Автор: Черкасова Ирина Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО "ДЮЦ "Горизонт"
Населённый пункт: г. о. Протвино Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Педагог-наставник в объединении «Народные промыслы» (из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.Ю.)
Раздел: дополнительное образование
«Педагог-наставник в объединении «Народные промыслы»
(из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.Ю.
МАОУ ДО «ДЮЦ «Горизонт» г. о. Протвино)
Наставничество практикуется с доисторических времен, когда старшие
учили младших соплеменников охотиться на мамонтов и разводить костёр. В
средние века молодые мастеровые получали профессиональные навыки под
руководством опытного наставника-мастера.
Прошло много веков, но неизменным остаётся кредо педагога-
наставника: педагог сможет научить чему-то детей, если он действительно
любит их и свою работу.
Нужен ли современным детям педагог-наставник?
Педагог-наставник не просто дающий им знания человек, он обучает
различным навыкам, умению сотрудничать с разными людьми, критически,
логически и творчески мыслить. Эти навыки будут полезны детям, и они
могут применять их на протяжении всей жизни (профессиональной и
личной).
Для решения этих задач педагог-наставник применяет современные
педагогические
технологии
(личностно-ориентированный
подход,
технологии
мастерских,
а
также
проблемного
обучения).
Это
даёт
возможность
детям
научиться
самостоятельно
принимать
решения,
достигать поставленной цели, реализовывать свой потенциал.
Педагог-наставник должен быть примером для обучающихся, вести за
собой, вдохновлять и мотивировать детей.
Педагог-наставник имеет возможность, тесно общаясь с обучающимися,
раскрывать скрытые таланты и способности ребёнка. Важно оценить
творческий
потенциал,
дать
возможность
развиваться
в
выбранном
направлении. В объединениях дополнительного образования обучающиеся
включены в различные сферы практических занятий, где они могут выбрать
вид деятельности в соответствии со своими предпочтениями. А педагог-
наставник создаёт условия для успешного самоопределения обучающихся.
Программа объединения «Народные промыслы» (продвинутый уровень)
составлена с учётом успешного освоения стартовой и базовой программ
(Керамическая игрушка, Гончарное дело и Народные промыслы). Эти
программы не дублируют образовательные области предметов «Технология»
и «Изобразительное искусство», а расширяют и дополняют их, ориентируя
детей профессионально.
Наряду
с
профессиональными
интересами
особенно
значимыми
являются мотивы. Используя современные педагогические технологии,
педагог
мотивирует
обучающихся
к
выбору
будущей
профессии.
Профессиональная
мотивация
позволяет
обучающимся
сознательно
осуществлять свой выбор и подготовку к будущей профессии.
Во время освоения программы дети регулярно участвуют в конкурсах,
конференциях, проводят мастер-классы, пишут исследовательские работы,
что также помогает им правильно самоопределиться и выбрать будущую
профессию.
В творческом объединении «Народные промыслы» мы продолжаем
сохранять традиции народных промыслов. Попробовав себя в различных
видах творческой деятельности, обучающиеся начинают осознавать свои
силы, оценивают свой творческий потенциал, начинают задумываться о
выборе будущей профессии, или решают, что творчество станет приятным
хобби и любимым занятием в свободное время.
В программе объединения выделены отдельные темы (Цветоведение,
Материаловедение, Композиция, Орнамент, Художественное проектирование
и др.), которые могут помочь обучающимся в дальнейшем самоопределении
не останавливаться на народных промыслах, а более широко воспринимать
программу и выбрать смежные профессии. Такими направлениями могут
стать: дизайнер, декоратор, архитектор, преподаватель изобразительного
искусства, иллюстратор, искусствовед и другие
За время работы объединения более 20 наших выпускников связали
свою профессиональную деятельность с творчеством, для многих творчество
стало любимым хобби.
Учебные заведения, где продолжают обучение наши воспитанники из
объединения «Народные промыслы» – ГАПОУ МО «Губернский колледж»,
Российский
институт
театрального
искусства
—
ГИТИС,
Тарусское
художественное
училище
(лицей),
Калужский
государственный
педагогический
университет
им.
К.Э.
Циолковского,
Московский
государственный университет печати имени Ивана Фёдорова (МГУП).
Выпускница объединения Народные промысла Пратасова Татьяна
Александровна сейчас работает в Детско-юношеском центре «Горизонт».
