Автор: Шабанова Валентина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Яркульский детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: Новосибирская область Купинский район село Яркуль
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Формирование мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Формирование
мелкой моторики рук
у детей дошкольного
возраста
Воспитатель
Шабанова
Валентина Сергеевна
МКДОУ Яркульский детский сад «Колокольчик»
В
воспитании
и
обучении
дошкольников
важнейшую
роль
играет
развитие
рук.
В
ходе
обучения
письму
ребёнок
испытывает
огромные
трудности. В том числе и потому, что у него не
развиты
мелкие
мышцы
рук.
Для успешного овладения школьными навыками
ребёнку
необходимо
иметь
хорошо
развитую
моторику руки, так как большая нагрузка на руку в
школе
может
вызвать
чувство
усталости,
напряжения
и
нарушение
при
формировании
почерка. Овладение навыками письма является
длительным
и
сложным
процессом.
Без
помощи
взрослых
очень
сложно
научиться
писать,
зрительно
контролировать
направление
руки
при
письме,
при
этом
сохраняя
длительность
и
слитность
движений.
Современная
школа
предъявляет
большое
требование к детям, поступающим в первый класс.
На
первом
этапе
обучения
дети
чаше
всего
испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт
рука,
теряется
рабочая
строка,
не
получается
правильное
написание
букв;
ребёнок
не
укладываемся
в
общий
темп
работы.
Развитые детские руки нужны не только для
школы, но и для всей последующей жизни детей.
Поэтому наиболее верный путь — не ждать школу,
а готовиться к ней.
Основная задача - развитие мелкой моторики,
подготовка руки к письму, формирование базовых
графических навыков.
Показ
предметов и
явлений
руками
Рассказывание
стихов руками
Работа в
рабочих
тетрадях
Концентрация
внимания
Физкультминутки
Релаксация
Разминки
Тренинги
НОД
Индивидуаль-
ная
работа
Свободная
деятельность
Вечера
развлечений
Гимнастика
Кружковая
работа
Работа с
родителями
Консульта-
ции
Беседы
Статические
Динамические
Познавательные
С
предметами
На
ориентировку в
пространстве
Массаж,
самомассаж
Речедвигательная
гимнастика
Виды игр и упражнений
Виды игр и упражнений
Где используется
Где используется
Как используются
Как используются
Взаимосвязь
Взаимосвязь
С воспитателями
Со специалистами ДОУ
С родителями
Со школой
Распределение игр и упражнений по моторике
Родителей и педагогов
Родителей и педагогов
всегда волновал и
всегда волновал и
:
волнует вопрос как
:
волнует вопрос как
обеспечить
обеспечить
полноценное
полноценное
развитие ребенка в
развитие ребенка в
дошкольном
дошкольном
,
возрасте как
,
возрасте как
правильно
правильно
подготовить его к
подготовить его к
.
школе
.
школе
«Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский
.
Завязывать шнурки
.
Завязывать шнурки
–
По настоящему
–
По настоящему
зашнуровать
зашнуровать
–
ботинок
дело
–
ботинок
дело
.
довольно
сложное
.
довольно
сложное
Для
начала
можно
Для
начала
можно
потренироваться
на
потренироваться
на
,
плоском
ежике
,
плоском
ежике
домике
или
домике
или
игрушечном
игрушечном
башмаке
башмаке
.
.
Использование приемов
лепки
;
Укрепляет кисти рук
Развивает
мелкую
моторику
Развивает сенсорные и
пространственные
,
.
ощущения восприятия
Лепить
из
пластилина
Лепить
из
пластилина
2
можно начинать уже в
2
можно начинать уже в
,
года главное подбирать
,
года главное подбирать
доступные задания и не
доступные задания и не
.
забывать мыть руки
.
забывать мыть руки
Игры с мозаикой и
Игры с мозаикой и
.
пазлами
.
пазлами
–
Пазлы
в
переводе
с
–
Пазлы
в
переводе
с
английского
это
слово
английского
это
слово
«
»,
обозначает
головоломка
«
»,
обозначает
головоломка
«
».
затруднение Кроме
«
».
затруднение Кроме
,
мелкой моторики эта игра
,
мелкой моторики эта игра
формирует
еще
и
формирует
еще
и
пространственное
пространственное
,
представление
цветовое
,
представление
цветовое
.
