Автор: Аредакова Елизавета Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 3 "Кораблик"
Населённый пункт: г. Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Оригами
Раздел: дошкольное образование
АЛЬБОМ
СХЕМ
ОРИГАМЕ
Содержание:
1.Поэтапное выполнение технике оригами.
2.Тесты направленные на выявления уровня зрительно-моторной координации.
1.Ёлочка.
Ёлочка относиться к простым схемам складывания из бумаги. Для нее нужна только бумага, желание и умелые ручки.
Приведенный ниже вариант схемы упрощен, чтобы дети могли складывать для себя простые игрушки.
Этапное выполнение:
1)
Возьмите квадратный лист и согните его по полам, чтобы получилось 4 намеченных одинаковых части.
2)
Уложите лист пред собой так, чтобы
он
образовал
ромбик,
и
загните
правый и левый гол к середине.
3)
Сделайте складку с нижней части
поделки.
4)
Переверните
поделку
задней
стороной к себе.
5)
Загните краешки в верхней части
складки.
6)
Загните к середине бока нижней
части, учитывая пункт 5.
7)
Приподнимите
края
уголков
на
складке и уложите их вверх.
8)
Угол основания загните вверх.
9)
Переверните поделку.
10)
Слегка выгните поделку вперед
по-серединке.
2. Тюльпан.
Тюльпан – это самый простой цветок, который можно сделать, используя схемы оригами. Тюльпан получится
всегда, главное подобрать такую схему, чтобы с ней вполне мог справиться ребенок 6 лет. Мы предлагаем вам такой
тюльпан, который складывается за короткое время и нравиться детям.
Этапное выполнение:
1)
Уложите перед собой квадратный
лист так,
чтобы
он
образовал
ромбик и сложите его пополам.
2)
Загните
каждый
из
уголков
к
середине вверх.
3)
Сначала загните правый угол.
4)
Загните
левый
угол.
Вот
ваш
тюльпан и готов.
5)
Уложите перед собой квадратный
лист так,
чтобы
он
образовал
ромбик и сложите его пополам.
6)
Загните
каждый
из
уголков
к
середине вверх.
7)
Сначала загните правый угол.
8)
Загните
левый
угол.
Вот
ваш
тюльпан и готов.
3. Лягушкка
Лягушка – это интересная игрушка для детей 5-6 лет, так как она умеет прыгать. Если ребенок постарается и соберет
лягушку, то она порадует его своими прыжками.
Этапное выполнение:
1)
Квадратный лист бумаги согните пополам.
2)
Переверните его и согните еще раз.
3)
Верхнюю часть согните пополам.
4)
Согните
верхнюю
часть
по
диагонали
в
обе
стороны.
5)
Уложите согнутую часть так, чтобы образовался
угол наверху.
6)
Теперь подогните по средине вверх нижнюю часть.
7)
Подогните к середине боковые части.
8)
Согните нижнюю часть.
9)
Согните нижние уголки.
10)
Выгните из нижних уголков лапки.
11)
Подогните все видимые углы вверх.
12)
Переверните поделку.
13)
Сформируйте складку с нижней части.
14)
Переверните лягушку и нажмите на нее
пальчиком.
4. Собачка.
Этапное выполнение:
1.
Возьмите лист тонкой или плотной бумаги нужного цвета (у нас оранжевый, но ваш пес может будет черным как
Клякса или белым мраморным догом).
2.
Из
бумаги
с
помощью
линейки
и
карандаша размечаем квадрат. Лишнюю
бумагу обрезаем.
3.
Теперь
действуем
по
схеме.
Сложим
квадрат
пополам
(схема
1-2)
белой
стороной
вовнутрь,
если
у
вас
не
двусторонний картон.
4.
Уголки отогнем вниз (схема 3). Это будут
ушки нашего песика.
5.
По линии отогните вверх нижний уголок
(схема 4). Это будет нос нашей собаки.
6.
Теперь остается отметить на мордочке пса
глазки.
5. Лисичка.
Этапное выполнение:
1)
Сложите квадрат листа по диагоналям, затем сверните его пополам по одному из изгибов в равнобедренный
треугольник;
2)
Острые углы получившегося треугольника подогните к тупому углу. Смотрите рис. 1, пошаговая инструкция в
картинках не позволит совершить ошибки;
3)
Теперь сложите заготовку пополам от себя. Захватив все 3 «гуляющих» уголка, отогните их к себе,
ориентируясь
на
вертикальную
ось
свертка;
4)
Затем разложите загнутые уголки —
крайние
станут
ушками,
сдвоенный
центральный уголок разверните (изнутри)
и прожмите, формируя мордочку лисы из
бумаги;
5)
Подогните внутрь хвостик из цветной
бумаги,
за
счет
которого
лисичка
приобретет устойчивость. Оригами лиса
готова, осталось нарисовать ей глазки и
носик.
