Автор: Биннатова Гунель Асим Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: воспитатель
Населённый пункт: г.Когалым, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: «Создание условий для развития познавательной активности ребёнка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Педагогическое кафе «Создание условий для развития познавательной
активности ребёнка через совместную проектную деятельность
педагога, детей и родителей.»
Воспитатель:
Биннатова Г.А.
г.Когалым, 2023
Одна из приоритетных задач дошкольного образования на современном
этапе развития общества является организация учебно-воспитательного
процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и
интересов ребенка.
Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития
наиболлее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут
совершенствоваться и дифференцироваться.
Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования определены задачи познавательного развития:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
-развития воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве.
Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках,
рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые
должный обеспечивать условия для такой деятельности.
Одним из особенностей развития познавательного интереса детей
является экспериментирование.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности:
приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности –
опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной
самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности .
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах
наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной
задачи.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы,
высказывают свои суждения и умозаключения.
Одним из условий для развития познавательной активности детей является:
предметно-развивающая среда в группе разнообразным материалом
для самостоятельной познавательной и исследовательской
деятельности детей; (Основное условие, обеспечивающее развитие
познавательной активности, это – насыщенная среда, а также
возможность практической деятельности в ней, предметно-
развивающая среда группы является неиссякаемым источником для
наблюдений, бесед с ребёнком, опытов и экспериментов.)
Использование принципа интеграции в образовательной деятельности.
Отбор методов и приемов для активизации познавательного интереса
детей;
Создание альбомов, макетов, оформление выставок.
Вовлечение родителей в процесс.
Для достижения цели я наиболее часто использую метод проектов.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он помогает связать обучение
с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать
полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные
навыки.
Все мы знаем, что жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни
ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими
бы прекрасными не были наши детские сады, главным воспитателем
малышей являются отец и мать.
Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на мой взгляд, является
совместная проектная деятельность воспитателя, родителей и детей. Как
правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный,
включает в себя блок работы с семьёй.
Сюда можно отнести:
создание агитплакатов, выставки
написание мини-сочинений, «Письма родителям»,
конкурсы, экскурсии,
родительские собрания и клубы,
оформление стендов ,
анкетирования, памятки,
Консультации - «Разработка групповых проектов на основе проектно-
исследовательской деятельности»
Оформление в раздевалках папок-передвижек «Что такое детское
проектирование?», «Роль совместного творчества в семье»,
мастер-классы с родителями «Занимательные опыты»
Реализация детско-родительских проектов.
При работе над проектами я использую следующие этапы работы:
– постановка цели, исходя из интересов и потребностей детей;
- анкетирование родителей;
– вовлечение дошкольников в решение проблемы (обозначение детской
цели);
– работа над планом движения к цели (поддерживаем интерес детей и
родителей);
– обсуждение плана с семьями;
– составление плана-схемы проведения проекта;
– сбор информации, материала;
- мастер классы для родителей;
– домашние задания родителям и детям;
- детско-родительские проекты
– самостоятельные творческие работы (поиск материала, информации,
поделки, рисунки, альбомы, предложения родителей и детей;
– организация презентации проекта (праздник, открытое мероприятие, акция,
КВН), составляем альбом и т.п.
– подведение итогов: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе»,
родительском собрании.
Заключение.
Система работы по формированию познавательной активности
дошкольников через совместную проектную деятельность взрослых и детей –
это эффективный инструмент для развития познавательной активности
дошкольников. Он способствует развитию свободной творческой личности,
которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает
образовательный процесс ДОУ открытым для активного участия родителей.
Проектный метод позволяет осуществлять сопровождение ребёнка по
освоению окружающего мира через интеграцию образовательных областей и
разные виды деятельности.