Напоминание

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ


Автор: Цыбакова Анна Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения"Детский сад № 2 общеразвивающего вида Пограничного муниципального района"
Населённый пункт: Приморский край, Пограничный район, пгт. Пограничный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-педагогического сопровождения детей с

ОВЗ

Пояснительная записка

Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с

ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных

государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и

средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых

условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с

ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её

образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать

обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером

нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые

образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему

образованию.

Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-

развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и

оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов,

направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации

детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного

сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является

понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его

проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные

следствия сопровождения, которые включают:

во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса

ребенка и динамики его психического развития в процессе воспитания и обучения;

во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности

ребенка;

в-третьих, создание специальных психолого-педагогических и социальных условий

для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.

В связи с этим необходимо обеспечить психолого-педагогическое и социальное

сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода их пребывания в ДОУ.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является

максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его

в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой

категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их

отчужденности в обществе.

Настоящая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1959г., законами РФ

«Об образовании» (с изменениями и дополнениями), от 24.11.1995г. №181-фз «О

социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании лиц с

ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием)» (принят

Государственной думой 02.06.1999г.), Семейного кодекса РФ 1995г., письмом

Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-

педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

Цель программы — поддержание комфортной образовательной среды, способствующей

наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала

детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

Задачи

выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне психолого-

педагогического консилиума);

комплексное психолого – педагогическое сопровождение образовательного

процесса детей с ОВЗ;

составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение

вида и объема необходимой помощи (образовательной, социально-педагогической,

психологической, коррекционной);

психолого-педагогическая и социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ,

создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности;

формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание

детей, формирование системы семейных ценностей;

оценка эффективности обучения и воспитания, сопровождения детей с ОВЗ по

программе, рекомендованной ПМПк.

Участники программы: учитель – логопед, воспитатели, дети с ОВЗ, родители.

Формы взаимодействия участников сопровождения:

Совместное обследование воспитанников.

o

Семинары-практикумы.

o

Педагогические советы, заседания круглых столов, творческих групп.

o

Выступления на родительских собраниях.

Проведение индивидуальных консультаций, бесед.

Взаимопосещение и анализ занятий.

Анкетирование. Обзоры специальной литературы.

Этапы и сроки реализации программы

1.Этап подготовительный

Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи ПМПк.

Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса

возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения.

Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с

детьми, имеющими ОВЗ.

Промежуточные результаты:

1.1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной

карты развития ребенка, социального паспорта семьи, медицинской карты).

1.2. Разработка индивидуальной программы сопровождения.

1.3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.

1.4. Повышение качества комплексных мероприятий;

1.5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий,

методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с

детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2. Этап основной (в течение года)

Обеспечение дифференцированных условий (вариативные формы получения образования)

и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК для ребенка в

соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение специфической

профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение

санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление

индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-

педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня

родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении

ребенка.

Промежуточные результаты:

2.1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными

возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня

толерантности социума;

2.2 Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных мероприятиях,

конкурсах, проектах, акциях.

2.3. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.

2.4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников,

мероприятий, в работу родительского комитета.

Формы работы специалистов психолого – педагогического сопровождения:

· Профилактические и просветительские беседы.

· Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры.

· Консультирование участников образовательного процесса.

·Наблюдение за воспитанниками во время непосредственной образовательной

деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной

деятельности.

· Диагностика.

— Оформление тематических стендов. Выпуск памяток, информационных листов.

— Оформление информационных страничек на сайте ДОУ.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

1. Психологический блок

2. Социальный блок

3. Логопедический блок

4. Воспитательно – образовательный блок.

Содержание программы

Психологический блок

Цель: Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной

адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (в детском саду, в семье).

Диагностическое

1.

Ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин.

2.

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.

3.

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей

воспитанников.

4.

Изучение условий семейного воспитания ребёнка.

5.

Изучение уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

6.

Системный разносторонний контроль над уровнем и

динамикой развития ребёнка.

Коррекционное

1.

Разработка индивидуальной программы

сопровождения. Выбор оптимальных для развития

ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

коррекционных программ/методик, методов и

приёмов воспитания и обучения в соответствии с его

особыми образовательными потребностями.

2.

Системное воздействие на познавательную

деятельность ребёнка в динамике образовательного

процесса, направленное на формирование целевых

ориентиров и коррекцию отклонений в развитии.

Развивающее

1.Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного

восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

В течение года

2.Развитие и формирование целевых ориентиров.

