Напоминание

Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности глухих детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Автор: Фарберова Светлана Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОУ ХМАО-Югры "НШООВЗ№1"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности глухих детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Раздел: начальное образование





Назад




Фарберова Светлана Григорьевна,

учитель начальных классов

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 1»

г. Нижневартовск

Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной

активности глухих детей с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(из опыта работы)

Аннотация.

В статье рассматриваются возможности ИКТ для развития познавательной

активности глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нару-

шениями). Особое внимание уделяется использованию интерактивных средств.

Ключевые слова. Глухие обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью, познаватель-

ная активность, информационно – коммуникативные технологии, медиадидактика, про-

грамма презентаций Мicrosoft РowerРoint.

Я работаю с глухими детьми с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) по ФГОС НОО обучающихся ОВЗ, вариант 1.3. У детей возникают осо-

бые потребности в обучении. Дети быстро устают, часто отвлекаются. У них отсутству-

ет потребность к учебной деятельности, не сформированы мотивация к учебе, скорость

мышления, работоспособность, познавательная активность. У некоторых малейшие труд-

ности вызывают протест и отказ от выполнения задания. Уровень активности и самостоя-

тельности низкий, есть проблемы с моторикой, трудности контроля и программирования

своего поведения. Учителю нужно способствовать исправлению несовершенства психо-

физического развития детей. Я поделюсь опытом работы по исправлению нарушения по-

знавательной активности с помощью приёмов медиадидактики. Я использую программу

презентаций Microsoft office PowerPoint для создания учебных ресурсов, посредством

различных интерактивных средств (анимация, звук, видео, интерактивные приёмы, триг-

гер). В зависимости от особенностей развития детей, я подбираю задания, чтобы соста-

вить презентацию. Презентация позволяет мне скомпонировать учебный материал. Снача-

ла дети не понимали, что они должны делать. Со временем у детей появился интерес к

новому. Первое время интерес был вызван внешними факторами. Ярко – красочное

оформление, анимационные эффекты привлекли интерес детей. Экран притягивает вни-

мание даже инфантильных и расторможенных детей.

Благодаря презентации дети, не от-

личающиеся активностью, активнее стали работать на занятиях. Затем стал появляться

интерес к познанию (к чтению, письму, решению задач, примеров и т.д.). Дети участвуют

самостоятельно в процессе обучения. Используя ИКТ, применяю объяснительно-иллю-

стрированный и деятельностный подходы. Это способствует повышению мотивации к

обучению и формированию познавательной активности. На экране ИД работаем с дефор-

мированным предложением, текстом. Дети работают с интересом. Им нравится перетаски-

вать слова или предложения по экрану, превращая разрозненные слова в предложения, а

предложения в текст. Причинно – следственные связи, общие признаки, закономерно-

сти выявляются совместно с учителем. Познавательные интересы детей формируются с

трудом, поэтапно. Организую коррекционно – развивающую работу. Выстраиваю её на

основе использования интерактивных мультимедийных средств обучения. Задания для ра-

боты на компьютере составляю в зависимости от содержания и методики преподавания

учебных предметов, развивающих, активизирующих мышление и формирующих познава-

тельный интерес учащихся. Проанализировав уроки с ИКТ, убедилась в том, что познава-

тельная мотивация и активность увеличивается. Применение видео очень помогает на

уроках чтения. Словарный запас у моих детей беден. Чтобы объяснить лексическое значе-

ние слов, требуется наглядный метод. Как объяснить смысл предложения такого, как «Мо-

роз нарисовал узоры на окнах». Помощь приходит от видео. Смотрим, слушаем, разбира-

емся. Использую и Интернет. Дети любят виртуальные путешествия с помощью ИКТ.

Ученики мои городские. Они чаще бывают на море, но некоторые никогда не были на

лугу, в лесу, на речке. Виртуальное путешествие даёт им представление об этих сообще-

ствах. Привлекает детей и подвижная наглядность. Например, схема вращения Луны во-

круг Земли, взятая из «Большая энциклопедии Кирилла и Мефодия». Или на уроке мате-

матики нужно сравнить отрезки. На экране ИД дети сравнивают отрезки способом нало-

жения друг на друга. Подвижная наглядность вызывает у детей познавательный интерес.

Использую с помощью компьютера и музыку. Бывает, что после перемены, дети возбу-

жденные. Включаю спокойную музыку и начинаю урок. Спокойная музыка успокаивает

детей и настраивает на познавательный урок. Или наоборот. На первом уроке дети растор-

моженные. Включаю негромкую задорную музыку, чтобы взбодрить детей и настроить на

активную работу.