6.Бабочка.
Этапное выполнение:
1)
Согнуть квадрат по очереди по каждой
диагонали, а потом разогнуть (наметить
сгибы)
2)
Повернуть лист так, чтобы диагональные сгибы были выпуклыми (горой), и наметить вогнутый сгиб (долиной)
посредине - согнуть, а потом разогнуть. Сложить треугольник.
3)
Нижние уголки одного из получившихся треугольников отогнуть к верхнему углу.
4)
Перевернуть фигурку на другую сторону. Верхний угол отогнуть вниз таким образом, чтобы он немного
выступал за нижнюю сторону треугольника.
5)
Перевернуть фигурку на другую сторону и повернуть ее так, чтобы выступающий за ее край уголок
оказался сверху. Согнуть его вниз.
Чтобы
фигурка
не
распадалась,
этот уголок можно приклеить.
6)
Углы
на
крыльях
бабочки
или оставить как есть, или отогнуть
назад, или закруглить ножницами.
Бабочку сложить пополам вдоль
посредине.
7)
По желанию раскрасить бабочку,
украсить оформительским клеем с
блестками, стразами и т.д.
7.Пиликан.
Этапное выполнение:
1)
Согните квадратный лист пополам.
2)
Переверните его и согните еще раз пополам, деля
его на 4 части
3)
Согните лист пополам и оставьте так, согнув
верхнюю половину пополам.
4)
Загните правый угол кверху.
5)
Приподнимите согнутую часть и расправьте ее.
6)
Загните верхний уголок.
7)
Загните левый нижний уголок.
8)
Переверните поделку.
9)
Загните угол, который расположился внизу.
10)
Осталось дорисовать пеликану крылышко, и с
ним можно будет играть.
8.Рыбка.
Этапное выполнение:
1)
Сложить лист по диагонали в две стороны. Переворачиваем листок и складываем пополам, разворачиваем и
снова складываем другую сторону пополам.
2)
Складываем листик и у нас получилась базовая форма
Двойной квадрат.
3)
Нижнюю правую сторону подогните к центральной
линии.
4)
Теперь нижнюю левую сторону к центру.
5)
Открываем нашу заготовку и по линии складочек
выравнивайте. Получился такой длинный ромб.
6)
Теперь возьмите нижнюю правую часть и загните вверх
(от центра и до уголка). С левой стороной сделайте тоже самое.
7)
Теперь получившийся лепесток загибаем к центру -
смотрите фото. Это плавники нашей рыбы.
8)
Делаем хвост рыбке. Линейкой отмерить расстояние от
центра рыбки по центральной линии по 6 см в стороны.
9)
От края плавника через точку делаем складку. Складку
делать
с
двух
сторон.
По линиям складки собираем в центре - вышел острый
треугольник. Загибаем его в правую сторону.
10)
Точно также делаем в нижней части. Получившийся треугольник загибаем влево. Теперь берем за плавники
и верхнюю часть складываем пополам с нижней. У нас получилась рыбка.
9. Зайчик.
Этапное выполнение:
1)
Сложить лист по линии сгиба на
себя.
2)
Складываем по линии сгиба на себя,
вернуть первоначальное положение.
3)
Сложить по линии сгиба на себя.
4)
Сложить вперед по линиям сгиба на
себя.
5)
Повернуть фигуру.
6)
Сложить по линии сгиба на себя.
7)
Сложить по линии сгиба от себя.
8)
Нарисовать лицо и готово.
10.Кораблик.
Этапное выполнение:
1.Прямой лист бумаги сложить пополам.
2.Верхние углы загибаются к середине.
3.Свободные края подгибаются.
4.Противоположные углы сводятся, образуется
квадрат.
5.Нижние углы с двух сторон загибаются к верхнему.
6.Противоположные углы треугольника сводятся друг
к другу.
7.Верхние углы распрямляются.
11. Дом.
Этапное выполнение:
1)Согните пополам для создания складки.
2) Согните края к центральной складки.
3)Согните по пунктирным линиям.
4)Разверните назад.
