Автор: Оксана Николаевна Павлушина
Должность: школа № 12
Учебное заведение: школа № 12
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Междуреченск
Наименование материала: Этапы урока
Тема: Разработка технологической карты урока
Раздел: начальное образование
Этапы урока.
Разработка и реализация
технологической карты урока в
контексте обновленных ФГОС.
Подготовила: Учитель начальных классов:
Павлушина Оксана Николаевна
Изменения во ФГОС в 2022 году
* В новых ФГОС конкретизированы требования к каждой дисциплине: теперь есть перечень навыков и
знаний, которыми должен обладать школьник. Также больше внимания уделено интернет-источникам,
которые можно использовать в образовательном процессе.
* Согласно ФГОС школьники должны уметь пользоваться современными технологиями, а
образовательная среда — выстроена таким образом, чтобы оказывать им содействие. В том числе и в
процессе выполнения проектов.
* Теперь проектное обучение должно происходить на всех уровнях, чтобы к моменту создания
итогового проекта в старших классах дети имели опыт и навыки для самостоятельной работы.
* Изменения коснулись и младшей школы: в программу начальных классов добавлены предметы,
которые позволят ученикам приобрести навыки планирования финансов. Такие модули включены в
уроки математики и окружающего мира.
В основе Стандарта лежит системно-
деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды
развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность
обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учётом
индивидуальных, возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся.
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как учить?
Обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
Ценности
образования
Чему учить?
Обновление
содержания
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Технологическая карта позволит учителю
-реализовать планируемые результаты ФГОС третьего поколения;
-системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
-проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством
перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
-на практике реализовать межпредметные связи;
-выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на
каждом этапе освоения темы.
Формы технологической карты урока
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
План занятия / мероприятия
Этапы занятия /
мероприятия (время
этапа)
Используемые
дидактические
средства
Деятельность педагога
Деятельность
воспитанников
Образовательный
результат
Вариант 4.
Структура технологической карты
1. Общие сведения об уроке:
название темы с указанием часов, отведенных на изучение;
цель освоения учебного содержания и планируемые результаты;
метапредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы.
2. Организационно-деятельностный блок:
определяется цель и прогнозируемый результат;
задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и
усвоения;
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
3. Дополнительные материалы.
тесты;
решение задач;
схемы или таблицы.
Этапы, которые должны быть отражены
в технологической карте
1. Организация класса.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний.
4. Ознакомление с новым материалом.
5. Первичная проверка изученного материала.
6. Закрепление.
7. Применение полученных в ходе занятия знаний, на
практике.
8. Обобщение и систематизация.
9. Домашнее задание.
10. Подведение итогов.
Алгоритм составления технологической карты
1. Определить и сформулировать:
тему урока;
место темы в учебном курсе;
ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
2. Сформулировать и обозначить:
целевую установку урока,
обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3. Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью
которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение материала;
применение знаний в знакомой ситуации;
применение знаний в новой ситуации;
творческий подход к знаниям.
4.Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого
к сложному». Составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
творческие задания.
5. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для
чего продумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля.
6. Подготовить оборудование для урока:
составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и
т.д.;
продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на
доске в виде опорного конспекта.
7. Продумать домашнее задание:
содержательную часть;
рекомендации по его выполнению.
1. Записать общие сведения:
Предмет:
Тема урока:
Тип урока:
Прогнозируемые результаты:
личностные
метапредметные
предметные
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями.
Оборудование:
Рекомендации по разработке технологической карты
Образовательная организация
МБОУ ООШ № 12
Возрастная категория обучающихся/,
класс
3 класс, 10-11 лет
Тема
История денежных купюр.
Цель
Формирование представления о роли возникновении денег, их значимости в жизни человека.
Планируемые образовательные
результаты
Личностные:
Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и педагогом
Формирование навыка самостоятельного принятия решений
Предметные:
понимание и правильное использование экономических терминов
умение характеризовать виды денег
Метапредметные:
а) познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации
б) регулятивные:
понимание цели своих действий
проявление познавательной и творческой инициативы
адекватное восприятие предложений одноклассников, учителя
в) коммуникативные
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
умение слушать собеседника и вести диалог
Основные понятия
Обмен, бартер, купля – продажа, денежные единицы.
Формы,
методы,
технологии
обучения,
в
том
числе
ЭО
(электронное
обучение)
и
ДОТ
(дистанционные
образовательные
технологии)
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный,
групповой. На уроке применяется технология критического мышления, информационно-
коммуникативная технология, здоровье сберегающая технология.
Средства обучения
Презентация к уроку, карта мира, карточки с видами денег для практической работы «Денежные
единицы в разных странах», дополнительный материал для самостоятельной работы
«Современные деньги стран мира».
Организационные условия
Компьютер, проектор, презентация к уроку.
Учебно-методическое обеспечение
Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, Школа России, 2 часть.
2. Не стоит излишне нагружать технологическую карту урока.
Это только затруднит её использование во время занятия.
3. Можно добавить графы:
-
время;
-
использование ИКТ;
-
способ промежуточного контроля и др.
4. В технологической карте указываются традиционные этапы урока.
Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить
или исключить.
5. Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать
материал рабочей программы.
6. Использовать формулировки, отражающие воспитательный и
развивающий характер урока:
способствовать формированию (развитию или воспитанию);
создать условия для формирования (развития или воспитания).
7. Необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты
размещаются после технологической карты.
8. Использование ИКТ ускорит процесс создания технологической карты.
