Автор: Дорош Анна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №7"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка для преподавателей ДМШ и музыкальных отделений ДШИ
Тема: Воспитание навыков чтения с листа на уроках фортепиано
Раздел: дополнительное образование
Департамент образования администрации городского округа Самара
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования городского округа Самара
«Детская школа искусств № 7»
Воспитание навыков чтения с листа
на уроках фортепиано
методическое пособие для преподавателей ДМШ
и музыкальных отделений ДШИ
Составитель:
преподаватель фортепиано Дорош Анна Анатольевна
Самара
2023
Целью обучения детей в ДШИ является подготовка в большинстве своём
музыкантов
-
любителей,
которые
обладают
навыками
музыкального
творчества,
могут
самостоятельно
разобрать
и
выучить
музыкальное
произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, подобрать
любую мелодию и аккомпанемент к ней. Научить музицировать можно любого
ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Всё это требует
от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению
ребёнка и большой к нему любви и уважения. Все знания необходимо
преподносить по возможности в виде интересной игры. Важно, чтобы ребёнок
как бы сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой
форме. Как только ребёнок начинает знакомиться с инструментом, надо
обращать его слуховое внимание на красоту и различие звуков и созвучий, надо
научить его слушать и слышать звуки, соединяющиеся в мелодии. Слышать -
это просто слышать окружающие звуки, слушать - это значит прислушиваться к
качеству звука, к красоте музыкального звука. Каждый звук должен быть
исполнен так, будто он имеет самостоятельную ценность. Очень полезно
направить внимание ребёнка на звуки природы, окружающие нас, ибо в них
берёт начало всякая музыка.
Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в ДШИ
понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи преподавателя,
разобрать произведение. Более того - без активного участия педагога процесс
разбора пьесы растягивается порой на недели. Поэтому на уроке на
музицирование и творчество не остаётся времени. В результате выпускник
образовательного учреждения - это нередко беспомощный перед нотным
текстом ребёнок, который вряд ли когда-нибудь сядет за инструмент (во многом
именно по причине страха перед нотами). Это тем более досадно, поскольку год
от года рынок нотной литературы пополняется оригинальными изданиями -
популярной
классикой,
современными
отечественными
и
зарубежными
шлягерами.
Ещё 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования,
излюбленным времяпровождением людей из разных слоёв общества. Не будучи
профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в области искусства.
Эти просвещённые любители составляли основу русской интеллигенции.
А ведь это качество - умение продолжительно концентрировать внимание -
чтением с листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы
необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько
информационных
слоёв
текста:
нотный,
ритмический,
динамический,
агогический и другие. Понятно, что при отсутствии такого специфического
зрительно- моторного навыка эта задача часто вызывает у ребёнка затруднение,
а порой и страх.
Воспитание навыков чтения нот с листа должно быть в центре внимания
педагога. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное отношение к тексту,
приучал не только видеть, но и слышать в них музыкальное содержание.
Зачастую учащиеся даже старших классов неважно ориентируются в нотном
тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Это тормоз в
повседневной работе. Между тем, при сокращении времени на разбор пьес,
появляется возможность усвоить больше материала, шире ознакомиться с
музыкальной литературой, следовательно - быстрее развиваться.
Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющих свободно читать
музыкальное произведение? В первую очередь следует научиться быстро
прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных они размещаются и по
горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность.
Обучать чтению нот с листа необходимо с самого начала. Необходимо
объяснить ребёнку, что как и при чтении художественного произведения, когда
ты видишь целое слово и даже больше, а не буквы по отдельности, так и в
музыке
необходимо
мыслить
не
отдельными
нотами,
а
фразами,
предложениями. Необходимо научиться быстро и легко читать любые ноты,
точно так же, как читаешь книжки. Тогда не придётся тратить много времени на
разбор несложной пьесы. А самое главное - умение свободно читать ноты
откроет перед тобой море интересной музыки, которую ты сможешь сыграть
самостоятельно и с удовольствием. Для этого необходимо, чтобы ребёнок
прочно усвоил начертания нот, их названия и расположение на клавиатуре.
