Автор: Гребенникова Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств
Населённый пункт: город Камышин, Волгоградская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Анализ музыкального произведения для гитары
Раздел: дополнительное образование
Гребенникова Елена Геннадьевна,
преподаватель МБУ ДО Детская
школа искусств городского округа –
город
Камышин,
Волгоградская
область.
Анализ музыкального произведения для гитары
«Ах ты, душечка»
русская народная песня
обработка А. М. Иванова-Крамского
Общие сведения о произведении и его авторе.
Обработка русской народной песни «Ах ты, душечка» написана в 1946
году Александром Михайловичем Ивановым-Крамским (1912-1973).
Это инструментальное произведение для шестиструнной гитары. Пьеса «Ах
ты, душечка» - обработка одноимённой русской народной песни.
Эту народную песню исполняли такие певцы как Сергей Лемешев, Иван
Козловский, Дмитрий Хворостовский, Николай Басков и многие другие.
Песня очень популярна. Обработки на неё делались неоднократно многими
композиторами. Автором, анализируемого произведения является Александр
Михайлович Иванов-Крамской выдающийся русский советский гитарист,
композитор, дирижер, педагог, автор "Школы игры на шестиструнной
гитаре", один из немногих советских музыкантов-гитаристов, удостоенных
звания заслуженного артиста РСФСР (1959).
Александр Михайлович Иванов-Крамской посвятил гитаре всю свою
жизнь.
Благодаря
его
концертной
и
преподавательской
деятельности
классическая гитара приобрела огромную популярность в Советском Союзе,
существенно потеснив семиструнную гитару.
А. М. Иванов-Крамской был одним из первых гитаристов создавших
великолепные обработки русских народных песен и романсов для
шестиструнной гитары,
расширив тем самым горизонты возможностей
инструмента. Именно создание обработок народных песен и стало основным
аргументом в том, что шестиструнная гитара является
инструментом,
которому подвластны исполнения не только зарубежных классических
произведений, но и огромный пласт русской народной музыки.
Александр Михайлович Иванов-Крамской был учеником П. С.
Агафошина,
который
преподавал
в
музыкальном
техникуме
имени
Октябрьской революции. Огромное влияние на Александра Иванова-
Крамского оказало знакомство в середине тридцатых годов с величайшим
гитаристом XX столетия Андресом Сеговией, гастроли которого с триумфом
прошли в Советском Союзе. Гастроли Сеговии помогли по новому взглянуть
на шестиструнную гитару, которая до этого считалась инструментом
недостойным
большой
сцены,
но
полностью
изменить
мнение
о
шестиструнной гитаре в Советском Союзе помогло творчество А. Иванова-
Крамского.
Важная часть жизни Иванова-Крамского – его композиторское
творчество, насчитывающее более 500 произведений. Он автор концертов
для гитары и оркестра, им написано огромное количество пьес и обработок
народных песен, гитарных ансамблей, различных переложений классических
произведений для гитары. Его музыкальный язык достаточно традиционен,
композитор никогда не стремился к новизне и необычности.
Музыка
Иванова-Крамского звучит в фильме «Несрочная весна». В качестве
дирижера и исполнителя записал более 40 грампластинок. В собрании фонда
Гостелерадио хранится около 160 записей А.М. Иванова-Крамского. В его
исполнении звучат произведения
И. Гуммеля, К.М. Вебера, А. Диабелли, И. Альбениса, Э.Гранадоса, Э.Вилла-
Лобоса, Ф. Сора, переложения сочинений А. Скарлатти, И. Баха, И. Брамса,
Ф. Мендельсона, П. Чайковского, обработки народных песен и собственные
сочинения. В репертуаре многих гитаристов - исполнителей есть обработки
русских народных песен, переложения произведений зарубежных и русских
классиков, созданные А.М. Ивановым-Крамским:
И.С. Бах «Ария» и
«Прелюдии»,
Николо Паганини «Соната ля минор для скрипки и
фортепиано», П. И. Чайковский «Времена года»,
М.П. Мусоргский
«Картинки с выставки», романсы А. Гурилёва, А. Варламова и многое
другое.
В 1948 году вышла в свет его знаменитая «Школа игры на шестиструнной
гитаре». Это пособие выдержало более 10 изданий. И в данное время
является одним из популярных учебников для начинающих. В этом пособии
множество обработок народных песен для детей. Обработка р.н.п. «Ах ты,
душечка» из этой «Школы игры на шестиструнной гитаре».