Специальные программы содержат:
рабочую программу по определенному предмету;
описание всех УУД;
описание планируемых результатов.
План занятия / мероприятия
Этапы занятия / мероприятия Используемые
дидактические средства
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
Образовательный
результат
1.Организационный момент.
Мотивация к учебной
деятельности.
Эмоциональная,
психологическая и
мотивационная
подготовка учащихся к
усвоению изучаемого
материала
Здравствуйте ребята
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде
дорожи.
Повернитесь к друг другу,
улыбнитесь. Работать будет
дружнее, когда у всех
замечательное настроение.
Ребята, сегодня для работы вы
разделились на 5 групп
Слушают учителя. Принимают
участие в диалоге с учителем.
Демонстрируют готовность к
уроку.
Устные ответы,
наблюдения учителя.
2.Актуализация знаний.
Фронтальная форма
работы с применением
элементов проблемного
обучения. Кадр из
мультфильма «Муха-
Цокотуха»
Задаёт вопрос: «Вы умеете
самостоятельно совершать
покупки? Без чего невозможно
совершать покупки?»
Отвечают на вопросы
Осуществляют
структурирование
знаний, работу с
информацией.
3. Самоопределение к
деятельности.
Дидактическая игра
«Обмен».
Ребята, вы разделились на
5 групп:
1 группа- рыбаки, должны получить ножи.
2 группа-кузнецы, должны получить
горшки;
3 группа –гончары, должны получить
мясо;
4 группа – скотоводы, должны получить
хлеб;
5 группа-земледельцы, получить рыбу.
Игра: учащиеся ищут нужный товар,
подходят друг к другу, обмениваются
карточками так, чтобы получить нужный
предмет.
Цель игры: попытаться обменяться
предметами и показать несовершенство
обмена.
Выводы по игре: Какие возникают
трудности в таком обмене? Что делать?
Как вам быстро получить нужный
предмет?
Вводиться понятие «обмен»,
«эквивалент».
Обмен карточками, обсуждение
проблемы.
Отвечают на вопросы .
Обмениваются мнениями,
могут работать в
коллективе, оценивание
определенной ситуации,
проявляют
познавательный интерес к
изучению предмета.
4. Сообщение темы и
цели.
Формулирование темы
урока совместно с
детьми. Определение
цели урока.
Ребята, а всегда ли так выглядели
деньги? Как вы думаете, о чем сегодня
пойдет речь на уроке? Что бы вы хотели
узнать на сегодняшнем уроке? С чем
познакомиться?
Формулируют тему урока:
История денежных купюр.
Определяют цель урока: Роль денег
в жизни человека.
Осуществляют работу с
информацией,
выполнение логических
операций, анализ.
5. Основной блок
Работа по теме урока
Новый материал
сопровождается
презентацией.
Не каждый товар мог быть
эквивалентным, равноправным. Из
множества товаров выделялись ценные
и редкие предметы, выполнявшие эту
роль.
Знакомство с видами «Денег»
Ребята, ваша задача самостоятельно
найти ответ на вопрос «Какие
современные деньги используются
(1группа – в Японии,
2 группа – в Китае,
3 группа – во Франции,
4 группа – в Италии,
5 группа – в Норвегии)
Для работы вы можете использовать
дополнительный материал, он у вас на
столах «Современные деньги стран
мира»
Учащиеся работают по группам.
Затем представитель каждой
группы отвечает вслух, купюру
страны прикрепляет к карте мира на
доске.
Осуществляют работу с
информацией,
обмениваются мнениями,
могут работать в
коллективе.
6. Физкультминутка.
Мы бежали по дорожке (бег на
месте)
Вдруг, порвались босоножки!
(один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть?
(разводим поочередно руки в
стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять
щечки ладошками и покачать
головой)
Будем туфли покупать! (потопать
ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать!
(потереть большим пальчиком
другие пальцы, обеими руками
одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с
размахом вскользь хлопаем правой
ладонью об левую и наоборот, 4
хлопка)
Вот мы туфельки купили!
(указываем ручками на обувь,
выставляя на пяточку то правую,
то левую ножку).
3 ученика проводят
физкультминутку.
Выполняют упражнения
Принимают и сохраняют
поставленную задачу.
7. Закрепление
Игра «Да, нет»
1. В Китае и Японии деньгами был
рис. (Да)
2. Первые бумажные деньги
появились в Китае. (Да)
3. Ледяные кубики вполне могли
бы быть денежной единицей в
Америке? (Нет)
4. Первые монеты были
изготовлены в VII в. до н.э. в
Малой Азии, в царстве Лидия.
(Да).
5.Деньги может печать любой
человек. (Нет)
6. Денежная единица США –
рубль. (Нет)
7. Особый товар, который можно
обменять на любые другие товары
и услуги – это деньги. (Да)
Выполняется самооценка
учащимися собственной учебной
деятельности посредством
групповой работы.
Осознают важность
знаний для человека.
Рефлексия.
Учащимся предлагается
заполнить таблицу ЗУХ
Формирует представление на
сколько качественно освоена тема
урока.
Подводит объективные итоги
урока.
Индивидуальная работа учащихся
по осмыслению проделанной
работы посредством ответов на
вопросы.
Технологическая карта позволяет:
- увидеть учебный материал целостно и
системно,
- проектировать образовательный процесс по
освоению темы,
- гибко использовать эффективные приёмы и
формы работы с детьми на уроке,
- согласовывать действия учителя и учащихся,
- организовывать самостоятельную деятельность
школьников в процессе обучения,
- осуществлять интегративный контроль
результатов учебной деятельности.