Напоминание

"Активизация познавательной деятельности через дифференцированное творческое задание"


Автор: Шульженко Светлана Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ№15"
Населённый пункт: г.Рубцовск
Наименование материала: Технологическая карта урока по окружающему миру «Наша дружная семья»
Тема: "Активизация познавательной деятельности через дифференцированное творческое задание"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ "Основная общеобразовательная школа №15"

Технологическая карта урока

по окружающему миру, 2 класс

Тема: «Наша дружная семья»

Шульженко С.В.

2023г

Предмет, класс: Окружающий мир 2 класс

УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.

Тема: "Наша дружная семья"

Цель: формирование навыка культуры общения и поведения в семье

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций.

Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить

как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и

права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия

Уметь различать родственные взаимосвязи.

Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

Оборудование:

Фотографии семей учащихся, компьютер, карточки со словами: «семья», «поколение», «традиции» , пословицы, шаблон

дома, карточки с признаками дружной семьи, карточки для работы в группах, толковые словари С. И. Ожегова, словари

иностранных слов, индивидуальные листочки с изображением круга.

Предварительная работа: детям заранее даётся задание – приготовить сообщение о своей семье, принести семейную

фотографию. Одному ученику дается задание: найти в различных источниках определение слова «семья»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

п/

п

Этапы

урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Примеча-

ние

Планируемые

результаты

1.

Мотивация

к

учебной

деятельности

(1

мин)

Цель:

положительный

психологический,

эмоциональный

настрой учащихся

на

предстоящую

работу на уроке

Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы собрались

на необычный урок, урок любви, радости и доброты.

Приветствуют

учителя

Метод:

стимулирова

ние

и

мотивация

учащихся

2.

Актуализация

знаний.

Постановка целей

урока.

3 мин)

- Начну я наш урок с истории, которая произошла с

одним мальчиком:

Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один.

Его никто не воспитывал, никто не наказывал. И было

этому мальчику очень грустно.

Формулируют

тему

и

цели

урока

Метод

постанов-

ки учебной

задачи:

побуждающ

Познавательные

УУД:

-

Самостоятельное

выделение,

формулирование

Цель:

активизация

знаний,

постановка задач

урока,

планирование

работы

через

беседу

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему

навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но

очень мудрый.

- Куда ты идешь?- спросил старик.

- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил

старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его

дети, внуки, правнуки.

- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном

доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим,

помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой

сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои

внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время понял, что

только теперь научился радоваться и стал по-

настоящему счастливым. А произошло это потому, что

у него появилась СЕМЬЯ.

- Как будет звучать тема сегодняшнего урока??

-С чем мы познакомимся сегодня на уроке?

-Что нового узнаем?

ий

от

проблем-ной

ситуации

подводя-

щий к теме

Карточка

"Семья"

на

доске

познавательной цели,

проблемы

Коммуникативные

УУД:

-

умение

правильно

оформлять свои мысли;

-

умение

грамотно

строить

речевые

высказывания;

-

планирование

учебного

сотрудничества

с

учителем

и

сверстниками

Личностные УУД:

-

развивать

познавательные

интересы,

учебные

мотивы;

- интерес к изучению

предмета

Регулятивные УУД:

-умение

прогнозировать работу;

3.

Изучение

нового

материала

(10 мин)

Цель:

Создание

условий

для

выявления

обучающимися

новых

знаний,

-А что же такое семья?

Наша Тарисова К. поработала с толковым словарём

словарем С.И. Ожегова, и вот что у неё получилось

1.Семья

́

- группа людей, которые связаны между собой

брачными

или

родственными

отношениями,

общим

бытом,

взаимной

моральной

ответственностью (из

интернета)

2. Семья - это группа живущих вместе близких

Предположени

я детей

Выступает

подготовленный

ученик

Метод:

словесный,

проблем-

ный,

наглядный,п

рактичес-

кий

Коммуникатив

ные УУД:

-

инициативное

сотрудничество

в

поиске

и

выборе

информации

Познавательные

УУД:

развития

умений

находить

ответы

на

проблемные

вопросы,

подведение

детей

к

самостоятельному

выводу

способа

действия

с

информацией

родственников (из словаря С.И.Ожегова)

-Правы ли мы были?

- Кто заметил, а какое слово скрыто в слове «семья»?

(семь)

-А что это значит?

-Это означает, что раньше семья состояла не из 3-4

человек, а из 6-7. - Старинная семья

- Но и в наше время есть очень большие семьи, например

Испанская семья, Африканская семья, Американская

семья

- Ребята, а вы знаете, что и в нашем классе у некоторых

ребят большая семья.

Слово предоставляем Кириллу Тимошенко.

- Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 42, на которой

изображена семья Серёжи и н Нади

-Сколько членов семьи изображено на картинке?

-Чем занята семья?

- Как Они относятся друг к другу? Как вы догадались?

