Автор: Власова Татьяна Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Семинар-практикум для педагогов
Тема: "Развитие ребенка посредством танца"
Раздел: дошкольное образование
Семинар-практикум для педагогов
«Развитие ребенка посредством танца»
подготовила Власова Т.А.
План семинара-практикума.
1. Теория. «Развитие ребенка посредством танца»
2. Практика Выполнение движений под музыку педагогами ДОУ.
Танец и танцевальные упражнения.
«Полька с переходами»
Музыкальные руководители исполняют танец под музыку.
Музыкально – подвижные игры
Разделить педагогов на 2 команды. Каждой команде дается задание: прослушать
музыкальное произведение и выполнить движения в соответствии с текстом.
Игра «Шел козел по лесу»
Игра «У оленя дом большой»
Игротанцы (коммуникативные танцы)
Совместное выполнение движений в соответствии с текстом, темпом, ритмом
музыкального произведения.
Коммуникативный танец «Вперед 4 шага»
Коммуникативный танец «Мы повесим шарики»
Игроритмика
Совместно с инструктором по физической культуре педагоги выполняют движения
в соответствии с музыкой, темпом, координируя свои движения.
«Гимнаст»
Музыкальная пальчиковая гимнастика
«Как живешь» пальчиковая гимнастика
Воспитатели
вместе
с
инструктором
выполняют
движения
в
соответствии
с
текстом и музыкой.
Креативная гимнастика
«Что такое доброта» - Барбарики
Самостоятельно выполнение танцевальных, ритмических движений под данное
музыкальное произведение.
Здоровье,
естественное
состояние
организма,
характеризующееся
его
уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных
изменений.
Здоровье
человека
определяется
комплексом
биологических
(наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют
столь важное значение в поддержании состояния Здоровье или в возникновении и
развитии
болезни,
что
в
преамбуле
устава
Всемирной
организации
здравоохранения
записано:
"Здоровье
—
это
состояние
полного
физического,
духовного
и
социального
благополучия,
а
не
только
отсутствие
болезней
и
физических дефектов" (психическое, физическое, нравственное).
С
каждым
годом
растет
количество
детей,
страдающих
сердечно-
сосудистыми
заболеваниями,
ожирением,
нарушением
осанки,
речи,
зрения,
координации
движений,
деятельности
органов
дыхания.
Снижается
сопротивляемость организма различного рода заболеваниями.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей
укрепления
здоровья
ребенка,
коррекции
недостатков
физического
развития,
профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного
фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.
Решением этой проблемы является использование нетрадиционных средств, одним
из которых является – танцевально - ритмическая гимнастика, танец.
Танцевально
-
ритмическая
гимнастика
является
популярной
в
дошкольных учреждениях, ее истоки берут свое начало в глубокой древности –
античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились оба ее компонента –
гимнастика и ритмический танец.
В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и
одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-
ритмическая
гимнастика.
Доступность
этого
вида
основывается
на
простых
общеразвивающих
упражнениях.
Эффективность
–
в
ее
разностороннем
воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную
и
нервную
системы
человека.
Эмоциональность
достигается
не
только
музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения
танцевально-ритмической
гимнастики,
но
и
образными
упражнениями,
сюжетными композициями.
Возможности
применения
упражнений
танцевально-ритмической
гимнастики довольно широки и под умелым руководством педагога могут быть
использованы в дошкольных учреждениях.
Цель:
укрепление
здоровья
детей,
профилактика
наиболее
часто
встречающихся
заболеваний
детского
возраста
и
коррекция
имеющихся
отклонений в состоянии здоровья.
Задачи:
оптимизация роста и развитие опорно-двигательные аппарата (формирование
правильной осанки, профилактика плоскостопия);
развитие
и
функциональное
совершенствование
органов
дыхания,
кровообращения,
сердечно-сосудистой
и
нервной
систем
организма,
а
также
коррекции зрения;
совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы,
подвижности
в
различных
суставах
(гибкости),
выносливости,
скоростных,
силовых и координационных способностей, а также мелкой моторики;
содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, память,
мышление, умению согласовывать движения с музыкой;
оказание благотворного влияния музыки на психоматическую сферу ребенка;
формирование
навыков
выразительности,
пластичности,
грациозности
и
изящества танцевальных движений и танцев;
содействовать
воспитанию
умения
эмоционального
выражения,
раскрепощенности и творчества в движении.
Использование танцевально-игровой гимнастики в работе с детьми возможно
лишь при соблюдении ряда дидактических принципов.
Принцип
научности
предполагает
построение
занятий
с
использованием
танцевально-ритмической
гимнастики
с
закономерностями
социализации,
психического и физического развития ребенка.
Принцип
систематичности
обуславливает
необходимость
последовательности,
преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных
умений, навыков, адекватных особенностям их развития.
Принцип
постепенности
обеспечивается
усложнением
изучаемых
движений,
ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок, рациональным чередованием
нагрузки и отдыха. «От неизвестного к известному», «от простого к сложному».
Принцип индивидуальности предполагает использование индивидуального подхода
к детям разной двигательной подготовленности и физического развития.