Татьяна пришла на занятия росписью по дереву в 1995г. в 10 лет. Она была
любознательным
трудолюбивым
ребёнком.
Подрастая
серьёзно
стала
относится к занятиям, участвовала в мастер-классах и выставках - конкурсах.
Сдала выпускные экзамены в ДЮЦе и поступила в художественный Лицей в
городе
Таруса.
Затем
поступила
в
Калужский
государственный
педагогический университет им. К.Э. Циолковского по специальности
Педагог профессионального обучения. Некоторое время не работала по
специальности, но однажды в силу обстоятельств я пригласила Татьяну на
временную работу в ДЮЦ. Прошёл год, и Татьяна Александровна поняла,
что хочет остаться здесь, что хочет учить детей, осознала, что шла к этому
всю предыдущую жизнь. И вот уже 9 лет Татьяна Александровна преподаёт
по программам Декоративное искусство, Мелкая пластика, Мир волшебства
и др. В её объединениях занимается почти 130 детей. Татьяна Александровна
принимала участие в профессиональном конкурсе «Сердце отдаю детям». За
хорошую
работу
она
награждена
Грамотами
и
Благодарностями
от
руководства, но самое главное – её любят дети. А Татьяна Александровна
любит детей и свою работу. Я вспоминаю маленькую девочку Таню которая
как-то сказала: «Я хочу быть похожей на Вас…», а теперь мы с Татьяной
Александровной коллеги.
Педагоги-наставники
помогают
обучающимся
в
накоплении
социального опыта, в духовном и творческом развитии, в осознанном выборе
профессии. Многие известные ученые и музыканты, артисты и художники,
писатели и спортсмены начинали свой путь в спорт, искусство или науку с
занятий в кружках и секциях детских центров под руководством своих
опытных педагогов-наставников.
Выпускники объединения Народные промыслы:
Саблина
Софья
–
декоратор сцены,
Асадова
Валентина
–
художник-иллюстратор,
Холодилкина Анастасия
– учитель ИЗО и черчения,
Танская
(Пратасова)
Татьяна
–
педагог
доп.образования,
Матвеева
Татьяна
–
художник по костюмам,
Гаджиева
Сабина
–
визажист,
Королёва
Кристина
–
мастер-татуировщик,
художник,
Фурсова Елена – учитель ИЗО и черчения
и др.
Вот что рассказала Пратасова Татьяна Александровна
«В детстве я очень любила рисовать, и однажды моя подруга пригласила
меня на занятия росписи по дереву, моим педагогом стала Черкасова Ирина
Юрьевна. Мне очень понравились занятия, мне захотелось там проводить всё
своё
свободное
время,
затем
так
и
получилось.
Я благодарна Ирине Юрьевне за интересные занятия, за доброту, за чуткость
и добрые советы, за все те знания, которые мы получали на занятиях.
После школы я сразу бежала на занятия и до самого вечера занималась
творчеством. С тех пор я рисовала всегда и везде, даже в школе на уроках.
Однажды возвращаясь с занятий вместе с моим педагогом, я сказала: что
хочу быть как Вы, вот и стала. Я поставила перед собой цель, сталь
художником, а может быть и педагогом, тоже хотелось учить детей рисовать.
После школы я поступила в Тарусское училище, на базе КГПУ им.
ЦИОЛКОВСКОГО, закончила с отличием Тарусский лицей, также с
отличием
закончила
КГПУ
им.Циолковского.
После окончания Вуза, к сожалению не нашла работу по специальности, но
всё
равно
продолжала
рисовать
дома
для
себя
и
друзей.
И Вот однажды, мне снова встречается мой первый педагог по рисованию,
Черкасова Ирина Юрьевна и предлагает мне работать в нашем любимом,
родном ещё с детства ДЮЦе «Горизонт». Конечно же я была рада, вот оно
подумала
я,
и
с
радостью,
но
волнением
приняла
предложение.
И вот уже 9-ый год я работаю педагогом в ДЮЦ «Горизонт», и я счастлива.
У меня занимается много ребят, и приятно слышать от некоторых из них, что
они тоже хотят работать педагогом как и я когда-то, а кто знает может кто-то
из этих ребят, тоже потом придут работать к нам в «ДЮЦ Горизонт».