5)Раскройте по косым линиям раскройте крышу.
6)Согните по пунктирным линиям.
7)Нарисуй дверь и окно.
12. Кошка.
Этапное выполнение:
1)
Сложите пополам.
2)
Сложите пополам, чтобы образовалась складка.
3)
Сложите по пунктирным линиям.
4)
Сложите по пунктирным линиям.
5)
Разверните.
6)
Дорисуйте глаза, нос и усы.
13. Утка.
Этапное выполнение:
1)Согните по пунктирным линиям и верните назад.
2)Согните для создания складки верните назад.
3)Согните по пунктуальной линии.
4)Переверните.
5)Согните по пунктиру, чтобы края встретились в середине.
6)Загните внутрь линии.
7) согните по пунктирным линиям.
8)Переверните.
9)Загните внутрь по пунктирной линии.
10)Загните назад по пунктирной линии.
11)Нарисуйте лицо и готово.
14. Пчела.
Этапное выполнение:
1.
Согните дважды пополам для создания
складок.
2.Согните по пунктирной линии.
3.Загните назад по пунктирным линиям.
4.Согните для создания складок и верните
назад.
5.Раскройте в направлении заверните наверх
по пунктиру и выровняйте.
6.Согните по пунктирной линии.
7. Переверните. Нарисуйте лицо, полоски и
готово.
15. Попугай.
Этапное выполнение:
1)Сделайте сгиб.
2)Сложите к центру.
3)Сложите назад.
4)Сложите по пунктиру.
5)Вытяните.
6)Распрямите обе стороны.
7)Сложите
по
пунктиру.
Сложите порожком по пунктиру.
Сложите пополам.
8)Переверните.
Сложите
кармашком в внутрь.
16. Колпак.
Этапное выполнение:
1.
Согните квадратный лист по диагонали.
2.
Согните угол по линии.
3.
Согните второй угол по линии.
4.
Загнуть нижнюю часть поделки вверх.
Раскройте колпак.
5.
Украсит колпак.
17. Птица.
Этапное выполнение:
1.Наметьте средние линии.
2.Согните углы к диагонали.
3.
Согните
заготовку
пополам.
4.Вогните углы внутрь.
18. Мухомор.
Этапное выполнение:
1.Соединяем, красный и белый квадраты вместе.
2.Одновременно делаем на них диагональные сгибы.
3.Складываем к центру верхний угол фигуры.
Также поступаем с правым. И левым.
4.
Верхнюю половину модели сгибаем «долиной».
Отводим назад левый угол. Правый.
5.Переворачиваем заготовку.
Хорошо проглаживаем все сделанные ранее складки, чтобы гриб не распадался.
6.Сгибаем правый угол к центральной линии. Аналогично поступаем с левым.
Распрямляем складки, сделанные на шаге 10 и 11.
7.
Раскрываем
одну
половину
«шляпки» гриба.
8.Сгибаем прилегающую «ножку» к
центральной линии.
Делаем
то
же
самое
с
левой
половиной.
9.Подворачиваем нижний угол, как
показано на рисунке.
10.Складываем верхний треугольник
«шляпки».
11.Переворачиваем гриб на лицевую
сторону.
19. Дед Мороз
Этапное выполнение:
1.Перед началом занятия приготовьте из цветной односторонней бумаги квадрат – 10 х 10 см.
2.
Согните из заготовки треугольник. Переверните его изнанкой на себя и загните к вертикальной диагонали
нижние углы.
3.
Разверните получившийся стаканчик треугольной частью вниз, затем загните ее, чтобы закрыть вершину.
4.
Отверните широкую часть книзу, не доходя до конца полсантиметра. У вышедшего белого треугольника загните
сверху ободок.
5.
Загните назад боковые стороны трапеции, и уже вырисовывается спереди – белая борода дедушки и его красный
колпачок, а сзади – устойчивая подставка.
6.
Закрасьте красным фломастером выглядывающую на шапке белую бумагу. На личике обозначьте красным
кружком нос, черными – глазки-пуговички и можно украшать красавицу елку.
20. Кузнечик.
Этапное выполнение:
1. Сложите по диагонали.
2.Загните нижние углы.
3.Загните углы по линиям -
каждый на свою сторону.
4.Нарисуйти глаза…
«Тесты на выявления уровня развития зрительно-моторной координации»
Содержание психодиагностических методик «Тест зрительно-моторной координации» (Л. Бендер)
Цель: изучение зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: тестовый материал, простой и цветные карандаши (фломастеры) для каждого ребенка, демонстрационные карточки.
Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от
бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.
Задание 2. Сейчас тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому.
Рисуй их так, как ты их видишь, постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обводи и рисуй только в заданном
направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш
.
Методика экспресс – диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям «Теппинг-тест» (Е.П. Ильин)
Цель: изучение психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста; выявление типов работоспособности дошкольников.
Необходимые материалы: часы с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги. Обработка результатов:
20-25- точек – средний темп. Нормальный темп работы;
26 точек и выше – высокий темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Зрительно-пространственная организация руки. «Змейка» Н.И. Озерецкого
Инструменты и оборудование: тестовый бланк, фломастер, секундомер.
Инструкция: «Будем быстро ставить точки посерединке кружков – вот так. (Точка ставится одним прикосновением фломастера).
Когда я скажу «стоп» обязательно остановись.
- Сколько раз можно дотронуться до кружочка?
- Один раз.
- Как нужно работать?
- Быстро и аккуратно.
- Верно, начинай.
Ход исследования: Работа может быть организована индивидуально или в группе по 3-4 человека. Она продолжается 30 секунд до конца
команды «стоп».
Оценка: Учитывается общее количество точек, поставленных за 30 секунд и число ошибок. Ошибками считаются, точки, попавшие на
окружность. Исследование кинетической основы руки.
Проба Озерецкого «Положи руки перед собой на стол. Делай как я»
Ход исследования: Одновременное изменение положения обеих рук: одна рука сжата в кулак, другая распрямленными пальцами.
Распрямляем одну кисть и сжимаем другую.
Оценка: задание оценивается по баллам;
4 балла – задание выполняется без помощи взрослого;
3 балла – задание выполняется правильно, без помощи взрослого;
2 балла – выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий;
1 балл – выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности;
0 баллов – невозможность по очередного выполнения движений.
Проба Хэда «Делай как я» (кулак. Ребро, ладонь)
Инструкция: Выполняется последовательный ряд движений; меняются лишь позы, сама рука не меняется местоположения. Задание
выполняется сначала правой рукой (для правшей), затем левой. Для левшей наоборот.
Оценка: 4 балла – задание выполняется без помощи взрослого;
3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий;
1 балл – выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности;
0 баллов – невозможность по очередного выполнения движений.
Зрительно-моторная координация руки Ноткиной Н.А.
«Одновременно большим и указательным пальцами обеих бери со стола по одной спичке и клади в коробок». Время выполнения задания
20 секунд.
Инструменты и оборудование: 12 спичек, 2 коробка, секундомер.
Ход исследования: Одновременно большим и указательным пальцами обеих рук собери со стола по одной спичке и клади в коробки.
Оценка: 4 балла – задание выполняется без помощи взрослого;
3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла –единичные ошибки. дизритмия;
1 балл – многократные ошибки, наличие лишних движений;
0 баллов – невозможность одновременного выполнения.
«Сматывание нитки в клубок».
Сматывание левой рукой и правой рукой нитки в клубок. Длина нитки – 2 метра. Время для ведущей руки – 15 секунд, для другой – 20
секунд (для левшей наоборот руки).
Оценка: 4 балла – задание выполняется без помощи взрослого;
3 балла – задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;
2 балла – выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий;
1 балл – многократные ошибки, наличие лишних движений;
0 баллов – выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности
;
Зрительно-моторная координация.
Оборудование:
тестовый
материал,
простой
карандаш.
Инструкция ко всем заданиям субтеста: «Тестовый лист не переворачивай, сходная с образцом фигура лишь одна, работай внимательно».
Внимание! Не забывайте повторять инструкцию перед выполнением детьми каждого задания этого субтеста. Следите, чтобы ребенок брал
листы с соответствующими заданиями.
Данный субтест проводится в достаточно быстром темпе. Необходимо следить, чтобы ребенок отмечал лишь одну фигуру, а не несколько, и
не исправлял. Если он затрудняется выделить конкретное задание из тестового листа, можно закрыть последующие задания чистым листом
бумаги.
Задание 1. Посмотри на первую строчку. Здесь нарисованы уголки. Они все изображены по-разному, но среди них есть один, нарисованный
так же, как образец (нарисован отдельно, покажите его ребенку). Найди точно такой же уголок среди остальных и зачеркни его. Смотри
внимательно, уголки очень похожи, но лишь один из них «правильный».
