Напоминание

Интерес как составляющая часть направленности личности старшего подростка


Автор: Соловьева Нина Андреевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: Интерес как составляющая часть направленности личности старшего подростка
Раздел: среднее образование





Назад




УДК 159

Интерес как составляющая часть направленности личности

старшего подростка

Аннотация:

статья посвящена проблеме проявления активности

личности подростков в социально значимых сферах. Цель исследования:

определить

взаимосвязь

типа

направленности

личности

подростка

с

особенностями его социальной активности.

Ключевые слова:

личность, подросток, направленность, интерес,

профессиональный интерес.

Согласно мнению американского философа Р.В.Перри, интерес – это

характеристика «моторно-аффективной жизни, состояние, акт, позиция,

влечение…». Перри понимает интерес в широком смысле: «Интерес является

объединяющим

понятием,

которое

дает

общее

значение

инстинкту,

побуждению, чувству, удовольствию и боли, эмоциям и другим отделам

моторно-аффективной жизни». Под понятие интереса ученый подводит и

волевые, и эмоциональные проявления индивида. По его мнению, связь

между интересом и его объектом определяется структурой самого интереса.

Интерес состоит из руководящего, иррационального элемента и служебного,

рационального. Руководящая часть интереса – «управляющая склонность»,

служебная часть – это знание, которое трактуется как «ожидание».

«Управляющая склонность» может выступать в виде инстинкта, привычки

или эмоции. Знание в интересе – это приписываемое его объекту качество,

которое отвечает «руководящей склонности».

Важным компонентом в структуре направленности личности является

интерес. Выражая общую направленность личности, интерес направляет все

психические процессы в виде деятельности по определенному руслу,

активизирует деятельность личности, соответствующую ее интересам.

Направленность включает два тесно между собой связанных момента:

а)

предметное

содержание,

поскольку

направленность

-

это

всегда

направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный

предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.

Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек

сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности.

Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую

значимость для человека, оно может вызвать у него интерес - специфическую

направленность на него личности.

Слово "интерес" многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и

быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно

связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы

совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств

быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен.

Так же как потребности и совместно с ними общественные интересы -

интересы в том смысле, в каком мы говорим в общественных науках об

интересах,

-

обусловливают

"интерес"

в

психологическом

смысле,

определяют его направление, являются его источником. Будучи в этом

смысле

производным

от

общественных

интересов,

интерес

в

психологическом его значении не тожествен ни с общественным интересом в

целом, ни с субъективной его стороной. Интерес в психологическом смысле

слова является специфической направленностью личности, которая лишь

опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов.

Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций,

выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес - это

сосредоточенность

на

определенном

предмете

мыслей,

вызывающая

стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не

упускать его из поля зрения. Интерес - тенденция или направленность

личности,

заключающаяся

в

сосредоточенности

ее

помыслов

на

определенном предмете. Под помыслом мы при этом разумеем сложное и

неразложимое образование - направленную мысль, мысль-заботу, мысль-

участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую и специфическую

эмоциональную окрашенность.

Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда

направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). Если о

влечениях и о потребностях в стадии влечения можно еще говорить как о

внутренних импульсах, отражающих внутреннее органическое состояние и

первоначально сознательно не связанных с объектом, то интерес необходимо

является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь или к кому-

нибудь: вовсе беспредметных интересов не существует. «Опредмеченность»

интереса и его сознательность теснейшим образом связаны; точнее, это две

стороны одного и того же; в осознанности предмета, на который направлен

интерес, и проявляется прежде всего сознательный характер интереса.

Таким образом, интерес - это мотив, который действует в силу своей

осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом

интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение

между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Чем

выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет

осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек.

Список литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя - Ростов н/Д.:

Феникс, 1997.

2.Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание

/В.С. Мерлин - Пермь: ПГПИ, 1990.

3. Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее

диагностики // Мир психологии. 1999 1, С.264-277.



В раздел образования