Автор: Кулиш Анна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №40
Населённый пункт: Ст.Роговская
Наименование материала: Методическое пособие для родителей
Тема: "Экологические игры для малышей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский
сад комбинированного вида
№
40
муниципального образования Тимашевский район
Методическое пособие для родителей.
Экологические игры
для малышей.
Автор:
Воспитатель МБДОУ д\с № 40
Кулиш Анна Николаевна
1
Пояснительная записка:
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть
целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность
каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека
может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют
детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе
игр
формируются
знания
об
окружающем
мире,
воспитываются
познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое
отношение к ней, целесообразное поведение в природе. Они расширяют
кругозор
детей,
создают
благоприятные
условия
для
решения
задач
воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и
любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.
В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать
действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать
результаты.
Основной целью дидактических игр является развитие свободной
творческой
личности.
Они
дают
ребенку
возможность
синтезировать
полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные
навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться в
изменившейся ситуации школьного обучения.
Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические
задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников я использую и
направляю в решении определённых учебных воспитательных задач. Задача,
стоящая передо мной, как воспитателем, состоит в приобщении детей к
материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто
интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. В игре ребёнок делает
открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо
иных целей, чем играть. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я
воздействую на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на
сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребёнок приобретает новые
знания, умения, навыки.
В данном сборнике представлены игры, направленные на формирование
экологических представлений у детей раннего возраста. В сборник включены
дидактические игры, которые родители могут использовать со своими детьми
дома и пример игр, которые могут изготовить самостоятельно. Развитие
экологических способностей у дошкольников лучше усваивается в игровой
форме, так как игра – ведущий вид деятельности детей. Игры и игровые
упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр
взаимоотношения между детьми, ребёнком и родителем. Формирование и
развитие
экологических
представлений
у
детей
является
основой
интеллектуального развития дошкольников, а также способствует общему
умственному воспитанию ребёнка-дошкольника.
2
Эффективным механизмом обучение детей игре, являются игровые
технологии.
Задачи,
которых:
достигнуть
высокого
уровня
мотивации,
осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной
активности ребенка; подобрать средства, активизирующие деятельность детей и
повышение
ее
результативности;
сделать
воспитательный
процесс
управляемым. Главный компонент игровой технологии: непосредственное и
систематическое общение родителя и ребёнка.
Дидактические игры
экологического содержания для детей раннего возраста.
«Теплый – холодный»
Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.
Оборудование:
Игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно
резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и
красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.).
Ход игры:
Родитель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит
ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай
их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок –
в емкость с теплой водой.
«Чудесный мешочек»
Цель: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Оборудование:
Для
первых
игр
подбирают
овощи
и
фрукты,
резко
отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек
(непрозрачный).
3
Игровое действие:
Поиск на ощупь спрятанного предмета. В мешочек
заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать
предмет всем остальным.
Ход игры:
Взрослый опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он
будет делать. Затем предлагает ребёнку: «Найди на ощупь, не глядя в
мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить:
«Найди то, что я скажу (назову)».
«Соберем урожай»
Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их
месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).
Оборудование: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка).
Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.
Ход игры:
В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где
расположены муляжи или карточки. Дети могут быть как огородники так и
садоводы. По сигналу ведущего собирают урожай в свою корзинку с моделью.
Условие: можно переносить только по одному предмету.
4
«Найди маму для детёныша»
Цель: Закреплять знания детей о взрослых животных и их детёнышах.
Оборудование: игрушки-животные или картинки, грузовик
Ход игры:
Родитель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и
рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко
от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их.
Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал?
(Ответы детей) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу». Взрослый
предлагает взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»),
вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с
изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша
кошки. Аналогично дети выполняют и три других задания – на выбор нужной
картинки.
«Что как плавает»
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.
Оборудование: Для игры – экспериментирования нужен набор предметов из
разных материалов (скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка, камешек,
металлическая ложка, лоскуток ткани и др.)
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду:
«Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в
воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят
плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры воспитатель
обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать
действия.
5
«Найди шарик»
Цель:
закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами
предметов – размером, формой.
Оборудование: шарики разного размера, мелкие игрушки.
Ход игры:
Родитель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его.
Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не
мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель
закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти
кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
«Во дворе»
Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.
Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
Ход игры:
Родитель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие
игрушки.
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.
Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур, Пугаю кур!
