Напоминание

Воспитание навыков чтения с листа на уроках фортепиано


Автор: Дорош Анна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №7"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка для преподавателей ДМШ и музыкальных отделений ДШИ
Тема: Воспитание навыков чтения с листа на уроках фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Департамент образования администрации городского округа Самара

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования городского округа Самара

«Детская школа искусств № 7»

Воспитание навыков чтения с листа

на уроках фортепиано

методическое пособие для преподавателей ДМШ

и музыкальных отделений ДШИ

Составитель:

преподаватель фортепиано Дорош Анна Анатольевна

Самара

2023

Целью обучения детей в ДШИ является подготовка в большинстве своём

музыкантов

-

любителей,

которые

обладают

навыками

музыкального

творчества,

могут

самостоятельно

разобрать

и

выучить

музыкальное

произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, подобрать

любую мелодию и аккомпанемент к ней. Научить музицировать можно любого

ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Всё это требует

от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению

ребёнка и большой к нему любви и уважения. Все знания необходимо

преподносить по возможности в виде интересной игры. Важно, чтобы ребёнок

как бы сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой

форме. Как только ребёнок начинает знакомиться с инструментом, надо

обращать его слуховое внимание на красоту и различие звуков и созвучий, надо

научить его слушать и слышать звуки, соединяющиеся в мелодии. Слышать -

это просто слышать окружающие звуки, слушать - это значит прислушиваться к

качеству звука, к красоте музыкального звука. Каждый звук должен быть

исполнен так, будто он имеет самостоятельную ценность. Очень полезно

направить внимание ребёнка на звуки природы, окружающие нас, ибо в них

берёт начало всякая музыка.

Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в ДШИ

понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи преподавателя,

разобрать произведение. Более того - без активного участия педагога процесс

разбора пьесы растягивается порой на недели. Поэтому на уроке на

музицирование и творчество не остаётся времени. В результате выпускник

образовательного учреждения - это нередко беспомощный перед нотным

текстом ребёнок, который вряд ли когда-нибудь сядет за инструмент (во многом

именно по причине страха перед нотами). Это тем более досадно, поскольку год

от года рынок нотной литературы пополняется оригинальными изданиями -

популярной

классикой,

современными

отечественными

и

зарубежными

шлягерами.

Ещё 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования,

излюбленным времяпровождением людей из разных слоёв общества. Не будучи

профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в области искусства.

Эти просвещённые любители составляли основу русской интеллигенции.

А ведь это качество - умение продолжительно концентрировать внимание -

чтением с листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы

необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько

информационных

слоёв

текста:

нотный,

ритмический,

динамический,

агогический и другие. Понятно, что при отсутствии такого специфического

зрительно- моторного навыка эта задача часто вызывает у ребёнка затруднение,

а порой и страх.

Воспитание навыков чтения нот с листа должно быть в центре внимания

педагога. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное отношение к тексту,

приучал не только видеть, но и слышать в них музыкальное содержание.

Зачастую учащиеся даже старших классов неважно ориентируются в нотном

тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Это тормоз в

повседневной работе. Между тем, при сокращении времени на разбор пьес,

появляется возможность усвоить больше материала, шире ознакомиться с

музыкальной литературой, следовательно - быстрее развиваться.

Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющих свободно читать

музыкальное произведение? В первую очередь следует научиться быстро

прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных они размещаются и по

горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность.

Обучать чтению нот с листа необходимо с самого начала. Необходимо

объяснить ребёнку, что как и при чтении художественного произведения, когда

ты видишь целое слово и даже больше, а не буквы по отдельности, так и в

музыке

необходимо

мыслить

не

отдельными

нотами,

а

фразами,

предложениями. Необходимо научиться быстро и легко читать любые ноты,

точно так же, как читаешь книжки. Тогда не придётся тратить много времени на

разбор несложной пьесы. А самое главное - умение свободно читать ноты

откроет перед тобой море интересной музыки, которую ты сможешь сыграть

самостоятельно и с удовольствием. Для этого необходимо, чтобы ребёнок

прочно усвоил начертания нот, их названия и расположение на клавиатуре.

