Напоминание

"Читающий учитель - читающий ученик"


Автор: Будацыренова Цырен Цыдендамбаевна
Должность: учитель русского языка и литературы, бурятского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Ульдургинская СОШ им.Ц.Номтоева"
Населённый пункт: Еравнинский район, с. Ульдурга
Наименование материала: Проект
Тема: "Читающий учитель - читающий ученик"
Раздел: среднее образование





Назад




Школьный многоэтапный проект "Читающий учитель-читающий ученик"

Наш девиз в работе: Пример учителя – лучшее средство воспитания ученика

Идея проекта

Мы живем в век глобальной информатизации. «Смотрящее» поколение школьников с

развитым большим пальцем для управления джойстиком книге предпочитает социальные

сети, компьютерные игры, американские фильмы. Нам не раз приходилось слышать от

учителей, что преподавать литературу становится все сложнее и сложнее, а между тем

воспитание читателя было и остается главной задачей учителя-словесника. Учителя других

предметов отмечают также, что школьники не умеют читать учебные тексты, с трудом

понимают содержание параграфов и статей.

Предлагаем посмотреть на поставленную проблему с неожиданной стороны. А как живут

наши учителя? Что предпочитают они? Многие ли из нас, готовясь к уроку, с карандашом

перечитывают «Войну и мир», знакомятся с новинками современной литературы в

периодических изданиях, где они появляются в первую очередь, приходят в школу с томиком

стихов или рассказывают ученикам в доверительной беседе о собственных открытиях в

литературе. Как известно, пример наставника – лучшее средство воспитания личности

ученика. Можно говорить о важности чтения, об этическом и эстетическом аспектах

художественной

литературы,

а

можно

показать

свои

формуляры

в

библиотеке,

процитировать любимую книгу, ответить на животрепещущие вопросы юных читателей

своей жизненной позицией и читательским опытом. Развитие читательского внимания и

воображения, умений анализа и интерпретации текста, формирование умения наслаждаться

чтением, как мы наслаждаемся хорошей музыкой или вкусной конфетой, – все это находится

в связи с достойным примером читающего учителя. Если Вы согласны с нами, то

присоединяйтесь к нашему проекту. Если хотите проверить свои догадки, также ждем Вас в

своей компании. Если не согласны, будем рады видеть Вас на страницах реализации проекта.

Удачи Вам, юные и мудрые читатели, начинающие и многоопытные исследователи!

Цель проекта: привлечение к чтению как важному фактору поддержки и развития духовных

ценностей общества мало читающих и нечитающих детей, учителей образовательных

организаций всех предметов, формирование устойчивого интереса к чтению.

Задачи проекта:

- организация совместной деятельности обучающихся и взрослых на основе общего интереса

к книге;

- углубление восприятия литературных произведений в ходе публичного обсуждения

учителями и обучающимися классических и современных произведений литературы;

- стимулирование читательской активности, консолидации усилий по продвижению лучших

образцов художественной литературы для разных возрастных категорий читателей;

- развитие творческого потенциала и исследовательской культуры участников проекта.

Авторы и координаторы проекта

Будацыренова Цырена Цыдендамбаевна, учитель русского языка и литературы высшей

категории «Верхнесаянтуйской санаторной школы-интернат»

Цыбенова Оюуна Владимировна, учитель русского языка и литературы

«Верхнесаянтуйской санаторной школы-интернат»

Марач Ольга Дмитриевна, библиотекарь «Верхнесаянтуйской санаторной школы-

интернат»

Участники проекта

В проекте могут принимать участие педагоги и обучающиеся всех типов образовательных

организаций области (как команды, так и личное участие).

Этапы и сроки проведения

18.10.2020 – 18.04.2021 г.

Предварительный этап. Знакомство с темой проекта, обсуждение плана работы над

проектом

18.10.20.

Первый этап. «Эту книгу мне посоветовал прочитать ученик (учитель)». Эссе об интересных

книгах, которые стали открытием в вашей жизни и были прочитаны по рекомендации

ученика (для учителей) или учителя (для учеников)

25.10.20 – 10.11.20г.

Ответственные: учителя, воспитатели, учащиеся школы

Второй этап. «Ученик читающий». Исследование: что, как и где читают наши ученики

(опрос).