Принцип доступности. Доступность означает, что изучаемый материал должен
быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы
стимулировать мобилизацию сил занимающихся.
Принцип учета возрастного развития движений. Этот принцип предусматривает
развитие основных движений у ребенка (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание),
его двигательных навыков.
Принцип
чередования
нагрузки
или
принцип
рассеянной физической
нагрузки
важен для предупреждения утомления у детей. Он предусматривает, чтобы 4
работа одних мышц, осуществляющих движение, сменялась работой других мышц,
тем самым обеспечивалось бы чередование нагрузки и отдыха.
Принцип
наглядности
обязывает
строить
процессы
занятий
с
широким
использованием всех видов наглядности: зрительный, звуковой, двигательной.
Принцип
сознательности
и
активности
предполагает
формирование
у
детей
устойчивого
интереса
к
освоению
новых
движений,
развитие
сознательности,
инициативы и творчества.
Танцевально-игровая гимнастика направлена на всестороннее, гармоничное
развитие
детей,
она
включает:
игроритмика,
игрогимнастика,
игротанец,
игропластика,
пальчиковая
гимнастика,
игровой
самомассаж,
музыкально-
подвижные игры, музыкально-творческие игры и специальные задания..
Игроритмика
является
основной
для
развития
чувства
ритма
и
двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и
координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее
структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам
музыкальной
выразительности.
В
нее
входят
специальные
упражнения
для
согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Игрогимнастика служит основой для освоения ребенком различных видов
движений. В нее входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения,
а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
Игротанцы направлены на формирование у детей танцевальных движений.
Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из наиболее эффективных
средств
тренировки
детского
организма,
они
используются
как
средство
тренировки
и
расслабления,
эмоциональной
разрядки,
снятия
физического
и
нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений. Танцы
имеют
большое
воспитательное
значение
и
доставляют
эстетическую
радость
занимающихся.
Танцующий
ребенок
испытывает
неповторимые
ощущения
от
свободы
и
легкости
движений,
от
умения
владеть
своим
телом;
его
радуют
точность и красота, с которыми он выполняет танцевальные упражнения.
В настоящее время танец обогащается за счет новых танцевальных стилей:
джаз,
техно,
хип-хоп
и
других.
Осваивая
танец,
дети
не
только
разучивают
движения, но и создают художественный образ.
Танцевально-ритмическая
гимнастика
(аэробика)
–
это
образно-
танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность,
сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы
различных упражнений, различные по темпу и интенсивности, идет работа всех
мышц и суставов. Каждый комплекс ведет к достижению не одного, а нескольких
результатов:
стать
сильным
и
гибким,
стройным
и
подтянутым,
получить
ощущение физического и психического 5 расслабления, улучшить координацию
движений, развить чувство ритма, повысить физическую активность. Ритмическую
гимнастику (аэробику) выполняют под музыку, сочетая с ней движения всех частей
тела.
Одним
из
самых
сильных
возбудителей
эмоций
человека
является
ритмическая
музыка.
Под
ее
влиянием
активируются
физиологические
и
психические
функции
человека:
усиливается
частота
сердечных
сокращений,
расширяются
кровеносные
сосуды,
повышается
обмен
веществ
и
активность
органов чувств.
Физические
упражнения
под
музыку,
приобретают
более
яркую
окраску
и
оказывают большой оздоровительный эффект.
Игропластика
основывается
на
нетрадиционной
методике
развития
мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних
гимнастических
движений
и
упражнения
стретчинга,
выполняемые
в
игровой
сюжетной форме.
Использование данных упражнений дают возможность ребенку покричать,
погримасничать, свободно выражая свои эмоции.
Пальчиковая
гимнастика
музыкальная
служит
для
развития
ручной
умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения оказывают
положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развитию фантазии.
Игровой самомассаж является
основой закаливания и
оздоровления детского
организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают
радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у
ребенка
сознательного
стремления
к
здоровью,
развивая
навык
собственного
оздоровления.
Музыкально-подвижные
игры
являются
ведущим
видом
деятельности
дошкольников. Здесь используются приемы имитации, подражания, образны (или
сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности. Данный материал
служит
основой
для
закрепления
умений
и
навыков,
приобретенных
ранее,
помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать, где
захочешь и увидеть, что пожелаешь.
Креативная
гимнастика
предусматривает
целенаправленную
работу
педагога
по
применению
нестандартных
упражнений,
специальных
заданий,
творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативе.
Танец – вид искусства, в котором художественный образ создается
посредством
ритмичных,
пластических
движений
и
сменой
выразительных
положений.
Танец
оказывает
большое
эмоциональное
воздействие
на
исполнителей,
поэтому
его
нужно
использовать
широко,
как
средство
художественного,
эстетического и нравственного воспитания детей.
Таким образом, музыка, ритмика, танец имеют большое оздоровительное
значение и могут широко использоваться в работе с дошкольниками.
Поэтому танцевально-игровую гимнастику можно отнести к одному из видов
современных здоровьесберегающих технологий – арттерапия.