- Как вы думаете, что такое культура

общения? (Вежливая речь, культурное поведение,

доброе, уважительное отношение к человеку)

- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения

нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

- Можно ли обижать того, кто тебя любит? ( Нельзя,

потому что они любят и заботятся о нас.)

-Должны ли члены семьи помогать друг другу?

Даша Тугайбей с сообщением "Мои домашние

обязанности"

Предположения

детей

Выступают

подготовленные

ученики

Работа с

учебником.

Предположения

детей

Предположения

Карточка

"7я"

на

доске

Учебник

- умение сравнивать,

делать выводы;

- умение делать

предположения и

обосновывать их,

выбирать критерии для

обоснования своего

суждения;

-

умение

ориентироваться

в

учебнике;

-

умение

находить

вопросы в тексте;

Личностные УУД:

-развивать

познавательные

интересы, учебные

мотивы;

- умение высказывать

своё

отношение

к

событиям;

-умение

выражать

эмоции;

- самоопределение;

- развивать

познавательные

интересы, учебные

мотивы;

детей

Физкультминутка

(1 мин)

Цель:

Создание

условий

для

снятия

утомляемости

учащихся,

их

релаксации

Выполняют

движения

Продолжение

работы

по

теме

урока(16 мин)

А кто ещё из родственников может принадлежать вашей

семье?

Поднимите руки, кто проживает под одной крышей с

бабушкой и дедушкой?

А вам знакомо слово поколение?

А традиция?

Работа со словарем (работа в парах)

Каждой паре я выдам слово, которое вам нужно

расшифровать и найти его толкование в словаре.

Поколение – одновременно живущие люди близкого

возраста.

Традиции - то, что перешло от одного поколения к

другому, что унаследовано от предшествующих

поколений

В семье говорят всё идет своим чередом…рождаются

дети, родители за ними ухаживают, они вырастают и

становятся

сами

родителями,

потом

бабушками

и

Предположения

детей

Работа в парах

со словарём

Метод:орга

низация

учебно-

познава-

тельной

деятельно-

сти

дедушками, заботятся о своих пожилых родителях...

Бацунова Ксения с сообщением "Мой дедушка"

- Ничто так не сближает членов семьи, как семейные

традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях!

О традиции своей семьи нам расскажет: Беккер Савелий

Самостоятельная работа в группах «Признаки

дружной семьи»

- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех

членов семьи. Для этого прочитайте предложения на

доске и найдите те, которые могут быть признаком

хорошей и дружной семьи

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг

друга.

2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

А наш класс можно назвать семьёй?

А какие семьи ещё могут быть?

Выступление

подготовленног

о ученика

Работа

в

группах.

Предположения

детей

Предположения

детей

4.

Закрепление

с

-Ребята, а вы знаете пословицы о семье? (анализ

Дети

Метод:орга

Познавательные

проговариванием

во внешней речи

(5 мин)

Цель:

Создание

условий

для

освоения

способа

действия

с

полученными

знаниями

в

практической

деятельности

нескольких пословиц)

-А давайте построим "Дом мечты"

При создании дома используйте те строительные

материалы, на которых написаны те слова, которые, на

ваш взгляд, нужны для дружной семьи.

Фото на доске

Посмотрите на доску. Что вы видите? А кто изображён на

этих фотографиях?

- Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним

словом назвать всех близких вам людей?

.

озвучивают

выученные

пословицы

Строят дом

Высказывают

предположения

низация

учебно-

познава-

тельной

деятельно-

сти

УУД:

-

умение

структурировать

знания,

умение

осознанно

и

произвольно

строить

высказывания

Регулятивные УУД:

-

контроль,

коррекция, выделение

и осознание того, что

уже усвоено и что еще

подлежит

усвоению,

осознание качества и

уровня усвоения

-формировать

умение

контролировать

процесс и результаты

своей деятельности

Личностные УУД:

- умение высказывать

своё

отношение

к

событиям;

-умение

выражать

эмоции.

5.

Включение

в

систему знаний и

повторение(2 мин)

Предлагает дифференцированное задание

1.

Рисунок семьи

2. «История моей семьи»

Учащиеся

выбирают

задание

с

Прием:

дифферен-

цированное

ЛичностныеУУД:

-самоопределение

Цель:

активизация

познавательной

деятельности

через

дифференцирован

ное

творческое

задание

Расспросить своих пап, мам, бабушек и дедушек об

истории своей семьи

учетом

индивидуальны

х возможностей

задание

(карточки)

6.

Рефлексия

учебной

деятельности

на

уроке (итог урока)

(2 мин)

Цель:

Формирование

объективной

самооценки

результатов

деятельности

- Ребята, дорисуйте круг до любого предмета, на что

похожа ваша семья(музыка)

Самооценка

на

при

помощи

цвета

Карточки

для

самооцен

ки

Личностные УУД:

- оценка, самооценка

собственной

собственной семьи



В раздел образования