Напоминание

"Формирование мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"


Автор: Шабанова Валентина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Яркульский детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: Новосибирская область Купинский район село Яркуль
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Формирование мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование

мелкой моторики рук

у детей дошкольного

возраста

Воспитатель

Шабанова

Валентина Сергеевна

МКДОУ Яркульский детский сад «Колокольчик»

В

воспитании

и

обучении

дошкольников

важнейшую

роль

играет

развитие

рук.

В

ходе

обучения

письму

ребёнок

испытывает

огромные

трудности. В том числе и потому, что у него не

развиты

мелкие

мышцы

рук.

Для успешного овладения школьными навыками

ребёнку

необходимо

иметь

хорошо

развитую

моторику руки, так как большая нагрузка на руку в

школе

может

вызвать

чувство

усталости,

напряжения

и

нарушение

при

формировании

почерка. Овладение навыками письма является

длительным

и

сложным

процессом.

Без

помощи

взрослых

очень

сложно

научиться

писать,

зрительно

контролировать

направление

руки

при

письме,

при

этом

сохраняя

длительность

и

слитность

движений.

Современная

школа

предъявляет

большое

требование к детям, поступающим в первый класс.

На

первом

этапе

обучения

дети

чаше

всего

испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт

рука,

теряется

рабочая

строка,

не

получается

правильное

написание

букв;

ребёнок

не

укладываемся

в

общий

темп

работы.

Развитые детские руки нужны не только для

школы, но и для всей последующей жизни детей.

Поэтому наиболее верный путь — не ждать школу,

а готовиться к ней.

Основная задача - развитие мелкой моторики,

подготовка руки к письму, формирование базовых

графических навыков.

Показ

предметов и

явлений

руками

Рассказывание

стихов руками

Работа в

рабочих

тетрадях

Концентрация

внимания

Физкультминутки

Релаксация

Разминки

Тренинги

НОД

Индивидуаль-

ная

работа

Свободная

деятельность

Вечера

развлечений

Гимнастика

Кружковая

работа

Работа с

родителями

Консульта-

ции

Беседы

Статические

Динамические

Познавательные

С

предметами

На

ориентировку в

пространстве

Массаж,

самомассаж

Речедвигательная

гимнастика

Виды игр и упражнений

Виды игр и упражнений

Где используется

Где используется

Как используются

Как используются

Взаимосвязь

Взаимосвязь

С воспитателями

Со специалистами ДОУ

С родителями

Со школой

Распределение игр и упражнений по моторике

Родителей и педагогов

Родителей и педагогов

всегда волновал и

всегда волновал и

:

волнует вопрос как

:

волнует вопрос как

обеспечить

обеспечить

полноценное

полноценное

развитие ребенка в

развитие ребенка в

дошкольном

дошкольном

,

возрасте как

,

возрасте как

правильно

правильно

подготовить его к

подготовить его к

.

школе

.

школе

«Ум ребёнка находится

на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский

.

Завязывать шнурки

.

Завязывать шнурки

По настоящему

По настоящему

зашнуровать

зашнуровать

ботинок

дело

ботинок

дело

.

довольно

сложное

.

довольно

сложное

Для

начала

можно

Для

начала

можно

потренироваться

на

потренироваться

на

,

плоском

ежике

,

плоском

ежике

домике

или

домике

или

игрушечном

игрушечном

башмаке

башмаке

.

.

Использование приемов

лепки

;

Укрепляет кисти рук

Развивает

мелкую

моторику

Развивает сенсорные и

пространственные

,

.

ощущения восприятия

Лепить

из

пластилина

Лепить

из

пластилина

2

можно начинать уже в

2

можно начинать уже в

,

года главное подбирать

,

года главное подбирать

доступные задания и не

доступные задания и не

.

забывать мыть руки

.

забывать мыть руки

Игры с мозаикой и

Игры с мозаикой и

.

пазлами

.

пазлами

Пазлы

в

переводе

с

Пазлы

в

переводе

с

английского

это

слово

английского

это

слово

«

»,

обозначает

головоломка

«

»,

обозначает

головоломка

«

».

затруднение Кроме

«

».

затруднение Кроме

,

мелкой моторики эта игра

,

мелкой моторики эта игра

формирует

еще

и

формирует

еще

и

пространственное

пространственное

,

представление

цветовое

,

представление

цветовое

.

