Напоминание

Программа коррекционной работы и помощи подросткам с ограничениями возможностями здоровья


Авторы: Евгения Эдуардовна Буканова, Елена Григорьевна Шамина
Должность: ГАПОУ СО "Саратовский областной педагогический колледж"
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Саратовский областной педагогический колледж"
Населённый пункт: Саратов, Саратовская обл, Россия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа коррекционной работы и помощи подросткам с ограничениями возможностями здоровья
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Согласованно зам. директора

по воспитательной работе

_______________ М. Р. Нуриева

Утверждаю директор

ГБОУ СО СПО «СОПК»

______________ Д. Д. Каримов

Программа коррекционной работы

и помощи подросткам

с ограничениями возможностями

здоровья

Саратов 2022 г

Концептуальный модуль

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом

направлена на создание системы комплексной помощи студентам

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

освоении

основной

образовательной

программы

среднего

профессионального

образования,

коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии

обучающихся, их социальную адаптацию.

В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций:

диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения,

консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения

проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами

содержания

программы

коррекционной

работы

в

образовательном

учреждении являются: соблюдение интересов подростка; системность;

непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.

Организационно-управленческой

формой

коррекционного

сопровождения является медико – психолого – педагогический консилиум.

Его главная задача: защита прав интересов студента; диагностика по

проблемам развития; выявление групп подростков, требующих внимания

специалистов;

консультирование

всех

участников

образовательного

процесса.

Цель: создание системы психолого-педагогического сопровождения

студентов с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов,

студентов с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

своевременное

выявление

студентов

с

трудностями

в

обучении,

обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

определение

особых

образовательных

потребностей

студентов

с

ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

создание

условий,

способствующих

освоению

студентами

с

ограниченными

возможностями

здоровья

основной

образовательной

программы

профессионального

образования

и

их

интеграции

в

образовательном учреждении;

осуществление

индивидуально

ориентированной

психолого-медико-

педагогической помощи;

подросткам

с

ограниченными

возможностями

здоровья

с

учётом

особенностей

психического

и

(или)

физического

развития,

индивидуальных

возможностей

студентов

соответствии

с

рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация

индивидуальных и (или) групповых занятий для студентов с выраженным

нарушением в физическом развитии;

обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным

образовательным

программам

и

получения

дополнительных

образовательных коррекционных услуг;

реализация системы мероприятий по социальной адаптации студентов с

ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового

образа жизни;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным

представителям) студентов с ограниченными возможностями здоровья по

медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Программа коррекционной работы на ступени среднего

профессионального образования включает в себя взаимосвязанные модули

(направления). Данные модули отражают её основное содержание:

диагностическая

работа

обеспечивает

своевременное

выявление

подростков с ограниченными возможностями здоровья, проведение их

комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им

психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного

учреждения;

коррекционно-развивающая

работа

обеспечивает

своевременную

специализированную помощь в освоении содержания образования и

коррекцию недостатков в физическом развитии детей с ограниченными

возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;

способствует

формированию

универсальных

учебных

действий

обучающихся

(личностных,

регулятивных,

познавательных,

коммуникативных);

консультативная работа

обеспечивает непрерывность специального

сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и их

семей

по

вопросам

реализации

дифференцированных

психолого-

педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и

социализации обучающихся;

информационно-просветительская

работа

направлена

на

разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями

образовательного процесса для данной категории студентов, со всеми

участниками

образовательного

процесса

обучающимися

(как

имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями

(законными представителями), педагогическими работниками.

Диагностический модуль

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития студентов

с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного

обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-

медико-педагогической помощи.

Задачи

Планируемые

Виды и

Сроки

Ответственны

(направления

деятельности

)

результаты

формы

деятельности

,

мероприятия

(периодич

ность в

течение

года)

е

Медицинская диагностика

Определить

состояние

физического и

психического

здоровья

детей.

Выявление

состояния

физического и

психического

здоровья детей.

Изучение

истории

развития

ребенка,

беседа с

родителями,

наблюдение

классного

руководителя,

анализ работ

обучающихся

сентябрь

Классный

руководитель

Медицинский

работник

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная

диагностика

для выявления

группы

«риска»

Создание банка

данных

обучающихся,

нуждающихся в

специализированно

й помощи

Наблюдение,

психологичес

кое

обследование;

анкетировани

е родителей,

беседы с

педагогами

сентябрь

Классный

руководитель

Педагог-

психолог

Углубленная

диагностика

студентов с

ОВЗ, детей-

инвалидов

Получение

объективных

сведений об

обучающемся на

основании

диагностической

информации

специалистов

разного профиля,

создание

диагностических

"портретов" детей

Диагностиров

ание.

