Автор: Иванова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ №2089
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение театрализованной постановке в коррекционных занятиях."
Раздел: начальное образование
Значение театрализованной постановке в коррекционных
занятиях
Как показывает практика, в настоящее время резко увеличилось
количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которым
требуется
помощь
коррекционных
специалистов.
Современный
этап
развития системы образования характеризуется поиском и разработкой
новых
технологий
обучения
и
воспитания
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Особенность развития таких детей состоит в том, что у них нарушена
познавательная деятельность, часто наблюдаются искажения эмоционального
развития и отклонения в поведении, что в конечном итоге затрудняет
развитие высших психических процессов, самостоятельной адаптации к
жизни и приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как
источника развития.
Опыт работы и длительные наблюдения позволили сделать выводы о
том, что именно театрализованная деятельность является таким источником
всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития в подготовке
детей с интеллектуальной недостаточностью к жизни и труду, а также
благотворно влияет на эмоциональный мир ребенка.
Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Ведь именно
сказка выступает в роли помощника, чтобы сформировать у ребенка
первоначальное представление о мире, который его окружает, а так же все
самые важные нравственные понятия.
А театрализованная постановка сказки способствует преодолению
зажатости,
скованности, раскрепощает ребёнка,
стимулирует развитие
творческого
потенциала,
коммуникативных
способностей,
психических
процессов. С помощью театрализованных игр формируется мотивация
успешности,
которая
так
необходима
ребенку
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Внедрение театрализованных постановок в коррекционные занятия
создает условия для социальной адаптации детей с ОВЗ, т.к. вопрос
адаптации таких детей в современном обществе сейчас стоит очень остро.
Ведь
практически
у
всех
детей
с
ограниченными
возможностями
существуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая
самооценка, повышенная тревожность, и даже агрессивность.
Еще
одним
плюсом
внедрения
театрализованных
постановок
в
коррекционные занятия является коррекции речи и развития творческих
способностей детей.
Перед учителем-логопедом стоят следующие задачи:
· Развитие коммуникативной деятельности.
· Активизация речевой деятельности.
· Выработка правильных артикуляционных движений.
· Развитие речевого дыхания.
· Развитие фонематического восприятия.
· Активизация отработанной лексики.
·Автоматизация и дифференциация звуков
Перед педагогом-психологом стоят такие задачи как:
· Создание среды психологической поддержки детей.
· Развитие памяти, внимания, мышления.
· Развитие зрительно-моторной координации.
· Развитие навыков самоконтроля.
· Снятие тревожности у детей при негативном настрое.
Виды театрально – игровой деятельности разнообразны – и все они
по- своему интересны.
Первый шагом приобщения детей к
театру может быть
просмотр
кукольного театра.
Для театрализованной постановки дети могут сами выбирать сказку,
нарисовать и раскрасить героев сказки, подобрать себе костюмы.
Театральная деятельность - это неиссякаемый кладезь для развития
речи детей.
В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств
играет родной язык и, поэтому, одним из важнейших направлений в работе с
детьми ОВЗ является развитие речи: формирование фонетически чистой,
лексически богатой и грамматически правильной речи.
Для чёткого и правильного произношения звуков в речи, используются
различные упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционная
гимнастика, проговариваются чистоговорки, заучиваются стихи.
Для более эффективного результата в своей работе учитель-логопед может
использовать ряд техник.
Так можно выполнять не просто артикуляционную гимнастику, а
использовали такой прием как биоэнергопластику – это соединение
движений артикуляционного аппарата с движением рук. Выполняя
артикуляционное упражнение, ребенок сопровождает его движением одной
или обеих рук. При этом развивается координация движений, мелкая
моторика, память, внимание.
Для улучшения самоконтроля, а также развития речи-двигательной системы,
на коррекционных занятиях можно использовать кинизеологические
упражнения. Для улучшения памяти и быстрого заучивания своей роли
можно использовать мнемотехнику. Мнемотехника –это система методов и
приемов для успешного запоминания информации. Суть мнемотехники
заключается в следующем: на каждое слово придумывается картинка, таким
образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы –
рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Процесс
репетиций
-
это
процесс
творческого
переживания
и
воплощения. Во время репетиций ребята прорабатывали интонацию, жесты,
мимику.
Именно в ходе этого процесса дети расширяют свой опыт, радуются
общению, начинают больше доверять себе и другим.
Театрализованная деятельность в школе– это хорошая возможность
раскрытия творческого потенциала ребёнка, расширения возможности его
социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и
культурной деятельности.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод,
что
театрализованная деятельность имеет
терапевтическую
направленность, помогая данной категории детей в развитии речи, образного
мышления. Способствует социальной адаптации детей, а так же формирует
мотивацию успешности, которая так необходима ребенку с ограниченными
возможностями здоровья.