Напоминание

Анализ музыкального произведения для гитары


Автор: Гребенникова Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств
Населённый пункт: город Камышин, Волгоградская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Анализ музыкального произведения для гитары
Раздел: дополнительное образование





Назад




Гребенникова Елена Геннадьевна,

преподаватель МБУ ДО Детская

школа искусств городского округа –

город

Камышин,

Волгоградская

область.

Анализ музыкального произведения для гитары

«Ах ты, душечка»

русская народная песня

обработка А. М. Иванова-Крамского

Общие сведения о произведении и его авторе.

Обработка русской народной песни «Ах ты, душечка» написана в 1946

году Александром Михайловичем Ивановым-Крамским (1912-1973).

Это инструментальное произведение для шестиструнной гитары. Пьеса «Ах

ты, душечка» - обработка одноимённой русской народной песни.

Эту народную песню исполняли такие певцы как Сергей Лемешев, Иван

Козловский, Дмитрий Хворостовский, Николай Басков и многие другие.

Песня очень популярна. Обработки на неё делались неоднократно многими

композиторами. Автором, анализируемого произведения является Александр

Михайлович Иванов-Крамской выдающийся русский советский гитарист,

композитор, дирижер, педагог, автор "Школы игры на шестиструнной

гитаре", один из немногих советских музыкантов-гитаристов, удостоенных

звания заслуженного артиста РСФСР (1959).

Александр Михайлович Иванов-Крамской посвятил гитаре всю свою

жизнь.

Благодаря

его

концертной

и

преподавательской

деятельности

классическая гитара приобрела огромную популярность в Советском Союзе,

существенно потеснив семиструнную гитару.

А. М. Иванов-Крамской был одним из первых гитаристов создавших

великолепные обработки русских народных песен и романсов для

шестиструнной гитары,

расширив тем самым горизонты возможностей

инструмента. Именно создание обработок народных песен и стало основным

аргументом в том, что шестиструнная гитара является

инструментом,

которому подвластны исполнения не только зарубежных классических

произведений, но и огромный пласт русской народной музыки.

Александр Михайлович Иванов-Крамской был учеником П. С.

Агафошина,

который

преподавал

в

музыкальном

техникуме

имени

Октябрьской революции. Огромное влияние на Александра Иванова-

Крамского оказало знакомство в середине тридцатых годов с величайшим

гитаристом XX столетия Андресом Сеговией, гастроли которого с триумфом

прошли в Советском Союзе. Гастроли Сеговии помогли по новому взглянуть

на шестиструнную гитару, которая до этого считалась инструментом

недостойным

большой

сцены,

но

полностью

изменить

мнение

о

шестиструнной гитаре в Советском Союзе помогло творчество А. Иванова-

Крамского.

Важная часть жизни Иванова-Крамского – его композиторское

творчество, насчитывающее более 500 произведений. Он автор концертов

для гитары и оркестра, им написано огромное количество пьес и обработок

народных песен, гитарных ансамблей, различных переложений классических

произведений для гитары. Его музыкальный язык достаточно традиционен,

композитор никогда не стремился к новизне и необычности.

Музыка

Иванова-Крамского звучит в фильме «Несрочная весна». В качестве

дирижера и исполнителя записал более 40 грампластинок. В собрании фонда

Гостелерадио хранится около 160 записей А.М. Иванова-Крамского. В его

исполнении звучат произведения

И. Гуммеля, К.М. Вебера, А. Диабелли, И. Альбениса, Э.Гранадоса, Э.Вилла-

Лобоса, Ф. Сора, переложения сочинений А. Скарлатти, И. Баха, И. Брамса,

Ф. Мендельсона, П. Чайковского, обработки народных песен и собственные

сочинения. В репертуаре многих гитаристов - исполнителей есть обработки

русских народных песен, переложения произведений зарубежных и русских

классиков, созданные А.М. Ивановым-Крамским:

И.С. Бах «Ария» и

«Прелюдии»,

Николо Паганини «Соната ля минор для скрипки и

фортепиано», П. И. Чайковский «Времена года»,

М.П. Мусоргский

«Картинки с выставки», романсы А. Гурилёва, А. Варламова и многое

другое.

В 1948 году вышла в свет его знаменитая «Школа игры на шестиструнной

гитаре». Это пособие выдержало более 10 изданий. И в данное время

является одним из популярных учебников для начинающих. В этом пособии

множество обработок народных песен для детей. Обработка р.н.п. «Ах ты,

душечка» из этой «Школы игры на шестиструнной гитаре».