Ам-ам! Кто – там?
Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!
Му-му-му! Молока кому? (А. Барто)
Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова
мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и так далее.
6
«Гав-Гав»
Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.
Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка,
козленка.
Ход игры:
Взрослый
сопровождает
чтение
стихотворения
показом
картинок
с
изображением животных и птиц.
«Гав! Гав!» – на заре, «Гав! Гав!» – на дворе.
На дворе щенок бежал, а в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего спать мешаешь? И-го-го!»
И сказал теленок: «Му!» Спать мешает он ему.
И сказал цыпленок: «Пи! Ты, щенок, еще поспи!»
А козленок: «Ме!» да «Ме!»,«Подремать не дали мне».
А щенок все «Гав!» да «Гав!», у него веселый нрав!
И веселый этот нрав называется «Гав – гав!» (по Т. Волгиной)
Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания,
подражая голосам животных.
«Что в корзиночке лежит?»
Цель: Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые
качества.
Оборудование: Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор,
огурец, яблоко, апельсин, груша или другие.
Ход игры:
Родитель по одному достает из корзины овощи и фрукты и описывает их,
например: «Это яблоко. Оно круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное,
вкусное. Его можно есть». Ребенок, с помощью вопросов воспитателя,
повторяет рассказ о яблоке, затем пробует его на вкус.
7
«Да или нет»
Цель: Закрепить знания о частях тела котёнка и какие звуки он издает.
Оборудование: Игрушечный котенок.
Ход игры:
Родитель просит показать, где у котёнка нос, глаза, хвост и так далее. Дети
показывают. После этого родитель предлагает детям отвечать словами «да»
или «нет» на такие вопросы: Есть у котенка нос? Есть у котенка уши? Есть у
котенка рога? и подобные.
«Угадай, что съел»
Цель: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов, стимулировать
развитие воображения. Угадывание на вкус овощей и фруктов.
Оборудование: Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их,
очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе разложить такие же
предметы для контроля и сравнения.
Ход игры:
Угостить ребенка одним из кусочков, предварительно попросив закрыть глаза.
«Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же предмет на столе».
Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми
глазами, а потом сказать, что это.
8
«Найди листок, какой покажу»
Цель: Найти предметы по сходству; различие их по размеру.
Оборудование: листочки с деревьев разных пород
Ход игры:
Во время прогулки взрослый показывает детям, какой либо лист и предлагает
найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они
похожи и чем отличаются.Взрослый оставляет каждому по листу с разных
деревьев (береза, осина, клен). Затем воспитатель поднимает, например
кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки.
Покажите, как они полетели». Дети находят на прогулке нужный листочек и
показывают его. Игра повторяется с разными листьями.
«Когда
это бывает?»
Цель:
Уточнять и закреплять знания
детей о
сезонных изменениях в природе и
жизни
животных в разные сезоны года.
Оборудование:
Большие карты-
лото
с
картинкой какого-либо времени
года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.
Ход игры:
Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые
вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки
называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка
нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но
игра продолжается до того пока все участник не закроет свои карты.
«Да или нет?»
Цель: Закреплять знания детей о приметах осени.
Ход игры: Родитель читает стихотворение, а дети
должны внимательно слушать и отвечать «да» или
«нет».
9
Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы?
Урожай весь собирают? Птичьи стаи улетают?
Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает?
Часто-часто льют дожди? Достаём ли сапоги?
Туманы осенью плывут? Ну а птицы гнёзда вьют?
Солнце светит очень жарко, можно детям загорать?
А букашки прилетают? Звери норки закрывают?
Ну а что же надо делать - Куртки, шапки надевать?
«Полезное – неполезное»
Цель: Закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Оборудование: Карточки с изображением продуктов.
Ход игры:
На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло,
груши и так далее.
Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и так
далее.
«Найди в букете такой же листок»
Цель: Учить детей находить предмет по сходству.
Оборудование: букеты из осенних листьев
Ход игры:
Взрослый раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им
какой-нибудь лист, например, кленовый, и предлагает: «Раз, два, три - такой
листок покажи!». Дети поднимают руку с кленовым листом. Игру повторяют
несколько раз с остальными листиками букета.
10
«
Найди, что назову»
Цель:
Закрепление знания овощей и фруктов. Найти предмет по слову-
названию.
Оборудование: Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была
видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по
величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др.), разной величины с
постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).