Необходимо как в классе так и дома просто читать ноты и показывать их

расположение на клавиатуре сразу в двух ключах, например:

Потом читать ноты со знаками альтерации, например :

Чтобы закрепить полученные знания, более эффективным способом

запомнить ноты, паузы, динамику, штрихи, интервалы, ключевые и случайные

знаки и т.д., можно использовать нотное лото, и в зависимости от пройденного

материала использовать его на каждом уроке. На карточках записываем ноты в

скрипичном

и

басовом

ключах,

длительности

нот,

паузы,

различные

ритмические фигуры, знаки альтерации, динамики и т.д.. Ребёнок должен

показать, сыграть, прохлопать или объяснить эти обозначения (см. приложение,

стр. 1). Педагог по своему усмотрению может нарисовать и вводить в игру

большее

или

меньшее

количество

карт,

фиксируя

на

них

различные

обозначения в зависимости от объёма изучаемого материала.

Когда начертание нот, пауз, нюансов, ритмических фигур и т.д. становится

для ребёнка хорошо знакомым «обиталищем друзей»,

тогда естественно

вырабатывается связь : вижу - слышу - знаю, где брать ноту на клавиатуре,

каким звуком сыграть, как уложить звуки во времени, сколько пауза «молчит» и

т.д.. Эта связь прочно остаётся в сознании ребёнка. Конечно, все полученные

знания закрепляются на нотных примерах, например из следующих сборников:

«Фортепианная тетрадь юного музыканта» вып.1 для 1-2 года обучения,

составитель М. Глушенко. Изд-во «Ленинград. Музыка» 1988 г.

А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. Изд-во

«Композитор. Санкт-Петербург» 2005 год.

О.

Геталова,

И.

Визная

«В

музыку

с

радостью».

Изд-во

«Композитор. Санкт- Петербург» 2005 год.

Е.Туркина «Котёнок на клавишах» ч1, ч.2, ч.3. Изд-во «Композитор.

Санкт-Петербург» 1999 год.

Э. Ш. Тургенева «Музыкальная поляна». Пособие для начинающих

играть на фортепиано ч.1 и ч.2. Изд-во «Москва. Владос» 2002 год.

Для

проверки

знаний

можно

использовать

игры-загадки,

ребусы,

кроссворды, например (см. приложение, стр. 2-7). Ребёнку необходимо не

только изучать пьесы, но и читать с листа, например, лёгкие пьесы из

следующих сборников :

«Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 классы. Составители И.М.

Рябов, С. И. Рябов. Изд-во «Киев. Муз. Украина» 1988 год.

«Пособие по чтению нот с листа для фортепиано» вып. 1. Составители

А. Батагова, Е. Орлова. Изд-во «Москва. Сов. Композитор» 1976 год.

И. С. Королькова «Я

буду пианистом».

Методическое пособие для

обучения нотной грамоте и игре на фортепиано ч.1 и ч.2. Изд-во «Ростов - на -

Дону. Феникс» 2008 год.

Так как нотный текст состоит не только из одних нот, но и аппликатурных,

динамических и агогических указаний, внимание к этим многочисленным

знакам необходимо прививать ученику с самого начала его обучения, потому

что тщательное изучение и выполнение этих знаков является ключом к

пониманию авторского замысла. Для технического роста большое значение

имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру, что способствует

сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем и хорошему чтению

нот с листа. Ведь ученик, который умеет правильно организовывать свои

пальцы, читает в нотном тексте правильную пальцовку, очень быстро движется

как в техническом, так и в художественном отношении. Он уже видит и слышит

музыку целиком, а не отдельными нотами, ему не нужно учить ноты, пальцы

сами выводят музыкальный рисунок.

Но это очень сложный и трудоёмкий процесс. Обучить этому очень

сложно, особенно тех детей, которые сами по себе неорганизованные,

невнимательные, всё делают примерно. Потом, ведь в музыке, как и в других

науках (например: русский язык, математика) есть свои определённые правила,

формулы, которым мы обучаем с самого первого дня, но которыми не все

умеют и хотят пользоваться. Казалось бы, пассажей так много, очень трудно их

запомнить, прочитать. Но, ещё Ф. Лист пришёл к выводу, что все возможные

пассажи могут быть сведены к нескольким основным формулам; все сочетания,

все последования сводятся к известному количеству основных пассажей,

являющихся ключом ко всему: «отсюда следует, что «владея ключами», «набив

руку» в вариантах основных формул, пианист не встречает больше никаких

трудностей, они побеждены заранее», - писал Ф. Лист.

