Напоминание

"Этапы работы над произведением по учебному предмету"Концертмейстерский класс"


Автор: Олифир Ирина Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО УДШИ
Населённый пункт: г.Узловая Тульской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Этапы работы над произведением по учебному предмету"Концертмейстерский класс"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ТЕМА:

«ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД

ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС»

Преподаватель

МОУДОД ДШИ

Г.Узловая

Олифир И.В.

2023 г.

Содержание

1.

Введение. Задачи педагога на занятиях по предмету «Концертмейстерский класс».

2.

Этапы работы над произведением по учебному предмету «Концертмейстерский

класс».

3.

Выводы. Занятия по предмету « Концертмейстерский класс» - составляющая

часть комплексного подхода в воспитании юного музыканта.

4.

Список литературы

.

1.Введение. Задачи педагога на занятиях по предмету

«Концертмейстерский класс» .

Музыкальное искусство непосредственно воздействует на человека, на его

общее культурное развитие. Музыкальная школа является одним из центров

музыкальной культуры, цель которых сделать классическую музыку достоянием

детей и воспитать грамотных любителей музыки - не пассивных слушателей, а

активных участников музицирования , в том числе музицирования коллективного.

Обучаясь в дуэте со скрипкой, аккомпанируя солисту, юный музыкант имеет

возможность применять и совершенствовать навыки ансамблевой игры, полученные

в дуэте с педагогом на начальном этапе обучения, и далее, навыки ансамблевой игры,

полученные в фортепианном дуэте со сверстниками.

Положительной тенденцией введения предмета « Концертмейстерский класс»

является возможность внести разнообразие в учебный процесс ученика-пианиста,

обогатить эмоциональную и интеллектуальную жизнь юного музыканта.

Современная методика рекомендует прививать навык элементарного

аккомпанемента с самых первых уроков и ставит перед начинающими музыкантами

простую задачу - аккомпанировать 1-2 звуками в качестве гармонической поддержки

простейшей мелодии детской песенки.

Задачи, которые стоят перед педагогом на занятиях по предмету

«Концертмейстерский класс» можно определить следующие:

-

совершенствование практических навыков аккомпанемента посредством

развития техники и художественных возможностей,

-

организация приобретения специфических знаний и умений до

профессионального концертмейстерского класса,

-

активизация творческих способностей для роста личности посредством

стремления к художественно-образному мышлению и проявлению собственной

инициативы ученика.

Предмет «Концертмейстерский класс» составляет единый комплекс с

предметом «Фортепианный ансамбль» и «Чтение с листа», тесно интегрирует со

специальным предметом «Фортепиано» и предметами музыкально- теоретического

цикла.

Процecc работы над произведением в классе по предмету

«Концертмейстерский класс» можно разбить на 4 этапа:

1-работа над произведением в целом,

2-индивидуальная работа над партией,

3-работа с солистом,

4-исполнение произведения.

2.Этапы работы над произведением по учебному предмету

«Концертмейстерский класс»

1 этап

Работа над произведением в целом. Создание целостности музыкального

образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить.

Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений

при активной работе музыкального слуха, памяти, мышления и воображения.

а)

Слушание нового произведения в исполнении педагога. Знакомство с

творчеством композитора и историей создания сочинения для понимания

стиля и специфики жанра.

б)

Чтение с листа партии аккомпанемента и солиста с целью ознакомления с

произведением в целом, попытка понять характерные особенности, образ,

настроение, основные пропорции.

Анализ чтения с листа, выявление недочётов и влияние невыполненных

указаний на толкование музыкального образа, его характера.

в)

Слушание музыкальных примеров в исполнении вокальных и

инструментальных дуэтов в аудио или видеозаписи. Анализ полученных

впечатлений.

Например, произведение М.Глинки «Соловушко». Это переложение для

скрипки и фортепиано романса «Ты, соловушко, умолкни». Поэтому стоит

послушать вокальные примеры этого романса. Есть аудиозапись в исполнении

тенора Олега Погудина - самое известное исполнение романса. И ещё есть

видеозапись в исполнении сопрано Ксении Чурсиновой. Знакомство с

данными примерами поможет создать верные музыкально-слуховые

представления.

2

этап

Индивидуальная работа над партией аккомпанемента. Разучивание

фортепианной партии, отработка трудностей, применение различных

пианистических приёмов, подбор удобной аппликатуры, «держание» темпа,

выразительность динамики, фразировка, педализация.

Определение формы произведения. Обратить внимание на грани формы:

вступление (если оно есть), переходы от одной части к другой, ферматы, коду.

Определение тонального и гармонического плана.

Определение фактурного изложения аккомпанемента. Существует

классификация типов аккомпанемента, с которыми надлежит ознакомить

учащихся. Это: гармоническая поддержка, чередование баса и аккорда,

аккордовая пульсация, гармонические фигурации, аккомпанемент смешанного

типа.

Применение аппликатурных навыков при игре аккордов, арпеджио,

гаммообразных последовательностей.

Когда мы с учеником приступили к разучиванию фортепианной партии в

произведении В.Моцарта «Вальс», то столкнулись с проблемой аппликатуры в

правой руке. Причём, аппликатура в нотах не прописана. Ученику 3 класса

сложно было определить удобный вариант. Для этого нам потребовалось

гармонические фигурации правой руки собрать в аккорд, и тогда пальцы сами

удобно расположились на клавиатуре.