Конкурс «Ученик читающий». По результатам опроса проводится выборка самого

читающего ученика (исследование формуляров читателей библиотеки из учащихся).

Награждение с призами на школьной линейке по понедельникам.

«Учитель читающий». Исследование: что, как и где читают наши учителя (опрос). По

результатам опроса и исследования учительских формуляров библиотеки проводится конкурс

«Учитель читающий». Награждение с призами на школьной линейке по понедельникам.

(Смету см. ниже)

13.11.20– 17.11.120г.

Ответственные: заведующий школьной библиотекой, библиотечный актив школы. Учителя

словесники.

Третий этап. «Вам, юные любители чтения». Составление буклета с рекомендациями для

чтения школьников.

«Вам, дорогие учителя». Составление буклета с рекомендациями для чтения учителям.

27.11.20 – 1.12.2020 г.

Ответственный: школьный актив библиотеки (учащиеся разных классов)

Задания проекта для учителей

Задания проекта для

обучающихся

Результаты проекта

Эссе «Эту книгу мне посоветовал прочитать ученик (учитель)».

Исследовательская работа «Ученик читающий», «Учитель читающий».

Буклет «Вам, юные любители чтения», «Вам, дорогие учителя».

Презентация/видеоролик «Учитель – ученик – книга».

Критерии оценивания промежуточных заданий проекта

Коммуникативные нормы (соответствие теме, правильность, достоверность,

фактическая точность, полнота представленных материалов).

Эстетика оформления материалы.

Грамотность речи.

Стилевое единство, соотношение текстового и иллюстративного материалов,

оправданность использования графики.

Соответствие материалов возрастной категории участников.

Самостоятельность (авторство), оригинальность представленных материалов.

Активность на форуме и участие в обсуждении материалов.

Критерии оценки проектного задания «Учитель – ученик – книга»

Соответствие теме – 3 балла.

Содержательность проекта – 3 балла.

Наличие исследования – 3 балла.

Творческое решение – 2 балла.

Грамотность – 3 балла.

Социальное продвижение проекта – 2 балла.

Дизайн – 2 балла.

Оригинальность – 2 балла.

Задания проекта для учителей

Задания 1 этапа

Напишите эссе «Эту книгу мне посоветовал прочитать ученик». В эссе расскажите об

одной или нескольких интересных книгах, которые стали открытием в вашей жизни и были

прочитаны по рекомендации ученика. Свою работу вы можете проиллюстрировать

изображениями, фотографиями, аудио- и видеофайлами. Для создания эссе используйте

любые технологии, разместите свои материалы на удобном для вас сервисе Интернета и

укажите ссылку на форуме в разделе "Задания 1 этапа" (учитель).

Задания 2 этапа

Проследите, как с течением времени меняется облик читателя и отношение к книге.

Проведите опрос среди Ваших учеников в соответствии с предлагаемой ниже таблицей с

примерными

формулировками

вопросов.

Формулировки

собственных

вопросов

для

обучающихся приветствуются. "Задания 2 этапа" (учитель).

Категория

респондентов

Какую

литературу

предпочитают

В какой

форме

читают

(книга,

электронная

книга,

Где ( в

какой

Обстанов

ке

читают)

С какой

целью

Чита

ют

Любимая

книга

аудиокнига)

Ученики 5-7

классов

Ученики 8-9

классов

Задания 3 этапа

Составьте буклет «Вам, юные любители чтения», в котором Вы можете написать свои

рекомендации и памятки по чтению школьников, обозначить книги, которые советуете

прочитать, а также разместить иную информацию на Ваш выбор. Проявите творчество и

выдумку при наполнении и оформлении буклета. Буклет необходимо разместить на форуме в

разделе"Задания

3 этапа" (учитель).

Подведение итогов

Проанализируйте собранный материал, сделайте вывод о роли наставника в воспитании

читателя и нарисуйте портрет современного читателя. Обобщите весь собранный материал и

предложите свой вариант по решению поднятой в проекте проблемы. Свои мысли оформите

в виде презентации/видеоролика «Учитель – ученик – книга»

4 этап . "Читающий ребенок – счастливая семья"

“Семья, где не читают книг, - семья духовно не полная”.