Иначе говоря, у опытного музыканта игровые движения возникают на

основе хорошо натренированной «двигательной памяти», т.е. хранящихся в

мозгу обобщений, моделирующих типичные формулы. Чтобы с «лёгкостью

воспроизводить» нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в

зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов фортепианной

музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные

пассажи, аккордовые структуры и т.д.. Ко всему этому мы должны приучать

ребёнка с первых уроков.

С первых же уроков мы знакомим ученика с основными аппликатурными

принципами:

стремиться к естественной последовательности пальцев, т.е. ещё в

донотный период, мы обговариваем, что звуки у нас могут двигаться подряд,

т.е. поступенно, значит пальчики движутся подряд.

Звуки движутся через один - пальчики тоже через один. Это самая

основная формула, основное правило.

Звуки также могут располагаться на большом расстоянии друг от друга.

Клавиш много, а пальцев на руке 5. Поэтому, чтобы было удобно, быстро

запоминалось, должен быть определённый порядок в пальцах. Все те дети,

которые этого не понимают, а чаще, не хотят понимать, очень трудно и

медленно поддаются обучению. Им приходится запоминать, искать каждую

ноту в отдельности, они не видят мелодической линии.

Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной

позиции начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные

комплексы - интервалы, аккорды. Здесь важно воспитать навык :

а)

быстрого зрительно-слухового опознания интервала или аккорда по его

специфическому

рисунку

(по

относительному

расстоянию

между

составляющими его нотами)

б)

мгновенной реакции пальцев на зрительно-слуховой сигнал - на основе

элементарных, «типовых» аппликатурных формул : 62 - соседние пальцы, 63 -

через палец, ч4 - через 2 пальца ; ч5, б6, 67, октава - крайние пальцы, т.е. 1 и 5

пальцы.

Затем начинаем играть гаммы - это аппликатурные формулы. Приступая к

изучению гамм, надо добиться, чтобы мажорные и минорные гаммы были

прочно усвоены ребёнком на слух, чтобы он мог их пропеть и подобрать от

любого звука на клавиатуре. Когда это будет достигнуто, нужно приступать к

изучению аппликатуры. Аппликатурой гамм, аккордов и арпеджио ученик

овладевает проигрывая их на инструменте много раз, внимательно вслушиваясь

в свою игру, сперва каждой рукой отдельно, затем обеими вместе. Лишь после

твёрдого усвоения аппликатуры перед учеником следует ставить новые задачи,

такие, как ровность звука, crescendo вверх и diminuendo вниз, игра с акцентами

на различные доли и т.д.. Если эти требования ставятся перед учеником, не

знающим твёрдо аппликатуры, то результат получится отрицательный -

внимание ребёнка раздваивается, он ошибается, путает пальцы, и ни о каком

осуществлении новых задач не может быть и речи. Всё это закрепляется в

песенках, упражнениях, этюдах, при чтении которых необходимо обговаривать,

что это гаммообразные пассажи, аккорды, двойные ноты, арпеджио и т.д..

Важно,

чтобы

ребёнок

осмысленно

относился

к

тексту,

видел

эти

аппликатурные формулы, старался вовремя увидеть, какой пальчик нужно

повернуть.

Очень полезно ученику давать творческие задания: самостоятельно

проставить аппликатуру, с какого пальца лучше начать играть правой или левой

рукой,

определить,

какой

вид

фортепианной

фактуры

используется

(гаммообразные пассажи, аккорды, арпеджио, двойные ноты).

Примеры можно использовать из следующих сборников:

Е. Туркина «Котёнок на клавишах» в трёх частях. Изд-во «Композитор.

Санкт-Петербург» 1998 год.

С. Ляховицкая «Задания для развития самостоятельных навыков при

обучении фортепианной игре» в младших классах ДМШ. Изд-во «Ленинград.

Музыка» 1979 год.