Приёмов медиадидактики много. Выбираю такие приёмы, которые смогут выпол-

нить мои ученики и помогут сформировать у моих детей познавательную активность.

Применяю прием «Лупа», который позволяет на общем фоне выделить частное, сконцен-

трировать внимание ребят. Например, по теме «Части растений». На картинке слайда

выделяются крупным планом по порядку части растений. Дети удивляются, радуются,

работают. Находят на своих рисунках увеличенную часть растения, раскрашивают и

подписывают ее название. Увеличиваю каждого богатыря для подробного рассматривания

по картине В. Васнецова «Богатыри». Проявление крупным планом фрагмента на общем

фоне вызывает интерес. Дети работают активно, проявляя интерес к заданию. Внимание у

этой категории обучающихся рассеянное. Концентрируют внимание такие приёмы, как

«Яркое пятно», «Маркер», «Анимированная указка». При фронтальном прочтении

указка медленно движется под читаемой строчкой, привлекая внимание учащихся. Дети

сосредоточенно читают. Я использую прием «Шторка». Интересен эффект анимации

«Задвигание». Детям задаётся задание. Для проверки результатов на слайде задвигается

«шторка» с правильными ответами. Ребята работают активно, проявляя интерес к зада-

нию. Не всегда на уроке нужен мультимедийный проектор. Чтобы его не выключать, я

«затемняю» экран, используя для этого прием «Шторка – пауза». Использую прием «Ли-

стание». Например, при изучении темы «Животные леса». Надо показать на слайде изоб-

ражения большого количества животных. На слайде можно поместить много картинок

животных, но изображения будут мелкими. Используя этот приём, можно вместить всю

нужную информацию на слайд, но более крупным планом. Дети с интересом смотрят на

экран, запоминают животных, как будто читают книгу. Для запоминания таблицы умно-

жения использовала прием «Сорбонка» до того, как компьютеры появились в школах.

Делала из картона карточки, на одной стороне ручкой с синей пастой писала пример, а

на другой стороне карточки ручкой с красной пастой писала ответ. Это была трудоемкая

работа. Дети с помощью сорбонок проверяли друг друга. Сейчас использую интерактив-

ный прием «Анимированная сорбонка». Приём использую как индивидуальную форму

для самостоятельных проверок знаний детьми. На слайде делаю анимацию «Вращение».

Вращается пример, нажимаю на триггер, появляется правильный ответ. Обучающиеся

сами проверяют свои знания. С интересом выполняют это задание, работают с удо-

вольствием. Применяю готовую презентацию Носовой О.М. с применением приема «Ани-

мированная сорбонка» по математике «Помоги Матроскину найти клад», где проверяется

умение решать примеры в два действия. Детям нравится прием «Лови ошибку». Для того,

чтобы ребенок мог найти ошибки, материал к заданию адаптирую для каждого ребенка.

Намеренно допускаю ошибки в примерах, в словах и предложениях. Об ошибках преду-

преждаю учеников заранее. Когда дети находят ошибку, то радуются. Также применяю го-

товую презентацию Жолобовой Е. Е. «Семицветик», составленную с данным приемом.

Прием заставляет детей думать. Формируются познавательные способности. Использую

универсальные тренажёры Носовой О. М., где можно менять вопросы. Объяснила де-

тям, как пользоваться. Например, по теме «Календарь» или по теме «Дикие и домашние

животные». Тренажёры красочные. Вызывают познавательный интерес. Дети работают с

удовольствием. Благодаря приёмам я постоянно ориентирую учебную деятельность на

развитие познавательной активности учащихся. Приемы ИКТ воспринимаются детьми с

интересом, дают образовательный эффект, а также формируют познавательный интерес

обучающихся. Под воздействием познавательной деятельности возникают процессы со-

знания, требующие активной работы мыслей.

Таким образом, задачей учителя является поиск методов и приемов ИКТ, способ-

ствующих формированию познавательной деятельности глухого ребенка с нарушениями

интеллектуального развитии, развитию его познавательных потенциалов и самостоятель-

ности. Учитель должен научиться создавать презентации или пользоваться уже готовыми

мультимедийными пособиями, которые будут способствовать качественному усвоению

знаний, формировать познавательную активность.

Литература

1.

Аствацатуров, Г.О.

Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические

приемы, фрагменты уроков [Текст] / Г. О. Аствацатуров, канд. ист. наук. - Волгоград:

Учитель, 2009. – 133с.

2.

Аствацатуров, Г.О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы

[Текст] / Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. – Волгоград: Учитель, 2011. -111 с.

3.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном

процессе. М., Просвещение



В раздел образования