Напоминание

Технологическая карта НОД по познавательному развитию "Будь природе другом"


Автор: Зайцева Любовь Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Шекшемская сош дошкольное отделение
Населённый пункт: посёлок Шекшема Костромской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта НОД по познавательному развитию "Будь природе другом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Схема конспекта непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»

Аттестуемый педагог: Зайцева Любовь Витальевна

Возрастная группа детей: подготовительная группа

Тема непосредственно-образовательной деятельности: «Будь природе другом».

Цель: Углубление экологических знаний у детей; формирование правильного отношения к природе. Обобщить знания детей об окружающем

мире, правилах поведения в лесу.

Образовательные: формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать группами, слушать взрослого и

выполнять его инструкции).

- формировать целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде.

- расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.

Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей, развивать быстроту реакции,

сообразительность, находчивость, речь детей.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться,

учитывать мнение партнёра.

Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие ,художественно –

эстетическое развитие, физическое развитие.

Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственной образовательной деятельности – игровая.

Формы работы с детьми: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: музыкальное сопровождение, использование художественной литературы, наглядный, словесный, практическая

деятельность, игровая и здоровьесберегающие технологии.

Демонстрационный материал: ноутбук, проектор, видеоролик «Мишка приглашает на зарядку», песня «Нам беречь природу», аудиозапись

звуков природы, презентация к ООД «Будь природе другом».

Раздаточный материал: по количеству детей. карточки – задания, плакат с изображением планеты Земля, плакат с изображением леса,

фишки – круги чёрного, красного. синего цвета., клей, салфетки, картинки для аппликации (ромашки, запрещающие экологические

знаки),карандаши.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть – вводная

Цель: Углубление экологических знаний у детей; формирование правильного отношения к природе.

Создание образовательной

ситуации

Звенит колокольчик в руках у воспитателя, Воспитатель: Колокольчик

озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Справа друг и слева друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Дети встают в круг

Берутся за руки

Приветствуют

улыбаются друг другу

Мотивация детей на

предстоящую деятельность

Воспитатель включает аудиозапись звуков природы ( пение птиц,

журчание воды и т.д.).

Воспитатель задаёт вопросы детям

Ребята, что вы слышите? А как это одним словом можно назвать?

(ответы детей).

Дети отвечают : «Природа»

2 часть – основная

Цель. Углубление экологических знаний у детей; формирование правильного отношения к природе.

Обобщить знания детей об окружающем мире, правилах поведения в лесу.

Формулирование цели

предстоящей деятельности и

принятие её детьми

Воспитатель читает стихотворение

Есть мир чудесный — он вокруг

И стоит только захотеть

Как оживет природа вдруг

И всем захочется лететь, как птица

Шуметь берёзкой кудрявою в лесу

И я вас приглашаю окунуться

В природу, в дикий мир и красоту.

Воспитатель приглашает детей отправиться в путешествие.

Дети, сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по стране,

которая называется природой,

чтобы подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана

природы.

Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать.

Покажите свои знания, навыки и умения, вас ждут интересные

задания и вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и я верю, что вы

справитесь.

И так, мы отправляемся в удивительный мир природы.

Слушают стихотворение.

Принимают приглашение

воспитателя отправиться в

путешествие

Уточнение знаний детей в

процессе деятельности,

осуществляемой в тесном

контакте со взрослыми

Игра «Бывает — не бывает»

Ледоход летом (не бывает)

Листопад летом (не бывает)

Дождь летом (бывает)

Роса зимой (не бывает)

Заморозки весной (бывает)

Гроза летом (бывает)

Метель летом (не бывает)

Радуга летом (бывает)

Град летом (бывает)

Буран летом (не бывает)

Иней зимой (бывает)

Туман осенью (бывает)

Капель летом (не бывает)

Иней летом (не бывает)

Мороз летом (не бывает)

Лужи зимой (не бывает)

. Игра «Доска объявлений».

Воспитатель поясняет детям.

На нашей доске животные расклеили объявления. Попытайтесь узнать

и назвать авторов объявлений.

Читает объявления.

• Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)

• Я самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обману,

вокруг пальца обведу. (Лиса.)