восприятие

.

восприятие

Мозаика

эта игра была еще в

Мозаика

эта игра была еще в

.

нашем

детстве

Самые

.

нашем

детстве

Самые

маленькие

могут

просто

маленькие

могут

просто

выкладывать

дорожки

из

выкладывать

дорожки

из

,

разноцветных

кружков

а

,

разноцветных

кружков

а

дети постарше уже делают

дети постарше уже делают

композиции по образцу или

композиции по образцу или

ориентируясь

на

ориентируясь

на

.

собственную фантазию

.

собственную фантазию

Особую

роль

в

Особую

роль

в

развитии

ручной

развитии

ручной

умелости

играет

умелости

играет

умение

уверенно

умение

уверенно

пользоваться

пользоваться

:

ножницами

:

ножницами

симметричное

симметричное

,

вырезывание а также

,

вырезывание а также

вырезание различных

вырезание различных

фигурок

из

старых

фигурок

из

старых

,

.

открыток картинок

,

.

открыток картинок

Пальчиковые игры и

упражнения

Цели и задачи

Развитие согласованных движений обеих рук

Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Развитие внимания

Методы обучения

Показ действий.

Действия руками ребёнка.

Самостоятельные действия ребёнка.

Организация занятий

Занятия проводятся индивидуально или группой детей. Длительность

зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры и упражнения, которые

хорошо знакомы детям, можно проводить в перерывах между занятиями, на

прогулке, в свободное время.

Очень

важной

Очень

важной

частью работы по

частью работы по

развитию

мелкой

развитию

мелкой

моторики являются

моторики являются

«

пальчиковые

«

пальчиковые

».

игры

В

ходе

».

игры

В

ходе

«

»,

пальчиковых игр

«

»,

пальчиковых игр

,

дети

повторяя

,

дети

повторяя

,

движения взрослых

,

движения взрослых

активизируют

активизируют

.

моторику рук

.

моторику рук

Средства

развития

мелкой моторики

Пластилин

Бумага

Крупа, бусы,

пуговицы

Природный

материал

Нитки, тесьма,

веревки, шнурки,

ткани

Куклы

Песок

Вода

Карандаши,

счетные палочки

Массаж рук

Цель и задачи

Развитие силы рук.

Предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.

Материалы

Во время массажа в небольшом количестве можно исполь

зовать массажное или обычное детское косметическое масло. Массаж

внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с глад

кой и ребристой

поверхностью; пластмассовых, резиновых, деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью.

Организация занятий

Длительность массажа 5-10 минут.

Меры предосторожности

Необходимо регулировать силу воздействия на руки ребенка—массаж должен быть укрепляющим, но в то же время легким, не

доставляющим неприятных ощущений.

Приемы массажа

Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Педиатры предлагают проводить

упражнения в такой последовательности:

1) массаж пальцев (рис.1). Круговыми движениями большого и указательного пальцев помассируйте каждый пальчик, начиная от их

кончиков;

2)массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений пальцев (рис. 2);

3)массаж всей руки (рис. 3). Осторожно помассируйте ру ку ребенка путем поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти

к плечу.

Если делать такой массаж ежедневно, уже через несколько месяцев можно увидеть благотворный результат: руки ребенка перестанут

быть мягкими, они, словно, наполнятся силой. Кроме того, массаж способствует общему развитию.

Рис. 1

Рис. 2 Рис.3

,

Рисование

занятие

любимое

всеми

детьми

и

очень

.

полезное

И

не

обязательно рисовать

только

карандашом

или кистью на бумаге

.

или картоне

Можно

рисовать

на снегу

и

,

песке на запотевшем

.

окне

и

асфальте

Полезно

рисовать

,

,

пальцем

ладонью

,

палочкой

делать

отпечатки

кусочком

,

ваты

скомканной

.

бумаги

Развитие мелкой моторики и

координации движений руки у

:

детей позволяет детям

,

,

овладеть

навыками

письма

рисования

,

ручного труда

что в

будущем поможет

избежать

многих

проблем

школьного

,

обучения

лучше

адаптироваться

в

практической

,

жизни

научиться

понимать

многие

явления

.

окружающего мира



В раздел образования