Необходимо как в классе так и дома просто читать ноты и показывать их
расположение на клавиатуре сразу в двух ключах, например:
Потом читать ноты со знаками альтерации, например :
Чтобы закрепить полученные знания, более эффективным способом
запомнить ноты, паузы, динамику, штрихи, интервалы, ключевые и случайные
знаки и т.д., можно использовать нотное лото, и в зависимости от пройденного
материала использовать его на каждом уроке. На карточках записываем ноты в
скрипичном
и
басовом
ключах,
длительности
нот,
паузы,
различные
ритмические фигуры, знаки альтерации, динамики и т.д.. Ребёнок должен
показать, сыграть, прохлопать или объяснить эти обозначения (см. приложение,
стр. 1). Педагог по своему усмотрению может нарисовать и вводить в игру
большее
или
меньшее
количество
карт,
фиксируя
на
них
различные
обозначения в зависимости от объёма изучаемого материала.
Когда начертание нот, пауз, нюансов, ритмических фигур и т.д. становится
для ребёнка хорошо знакомым «обиталищем друзей»,
тогда естественно
вырабатывается связь : вижу - слышу - знаю, где брать ноту на клавиатуре,
каким звуком сыграть, как уложить звуки во времени, сколько пауза «молчит» и
т.д.. Эта связь прочно остаётся в сознании ребёнка. Конечно, все полученные
знания закрепляются на нотных примерах, например из следующих сборников:
«Фортепианная тетрадь юного музыканта» вып.1 для 1-2 года обучения,
составитель М. Глушенко. Изд-во «Ленинград. Музыка» 1988 г.
А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. Изд-во
«Композитор. Санкт-Петербург» 2005 год.
О.
Геталова,
И.
Визная
«В
музыку
с
радостью».
Изд-во
«Композитор. Санкт- Петербург» 2005 год.
Е.Туркина «Котёнок на клавишах» ч1, ч.2, ч.3. Изд-во «Композитор.
Санкт-Петербург» 1999 год.
Э. Ш. Тургенева «Музыкальная поляна». Пособие для начинающих
играть на фортепиано ч.1 и ч.2. Изд-во «Москва. Владос» 2002 год.
Для
проверки
знаний
можно
использовать
игры-загадки,
ребусы,
кроссворды, например (см. приложение, стр. 2-7). Ребёнку необходимо не
только изучать пьесы, но и читать с листа, например, лёгкие пьесы из
следующих сборников :
«Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 классы. Составители И.М.
Рябов, С. И. Рябов. Изд-во «Киев. Муз. Украина» 1988 год.
«Пособие по чтению нот с листа для фортепиано» вып. 1. Составители
А. Батагова, Е. Орлова. Изд-во «Москва. Сов. Композитор» 1976 год.
И. С. Королькова «Я
буду пианистом».
Методическое пособие для
обучения нотной грамоте и игре на фортепиано ч.1 и ч.2. Изд-во «Ростов - на -
Дону. Феникс» 2008 год.
Так как нотный текст состоит не только из одних нот, но и аппликатурных,
динамических и агогических указаний, внимание к этим многочисленным
знакам необходимо прививать ученику с самого начала его обучения, потому
что тщательное изучение и выполнение этих знаков является ключом к
пониманию авторского замысла. Для технического роста большое значение
имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру, что способствует
сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем и хорошему чтению
нот с листа. Ведь ученик, который умеет правильно организовывать свои
пальцы, читает в нотном тексте правильную пальцовку, очень быстро движется
как в техническом, так и в художественном отношении. Он уже видит и слышит
музыку целиком, а не отдельными нотами, ему не нужно учить ноты, пальцы
сами выводят музыкальный рисунок.
Но это очень сложный и трудоёмкий процесс. Обучить этому очень
сложно, особенно тех детей, которые сами по себе неорганизованные,
невнимательные, всё делают примерно. Потом, ведь в музыке, как и в других
науках (например: русский язык, математика) есть свои определённые правила,
формулы, которым мы обучаем с самого первого дня, но которыми не все
умеют и хотят пользоваться. Казалось бы, пассажей так много, очень трудно их
запомнить, прочитать. Но, ещё Ф. Лист пришёл к выводу, что все возможные
пассажи могут быть сведены к нескольким основным формулам; все сочетания,
все последования сводятся к известному количеству основных пассажей,
являющихся ключом ко всему: «отсюда следует, что «владея ключами», «набив
руку» в вариантах основных формул, пианист не встречает больше никаких
трудностей, они побеждены заранее», - писал Ф. Лист.