П.Павленко

Проблема, на решение которой направлен этап

Современная ситуация сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа

чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции

семейного чтения: в 70-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня только в

7 %. Снижается интерес населения к печатной прессе, растет невзыскательность вкуса

и предпочтений в области чтения, ухудшается владение родным языком, снижается

уровень грамотности населения. Все это неизбежно ведет к быстрой культурной

деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной

компетентности населению. Определенное снижение интереса к чтению детей и

подростков – это сегодня общемировая тенденция.

Эта проблема носит масштабный характер.

Вопросы поддержки детского чтения обсуждались на Парламентских слушаниях

“библиотечное обслуживание детей” 2002 г. , на конференции Российской

библиотечной ассоциации (Екатеринбург, май 2006 г.), на Международном семинаре

лидеров чтения (Канада, июль 2005 г.), в средствах массовой информации, на

родительских собраниях и конференциях.

По оценке специалистов в стране общий тираж книг для детей и юношества за 15 лет

упал в 4 раза, газет и журналов в 3,6 раза. Проблема детского и подросткового чтения

стала в один ряд с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения

безопасности российской национальной культуры.

Человечество не знает иного пути эффективного приобретения знаний, кроме чтения,

поэтому все 11 лет школьной жизни ребенка – программное обучение и

самостоятельное приобретение знаний – это чтение книг. Чтение активизирует

развитие человека сильнее, чем иные средства. Приобщая ребенка к чтению, мы не

только открываем путь к одному из важных источников информации, мы делаем более

важное дело: защищаем его душу, питаем ум и сердце, побуждаем к самосознанию,

содействуем творческой самореализации личности и ее жизнестойкости, в каких бы

сложных ситуациях она не оказывалась.

Как показывает практика, и подтверждают исследования, в школьной среде тенденция

отторжения от библиотеки, от чтения довольно сильна и проявляется она в мировом

масштабе, находясь в прямой зависимости от того, приобщают ли родители своего

ребенка к чтению с самого раннего возраста или нет.

Жизнь семьи запечатлеется в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в

этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют

путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается

вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители

читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать

содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно

художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном

общении ребенка с взрослыми, выступающими для него носителями опыта

человечества, чтение – слушание художественных произведений, является начальным

этапом приобщения к чтению вообще. В процессе семейных чтений реализуется как

психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в

этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его

познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Отсюда и главная

задача школьных библиотек – научить родителей читать совместно с ребенком и

общаться с ним.

Работу, которая способствует активизации семейного чтения, библиотека школы

ведет давно. Но сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо

искать новые методы привлечения школьников в библиотеки. Самый главный из них –

наладить работу с каждым ребенком, чтобы с малых лет он получал радость от чтения

дома, в школе, от непосредственного общения с родителями, учителями,

библиотекарями.

Сознание остроты проблемы побудило библиотекарей и педагогов на создания

проекта “Читающий ребенок – счастливая семья”.

Цель этапа:

Возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка

на основе сотрудничества с его семьей.

Задачи:

Помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с

помощью книги.

Организация ознакомления родителей с основами педагогической и возрастной

психологии, педагогики, с детской литературой.

Формирование круга семейного чтения, создание пространства для диалога

ребенка и взрослого.

Способствование всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка

путем знакомства с лучшими произведениями классической и современной

литературы.

Обобщение и распространение опыта, выработанного в ходе реализации

проекта.

Целевая аудитория:

Учащиеся школы

Родители учащихся

Сроки реализации этапа: 29. 12.20- 30.04.21г

Оповещение родителей учащихся о начале реализации проекта.

Проведение разъяснительной работы с родителями учащихся о значимости проекта.

Выявление информационных потребностей родителей.

Составление графиков проведение мероприятий.

Анкетирование родителей, с целью уточнения мотивов руководства чтением детей.

Выявление библиографической потребности родителей о детской литературе.

Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений наиболее интересных

для совместного обсуждения с родителями и детьми.

Проект предполагает непосредственное проведение комплекса мероприятий,

направленных на всестороннего развития личности ребенка, формирование круга

семейного чтения. Работа этого этапа состоит из блоков, что позволит осуществить

системный подход к обозначенной проблеме.

Периодичность – один раз в две недели в течение реализации проекта.

В литературной мастерской

Учащихся знакомят с творчеством детских писателей.

Обсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности,

экологии.

Ведется работа с текстом.

Предлагается участие в викторинах, громких чтениях, чтениях по ролям.

