Автор: Соловьева Нина Андреевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: Интерес как составляющая часть направленности личности старшего подростка
Раздел: среднее образование
УДК 159
Интерес как составляющая часть направленности личности
старшего подростка
Аннотация:
статья посвящена проблеме проявления активности
личности подростков в социально значимых сферах. Цель исследования:
определить
взаимосвязь
типа
направленности
личности
подростка
с
особенностями его социальной активности.
Ключевые слова:
личность, подросток, направленность, интерес,
профессиональный интерес.
Согласно мнению американского философа Р.В.Перри, интерес – это
характеристика «моторно-аффективной жизни, состояние, акт, позиция,
влечение…». Перри понимает интерес в широком смысле: «Интерес является
объединяющим
понятием,
которое
дает
общее
значение
инстинкту,
побуждению, чувству, удовольствию и боли, эмоциям и другим отделам
моторно-аффективной жизни». Под понятие интереса ученый подводит и
волевые, и эмоциональные проявления индивида. По его мнению, связь
между интересом и его объектом определяется структурой самого интереса.
Интерес состоит из руководящего, иррационального элемента и служебного,
рационального. Руководящая часть интереса – «управляющая склонность»,
служебная часть – это знание, которое трактуется как «ожидание».
«Управляющая склонность» может выступать в виде инстинкта, привычки
или эмоции. Знание в интересе – это приписываемое его объекту качество,
которое отвечает «руководящей склонности».
Важным компонентом в структуре направленности личности является
интерес. Выражая общую направленность личности, интерес направляет все
психические процессы в виде деятельности по определенному руслу,
активизирует деятельность личности, соответствующую ее интересам.
Направленность включает два тесно между собой связанных момента:
а)
предметное
содержание,
поскольку
направленность
-
это
всегда
направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный
предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.
Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек
сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности.
Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую
значимость для человека, оно может вызвать у него интерес - специфическую
направленность на него личности.
Слово "интерес" многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и
быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно
связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы
совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств
быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен.
Так же как потребности и совместно с ними общественные интересы -
интересы в том смысле, в каком мы говорим в общественных науках об
интересах,
-
обусловливают
"интерес"
в
психологическом
смысле,
определяют его направление, являются его источником. Будучи в этом
смысле
производным
от
общественных
интересов,
интерес
в
психологическом его значении не тожествен ни с общественным интересом в
целом, ни с субъективной его стороной. Интерес в психологическом смысле
слова является специфической направленностью личности, которая лишь
опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов.
Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций,
выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес - это
сосредоточенность
на
определенном
предмете
мыслей,
вызывающая
стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не
упускать его из поля зрения. Интерес - тенденция или направленность
личности,
заключающаяся
в
сосредоточенности
ее
помыслов
на
определенном предмете. Под помыслом мы при этом разумеем сложное и
неразложимое образование - направленную мысль, мысль-заботу, мысль-
участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую и специфическую
эмоциональную окрашенность.
Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда
направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). Если о
влечениях и о потребностях в стадии влечения можно еще говорить как о
внутренних импульсах, отражающих внутреннее органическое состояние и
первоначально сознательно не связанных с объектом, то интерес необходимо
является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь или к кому-
нибудь: вовсе беспредметных интересов не существует. «Опредмеченность»
интереса и его сознательность теснейшим образом связаны; точнее, это две
стороны одного и того же; в осознанности предмета, на который направлен
интерес, и проявляется прежде всего сознательный характер интереса.
Таким образом, интерес - это мотив, который действует в силу своей
осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом
интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение
между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Чем
выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет
осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек.
Список литературы:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя - Ростов н/Д.:
Феникс, 1997.
2.Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание
/В.С. Мерлин - Пермь: ПГПИ, 1990.
3. Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее
диагностики // Мир психологии. 1999 1, С.264-277.