Иначе говоря, у опытного музыканта игровые движения возникают на
основе хорошо натренированной «двигательной памяти», т.е. хранящихся в
мозгу обобщений, моделирующих типичные формулы. Чтобы с «лёгкостью
воспроизводить» нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в
зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов фортепианной
музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные
пассажи, аккордовые структуры и т.д.. Ко всему этому мы должны приучать
ребёнка с первых уроков.
С первых же уроков мы знакомим ученика с основными аппликатурными
принципами:
стремиться к естественной последовательности пальцев, т.е. ещё в
донотный период, мы обговариваем, что звуки у нас могут двигаться подряд,
т.е. поступенно, значит пальчики движутся подряд.
Звуки движутся через один - пальчики тоже через один. Это самая
основная формула, основное правило.
Звуки также могут располагаться на большом расстоянии друг от друга.
Клавиш много, а пальцев на руке 5. Поэтому, чтобы было удобно, быстро
запоминалось, должен быть определённый порядок в пальцах. Все те дети,
которые этого не понимают, а чаще, не хотят понимать, очень трудно и
медленно поддаются обучению. Им приходится запоминать, искать каждую
ноту в отдельности, они не видят мелодической линии.
Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной
позиции начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные
комплексы - интервалы, аккорды. Здесь важно воспитать навык :
а)
быстрого зрительно-слухового опознания интервала или аккорда по его
специфическому
рисунку
(по
относительному
расстоянию
между
составляющими его нотами)
б)
мгновенной реакции пальцев на зрительно-слуховой сигнал - на основе
элементарных, «типовых» аппликатурных формул : 62 - соседние пальцы, 63 -
через палец, ч4 - через 2 пальца ; ч5, б6, 67, октава - крайние пальцы, т.е. 1 и 5
пальцы.
Затем начинаем играть гаммы - это аппликатурные формулы. Приступая к
изучению гамм, надо добиться, чтобы мажорные и минорные гаммы были
прочно усвоены ребёнком на слух, чтобы он мог их пропеть и подобрать от
любого звука на клавиатуре. Когда это будет достигнуто, нужно приступать к
изучению аппликатуры. Аппликатурой гамм, аккордов и арпеджио ученик
овладевает проигрывая их на инструменте много раз, внимательно вслушиваясь
в свою игру, сперва каждой рукой отдельно, затем обеими вместе. Лишь после
твёрдого усвоения аппликатуры перед учеником следует ставить новые задачи,
такие, как ровность звука, crescendo вверх и diminuendo вниз, игра с акцентами
на различные доли и т.д.. Если эти требования ставятся перед учеником, не
знающим твёрдо аппликатуры, то результат получится отрицательный -
внимание ребёнка раздваивается, он ошибается, путает пальцы, и ни о каком
осуществлении новых задач не может быть и речи. Всё это закрепляется в
песенках, упражнениях, этюдах, при чтении которых необходимо обговаривать,
что это гаммообразные пассажи, аккорды, двойные ноты, арпеджио и т.д..
Важно,
чтобы
ребёнок
осмысленно
относился
к
тексту,
видел
эти
аппликатурные формулы, старался вовремя увидеть, какой пальчик нужно
повернуть.
Очень полезно ученику давать творческие задания: самостоятельно
проставить аппликатуру, с какого пальца лучше начать играть правой или левой
рукой,
определить,
какой
вид
фортепианной
фактуры
используется
(гаммообразные пассажи, аккорды, арпеджио, двойные ноты).
Примеры можно использовать из следующих сборников:
Е. Туркина «Котёнок на клавишах» в трёх частях. Изд-во «Композитор.
Санкт-Петербург» 1998 год.
С. Ляховицкая «Задания для развития самостоятельных навыков при
обучении фортепианной игре» в младших классах ДМШ. Изд-во «Ленинград.
Музыка» 1979 год.
