Напоминание

"Развитие ребенка посредством танца"


Автор: Власова Татьяна Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Семинар-практикум для педагогов
Тема: "Развитие ребенка посредством танца"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар-практикум для педагогов

«Развитие ребенка посредством танца»

подготовила Власова Т.А.

План семинара-практикума.

1. Теория. «Развитие ребенка посредством танца»

2. Практика Выполнение движений под музыку педагогами ДОУ.

Танец и танцевальные упражнения.

«Полька с переходами»

Музыкальные руководители исполняют танец под музыку.

Музыкально – подвижные игры

Разделить педагогов на 2 команды. Каждой команде дается задание: прослушать

музыкальное произведение и выполнить движения в соответствии с текстом.

Игра «Шел козел по лесу»

Игра «У оленя дом большой»

Игротанцы (коммуникативные танцы)

Совместное выполнение движений в соответствии с текстом, темпом, ритмом

музыкального произведения.

Коммуникативный танец «Вперед 4 шага»

Коммуникативный танец «Мы повесим шарики»

Игроритмика

Совместно с инструктором по физической культуре педагоги выполняют движения

в соответствии с музыкой, темпом, координируя свои движения.

«Гимнаст»

Музыкальная пальчиковая гимнастика

«Как живешь» пальчиковая гимнастика

Воспитатели

вместе

с

инструктором

выполняют

движения

в

соответствии

с

текстом и музыкой.

Креативная гимнастика

«Что такое доброта» - Барбарики

Самостоятельно выполнение танцевальных, ритмических движений под данное

музыкальное произведение.

Здоровье,

естественное

состояние

организма,

характеризующееся

его

уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных

изменений.

Здоровье

человека

определяется

комплексом

биологических

(наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют

столь важное значение в поддержании состояния Здоровье или в возникновении и

развитии

болезни,

что

в

преамбуле

устава

Всемирной

организации

здравоохранения

записано:

"Здоровье

это

состояние

полного

физического,

духовного

и

социального

благополучия,

а

не

только

отсутствие

болезней

и

физических дефектов" (психическое, физическое, нравственное).

С

каждым

годом

растет

количество

детей,

страдающих

сердечно-

сосудистыми

заболеваниями,

ожирением,

нарушением

осанки,

речи,

зрения,

координации

движений,

деятельности

органов

дыхания.

Снижается

сопротивляемость организма различного рода заболеваниями.

В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей

укрепления

здоровья

ребенка,

коррекции

недостатков

физического

развития,

профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного

фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.

Решением этой проблемы является использование нетрадиционных средств, одним

из которых является – танцевально - ритмическая гимнастика, танец.

Танцевально

-

ритмическая

гимнастика

является

популярной

в

дошкольных учреждениях, ее истоки берут свое начало в глубокой древности –

античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились оба ее компонента –

гимнастика и ритмический танец.

В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и

одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-

ритмическая

гимнастика.

Доступность

этого

вида

основывается

на

простых

общеразвивающих

упражнениях.

Эффективность

в

ее

разностороннем

воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную

и

нервную

системы

человека.

Эмоциональность

достигается

не

только

музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения

танцевально-ритмической

гимнастики,

но

и

образными

упражнениями,

сюжетными композициями.

Возможности

применения

упражнений

танцевально-ритмической

гимнастики довольно широки и под умелым руководством педагога могут быть

использованы в дошкольных учреждениях.

Цель:

укрепление

здоровья

детей,

профилактика

наиболее

часто

встречающихся

заболеваний

детского

возраста

и

коррекция

имеющихся

отклонений в состоянии здоровья.

Задачи:

оптимизация роста и развитие опорно-двигательные аппарата (формирование

правильной осанки, профилактика плоскостопия);

развитие

и

функциональное

совершенствование

органов

дыхания,

кровообращения,

сердечно-сосудистой

и

нервной

систем

организма,

а

также

коррекции зрения;

совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы,

подвижности

в

различных

суставах

(гибкости),

выносливости,

скоростных,

силовых и координационных способностей, а также мелкой моторики;

содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, память,

мышление, умению согласовывать движения с музыкой;

оказание благотворного влияния музыки на психоматическую сферу ребенка;

формирование

навыков

выразительности,

пластичности,

грациозности

и

изящества танцевальных движений и танцев;

содействовать

воспитанию

умения

эмоционального

выражения,

раскрепощенности и творчества в движении.

Использование танцевально-игровой гимнастики в работе с детьми возможно

лишь при соблюдении ряда дидактических принципов.

Принцип

научности

предполагает

построение

занятий

с

использованием

танцевально-ритмической

гимнастики

с

закономерностями

социализации,

психического и физического развития ребенка.

Принцип

систематичности

обуславливает

необходимость

последовательности,

преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных

умений, навыков, адекватных особенностям их развития.

Принцип

постепенности

обеспечивается

усложнением

изучаемых

движений,

ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок, рациональным чередованием

нагрузки и отдыха. «От неизвестного к известному», «от простого к сложному».

Принцип индивидуальности предполагает использование индивидуального подхода

к детям разной двигательной подготовленности и физического развития.