• Тому, кто найдет мой хвост: оставьте себе на память. Я успешно

выращу себе новый (Ящерица.)

• Что-то очень скучно одному выть на луну. (Вол

к.)

Игра «Угадайте по описанию».

Дети слушают вопросы

Дети отвечают на вопросы

воспитателя, высказывают своё

мнение , основываясь на

имеющиеся представления , на

увиденное, вспоминают ранее

усвоенные знания.

Дети слушают объявления.

Опираясь на свои знания ,

Дают ответ – кто из зверей

«развесил объявление »

-

Воспитатель читает описание ежа.

1."Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек

и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или

личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него

слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и

даже змей".

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть

защита от них.

Ответ: еж.

Воспитатель показывает картинку ежа в презентации

Воспитатель читает описание лисы.

2."Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно

маскироваться, у него острое зрение, слух, обоняние. А как он танцует!

Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими

шажками. У людей этот танец получил название "фокстрот". Питается

зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами,

зайцами".

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый

хвост (заметает следы).

Ответ: лиса.

Воспитатель показывает картинку с изображением лисы.

Воспитатель читает описание зайца.

3.У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка

и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже

в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он

выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не

помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и

обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

Воспитатель показывает в презентации картинку с изображением

зайца

Дети слушают описание

Дают ответ

Дети рассматривают

Проверяют правильность ответа

Детислушают описание зверька

Обдумывают ответ

Дают ответ

Смотрят картинку лисы-

проверяют правильность ответа

Дети слушают описание зайца

Обдумывают ответ

Отвечают

Рассматривают картинку с

изображением зайца

Воспитатель читает описание медведя.

4.«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех

лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери

его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу».

Подсказка: Зимой впадает в спячку, очень любит мед и

малину. Ответ: медведь.

Воспитатель показывает в презентации картинку с изображением

медведя.

Игра «Найди лишнее».

Воспитатель объясняет задание.

- Среди всех картинок, найти лишнюю картинку, и аккуратно ее

зачеркнуть.

Дети зачеркивают лишнюю картинку, итог –объясняют, почему эта

картинка лишняя )

Воспитатель показывает итоговую карточку на экране в

презентации.

Воспитатель подводит итог работы по карточкам

- Молодцы, дети. С заданием справились.

Воспитатель предлагает выполнить физминутку

Динамическая пауза «Мишка приглашает на зарядку»

Задание «Реши кроссворд».

Воспитатель предлагает детям решить кроссворд.

Проверяют правильность ответа

нам вопрос

Дети слушают описание

Обдумывают ответ

Отвечают на вопрос

Рассматривают изображение

медведя - проверяют

правильность своего ответа.

Дети берут карандаш и карточки

на столе

Дети зачеркивают лишнюю

картинку

Объясняют, почему эта картинка

лишняя

Дети рассматривают итоговую

карточку сравнивают свою работу

Проверяют результат -

правильность выполнения

Дети встают из-за столов

Переходят в свободную зону

группы

Дети под музыку выполняют

танцевальные движения вместе с

мишкой

Задает вопросы кроссворда детям

Вопросы.

1.Дерево – символ нашей Родины.

2.Ценное лекарственное растение. в переводе с китайского языка

«Человек корень».

3.Ккак называется книга.в которую занесены все редкие и исчезающие

растения и животные.

4.Кто наносит самый большой вред природе.

5.Наука о связях между живыми существами и окружающей средой.

6.Солнце .воздух и вода . растения. животные, человек – всё это…

Ответ- картинку на вопрос выводит на экран

Помогает детям дать правильные ответы на 2 и 5 вопрос

Задание «Будь внимательным».

Воспитатель предлагает детям встать со своих мест

Подойти к столу, раскладывает картинки зимующих и перелётных птиц

на столе. Объясняет задание детям. Разделить птиц на две группы :

зимующих к снежинке, перелётных к солнцу.

Воспитатель подводит итог по выполнению задания.

Воспитатель задаёт вопрос детям:

Дети, вы знаете правила поведения в природе ?

Предлагаю вспомнить эти правила в игре.

Игра «Экологический светофор».

Воспитатель: - Поиграем с вами в игру, представьте себе, что перед

вами вот такой «Экологический светофор».