«Фортепианная тетрадь юного музыканта» вып. 1, сост. М. Глушенко.
Изд- во «Ленинград. Музыка» 1988 год.
В. Шульгина, Н. Маркевич «Юным пианистам». Изд-во «Киев. Муз.
Украина» 1985 год.
Т. Камаева, А. Камаев «Чтение с листа на уроках фортепиано». Игровой
курс. Изд-во «Москва. Классика - XXI век» 2007 год.
Хороший учебный материал на последовательность развития игровых
навыков
начинающего
ученика
представлен
в
сборнике
Е.
Гнесиной
«Фортепианная азбука».
Здесь учимся точной пальцовке, штрихам, учимся
отличать длительности одну от другой, знакомимся с интервалами (вернее
учимся видеть их сразу, особенно 63 и ч5). Например:
нотного
текста.
Всякая
небрежность
и
неряшливость
исполнения
(недосчитывание пауз, неправильная аппликатура, неумение дослушать до
конца пьеску, неточность ритма и т.п.), допускаемая педагогом на первых шагах
обучения, порождает дурные привычки, от которых чрезвычайно трудно
отучить ученика в дальнейшем процессе обучения.
Необходимо с учащимися проходить (изучать и читать с листа) как можно
больше этюдов. С одной стороны, это помогает развитию техники, а по
выражению Г.Г.Нейгауза, «техника - это рука, повинующаяся интеллекту». С
другой стороны - даёт возможность ученику ощутить уже в первые годы
обучения,
какое
огромное
количество
разнообразных
приёмов
и
исполнительских способов игры надо изучить, чтобы достигнуть настоящего
умения исполнить в совершенстве любое произведение. Этюд должен быть
прост, понятен ученику, легко запоминался, но должен нести в себе хоть долю
этого трудно достигаемого, что обогатит возможности исполнения и поможет
преодолеть все трудности, с которыми неизбежно придётся встретиться
ученику.
В
этом
отношении
просто
замечательны
сборники «Фортепианная
техника» в удовольствие в 7 частях, редактор-составитель О. Катарина, 2006
год. Сборники состоят из собрания этюдов и пьес русских и зарубежных
композиторов XVIII - XX столетий. Этюды и пьесы расположены в порядке
возрастания
сложности.
Музыкальный
материал
отражает
разные
виды
техники : позиционная игра, подкладывание пальцев, гаммообразные пассажи,
репетиции, двойные ноты, подготовка к грели, аккорды, арпеджио и т.д..
Образные заголовки и краткие примечания к пьесам помогут в освоении
технических
и
художественных
задач,
факты
о
жизни
и
творчестве
композиторов расширят кругозор учеников. Этюды можно изучать и читать с
листа, обращая внимание на типичные аппликатурные формулы.
Вообще, все произведения, которые изучает учащийся, с самого начала
должны быть яркие, образные, программные. Такая программность - это
обязательная фаза в развитии пианиста. Так как, казалось бы, на самом
абстрактном материале - этюде - мы учим детей простой, живой, как бы 12
разговорной музыкальной речи. Причём, услышать её дети должны сами,
фантазируя образы и сочиняя ту или иную программу. Это учит детей
осмысленности, умению в исполнении связно и просто выразить музыкальным
языком всё, что может встретиться в содержании каждой играемой вещи.
Поскольку последовательное освоение нотной записи по элементам должно
сочетаться с комплексным восприятием нотного текста при чтении с листа,
нужно стремиться приучить детей охватывать зрением всё большие группы нот
с соответствующей подготовкой аппликатуры по позициям, охвату мотива,
фразы в целом. Необходимо тренировать детей мгновенно схватывать характер
движения - плавное поступенное или скачком вверх или вниз, Уметь сыграть
группу нот или аккордов, определив звуковысотное положение лишь первого
звука.
Формирование навыка быстрого разбора и чтения нотного текста тесно
взаимосвязано с общим музыкально-пианистическим развитием ребёнка,
слухотворческим
воспитанием,
становлением
исполнительского
аппарата.
Триединство музыкального искусства: сочинение - исполнение - восприятие -
должно познаваться учащимися практически.