Принцип доступности. Доступность означает, что изучаемый материал должен

быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы

стимулировать мобилизацию сил занимающихся.

Принцип учета возрастного развития движений. Этот принцип предусматривает

развитие основных движений у ребенка (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание),

его двигательных навыков.

Принцип

чередования

нагрузки

или

принцип

рассеянной физической

нагрузки

важен для предупреждения утомления у детей. Он предусматривает, чтобы 4

работа одних мышц, осуществляющих движение, сменялась работой других мышц,

тем самым обеспечивалось бы чередование нагрузки и отдыха.

Принцип

наглядности

обязывает

строить

процессы

занятий

с

широким

использованием всех видов наглядности: зрительный, звуковой, двигательной.

Принцип

сознательности

и

активности

предполагает

формирование

у

детей

устойчивого

интереса

к

освоению

новых

движений,

развитие

сознательности,

инициативы и творчества.

Танцевально-игровая гимнастика направлена на всестороннее, гармоничное

развитие

детей,

она

включает:

игроритмика,

игрогимнастика,

игротанец,

игропластика,

пальчиковая

гимнастика,

игровой

самомассаж,

музыкально-

подвижные игры, музыкально-творческие игры и специальные задания..

Игроритмика

является

основной

для

развития

чувства

ритма

и

двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и

координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее

структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам

музыкальной

выразительности.

В

нее

входят

специальные

упражнения

для

согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Игрогимнастика служит основой для освоения ребенком различных видов

движений. В нее входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения,

а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Игротанцы направлены на формирование у детей танцевальных движений.

Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из наиболее эффективных

средств

тренировки

детского

организма,

они

используются

как

средство

тренировки

и

расслабления,

эмоциональной

разрядки,

снятия

физического

и

нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений. Танцы

имеют

большое

воспитательное

значение

и

доставляют

эстетическую

радость

занимающихся.

Танцующий

ребенок

испытывает

неповторимые

ощущения

от

свободы

и

легкости

движений,

от

умения

владеть

своим

телом;

его

радуют

точность и красота, с которыми он выполняет танцевальные упражнения.

В настоящее время танец обогащается за счет новых танцевальных стилей:

джаз,

техно,

хип-хоп

и

других.

Осваивая

танец,

дети

не

только

разучивают

движения, но и создают художественный образ.

Танцевально-ритмическая

гимнастика

(аэробика)

это

образно-

танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность,

сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы

различных упражнений, различные по темпу и интенсивности, идет работа всех

мышц и суставов. Каждый комплекс ведет к достижению не одного, а нескольких

результатов:

стать

сильным

и

гибким,

стройным

и

подтянутым,

получить

ощущение физического и психического 5 расслабления, улучшить координацию

движений, развить чувство ритма, повысить физическую активность. Ритмическую

гимнастику (аэробику) выполняют под музыку, сочетая с ней движения всех частей

тела.

Одним

из

самых

сильных

возбудителей

эмоций

человека

является

ритмическая

музыка.

Под

ее

влиянием

активируются

физиологические

и

психические

функции

человека:

усиливается

частота

сердечных

сокращений,

расширяются

кровеносные

сосуды,

повышается

обмен

веществ

и

активность

органов чувств.

Физические

упражнения

под

музыку,

приобретают

более

яркую

окраску

и

оказывают большой оздоровительный эффект.

Игропластика

основывается

на

нетрадиционной

методике

развития

мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних

гимнастических

движений

и

упражнения

стретчинга,

выполняемые

в

игровой

сюжетной форме.

Использование данных упражнений дают возможность ребенку покричать,

погримасничать, свободно выражая свои эмоции.

Пальчиковая

гимнастика

музыкальная

служит

для

развития

ручной

умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения оказывают

положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развитию фантазии.

Игровой самомассаж является

основой закаливания и

оздоровления детского

организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают

радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у

ребенка

сознательного

стремления

к

здоровью,

развивая

навык

собственного

оздоровления.

Музыкально-подвижные

игры

являются

ведущим

видом

деятельности

дошкольников. Здесь используются приемы имитации, подражания, образны (или

сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности. Данный материал

служит

основой

для

закрепления

умений

и

навыков,

приобретенных

ранее,

помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать, где

захочешь и увидеть, что пожелаешь.

Креативная

гимнастика

предусматривает

целенаправленную

работу

педагога

по

применению

нестандартных

упражнений,

специальных

заданий,

творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативе.

Танец – вид искусства, в котором художественный образ создается

посредством

ритмичных,

пластических

движений

и

сменой

выразительных

положений.

Танец

оказывает

большое

эмоциональное

воздействие

на

исполнителей,

поэтому

его

нужно

использовать

широко,

как

средство

художественного,

эстетического и нравственного воспитания детей.

Таким образом, музыка, ритмика, танец имеют большое оздоровительное

значение и могут широко использоваться в работе с дошкольниками.

Поэтому танцевально-игровую гимнастику можно отнести к одному из видов

современных здоровьесберегающих технологий – арттерапия.



В раздел образования