восприятие
.
восприятие
–
Мозаика
эта игра была еще в
–
Мозаика
эта игра была еще в
.
нашем
детстве
Самые
.
нашем
детстве
Самые
маленькие
могут
просто
маленькие
могут
просто
выкладывать
дорожки
из
выкладывать
дорожки
из
,
разноцветных
кружков
а
,
разноцветных
кружков
а
дети постарше уже делают
дети постарше уже делают
композиции по образцу или
композиции по образцу или
ориентируясь
на
ориентируясь
на
.
собственную фантазию
.
собственную фантазию
Особую
роль
в
Особую
роль
в
развитии
ручной
развитии
ручной
умелости
играет
умелости
играет
умение
уверенно
умение
уверенно
пользоваться
пользоваться
:
ножницами
:
ножницами
симметричное
симметричное
,
вырезывание а также
,
вырезывание а также
вырезание различных
вырезание различных
фигурок
из
старых
фигурок
из
старых
,
.
открыток картинок
,
.
открыток картинок
Пальчиковые игры и
упражнения
Цели и задачи
•
Развитие согласованных движений обеих рук
•
Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
•
Развитие внимания
Методы обучения
•
Показ действий.
•
Действия руками ребёнка.
•
Самостоятельные действия ребёнка.
Организация занятий
Занятия проводятся индивидуально или группой детей. Длительность
зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры и упражнения, которые
хорошо знакомы детям, можно проводить в перерывах между занятиями, на
прогулке, в свободное время.
Очень
важной
Очень
важной
частью работы по
частью работы по
развитию
мелкой
развитию
мелкой
моторики являются
моторики являются
«
пальчиковые
«
пальчиковые
».
игры
В
ходе
».
игры
В
ходе
«
»,
пальчиковых игр
«
»,
пальчиковых игр
,
дети
повторяя
,
дети
повторяя
,
движения взрослых
,
движения взрослых
активизируют
активизируют
.
моторику рук
.
моторику рук
Средства
развития
мелкой моторики
Пластилин
Бумага
Крупа, бусы,
пуговицы
Природный
материал
Нитки, тесьма,
веревки, шнурки,
ткани
Куклы
Песок
Вода
Карандаши,
счетные палочки
Массаж рук
Цель и задачи
Развитие силы рук.
Предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.
Материалы
Во время массажа в небольшом количестве можно исполь
зовать массажное или обычное детское косметическое масло. Массаж
внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с глад
кой и ребристой
поверхностью; пластмассовых, резиновых, деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью.
Организация занятий
Длительность массажа 5-10 минут.
Меры предосторожности
Необходимо регулировать силу воздействия на руки ребенка—массаж должен быть укрепляющим, но в то же время легким, не
доставляющим неприятных ощущений.
Приемы массажа
Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Педиатры предлагают проводить
упражнения в такой последовательности:
1) массаж пальцев (рис.1). Круговыми движениями большого и указательного пальцев помассируйте каждый пальчик, начиная от их
кончиков;
2)массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений пальцев (рис. 2);
3)массаж всей руки (рис. 3). Осторожно помассируйте ру ку ребенка путем поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти
к плечу.
Если делать такой массаж ежедневно, уже через несколько месяцев можно увидеть благотворный результат: руки ребенка перестанут
быть мягкими, они, словно, наполнятся силой. Кроме того, массаж способствует общему развитию.
Рис. 1
Рис. 2 Рис.3
–
,
Рисование
занятие
любимое
всеми
детьми
и
очень
.
полезное
И
не
обязательно рисовать
только
карандашом
или кистью на бумаге
.
или картоне
Можно
рисовать
на снегу
и
,
песке на запотевшем
.
окне
и
асфальте
Полезно
рисовать
,
,
пальцем
ладонью
,
палочкой
делать
отпечатки
кусочком
,
ваты
скомканной
.
бумаги
Развитие мелкой моторики и
координации движений руки у
:
детей позволяет детям
,
,
овладеть
навыками
письма
рисования
,
ручного труда
что в
будущем поможет
избежать
многих
проблем
школьного
,
обучения
лучше
адаптироваться
в
практической
,
жизни
научиться
понимать
многие
явления
.
окружающего мира