Задание 2. А здесь нужно найти точно такой же круг, как и на образце (покажите ребенку образец), и зачеркнуть его.
Задания 3, 4 (инструкция, приведенная ниже, аналогична для обоих заданий). Следующее задание сложнее. Здесь нарисованы три фигуры,
но они расположены не просто так, а в определенном порядке (покажите образец). Внимательно посмотри на них, найди точно такую же
группу среди остальных и зачеркни ее.
Задания 5, 6 (инструкция, приведенная ниже, аналогична для обоих заданий). Возьми следующий тестовый лист. Посмотри: на образце
(задание 5) нарисованы два треугольника (в задании 6 — круг, квадрат и треугольник). Тебе нужно найти точно так же нарисованные
фигуры среди остальных в сериях и зачеркнуть их.
Задания 7, 8 (инструкция, приведенная ниже, к обоим заданиям аналогична). А в этих заданиях образец — буква. Найди такую же среди
остальных букв и зачеркни ее.
Критерии оценок выполнения заданий субтестов
Максимальный итог — 30 баллов.
Задание 1. Возможные оценки — 1, 0.
1 балл.
Если нарисована непрерывная линия от точки до звездочки; изгиб или небольшой угол в детском рисунке не влияет на оценку:
Если ребенок отрывал карандаш от бумаги, но продолжил линию без разрывов, разветвлений или острых углов:
Если линия выходит за пределы стимулирующих точек не более чем на 0,5 см:
0 баллов.
Если линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или обведена несколько раз, а также если сделаны исправления:
Если нарисованная линия начинается или заканчивается на расстоянии более чем 0,5 см от стимулирующих точек:
Если линия выходит за пределы «прямой границы» более чем на 0,7 см (вверх или вниз):
Задание 2. Возможные оценки — 2, 1, 0.
2 балла.
Если нарисована непрерывная линия от середины левой вертикальной линии до середины правой, изгиб или небольшой угол не влияют на
результат:
Если ребенок отрывал карандаш, но продолжил линию без разрывов, разветвлений или острых углов:
Если линия начинается или заканчивается на расстоянии более чем 0,5 см от середины стимулирующих линий (вверх или вниз):
1 балл.
Если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующих линий более чем на 0,5 см, но не более чем на 1 см:
Если нарисованная линия отклоняется от прямой не более чем на 0,7 см:
0 баллов.
Если линия нарисована с явными разрывами, острыми углами или разветвлениями, а также с большими исправлениями:
Если линия выходит за пределы стимулирующих линий или начинается или заканчивается на расстоянии более 1 см от стимулирующих
линий:
Задание 3. Возможные оценки — 2, 1, 0.
2 балла.
Если нарисована непрерывная линия посередине между двумя стимулирующими линиями без разрывов, острых углов или больших
отклонений; изгиб и небольшой угол не влияют на результат:
Если ребенок отрывал карандаш, но линия без явных разрывов, острых углов:
Если линия короче или длиннее стимулирующих линий не более чем на 0,5 см:
1 балл.
Если нарисованная линия делает изгиб, но при этом не выходит за пределы стимулирующих линий:
Если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующих линий более чем на 0,5 см, но не более чем на 1 см:
0 баллов.
Если нарисованная линия выходит за пределы стимулирующих линий:
Если видны явные разрывы или острые углы:
Если нарисованная линия короче или длиннее стимулирующих линий более чем на 1 см:
Если нарисованная линия короче стимулирующих линий (справа или слева) более чем на 0,7 см:
Если линия нарисована неровно, толчками, явно заметен тремор:
Задание 4. Возможные оценки — 1, 0. Критерии оценок аналогичны критериям задания 1.
Задание 5. Возможные оценки — 2, 1, 0. Критерии оценок аналогичны критериям задания 2.
Задание 6. Возможные оценки — 2, 1, 0. Критерии оценок аналогичны критериям задания 3.
Задание 7. Возможные оценки — 2, 1, 0.
2 балла.
Если фигура обведена правильно, по направлению стрелки, без разрывов, видимых обводок, углов или отклонений, а самостоятельно
нарисованные фигуры не отличаются от заданной (размер и форма):
1 балл.
Если фигура обведена правильно, но линия отклоняется от стимулирующей незначительно:
Если самостоятельно нарисованные фигуры отличаются от заданной незначительно (размер или форма):
Если при обведении фигуры или рисовании линий ребенок отрывал карандаш, но выполнил работу с небольшими нарушениями (углами или
разрывами):
0 баллов.