С самого начала и в дальнейшем педагогу необходимо развивать и
совершенствовать в своих учениках не только технологические навыки
овладения инструментом и техническое мастерство, но и внутреннее ощущение
музыки. Важно интенсивно «погружать» ученика в музыку, «заражать» ею,
приучать слушать произведения, говорить с ним о них. Со временем на смену
навыкам слушания, умению почувствовать настроение небольшой пьесы
приходят более сложные навыки:
узнавание
повторяющихся
музыкальных
тем-образов, различение контрастных тем, осознание структурных элементов и
т.д.. Если есть техническая возможность, то стоит прослушивать вместе с
учеником отдельные произведения в записи.
Замечательный
игровой
курс,
способствующий
учащемуся
хорошо
научиться читать с листа и освоить нотную графику, представлен в сборнике
«Чтение с листа на уроках фортепиано». Авторы Т. Камаева и А. Камаев. Изд-во
«Москва. Классика - XXI век», 2007 года.
Первая часть игрового курса состоит из заданий, где максимально понятно
формулируется
определённая
задача,
которую
ребёнок
может
решить
самостоятельно : точно следовать ключевым знакам, выполнить динамические
оттенки,
выдержать
единый
темп
пьесы
и
т.д..
В
первую
очередь
активизируется внимание ребёнка, затем развивается его нотный глазомер и
закладываются основы целостного восприятия текста.
Каждое задание сопровождается графой для оценки, которую выставляет
педагог. Оценка в данном случае не столько форма контроля, сколько
дополнительный способ поощрить ребёнка (все ученики любят получать
«пятёрки»). Основная работа с пособием должна проходить на уроке. Важно,
чтобы учащийся усваивал правила и отрабатывал необходимые навыки под
контролем педагога. Необходимым условием применения пособия является его
систематичное использование на каждом уроке (5-7 минут).
Вторая часть пособия – хрестоматия, пьесы в которой подобраны в
соответствии с порядком следования тем в первой части. Для того чтобы
ребёнок не терял уже сформированные навыки, произведения в хрестоматии
выстроены с учётом пройденного материала. Пособие может быть использовано
в ДМШ и ДИШ ( 2 - 7 классы).
Для чтения с листа, а также самостоятельного разучивания хочется
порекомендовать серию сборников Т. Юдовиной - Гальпериной «Большая
музыка
маленькому
музыканту».
Лёгкие
переложения
для
фортепиано.
Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2006 год под редакцией О.
Геталовой в пяти альбомах по классам.
Цель серии - пробудить у детей желание играть и слушать хорошую
музыку. Лёгкие переложения позволяют детям быстро прочитать нотный текст
и получить удовольствие от исполнения прекрасной музыки. Именно с этой
целью некоторые пьесы изложены в более лёгкой тональности, упрощена
фактура,
в
ряде
случаев
приводятся
только
небольшие
фрагменты
произведений.
Кроме
того,
даны
аннотации
по
творчеству
каждого
композитора.
Музыкальная педагогика - искусство, требующее от людей посвятивших
себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему
делу. Учитель должен не только довести до ученика так называемое
«содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и
дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии. Одна из главных задач
педагога - сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть
ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и
методов работы, которые называются зрелостью, за которым начинается
мастерство.
Методическая литература:
А. Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста». Учебное пособие.
Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2006 г.
А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. Изд-во
«Композитор. Санкт-Петербург» 2005 г.
«Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа»
младшие и средние классы ДМШ. Составитель Л. Криштоп. Изд-во «Санкт-
Петербург» 1994 г.
В. Шульгина, Н. Маркевич «Юным пианистам» Изд-во «Киев. Муз.
Украина» 1985 г.
Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста». Методическое пособие. Изд-во
«Москва. Сов. композитор» 1989 г.
Т. Камаева, А. Камаев «Чтение с листа на уроках фортепиано». Игровой
курс. Изд-во «Москва. Классика – XXI век» 2007 год.
«Значение
аппликатуры
при
обучении
игре
на
фортепиано»
-
методическое сообщение преподавателя класса специального фортепиано
Екатериновской ДМШ – Келе С. Б. 2008 г.
И. М. Рябов, С. И. Рябов «Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 кл.
Киев «Муз. Украина» 1988 г.