Заполнение

диагностическ

их карт

сентябрь

Педагог-

психолог

Проанализиро

вать причины

возникновени

я трудностей в

обучении.

Выявить

Индивидуальная

коррекционная

программа,

соответствующая

выявленному

уровню развития

Разработка

коррекционно

й программы

До 10.10

Педагог-

психолог

Социальный

педагог

Классный

руководитель

резервные

возможности

обучающегося

Социально – педагогическая диагностика

Определить

уровень

организованн

остистудента,

особенности

эмоционально

-волевой и

личностной

сферы;

уровень

знаний по

предметам

Получение

объективной

информации об

организованности

ребенка, умении

учиться,

особенности

личности, уровню

знаний по

предметам.

Выявление

нарушений в

поведении

(гиперактивность,

замкнутость,

обидчивость и т.д.)

Анкетировани

е, наблюдение

во время

занятий,

беседа с

родителями,

посещение

семьи.

Составление

характеристик

и.

Сентябрь -

октябрь

Классный

руководитель

Педагог-

психолог

Социальный

педагог

Коррекционно-развивающий модуль

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении

содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и

эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями

здоровья, детей-инвалидов.

Задачи

(направления

)

деятельност

и

Планируем

ые

результат

ы.

Виды и формы

деятельности,

мероприятия.

Сроки

(периодич

ность в

течение

года)

Ответстве

нные

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить

педагогическо

е

сопровождени

е студентов с

ОВЗ, детей-

Планы,

программы

Разработать

индивидуальную

программу по предмету.

Разработать

воспитательную

программу работы с

сентябрь

Педагог –

психолог ,кл

ассный

руководител

ь,

социальный

инвалидов

классом и

индивидуальную

воспитательную

программу для

студентов с ОВЗ, детей-

инвалидов.

Разработать план

работы с родителями по

формированию

толерантных отношений

между участниками

инклюзивного

образовательного

процесса.

Осуществление

педагогического

мониторинга

достижений студента.

педагог

Обеспечить

психологичес

кое

сопровождени

е студентов с

ОВЗ, детей-

инвалидов

Позитивная

динамика

развиваемы

х

параметров

1.Формирование групп

для коррекционной

работы.

2.Составление

расписания занятий.

3. Проведение

коррекционных занятий.

4. Отслеживание

динамики развития

ребенка

До 10.10

10.10-15.05

Педагог-

психолог

Лечебно – профилактическая работа

Создание

условий для

сохранения и

укрепления

здоровья

обучающихся

с ОВЗ, детей-

инвалидов

Разработка

рекомендаций для

педагогов, и родителей

по работе со студентами

с ОВЗ.

Внедрение

здоровьесберегающих

технологий в

образовательный

процесс Организация и

проведение

мероприятий,

направленных на

сохранение,

профилактику здоровья

и формирование

В течение

года

Зам .

директора по

воспитатель

ной работе,

педагог

психолог ,

Врачи с

МУЗ

поликлиник

и №3

навыков здорового и

безопасного образа

жизни.

Реализация

профилактических

образовательных

программ (например,

«Все цвета кроме

черного» и другие).

Консультативный модуль

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального

сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей

по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических

условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации

обучающихся

Задачи

(направления)

деятельности

Планируемые

результаты.

Виды и формы

деятельности,

мероприятия.

Сроки

(периодич

ность в

течение

года)

Ответствен

ные

Консультирова

ние

педагогических

работников по

вопросам

инклюзивного

образования

1.

Рекомендации,

приёмы,

упражнения и

др. материалы.

2. Разработка

плана

консультивной

работы со

студентом,

родителями,

группой

Индивидуальные

, групповые,

тематические

консультации

По

отдельному

плану-

графику

Педагог –

психолог

Социальный

педагог

Классные

руководители

Консультирова

ние

обучающихся

по выявленных

проблемам,

оказание

превентивной

помощи

1.

Рекомендации,

приёмы,

упражнения и

др. материалы.

2. Разработка

плана

консультивной

работы с

Индивидуальные

, групповые,

тематические

консультации

По

отдельному

плану-

графику

Педагог –

психолог

Социальный

педагог

Заместитель

директора по

ВР

подростком

Консультирова

ние родителей

по вопросам

инклюзивного

образования,

выбора

стратегии

воспитания,

психолого-

физиологическ

им

особенностям

студентов

1.