Ход игры:
Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске
названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин,
помидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя. Взрослый предлагает
ребёнку: «Найди маленькую морковку и показать её». Или: «Найди желтое
яблоко, показать его»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме» Ребенок
находит предмет, показывает его, пытается определить форму. Если ребенок
затрудняется, взрослый может назвать яркий отличительный признак этого
овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку) ». И
так далее.
«Мои друзья»
Цель: закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят).
Формировать гуманное отношение к ним.
Оборудование: игрушки или большие картинки с изображением домашних
животных. Маленькие картинки, на которых нарисован различный корм.
Ход игры:
11
В начале игры прочитайте детям стихотворение С. Капутикян «Маша
обедает». Игрушки или большие картинки расставьте так, чтобы они были
хорошо видны. Под ними разложите маленькие картинки, но так, чтобы
изображенный на них корм не подходил животному. Выступая в роли разных
животных, попросите детей накормить их. Попробуйте вместе с детьми
подражать
голосам
животных.
Заставьте
детей
задуматься:
«Почему
животные, хотя и голодны, не едят?». Оказывается, они едят строго
определенный корм. Попросите детей помочь вам накормить животных. Если
картинка подобрана правильно, кто-нибудь из детей, выступая от имени
животного, выразит удовольствие и наоборот. При этом дети должны ими-
тировать звуки, которые издают те или иные животные.
«Кто где живёт»
Цель: Закреплять знания о животных и местах их обитания.
Оборудование: Карточки «Животные», «Места обитания».
Ход игры:
У родителя
картинки с изображением животных, а у ребёнка – с
изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река,
дупло, гнездо и т.д.). Родитель показывает картинку с изображением
животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с
его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку.
«Четвертый лишний»
12
Цель:
Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных
природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
Оборудование: карточки с разнообразными объектами.
Ход игры:
Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей
определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор. Можно усложнить
задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.
«Угадай, чей хвост»
Цель: Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и
называть животных.
Оборудование: карточки с изображением хвостов и мордочек животных
Ход игры:
Взрослый раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем
поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё»
животное и подобрать для него подходящий хвост.
«Какое насекомое, назови?»
13
Цель:
Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть
представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела,
жучок, кузнечик…
Оборудование: Разрезанные картинки насекомых.
Ход игры:
Дети должны собрать картинку, назвать насекомое. Если кто-то затрудняется,
можно использовать загадки:
Всех жучков она милей спинка красная у ней.
А на ней кружочки черненькие точки. (Божья коровка)
У нее четыре крыла, тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза, Называют ее … (Стрекоза)
Сок цветов душистых пьет. Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила, а зовут ее … (Пчела)
Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
Мы крылышки расправим - красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем - какой кругом простор! (Бабочка)
«
Это правда или нет?»
Цель: Учить детей находить неточности в тексте.
Ход игры:
Родитель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше
заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?»
Тёплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Любит в речке посидеть поздней осенью медведь.
Зимой среди ветвей «Га-га-га», пел соловей.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
14
Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет?
Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось
правильно.
Дидактические игры экологического содержания для детей
раннего возраста которые можно изготовить самостоятельно.
Дидактическая игра на липучках «Овощи и фрукты».
Данная игра особенно актуальна в осенний период, когда проводятся итоги
по теме сбора урожая: овощей, фруктов. Во время непрерывной
образовательной деятельности встречаются темы про овощи и фрукты. Не
лишним будет с детьми закрепить тему витаминов во время демисезонного
периода. Именно с этой целью и была сделана игра с
липучками "Овощи, фрукты".
Цель: формировать у детей дошкольного возраста знания о пользе
витаминов (о пользе овощей, фруктов);
Задачи: - закреплять знания о
названиях овощей (редис, картофель,
баклажан, помидор, капуста, огурец,
болгарский перец, свекла,
морковь, фруктов (груша, абрикосы, лимон,
яблоко, слива, апельсин, бананы, персики;
- развивать знания детей о
свойствах овощей, фруктах, умение
описывать их характерные особенности.
Ход игры: в игре имеется 2 большие
карточки с изображением корзинок. Также 30 карточек, на которых
изображены различные овощи, фрукты. Набольших карточках с корзинками
имеются липучки, также они приклеены на маленьких карточках на тыльной
стороне. В каждую корзинку необходимо собрать "свои" карточки с
изображением нужной категории полезных витаминов. Для детей можно
приклеить по одной карточке, чтобы дети могли выполнять задание.
