Напоминание

«Игровые приемы в работе по автоматизации изолированных звуков у детей с логопедическим заключением «стертая дизартрия»


Автор: Смирнова Наталия Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ Гимназия им .А.С.Пушкина
Населённый пункт: г.Шахунья Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Игровые приемы в работе по автоматизации изолированных звуков у детей с логопедическим заключением «стертая дизартрия»
Раздел: начальное образование





Назад




ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В РАБОТЕ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ

ИЗОЛИРОВАННЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕМ «СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ»

Смирнова Н.Н.

GAME TECHNIQUES IN THE AUTOMATION OF ISOLATED SOUNDS

IN CHILDREN WITH A SPEECH THERAPY CONCLUSION OF

«ERASED DYSARTHRIA»

Smirnova N.N.

Аннотация.

Статья

посвящена

актуальной

проблеме

использования

игровых

приемов

в

работе

логопеда

детского

дошкольного

образовательного

учреждения

по

автоматизации

звуков

у

детей

с

нарушениями речи.

Abstract.

The article is devoted to the actual problem of the use of game techniques

in the work of a speech therapist of a preschool educational organization for the

automation of sounds in children with speech disorders.

Ключевые

слова:

нарушения

речи,

стертая

дизартрия,

работа

по

автоматизации звуков, использование игровых приемов.

Keywords: speech disorders, erased dysarthria, work on automation of

sounds, the use of game techniques.

Фонетический уровень – это материальная основа языковой системы,

его нарушение может привести к расстройству более высоких уровней

данной системы. Различные фонетические средства оформления разговора

(ритм, темп, интонация, ударение и т.п.) взаимодействуют тесным образом,

определяя как смысловое содержание, так и эмоциональное отношение

человека к данному содержанию.

В последние годы все большее количество детей обращаются к

профессиональной

помощи

логопедов,

однако,

распределить

всех

нуждающихся в помощи детей по логопедическим группам, особенно в

условиях сельской местности, нет возможности, поэтому основная часть

воспитанников занимается в условиях детского сада или в логопедических

пунктах.

В настоящее время отмечается рост количества детей с дизартрией, а

также со стертой формой дизартрии.

При стертой дизартрии происходит нарушение звукопроизношения и

просодических компонентов, которые

обусловливаются органической

недостаточностью иннервации мышц, а именно дыхательного, голосового и

артикуляционного отделов периферического речевого аппарата. Кроме

указанных нарушений отмечаются изменение голоса и его модуляций,

выраженные просодические нарушения, слабость речевого дыхания. Помимо

этого в различной степени происходят нарушения общей моторики и

дифференцированных движений рук. Это может послужить причиной

отставания

в

формировании

графомоторных

навыков

и

навыков

самообслуживания.

Основные симптомы при «стертой» дизартрии: смазанное, нечеткое

звукопроизношение;

нарушение

дикции;

монотонность

и

маловыразительность речи; замена или искажение звуков и слогов в сложных

словах; замена или пропуск предлогов и др.

В связи с вышеизложенным, работа

логопеда должна вестись

поэтапно в определенных направлениях:

1 этап – подготовительная работа, включающая в себя развитие мелкой

и общей моторики; работу по борьбе

с гиперкинезом, саливацией,

синкинезиями (при дизартрии); стимуляцию работы артикуляционного

аппарата; развитие просодических компонентов речи; упорядочение работы

мимических мышц; нормализацию основных психических процессов;

2 этап – выработка новых произносительных умений и навыков,

подразумевающая

коррекцию звукопроизношения; выработку основных

артикуляционных укладов; развитие основных фонематических процессов;

формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;

3 этап – выработка коммуникативных умений и навыков

4 этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений

5 этап – подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению

в школе: это формирование графомоторных навыков, развитие связной речи,

развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Необходимо отметить, что работа, предусмотренная первым этапом, не

должна прекращаться и на последующих этапах.

На

втором

этапе

рассматриваемого

процесса

очень

сложным

направлением считается автоматизация вызванного звука.

Следуя рекомендациям Т.Б. Филичевой [1], отработку звука следует

начинать с сильной позиции, когда согласный звук стоит перед ударным

гласным. Работу по автоматизации необходимо проводить в строгой

последовательности, а необходимым условием является систематическое и

постепенное повышение темпа логопедических упражнений.

Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова [2], советуют

иной прием -

автоматизацию звука начинать со слога гласный – согласный (ГС), а затем

согласный – гласный (СГ). Специалисты объясняют это тем, что «согласный

звук в такой структуре слогов испытывает на себе меньшее воздействие

соседней фонемы».

Е.Ф.

Архиповой

рассматривается

следующая

последовательность

работы логопеда: в слогах разной структуры, затем - в словах разной

слоговой структуры, где закрепляемый звук расположен в различных

позициях (в начале слова, в середине, в конце), наконец, - в предложениях.

Автоматизация звука происходит сначала с опорой на образец, т. е. в

подражание логопеду, а затем с опорой исключительно на наглядность

(картинки, схемы, символы и т. п.).