Прослушиваются аудиозаписи художественных произведений в исполнении

мастеров слова.

Проводится просмотр художественных и мультипликационных фильмов по

произведениям детских писателей.

Проводится контроль прочитанного через анкеты, викторины, конкурсы,

читательские дневники.

Проводится награждение победителей конкурсов, викторин и т.д.

Создается классная библиотечка.

Проводится цикл чтений “Книжку слушаем”.

Проводятся занятия “Читаем, думаем, творим”.

Проводятся конкурсы:

“Папа, мама, я – читающая семья” – воспитатели 9 класса

“Знатоки детской литературы” – воспитатели 8 класса

“Лучший отзыв о книге” – воспитатели 7 класса

Конкурс рисунков: “Моя читающая семья” – воспитатели 6 класса

“Сочиняем сказку вместе” – воспитатели 5 класса

Конкурс «Книга года» - библиотекарь школы

Конкурс «Самый читающий класс» - (по результатам всех конкурсов) -

администрация школы

“Нам хорошо вместе” – учителя бурятского языка

Творческих работ “Книга в моей семье” – социальный педагог

Выставка любимых книг учащихся в школьной библиотеке “Моя заветная

полка” – учителя математики

Игровой тренинг “Нам весело” – школьный психолог

Познавательные викторины по прочитанным произведениям – учителя

литературы

Совместные с родителями просмотры и обсуждения кинофильмов по

произведениям детских писателей – все оставшиеся педагоги

“Родительские собрания” периодичность 1 раз в четверть

Задачи

Пробуждение и развитие у родителей устойчивой потребности в повышении

уровня педагогических знаний, информированности в области детской

литературы.

Показать зависимость воспитания младшего поколения в семье от уровня

образованности, степени приобщенности к книге старшего поколения.

1. Примерные темы родительских собраний:

Роль чтения в формировании личности ребенка.

Что мешает и что содействует чтению детей: “Важные советы”.

Чтение – праздник души.

Что и как читать детям.

Как беседовать с детьми о книгах.

Книга и игра.

Книга и рисование.

“Мы читаем перед сном” - литературно-творческое занятие.

Ответственные: классные руководители, воспитатели школы

«Классные часы» периодичность 1 раз в курирующем классе

Примерные темы классных часов:

Книга – лучший друг

Чтение – вот лучшее учение

Роль книги в жизни человека

Будешь много читать – будешь много знать

Читаем, думаем, спорим…

Ответственные: Классные руководители

2. Цикл психолого-педагогического обучения родителей “Школа родительской

грамотности”.

3. Психологическая подготовка родителей к творческому сотрудничеству со своими

детьми “Как стать родителями читающего ребенка”.

Круглый стол с родителями учащихся по обмену опытом “Как помочь своему

ребенку полюбить читать книги”.

Разработка вопросов для совместного обсуждения родителей и детей по

книгам.

Цикл бесед о культуре чтения.

Индивидуальные беседы с родителями по вопросам семейного чтения.

Разработка дней творческого семейного общения.

Экскурсии и знакомство родителей с работой школьной библиотеки, ее

требованиями и правилами.

Проведение анализа чтения детей для родительской аудитории.

Ответственные: психолог школы, социальный педагог, библиотекарь, учителя

словесники.

“Рекомендательная библиография”

Цель

Развитие и углубление читательских интересов, формирование новых запросов

читателей, определение круга чтения.

Как дети, так и родители нуждаются в помощи при отборе книг для чтения.

Рекомендательная библиография поможет родителям направить внимание

ребенка на то, что заведомо должно его заинтересовать, привлечь к чтению,

ориентировать на творческое, обдумывающее восприятие произведений, на

формирование позитивных эмоций ребенка.

Проводится

Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных

форм.

Составление рекомендательных списков литературы для учащихся и их

родителей.

Рекламирование новых книг для младших школьников.

Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения,

направленного на формирование позитивных эмоций ребенка.

Проведение библиографических бесед, содержащих библиографическую

информацию о литературе для детей и методические рекомендации для

родителей.

Ответственные: библиотекарь, учителя словесники

“Анкетирование, тестирование, диагностика”

Цель

Привлечение диагностических методик, наблюдение за родителями и детьми во

время совместных массовых мероприятий, во время совместных посещений

библиотеки.