Если фигура обведена неправильно, не по направлениям стрелки, с большими отклонениями от стимулирующих линий, с явными разрывами
или углами:
Если ребенок не смог уловить конфигурацию стимулирующей фигуры:
Если самостоятельно нарисованные фигуры значительно отличаются от стимулирующей по форме или размеру:
Если самостоятельно нарисованные фигуры выполнены с явными разрывами, углами:
Задание 8. Возможные оценки — 2, 1, 0.
Критерии оценок аналогичны критериям задания 7, но при этом учитывается расположение рисунка в строке. При выходе рисунка за
ограничительные линии более чем на 0,5 см — 0 баллов, менее — 1 балл.
Задание 9. Возможные оценки — 2, 1, 0.
2 балла.
Если стимулирующие линии обведены правильно, по направлению стрелок, без разрывов, углов или явных отклонений; самостоятельно
ребенок нарисовал линии без разрывов, углов, в правильном направлении и правильно расположил линии в пространстве.
1 балл.
Если
самостоятельно
нарисованные
линии
выполнены
с
небольшими
отличиями
от
заданного
образца.
Если самостоятельно нарисованные линии незначительно отклонены от заданного направления:
0 баллов.
Если стимулирующие линии обведены с большими разрывами, имеют обводки или углы, а самостоятельно проведенные линии тоже
выполнены с этими же нарушениями:
Если ребенок соединил стимулирующие линии и самостоятельно рисует одну изогнутую линию:
Если ребенок рисует самостоятельно линии в противоположном направлении (не по стрелкам) или рисует зеркальное отражение:
Если самостоятельно нарисованные линии выполнены с большими отклонениями от заданного образца.
Задание 10. Возможные оценки — 2, 1, 0.
2 балла.
Если ребенок обвел контрольные и самостоятельно нарисовал линии правильно по направлению стрелок, без разрывов, углов, обводок или
отклонений.
Если размер или форма самостоятельно нарисованных линий отличается от контрольной незначительно:
1 балл.
Если ребенок обвел контрольную и самостоятельно нарисовал линии, имеющие небольшие отклонения от образца:
Если самостоятельно нарисованные линии выступают за границу строки не более чем на 0,5 см:
0 баллов.
Если ребенок обвел контрольные линии и самостоятельно нарисовал линии с разрывами, углами или обводками:
Если ребенок самостоятельно рисует линии не по направлению стрелок:
Если ребенок не может воспроизвести заданный образец:
Если ребенок не смог правильно выделить две прямые линии, а рисует линии как две изогнутые или четыре короткие прямые линии:
Задание 11. Возможные оценки — 2, 1, 0. Критерии оценок аналогичны критериям задания 7.
Задание 12. Возможные оценки — 2, 1, 0. Критерии оценок аналогичны критериям задания 7, но при этом учитывается расположение
рисунка в строке.
Задание 13. Возможные оценки — 2, 1, 0.
2 балла.
Если контрольная фигура обведена правильно по направлению стрелок, без разрывов, обводок, углов или отклонений.
1 балл.
Если при обведении контрольной фигуры место отрыва приходится на стрелку, а дальше ребенок продолжал работать без отрыва.
Если при выполнении задания ребенок отрывал карандаш, но продолжил работу без углов, разрывов, обводок:
0 баллов.
Если при проведении контрольной фигуры ребенок отрывал карандаш, а проводимая линия имеет разрывы, углы, большие отклонения от
стимулирующей
линии
или
обводки:
Если при обведении контрольной фигуры ребенок «не видит» стрелок, а работает так, как ему удобнее.
Задания для диагностики развития зрительно-моторной координации
детей старшего дошкольного возраста.
1.
Упражнение «Дорожки» Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть
дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.
0
балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
0
баллов – с заданием не справился.
2.
Упражнение «Узоры». Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0
баллов – с заданием не справился.
3.
Упражнение «Узоры по клеточкам».
Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0
баллов – с заданием не справился.
4.
«Линии». Методика: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию
– две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай
такой узор самостоятельно».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 ошибка.
0
балл – 2 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
5.
«Домик». Методика: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0
баллов – с заданием не справился.
6.
Упражнение «Лес». Методика: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки
точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – 1–2 раза сошел с линии.
2 балла – 3–4 раза сошел с линии.
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
0 баллов – с заданием не справился.