Воспитатель объясняет правила игры.

Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

Обдумывают ответы

Дают ответ на вопрос

Рассматривают картинки – ответы

Проговаривают слова:

женьшень и экология

В итоге кроссворда читают слово

написанное красными буквами

Дети встают ,подходят к

воспитателю.

Слушают задание

Выполняют все вместе

Обсуждают решение по

размещению птиц .опираясь на

ранее полученные знания

Называют птиц

Дети слушают вопросы.

Отвечают

Берут фишки – черную, красную

и синюю.

Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе

своими действиями! Соблюдай меру и правила! Синий цвет – ты

настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё!

Продолжай помогать природе!

Воспитатель задаёт вопросы детям.

1. Дети оставили костёр в лесу. (ч)

2. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)

3. Ученики очищают парк от мусора. (с)

4. Ребята увидели гнездо в траве. (к)

5. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)

6. Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)

7. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)

8. Дети вешают кормушку. (с)

9. Мальчики рассматривают жука. (к)

10. Ученики высаживают возле школы деревья. (с)

11. Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не

охраняются законом. (к)

Воспитатель подводит итог игры , ориентируя детей на положительную

деятельность по отношению к природе.

- Молодцы, ребята, я надеюсь, что вы будете не только помнить эти

правила, но и соблюдать их.

Воспитатель предлагает ребёнку прочесть стихотворение о планете

Земля.

А сейчас для вас Саша прочитает стихотворение о нашей

любимой планете Земля.

Дети слушают правила игры

Дети поднимают фишки

Аргументируют свой ответ,

опираясь на ранее полученные

знания

Ребёнок читает стихотворение

Наша Земля и щедра и богата:

Степи и горы, леса и поля –

Все это дом наш родимый, ребята,

Нашу планету обидеть нельзя!

Беречь будем птиц, насекомых,

зверей. От этого станем мы

только добрей.

Украсим всю Землю садами,

цветами.

Такая планета нужна всем нам с

вами!

Этап осуществления

самостоятельной работы

детьми

Вовлекает детей в совместную деятельность.

Воспитатель предлагает детям оформить плакаты

- И в заключение нашего путешествия, предлагаю вам оформить

плакаты, которыми мы расскажем всем детям нашего сада, как нужно

бережно и заботливо относиться к природе нашей планеты. Девочкам -

нужно украсить нашу планету веночком из ромашек. А мальчикам -

наклеить на плакат запрещающие знаки, что нельзя делать в природе.

Возьмите необходимый для работы материл.

Выполняют практическую работу.

Взаимодействуют с другими

детьми

Дети берут всё необходимое для

выполнения задания.

Девочки украшают плакат с

изображением планеты Земля

ромашками, мальчики

наклеивают знаки о правилах

поведения в природе на плакате

«Лес».

Дети вместе с воспитателем

подводят итог работы .

Отвечают .что понравилось

выполнять

Дети принимают медали

Слушают воспитателя

3 часть - заключительная

Цель: развивать познавательную активность детей, формирование правильного отношения к природе .

Подведение итогов

деятельности.

Педагогическая оценка

результатов деятельности

детей

Подводит итог , вызывает детей на диалог :обсуждение результатов

деятельности.

- Вот и пришло время подвести итоги нашей работы.

Дети, какие задания вам понравилось выполнять ?

Вы очень порадовали меня своими знаниями, выполнили все задания .

Воспитатель вручает медали Друзей природы детям .

Вручаю вам медали Друзей природы.

Даёт напутствие – направление на отношение к природе в будущем.

- Берегите природу, будьте внимательны ко всему живому, что вас

окружает, и природа ответит вам добром.

Предлагает ребёнку почесть стихотворение.

Осознание себя как участника

познавательного, творческого

процесса.

Формирование элементарных

навыков самооценки.

Ребёнок

читает стихотворение

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок – терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Ведь ее лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Плавный вывод детей из НОД

в самостоятельную

деятельность

Создаёт условия для эмоционально-положительного завершения НОД.

Воспитатель предлагает детям взять плакаты и выйти с ними спеть

песню.

Включает песню «Нам беречь природу надо».

Дети берут плакаты

Выходят с ними в свободную зону

группы

Дети поют песню



В раздел образования