«Фортепианная тетрадь юного музыканта» вып. 1, сост. М. Глушенко.

Изд- во «Ленинград. Музыка» 1988 год.

В. Шульгина, Н. Маркевич «Юным пианистам». Изд-во «Киев. Муз.

Украина» 1985 год.

Т. Камаева, А. Камаев «Чтение с листа на уроках фортепиано». Игровой

курс. Изд-во «Москва. Классика - XXI век» 2007 год.

Хороший учебный материал на последовательность развития игровых

навыков

начинающего

ученика

представлен

в

сборнике

Е.

Гнесиной

«Фортепианная азбука».

Здесь учимся точной пальцовке, штрихам, учимся

отличать длительности одну от другой, знакомимся с интервалами (вернее

учимся видеть их сразу, особенно 63 и ч5). Например:

нотного

текста.

Всякая

небрежность

и

неряшливость

исполнения

(недосчитывание пауз, неправильная аппликатура, неумение дослушать до

конца пьеску, неточность ритма и т.п.), допускаемая педагогом на первых шагах

обучения, порождает дурные привычки, от которых чрезвычайно трудно

отучить ученика в дальнейшем процессе обучения.

Необходимо с учащимися проходить (изучать и читать с листа) как можно

больше этюдов. С одной стороны, это помогает развитию техники, а по

выражению Г.Г.Нейгауза, «техника - это рука, повинующаяся интеллекту». С

другой стороны - даёт возможность ученику ощутить уже в первые годы

обучения,

какое

огромное

количество

разнообразных

приёмов

и

исполнительских способов игры надо изучить, чтобы достигнуть настоящего

умения исполнить в совершенстве любое произведение. Этюд должен быть

прост, понятен ученику, легко запоминался, но должен нести в себе хоть долю

этого трудно достигаемого, что обогатит возможности исполнения и поможет

преодолеть все трудности, с которыми неизбежно придётся встретиться

ученику.

В

этом

отношении

просто

замечательны

сборники «Фортепианная

техника» в удовольствие в 7 частях, редактор-составитель О. Катарина, 2006

год. Сборники состоят из собрания этюдов и пьес русских и зарубежных

композиторов XVIII - XX столетий. Этюды и пьесы расположены в порядке

возрастания

сложности.

Музыкальный

материал

отражает

разные

виды

техники : позиционная игра, подкладывание пальцев, гаммообразные пассажи,

репетиции, двойные ноты, подготовка к грели, аккорды, арпеджио и т.д..

Образные заголовки и краткие примечания к пьесам помогут в освоении

технических

и

художественных

задач,

факты

о

жизни

и

творчестве

композиторов расширят кругозор учеников. Этюды можно изучать и читать с

листа, обращая внимание на типичные аппликатурные формулы.

Вообще, все произведения, которые изучает учащийся, с самого начала

должны быть яркие, образные, программные. Такая программность - это

обязательная фаза в развитии пианиста. Так как, казалось бы, на самом

абстрактном материале - этюде - мы учим детей простой, живой, как бы 12

разговорной музыкальной речи. Причём, услышать её дети должны сами,

фантазируя образы и сочиняя ту или иную программу. Это учит детей

осмысленности, умению в исполнении связно и просто выразить музыкальным

языком всё, что может встретиться в содержании каждой играемой вещи.

Поскольку последовательное освоение нотной записи по элементам должно

сочетаться с комплексным восприятием нотного текста при чтении с листа,

нужно стремиться приучить детей охватывать зрением всё большие группы нот

с соответствующей подготовкой аппликатуры по позициям, охвату мотива,

фразы в целом. Необходимо тренировать детей мгновенно схватывать характер

движения - плавное поступенное или скачком вверх или вниз, Уметь сыграть

группу нот или аккордов, определив звуковысотное положение лишь первого

звука.

Формирование навыка быстрого разбора и чтения нотного текста тесно

взаимосвязано с общим музыкально-пианистическим развитием ребёнка,

слухотворческим

воспитанием,

становлением

исполнительского

аппарата.

Триединство музыкального искусства: сочинение - исполнение - восприятие -

должно познаваться учащимися практически.