Музыкально-выразительные средства.

Обработка русской народной песни «Ах ты, душечка» написана

в

вариационной

форме.

Вариация

в

музыке

это

преобразование

музыкальной

темы

при

помощи

мелодических,

гармонических,

полифонических,

инструментально-тембровых

средств.

Произведение,

написанное в форме свободных вариаций, состоит из темы и 3 вариаций (А,

А1, А2, А3). Характер произведения лирический. Тема (1-4 такт) начинается

из-за такта.

Размер произведения сложный - 5/4, что характерно для

лирической народной песни, минорный лад. Пьеса начинается в темпе

Sostenuto

(сдержанно).

Первая вариация (5-8 такт) имеет обозначение

характера исполнения dolce (мягко, нежно). Вторая вариация (9-12 такт)

исполняется Piu mosso (более подвижно). В третьей вариации (13- 16 такт)

темп Piu mosso сохраняется, в конце 13 такта есть ritenuto (замедляя).

Тональность пьесы «Ах ты, душечка» - e-moll гарионический, однако

мелодия

отклоняется

в a-moll и

снова

возвращается

в e-moll.

Гармонический анализ темы: в ми миноре встречается t (Em), Д7(H7), t

(Em). Затем через тонический секстаккорд (Е7) идёт отклонение в ля

минор, где встречаются S (Am), T7 (E7), S(Am) ми минора. Затем идут S

(Am7), VII (D7) - III (G) – VI (C). Затем через Д7 (Н7) возвращаемся в ми

минор.

Если анализировать гармонию вариаций, то гармонические функции

будут аналогичны. Отличие в фактурном изложении. Тема изложена

аккордами (гармоническая фактура), в 1 вариации (5-8 такты) мелодия

поддерживается басами и аккомпанементом - фактура гомофонно-

гармоническая, в 2 вариации (9-12 такты) аккомпанемент представлен в виде

шестнадцатых длительностей, в 3 вариации (13-14 и 16 такты) в мелодии

присутствует пунктирный ритм – восьмая с точкой + шестнадцатая.

Слова русской народной песни «Ах ты, душечка»

Ах ты, душечка, красна девица,

Мы пойдем с тобой, разгуляемся.

Мы пойдем с тобой, разгуляемся

Вдоль по бережку Волги-матушки.

Эх, пускай на нас люди зарятся:

“Ну и что ж это, что за парочка!

То не брат с сестрой, то не муж с женой,

Добрый молодец с красной девицей!”

Мы пойдем с тобой в зеленой лужок,

Мы нарвем цветов да совьем венок.

Там скажу тебе про любовь свою,

Что томит мое ретиво сердце.

Что томит мое ретиво сердце,

Что пылает в нем жарче пламени.

Русская народная песня "Ах, ты, душечка" относится к свадебным песням

позднейшего происхождения с широким звуковым объёмом.

Прочитав слова русской народной песни «Ах ты, душечка» можно сказать о

том, что эта песня лирического характера, наполненная любовью и теплом.

Повествование ведётся от лица жениха ― «доброго молодца», который

обращается к своей возлюбленной, приглашая её на свидание. Возвышенный,

поэтический образ девушки заключён уже в начальных словах: «Ах, ты,

душечка, красна девица». Любовь и к природе присутствует в этой песни:

«… вдоль по бережку Волги-матушки».

В обработке Иванова-Крамского точно отражено настроение песни.

Вариации отличаются друг от друга не только фактурой, но и изменением

темпа, показывая меняющееся настроение молодого человека, его волнение и

любовь (Там скажу тебе про любовь свою, что томит мое ретиво сердце).

Заключение.

Русская народная песня

«Ах ты, душечка» за всю свою историю

существования звучала в исполнении многих музыкантов. Песня очень

популярна.

Обработки

на

неё

делались

неоднократно

многими

композиторами.

Обработку русской народной песни «Ах ты, душечка» А. М. Иванова-

Крамского с удовольствием играют на уроках по специальности в средних и

старших классах учащиеся моего класса. Пьеса знакомит учащихся с

вариационной формой, развивает музыкальное мышление. Работа над этим

произведением

совершенствует технические навыки, даёт возможность

раскрыть музыкальность ребёнка. Пьеса обладает яркой выразительностью,

завершенной формой. Она интересна детям.



В раздел образования