Необходимо на большие карточки с корзинками приклеить по 10 карточек с
изображением овощей, фруктов.
15
«Чей детеныш?»
Цель: формировать умение использовать
наименования детенышей животных в
единственном и множественном числе;
Задачи: закреплять в речи детей названии
детёнышей животных, навыков
словообразования; развивать ловкость,
внимание, память.
Ход игры:
1-й вариант: Родитель называет животное, а
ребёнок, называет детёныша этого животного,
Ребенок, который правильно
назовет детеныша, получает фишку.
2-ой вариант: Взрослый: Жил-был котенок
Пух. Почему его так звали? Потому, что он
был пушистый. У него было день рождение.
К нему пришли малыши со своими мамами.
Пришла ежиха с малышами.
Ребёнок: Ежатами.
Взрослый: Пришла свинья с малышами.
Ребёнок: Поросятами. И т. д.
Игры на дыхание
"Горячий чай"
Цель: развитие сильного плавного и
продолжительного выдоха.
Оборудование: чашки из цветного картона.
Ход игры: Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех
я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!
"Волшебная лупа"
Задачи: закреплять произношение звука Л в
словосочетаниях; расширять и активизировать словарный
запас детей; развивать грамматический строй речи;
упражнять в образовании существительных в
уменьшительно-ласкательной форме; развивать внимание,
зрительную память, мышление.
Ход игры:
Ребёнок берёт волшебную лупу с 2-мя
ладонями на картинку и произносит: «Бабочка лети».
16
"Задуй бабочку на цветок «или «Задуй божью коровку на листок»
Цель:
развитие речевого дыхания у детей для
обеспечения ясной дикции и четкого произношения
труднопроизносимых звуков.
Задачи:
формировать
сильный
плавный
длительный ротовой выдох, развивая способность
направлять
воздушную
струю
в
нужном
направлении; учить детей следить, чтобы во время
выдоха губы были сложены трубочкой, чтобы не
надувались щёки, чтобы выдох происходил не толчками, а плавно, что
выдыхать следует до тех пор, пока не закончится воздух, что воздух
необходимо набирать через нос, плечи не поднимать; порадовать детей,
вызывая
положительные
эмоции,
снимая
мышечные зажимы и блоки.
Ход игры:
Предложить детям задуть бабочку
на
цветок.
Для
малышей
демонстрирую
сначала сама, чтобы порадовать, переключить
внимание,
когда
грустит (например,
в
адаптационный период), затем вместе, после
самостоятельно,
в моём присутствии.
Это
отвлекает и радует крох. Детям в моей группе
игра очень нравится, т.к. есть элемент «чуда»,
бабочка действительно залетает на цветок, при определённом произвольном
усилии и старании играющего. Успешно использую эту игру в индивидуальной,
подгрупповой и групповой работе с дошкольниками. В кругу семьи ребята с
радостью будут выполнять условия.
"Задуй свечу"
Цель: увеличить объём дыхания,
нормализовать его ритм, выработать плавный
длительный экономный выдох.
Ход игры: Сделать вдох. По сигналу «Тихий
ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так,
чтобы оно немного отклонилось. По сигналу
«Сильный ветер» резким выдохом отклонить
пламя свечи.
"Из чего сделано?"
Цель: совершенствование представления об
окружающих предметах, о материале, из
17
которого они изготовлены.
Задачи: формирование представления о создании и физических
характеристиках объектов окружающего мира; знакомство с продукцией,
производимой руками человека; формирование представления о назначении
разных вещей и значимости человеческого труда; развитие любознательности,
расширение кругозора и словарного запаса по теме «Предметы»; обучение
навыку сравнения, определения причинно-следственных связей; улучшение
памяти, концентрации внимания, речевых навыков, способности логически
мыслить.
Ход игры: Играть могут несколько воспитанников или один ребенок. Родитель
задает наводящие вопросы. Например: «Что сделано из муки?». Игрок
выбирает картинки хлеба, печенья, кекса, макарон, пирога и прочие,
накладывает на нужную схему.
"Кто как говорит?"
Цель: формировать
умение воспроизводить
имеющиеся в тексте
звукоподражания, развивать
умение слушать, выбирать
из нескольких картинок ту,
которую просит взрослый и
называть игрушку. Воспитывать бережное обращение к
животным.
Ход игры: Родитель обращает внимание на
волшебный сундучок, предлагает посмотреть, что внутри.
