава?
А среди вас есть такие, кто работает спустя рукава?
Как же назвать людей, которые работать не хотят? (ленивый, лентяй, лодырь).
А тех, которые хорошо работают, любят трудиться? (трудолюбивый).
Да ребята, чтобы вырастить хлеб люди упорно работали, трудились. Недаром в
народе есть такая пословица: «Не трудиться – хлеба не добиться».
В старину на Руси не было ни тракторов, ни комбайнов, как же работали
хлеборобы.
Д/и «Что вначале, что потом».
Землю пахали сохой на лошади.
Сеяли вручную из мешочка.
Косили косой, вязали в стоги.
Молотили в ручную палками на цепях.
Воспитатель: Трудно добывать хлеб?
Много людей трудились?
Можно выбрасывать хлеб?
Дети: Бросать хлеб – все равно, что оскорбить всех, кто его растил. Мы должны
уважать труд взрослых, беречь хлеб.
Хлеб наше богатство.
Хлеб всему голова.
Воспитатель: Русские люди хорошо и много трудились, но после работы умели и
весело отдохнуть. Как?
(пели песни, танцевали, играли). Я предлагаю
русскую народную игру «Заря – зареница».
Физкультурная пауза.
Воспитатель: На гербе мы увидели колосья и говорили сейчас о хлеборобах. А кто
еще здесь изображен
(овцы). Значит чем еще у нас в Арзгире
занимаются люди сельского хозяйства. (животноводством).
Д/и «Кого выращивают?»
На ферме молочной – коров.
На конеферме – лошадей.
На свиноферме – свиней.
На птичнике – кур, уток, гусей.
На кошаре – овец.
Воспитатель: А зачем выращивают животных мы узнаем из игры.
Д/и «Что дают нам животные?»
Воспитатель: А может нам животные и не нужны?
Дети: Нужны, они дают продукты, одежду, обувь.
Воспитатель: Ребята, я вам давала интересные домашние задания - нарисовать и
рассказать о работе своих близких. О труде хлеборобов мы с вами
поговорили, а сейчас перейдем к животноводам.
Роза Гасанова нам расскажет о своем дедушке чабане – передовике.
Аня Дорошенко нам расскажет о своей тете доярке.
Артем Копань хочет рассказать о своем дедушке Саше - зоотехнике.
Воспитатель:
Очень интересные рассказы у ребят и красивые рисунки. Мы их
поместим в нашу галерею. У нас получилась интересная доска
почета, на которой есть и хлеборобы и животноводы. И назовем мы
её «Слава труду», слава тем, кто любит землю, тем кто трудится на
ней, слава труженикам сельского хозяйства. Вы гордитесь трудом
ваших близких? Кто же может работать хлеборобом и животноводом?
Дети: Трудолюбивые, выносливые люди.
Воспитатель: Вы очень хорошо сегодня работали на занятии, и вас ждет сюрприз.
В детский сад пришла посылка из колхоза. А что в ней вы
посмотрите в группе. И ещё колхозники узнали, что мы собираемся
открыть музей хлеба, и прислали нам стог пшеничных колосьев.