Рекомендации,

приёмы,

упражнения и

др. материалы.

2. Разработка

плана

консультивной

работы с

родителями

Индивидуальные

, групповые,

тематические

консультации

По

отдельному

плану-

графику

Педагог –

психолог

Социальный

педагог

Заместитель

директора по

ВР

Информационно – просветительский модуль

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по

вопросам инклюзивного образования со всеми участниками

образовательного процесса

Задачи

(направления)

деятельности

Планируемые

результаты.

Виды и

формы

деятельнос

ти,

мероприяти

я.

Сроки

(периодичнос

ть в течение

года)

Ответственн

ые

Информирован

ие родителей

(законных

представителей

) по

медицинским,

социальным,

правовым и

другим

вопросам

Организация

работы

семинаров,

тренингов,

Клуба и др. по

вопросам

инклюзивного

образования

Информацио

нные

мероприятия

По

отдельному

плану-

графику

Педагог –

психолог

Социальный

педагог

Заместитель

директора

по ВР

Юрист

Психолого-

Организация

Информацио

По

Педагог –

педагогическое

просвещение

педагогических

работников по

вопросам

развития,

обучения и

воспитания

данной

категории

студентов

методических

мероприятий по

вопросам

инклюзивного

образования

нные

мероприятия

отдельному

плану-

графику

психолог

Социальный

педагог

Заместитель

директора по

ВР

другие

организации

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы

является

оптимально

выстроенное

взаимодействие

специалистов

образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение

студентов

с

ограниченными

возможностями

здоровья

специалистами

различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие

включает:

комплексность

в

определении

и

решении

проблем

подростка,

предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного

профиля;

многоаспектный

анализ

личностного

и

познавательного

развитиястудента;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития

и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоциональной-

волевой сфер студента.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии,

педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему

комплексного

психолого-медикопедагогического

сопровождения

и

эффективно решать проблемы студентов. Наиболее распространённые и

действенные формы организованного взаимодействия специалистов на

современном

этапе

это

консилиумы

и

службы

сопровождения

образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную

помощь студенту и его родителям (законным представителям), а также

образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией,

обучением,

воспитанием,

развитием,

социализацией

студентов

с

ограниченными возможностями здоровья.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы

следует

обозначить

социальное

партнёрство,

которое

предполагает

профессиональное

взаимодействие

образовательного

учреждения

с

внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными

организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство

включает:

— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами

по

вопросам

преемственности

обучения,

развития

и

адаптации,

социализации,

здоровьесбережения

подростков

с

ограниченными

возможностями здоровья;

— сотрудничество с негосударственными структурами (общественными

объединениями инвалидов);

— сотрудничество с родительской общественностью.

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим

учебных

нагрузок,

вариативные

формы

получения

образования

и

специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-

медикопедагогической комиссии;

обеспечение

психолого-педагогических

условий

(коррекционная

направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных

особенностей студента; соблюдение комфортного психоэмоционального

режима; использование современных педагогических технологий, в том

числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного

процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса

специальных

задач

обучения,

ориентированных

на

образовательные

потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

направленных

на

решение

задач

развитияподростка;

использование

специальных методов, приёмов, средств обучения, образовательных и

коррекционных

программ,

ориентированных

на

образовательные

потребности студентов; дифференцированное и индивидуализированное

обучение с учётом специфики развития подростка; комплексное воздействие

на

обучающегося,

осуществляемое

на

индивидуальных

и

групповых

коррекционных занятиях);

— обеспечение

здоровьесберегающих

условий

(оздоровительный

и

охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,

профилактика физических, умственных и психологических перегрузок

обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

— обеспечение участия студентов с ограниченными возможностями

здоровья, вместе с нормально развивающимися сверстниками в проведении

воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и

иных досуговых мероприятий;

Информационное обеспечение

Необходимым

условием

реализации

программы

является

создание

информационной образовательной среды и на этой основе развитие

дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении,

с

использованием

современных

информационно-коммуникационных

технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с

ограниченными

возможностями

здоровья,

родителей

(законных

представителей),

педагогов

к

сетевым

источникам

информации,

к

информационно-методическим

фондам,

предполагающим

наличие

методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам

деятельности,

наглядных

пособий,

мультимедийных,

аудио-

и

видеоматериалов.

Подготовил педагог-психолог Буканова Е. Э.



В раздел образования