С самого начала и в дальнейшем педагогу необходимо развивать и

совершенствовать в своих учениках не только технологические навыки

овладения инструментом и техническое мастерство, но и внутреннее ощущение

музыки. Важно интенсивно «погружать» ученика в музыку, «заражать» ею,

приучать слушать произведения, говорить с ним о них. Со временем на смену

навыкам слушания, умению почувствовать настроение небольшой пьесы

приходят более сложные навыки:

узнавание

повторяющихся

музыкальных

тем-образов, различение контрастных тем, осознание структурных элементов и

т.д.. Если есть техническая возможность, то стоит прослушивать вместе с

учеником отдельные произведения в записи.

Замечательный

игровой

курс,

способствующий

учащемуся

хорошо

научиться читать с листа и освоить нотную графику, представлен в сборнике

«Чтение с листа на уроках фортепиано». Авторы Т. Камаева и А. Камаев. Изд-во

«Москва. Классика - XXI век», 2007 года.

Первая часть игрового курса состоит из заданий, где максимально понятно

формулируется

определённая

задача,

которую

ребёнок

может

решить

самостоятельно : точно следовать ключевым знакам, выполнить динамические

оттенки,

выдержать

единый

темп

пьесы

и

т.д..

В

первую

очередь

активизируется внимание ребёнка, затем развивается его нотный глазомер и

закладываются основы целостного восприятия текста.

Каждое задание сопровождается графой для оценки, которую выставляет

педагог. Оценка в данном случае не столько форма контроля, сколько

дополнительный способ поощрить ребёнка (все ученики любят получать

«пятёрки»). Основная работа с пособием должна проходить на уроке. Важно,

чтобы учащийся усваивал правила и отрабатывал необходимые навыки под

контролем педагога. Необходимым условием применения пособия является его

систематичное использование на каждом уроке (5-7 минут).

Вторая часть пособия – хрестоматия, пьесы в которой подобраны в

соответствии с порядком следования тем в первой части. Для того чтобы

ребёнок не терял уже сформированные навыки, произведения в хрестоматии

выстроены с учётом пройденного материала. Пособие может быть использовано

в ДМШ и ДИШ ( 2 - 7 классы).

Для чтения с листа, а также самостоятельного разучивания хочется

порекомендовать серию сборников Т. Юдовиной - Гальпериной «Большая

музыка

маленькому

музыканту».

Лёгкие

переложения

для

фортепиано.

Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2006 год под редакцией О.

Геталовой в пяти альбомах по классам.

Цель серии - пробудить у детей желание играть и слушать хорошую

музыку. Лёгкие переложения позволяют детям быстро прочитать нотный текст

и получить удовольствие от исполнения прекрасной музыки. Именно с этой

целью некоторые пьесы изложены в более лёгкой тональности, упрощена

фактура,

в

ряде

случаев

приводятся

только

небольшие

фрагменты

произведений.

Кроме

того,

даны

аннотации

по

творчеству

каждого

композитора.

Музыкальная педагогика - искусство, требующее от людей посвятивших

себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему

делу. Учитель должен не только довести до ученика так называемое

«содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и

дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии. Одна из главных задач

педагога - сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть

ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и

методов работы, которые называются зрелостью, за которым начинается

мастерство.

Методическая литература:

А. Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста». Учебное пособие.

Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2006 г.

А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. Изд-во

«Композитор. Санкт-Петербург» 2005 г.

«Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа»

младшие и средние классы ДМШ. Составитель Л. Криштоп. Изд-во «Санкт-

Петербург» 1994 г.

В. Шульгина, Н. Маркевич «Юным пианистам» Изд-во «Киев. Муз.

Украина» 1985 г.

Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста». Методическое пособие. Изд-во

«Москва. Сов. композитор» 1989 г.

Т. Камаева, А. Камаев «Чтение с листа на уроках фортепиано». Игровой

курс. Изд-во «Москва. Классика – XXI век» 2007 год.

«Значение

аппликатуры

при

обучении

игре

на

фортепиано»

-

методическое сообщение преподавателя класса специального фортепиано

Екатериновской ДМШ – Келе С. Б. 2008 г.

И. М. Рябов, С. И. Рябов «Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 кл.

Киев «Муз. Украина» 1988 г.



В раздел образования