Проводятся

Исследования для родителей, библиотекарей, учителей:

Блиц-опросы учащихся, анкетирование родителей для выявления мотивов

руководства чтением детей.

Тестирование родителей и учащихся

Ответственные: библиотекарь, все педагоги

“Рекламная деятельность”

Проводятся

Подготовка выступлений на педсовете по представлению проекта, по итогам

проделанной работы.

Размещение проекта на сайте школы.

Ответственные: библиотекарь, учителя словесники, системный администратор школы.

Ожидаемые результаты

За время реализации проекта

Увеличится число родителей, читающих своим детям вслух.

Чтение художественной литературы займет одно из первых мест в семейном

досуге.

Увеличится количество посещений в школьной библиотеке.

Увеличится количество библиотечных мероприятий для детей и их родителей.

Увеличится количество выданных книг в школьной библиотеке.

Повысится уровень мотивации семейного чтения.

У учащихся возрастет интерес к чтению художественной литературы советских

и зарубежных детских писателей, к чтению книг о родном крае и бурятских

писателей.

У учащихся повысится уровень развития памяти, фантазии, речи,

воссоздающего и творческого воображения.

Повысится избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознано

выбирать и осмысленно читать.

У детей будет возможность вернуться к мероприятиям в воспоминаниях, посмотреть

фотографии. Благодаря возможностям цифрового фотоаппарата, фотографии будут

размещены в компьютере школьной библиотеке и впоследствии, по желанию

участников их можно напечатать.

Будут консолидированы усилия родителей, школьных библиотекарей, педагога по

повышению престижа чтения.

Популяризируется и активизируется деятельность школьной библиотеки по

пропаганде семейного чтения.

Будет обобщен и распространен опыт, выработанный в ходе реализации проекта.

Планируется

Создание папки-накопителя сценариев мероприятий, проведенных в ходе

реализации проекта.

Проведение мониторинга детского чтения и анализ состояния чтения позволит

дать рекомендации по дальнейшей работе по повышению престижа семейного

чтения.

Освещение реализации проекта даст возможность распространить опыт по

проведению мероприятий, направленных на повышение престижа семейного

чтения.

Создание фотоальбома мероприятий, проведенных в ходе реализации проекта.

Механизм отслеживания количественных и качественных результатов

При оценке качественных результатов следует учитывать, что инвестиции в чтение не

дают процентов прибыли. Это инвестиции в будущее, в воспитание умного,

грамотного человека с богатой эмоциональной палитрой.

Количество заполненных анкет, анализ читательских формуляров, учетной

документации библиотек.

Количество участников мониторинга, выпущенных буклетов, памяток,

закладок и т.д.

Фотоотчет

Лист посещения на родительских собраниях.

Паспорта проведенных мероприятий.

Публикации в школьных СМИ.

Отзывы участников проекта

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная

деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют

формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа

поможет детям полюбить книгу, привьет желание читать и самим сочинять истории.

Смета по проекту «Читающий учитель – читающий ученик»

Финансовый план

Для

успешной

реализации

проекта

необходимо

финансовое

подкрепление

для

приобретения

Наименование

конкурса

Приз

Ориентиров

очная

стоимость

1.

Эссе учителя

Книга

500 руб.

2.

Эссе ученика

Книга

500 руб.

3.

Ученик читающий

Энциклопедия

1000 руб.

4.

Учитель читающий

Книга

1000 руб.

5.

Читающая семья

На усмотрение ответств.

1000 руб.

6.

Знатоки детской литературы

На усмотрение ответств

500 руб.

7.

Лучший отзыв о книге

На усмотрение ответств

1000 руб.

8.

Конкурс рисунков «Моя читающая

семья»

На усмотрение ответств

500 руб.

9.

«Сочиняем сказку вместе»

На усмотрение ответств

500 руб.

10.

Самый читающий класс

Сборник энциклопедий

5.000 руб.

11.

Книга года

На усмотрение ответств

500 руб.

12

«Нам хорошо вместе»

На усмотрение ответств

500 руб.

13

Книга в моей семье

На усмотрение ответств

500 руб.

14

Тренинг «Нам весело»

На усмотрение ответств

500 руб.

15

Викторина по литературе

На усмотрение ответств

500 руб.

Итого:

14 000 руб.



В раздел образования