Умение петь мелодию под собственный аккомпанемент. Мелодия - основа

любого музыкального произведения. Русский композитор Сергей Прокофьев

сказал: «Мелодия самая существенная сторона музыки». Прослеживание

партии солиста, её развитие, фразировка, кульминация.

Воспитание внимания к любым обозначениям в тексте. Применение

терминов и точное исполнение всех авторских указаний, обозначающих темп,

характер, динамику

3

этап

Работа с солистом предполагает владение фортепианной партией, знание

партии солиста. «Отход» аккомпанемента на второй план по отношению к

солисту, умение слушать партнёра при совместном музицировании.

Сыгрывание с солистом можно начинать с проигрывания басовой линии

фортепианной партии с партией солиста. Это позволит проиграть в ровном

темпе от начала до конца и лучше услышать друг друга, особенно ученику-

пианисту, который может растеряться на первых занятиях. Выделение басовой

партии должно заложить у ученика правило аккомпанемента: басовая линия -

эго основа всего гармонического построения, это опора для слуха солиста.

Исходя из динамических возможностей струнного инструмента, ученик -

пианист соразмеряет звучность фортепиано. При этом звучание не должно

терять своего эмоционального наполнения. Игра со струнным инструментом

стимулирует поиск более тонкого разнообразия звучания «форте» и «пиано».

Работу над фразировкой и динамикой можно проводить соединив басовую

линию аккомпанемента с партией солиста.

Воспитание синхронности исполнения - результат любого ансамбля, а также

первое техническое требование. Единое понимание и чувствование

партнёрами темпа, ритмического пульса.

.

4

этап

Работа с солистом предполагает владение фортепианной партией, знание

партии солиста. «Отход» аккомпанемента на второй план по отношению к

солисту, умение слушать партнёра при совместном музицировании.

Сыгрывание с солистом можно начинать с проигрывания басовой линии

фортепианной партии с партией солиста. Это позволит проиграть в ровном

темпе от начала до конца и лучше услышать друг друга, особенно ученику-

пианисту, который может растеряться на первых занятиях. Выделение басовой

партии должно заложить у ученика правило аккомпанемента: басовая линия -

эго основа всего гармонического построения, это опора для слуха солиста.

Исходя из динамических возможностей струнного инструмента, ученик -

пианист соразмеряет звучность фортепиано. При этом звучание не должно

терять своего эмоционального наполнения. Игра со струнным инструментом

стимулирует поиск более тонкого разнообразия звучания «форте» и «пиано».

Работу над фразировкой и динамикой можно проводить соединив басовую

линию аккомпанемента с партией солиста.

Воспитание синхронности исполнения - результат любого ансамбля, а также

первое техническое требование. Единое понимание и чувствование партнёрами

темпа, ритмического пульса.

5

этап

Исполнение произведения целиком. Создание единого музыкально -

художественного образа.

Определение предварительного настроя к концертному выступлению.

Концертное исполнение является кульминацией подготовительного

репетиционного процесса, несущее в себе главную цель - совместно с солистом

раскрыть музыкально-художественный замысел произведения.

3. Учебный предмет « Концертмейстерский класс» - составляющая часть

комплексного подхода в

воспитании юного музыканта.

Аккомпанемент является одной из составляющих комплексного подхода в

воспитании юного музыканта-пианиста. Уроки по предмету

«Концертмейстерский класс» позволяют приобрести новые исполнительские

навыки, расширить репертуарные рамки, познакомить с лучшими образцами

русской и зарубежной музыки, воспитать художественный вкус и

сформировать чувство стиля.

Навык аккомпанемента дополняет и углубляет базовое владение

инструментом.

Опыт работы показывает, что подобная форма обучения способствует

расширению кругозора подрастающего поколения, обогащению духовного

мировоззрения и главное - повышает интерес к фортепиано, как к

универсальному инструменту.

Одной из задач в работе педагога по специальности является задача развить

в ученике умение слышать свою игру «со стороны». А совместное

музицирование значительно повышает слуховой контроль. Развивает

способность слышать многоплановую звучность, активизирует все

возможности для поиска и использования тонких градаций звучания

фортепиано.

При совместной игре на разных инструментах происходит процесс

взаимообогащения участников ансамбля. Пианисты учатся у струнников

лучшей связности, «легатности» звучания.

Игра в инструментальном ансамбле воспитывает более строгое отношение к

ритмической стороне исполнения, чувство ответственности за конечный

результат совместной работы.

Успех работы по предмету «Концертмейстерский класс» во многом зависит

от удачно выбранной программы. При выборе репертуара следует помнить,

что степень сложности аккомпанемента не должна превышать технический

уровень пьес, исполняемых в классе по специальности, поскольку кроме

технической задачи ученик должен выполнять в комплексе и другие задачи -

видеть и не терять третью строчку, постоянно слушать партнёра.

Возможность выступать в концерте в инструментальном дуэте вызывает

творческий интерес у юного исполнителя, а сам процесс подготовки

чрезвычайно увлекателен.

4.Список литературы.

1

.Алексеев А. Методика обучения на фортепиано, - М.,1978.

2

.Брянская Ф. Формирование и развитие навыка чтения с листа, - М., 2007.

3

.Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения, - М., 1961.

4

.Кубанцева Е. Концертмейстерский класс,- М., 2002.

5

.Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента, - Л., 1972.



В раздел образования