Консультативное

1.Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками для всех

участников образовательного процесса.

2.Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-

ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками.

3.Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного

обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

4.Содействие в приобретении у воспитанников психологических знаний, умений, навыков

необходимых в преодолении трудностей общения, освоении образовательной программы.

Социальный блок

Цель: Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему

комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и

адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве, установление связей и

партнёрских отношений между семьёй и ДОУ.

Диагностическое

1.

Исследование семей для выявления общих, социально-педагогических сведений о

семье в соответствии с социальным паспортом семьи.

2.

Изучение ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование

жилищно-бытовых условий. (по необходимости)

3.

Собеседование с участниками образовательного процесса для выявления проблем в

обучении и воспитании детей с ОВЗ, их реабилитации.

4.

Распознавание, диагностирование и разрешение

конфликтов, затрагивающих интересы ребенка,

проблемных ситуаций на ранних стадиях развития

с целью предотвращения серьёзных последствий.

5.

Создание и корректировка банка данных,

индивидуальных карт детей с ограниченными

возможностями здоровья.

Воспитательно — образовательное

1.

Помощь семье в проблемах, связанных с воспитанием ребенка.

2.

Составление индивидуальной программы сопровождения, включая: определение

вида и объема необходимой помощи.

3.

Оказание помощи в образовательной

деятельности и личностном росте, выработка

единых педагогических требований в работе с

каждым ребёнком с ОВЗ.

4.

Содействие в социальной адаптации

воспитанников (развитие интереса и активного

участия в экскурсиях, в праздниках).

5.Групповая работа в микросоциуме (ролевые игры, направленные на преодоление

трудностей в общении).

Оздоровительное

1.Обеспечение сохранности и укрепление физического, психического, социального и

нравственного здоровья личности.

2.Организация совместных усилий социальной, психологической, педагогической

поддержки.

Консультационное

1.Индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей по вопросам

воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса.

2.Оказание социально-правового консультирования детям с ОВЗ и их семьям с целью

соблюдения их прав.

Социально — правовое

1.Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов.

2.Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование.

Логопедический блок

Цель: Организация эффективного комплексного сопровождения обучающихся с целью

коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного

подхода.

Диагностическое

1.

Своевременное выявление воспитанников с

речевыми нарушениями.

2.Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений.

Коррекционное

1.Разработка индивидуальной программы сопровождения. Планирование

соответствующей коррекционной работы.

2.Создание условий, благоприятных для коррекции речи воспитанников.

3.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные

упражнения для мимики лица, артикуляционная гимнастика; коррекция недостатков

лексико-грамматического строя речи).

Просветительское

1.Создание методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и

коррекции речи.

2.Оформление стендов. Выпуск памяток, информационных листов.

3.Работа на сайте ДОУ (размещение информации)

Профилактическое

1.Профилактика нарушений устной речи у детей с ОВЗ.

2.Логопедическая работа по профилактике нарушений у детей с ОВЗ на фонетическом

уровне.

Развивающее

1.Совершенствование движений сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики

кистей пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного

восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти,

пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-

фонематических представлений. Формирование обобщенных представлений о свойствах

предметов (цвет, форма, величина). Развитие формирования звукового анализа.

3.Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления.

4.Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого

дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи,

навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи.

Воспитательно – образовательный блок

Цель: Организация образования и воспитания детей с ОВЗ с учетом их особых

образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

1.

Изучение индивидуальных особенностей воспитанников и их учет при

организации образовательной деятельности.

2.

Контроль за функциональным состоянием воспитанников в динамике дня, недели,

года в целях предупреждения возникающего переутомления.

3.

Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов.

4.

Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности

нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно —

развлекательных, спортивно — оздоровительных и иных досуговых мероприятиях,

проводимых в ДОУ и городе.

5.

Интеграция деятельности всех специалистов ДОУ.

6.

Беседы с родителями.

7.

Создание условий, способствующих развитию

индивидуальности воспитанников.

8.

Организация и проведение физкультминуток на

каждом занятии с целью снятия усталости.

9.

Создание специальных задач обучения,

ориентированных на особые образовательные

потребности детей с ОВЗ (использование

специальных методов, приемов, средств обучения,

специальных образовательных программ).

10.

Организация работы по предупреждению

перегрузки воспитанников в образовательной

деятельности.

11. Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики

нарушения развития.

12.Осуществление общефизической подготовки, удовлетворение потребности

воспитанников в двигательной активности.

13.Наблюдение за воспитанниками во время образовательной деятельности, во время его

общения со сверстниками.



В раздел образования