Музыкально-выразительные средства.
Обработка русской народной песни «Ах ты, душечка» написана
в
вариационной
форме.
Вариация
в
музыке
–
это
преобразование
музыкальной
темы
при
помощи
мелодических,
гармонических,
полифонических,
инструментально-тембровых
средств.
Произведение,
написанное в форме свободных вариаций, состоит из темы и 3 вариаций (А,
А1, А2, А3). Характер произведения лирический. Тема (1-4 такт) начинается
из-за такта.
Размер произведения сложный - 5/4, что характерно для
лирической народной песни, минорный лад. Пьеса начинается в темпе
Sostenuto
(сдержанно).
Первая вариация (5-8 такт) имеет обозначение
характера исполнения dolce (мягко, нежно). Вторая вариация (9-12 такт)
исполняется Piu mosso (более подвижно). В третьей вариации (13- 16 такт)
темп Piu mosso сохраняется, в конце 13 такта есть ritenuto (замедляя).
Тональность пьесы «Ах ты, душечка» - e-moll гарионический, однако
мелодия
отклоняется
в a-moll и
снова
возвращается
в e-moll.
Гармонический анализ темы: в ми миноре встречается t (Em), Д7(H7), t
(Em). Затем через тонический секстаккорд (Е7) идёт отклонение в ля
минор, где встречаются S (Am), T7 (E7), S(Am) ми минора. Затем идут S
(Am7), VII (D7) - III (G) – VI (C). Затем через Д7 (Н7) возвращаемся в ми
минор.
Если анализировать гармонию вариаций, то гармонические функции
будут аналогичны. Отличие в фактурном изложении. Тема изложена
аккордами (гармоническая фактура), в 1 вариации (5-8 такты) мелодия
поддерживается басами и аккомпанементом - фактура гомофонно-
гармоническая, в 2 вариации (9-12 такты) аккомпанемент представлен в виде
шестнадцатых длительностей, в 3 вариации (13-14 и 16 такты) в мелодии
присутствует пунктирный ритм – восьмая с точкой + шестнадцатая.
Слова русской народной песни «Ах ты, душечка»
Ах ты, душечка, красна девица,
Мы пойдем с тобой, разгуляемся.
Мы пойдем с тобой, разгуляемся
Вдоль по бережку Волги-матушки.
Эх, пускай на нас люди зарятся:
“Ну и что ж это, что за парочка!
То не брат с сестрой, то не муж с женой,
Добрый молодец с красной девицей!”
Мы пойдем с тобой в зеленой лужок,
Мы нарвем цветов да совьем венок.
Там скажу тебе про любовь свою,
Что томит мое ретиво сердце.
Что томит мое ретиво сердце,
Что пылает в нем жарче пламени.
Русская народная песня "Ах, ты, душечка" относится к свадебным песням
позднейшего происхождения с широким звуковым объёмом.
Прочитав слова русской народной песни «Ах ты, душечка» можно сказать о
том, что эта песня лирического характера, наполненная любовью и теплом.
Повествование ведётся от лица жениха ― «доброго молодца», который
обращается к своей возлюбленной, приглашая её на свидание. Возвышенный,
поэтический образ девушки заключён уже в начальных словах: «Ах, ты,
душечка, красна девица». Любовь и к природе присутствует в этой песни:
«… вдоль по бережку Волги-матушки».
В обработке Иванова-Крамского точно отражено настроение песни.
Вариации отличаются друг от друга не только фактурой, но и изменением
темпа, показывая меняющееся настроение молодого человека, его волнение и
любовь (Там скажу тебе про любовь свою, что томит мое ретиво сердце).
Заключение.
Русская народная песня
«Ах ты, душечка» за всю свою историю
существования звучала в исполнении многих музыкантов. Песня очень
популярна.
Обработки
на
неё
делались
неоднократно
многими
композиторами.
Обработку русской народной песни «Ах ты, душечка» А. М. Иванова-
Крамского с удовольствием играют на уроках по специальности в средних и
старших классах учащиеся моего класса. Пьеса знакомит учащихся с
вариационной формой, развивает музыкальное мышление. Работа над этим
произведением
совершенствует технические навыки, даёт возможность
раскрыть музыкальность ребёнка. Пьеса обладает яркой выразительностью,
завершенной формой. Она интересна детям.