Поочередно из сундучка достает картинки. По мере
чтения текста появляются соответствующие животные
одновременно с произнесением звукоподражания.
Затем детям произносят звукоподражание. После этого разрешается
детям поиграть с картинками.
"Кто что ест? Чей листочек?"
Цель: закреплять знания детей о
животных (что они едят) развивать
мышление, внимание, мелкую моторику
рук, память, воспитывать желание
заботиться о животных.
18
Задачи: развивать познавательный интерес, слуховое восприятие и
фразовую речь; упражняться в умении использовать в речи простые
предложения.
Ход игры:
Взрослый предлагает
детям «покормить» животных во дворе у
бабушки. Родитель называет животное и
выставляет его, а ребёнок - ищет для нее пищу,
ставит картину рядом с животным.
Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою -
Молоко тебе даю.
Я такая егоза!
И бодаюсь, я. (коза)
В будке живет,
Кости грызет.
Лает и кусается – Как называется? (Собака)
Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
- Мне погладите бока –
Дам парного молока! (Корова)
Говорят, что я упрям,
Что характер вздорный.
Не упрямый я, друзья,
Просто непокорный! (Осел)
Кто там хрюкает в сарае?
Это я сейчас узнаю!
Хрю - хрю - хрю, да хрю - хрю - хрю,
Баю - баюшки - баю.
Так поёт она для деток.
Погляжу, конечно! Где ты?
Да ведь это! - Знаю я -
Это мамочка -. ! (Свинья)
Любит кушать он морковку
И капусту для сноровки,
А следит за клеткой Толик,
Там живёт пушистый (кролик)
Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья - пух!
И зовут его…! (Петух)
В нашем доме кто живет?
Молоко из миски пьет.
19
По ночам мышей гоняет.
Днем на лавке отдыхает.
Больше никаких забот.
Ну, конечно, это. (кот)
А у нас во дворе
Он живёт в конуре.
У него баранкой хвост,
Любопытный чёрный нос.
Ушки острые флажком,
Сторожит хозяйский дом.
Лаем будит как звонок.
Познакомьтесь, наш… (Щенок)
"Чей хвостик?"
Цель: развитие познавательного интереса.
Задачи: учить правильно называть животных,
части тела животного, узнавать известных зверей
по неполному изображению (без хвоста);
побуждать детей дифференцировать животных
по окраске, внешним отличительным признакам;
обогащать словарный запас, активизировать
понятия «большой», «маленький»; развивать
способность концентрировать внимание,
логическое мышление, зрительное восприятие,
связную речь.
Ход игры:
Родитель рассматривает с детьми изображения животных. Беседует с
детьми, уточняет, каких животных они видят, чего не хватает зверям (хвоста).
Затем предлагает ребёнку подобрать каждому животному свой хвост. После
того как все хвосты положены в соответствии с животными, дети вместе с
воспитателем проверяют, нет ли ошибки.
Советы родителю:
Во время игры родителю необходимо называть наиболее характерные
признаки животного (лиса – рыжая плутовка с большим, пушистым хвостом,
заяц – серенький, длинные ушки, маленький хвост и т. п.).
Усложнение:
Оставить хвост, а изображение нужного животного убрать. Например,
оставить хвост петушка, а самого петушка убрать. Это даст ребёнку
возможность логически мыслить, понять, что хвост петуха никому не подходит
значит, не хватает изображения петуха.
"Кто где живёт?"
20
Цель: развитие способности соотносить животное с местообитанием,
формирование представления о жизни в природе или рядом с человеком.
Задачи: расширение представления о диких и хозяйственных животных;
ознакомление с названиями, внешностью, местами обитания объектов живой
природы; развитие умения узнавать животное и место его обитания по
иллюстративному образу; развитие речевых навыков, увеличение словарного
запаса; формирование способности к сравнительному и обобщающему анализу,
к выведению вывода; развитие памяти, логического мышления, воображения,
визуальной оценки; формирование заботливого отношения к объектам
природы.
Ход игры:
Родитель предлагает ребёнку рассмотреть карточки, изображающие зверей,
птиц, рыбок, насекомых. Рассказать, какие бывают животные (дикие и
хозяйственные). Дикие звери и птицы обитают в природных условиях, не
нуждаются в помощи человека, самостоятельно добывают пищу, делают логова
и гнезда. А домашние питомцы не могут существовать без человеческой
помощи, получают корм от хозяина, живут в построенном им жилище.
21