Как действующий учитель – логопед МДОУ я убедилась на практике,

что в разной последовательности у детей дошкольного возраста идет не

только постановка звуков, но и их автоматизация. В связи с этим материал

для

занятий,

упражнения

и

игры

должны

подбираться

с

учетом

индивидуальных особенностей воспитанника.

Коррекция стертой дизартрии и нормализация произносительной

стороны речи дошкольника происходит на индивидуальных занятиях. У

ребенка с низким уровнем формирования речи, в отличие от сверстника,

имеющего

высокий

и

нормальный

уровень,

автоматизация

звуков

затруднена.

Таким образом, процесс автоматизации очень часто затягивается,

ребенок долго не может правильно произнести поставленный звук в слогах и

словах, не говоря уже о предложениях. Постоянное повторение одного и того

же речевого материала утомляет воспитанника. У ребенка снижается интерес

к логопедическим занятиям. В свою очередь, отсутствие интереса приводит

к ухудшению результатов коррекционной работы. Для повышения интереса

детей к логопедическим занятиям необходимо:

наличие достаточного

количества дидактического материала, а также разработка педагогом

различных творческих заданий.

Игровые приемы на логопедических занятиях я стараюсь подбирать с

учетом

здоровьесбережения

воспитанника.

Это

такие

приемы,

как

расположение материалов на занятиях то вблизи, то вдали от ребенка,

чередование работы на вертикальной и горизонтальной поверхностях,

постоянная смена динамических поз, работа с детьми в движении.

В данной статье я попытаюсь предложить игровые приемы по

закреплению правильного произношения звуков, которые прошли проверку

практикой работы учителя – логопеда в детском саду. Данные приемы в

основном предназначаются для автоматизации изолированных звуков, хотя

многие из них можно применять и для закрепления звуков в слогах и словах.

Упражнение «Дорожка».

На стену прикрепляется схема: длинная

полоса, точки, короткие полосы. Ребенок передвигает по линиям схемы

игрушку, символизирующую звук, произнося при этом звук соответственно

долго, отрывисто или коротко.

Упражнение

«Лабиринт»

. По нарисованной дорожке ребенок проводит

пальчиком, на более поздних этапах коррекционной работы - прослеживает

глазами, проговаривая при этом звук. Ребенку можно предложить выбрать

карту, пройти по указанному маршруту и перевернуть финальную картинку в

конце лабиринта. Если картинка, открытая ребенком, совпадает с картинкой

логопеда, значит, упражнение выполнено правильно.

Упражнение

«Говорящий

карандаш»

.

Ребенок

рисует,

обводит

различные линии и тянет звук. В этом и подобных заданиях, в которых

используется рисование, я использую лист с заданием, вложенным в

прозрачную пластиковую папку, а для выполнения упражнения предлагаю

воспитаннику водный маркер. Благодаря этому данное пособие можно

применять многократно.

Упражнение «Поющая веревочка».

Ребенок выкладывает веревочку

(тесемку, разноцветные шнурки, разные по фактуре) по нарисованной линии

или лабиринту и тянет при этом звук.

Упражнение «Ступеньки» можно интерпретировать в нескольких

вариантах: ребенок пальчиками «шагает» по нарисованным ступенькам вверх

и вниз, при этом правильно повторяя звук. Можно предложить ребенку

самому выложить ступеньки из трубочек или палочек, оставляя прежнее

задание.

Упражнение

«Самолетики».

Для

дифференциации

шипящих

и

свистящих звуков, слогов я использую вырезанные самолетики. Они

указывают

положение

языка

при

произнесении

звука.

Логопед

проговаривает любые звуки, а воспитанник, наблюдая за педагогом,

выкладывает самолетики в правильном порядке. Или же сначала ребенок

выкладывает самолетики, а затем по ним «читает» звуки.

Большой потенциал для разнообразия упражнений на логопедических

занятиях имеет пособие В. В. Воскобовича «Геоконт».

Воспитаннику

предлагается найти штырьки определенного цвета, дотронуться до них,

назвав

при этом звук. На данные штырьки ребенок может натягивать

резинку, получая заданную логопедом геометрическую фигуру, при этом

протяжно проговаривает звук, проводя пальчиком по сторонам фигуры -

резиночкам.

«Геоконт» также можно использовать на занятиях по дифференциации

звуков. К примеру, ребенок произносит оппозиционные звуки, поочередно

нажимая на штырьки разного цвета. С данным пособием предпочитают

заниматься мальчики. Придумывая новые упражнения, с «Геоконтом» можно

заниматься несколько дней подряд. Количество вариантов работы зависит от

фантазии педагога.

Итак,

в

настоящее

время

неуклонно

растет

количество

детей

дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Основной контингент

составляют воспитанники

с ФФНР, дислалией и различными формами

дизартрии.

Поэтому

повышение

эффективности

коррекционно-

логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с

заключением дизартрия является на данный момент одной из актуальных

проблем логопедии.

Однообразность

и

монотонность

работы

по

автоматизации

поставленного звука снижает интерес ребенка, желание заниматься. В такой

ситуации на помощь к логопеду приходят разнообразные логопедические

игры.

Литература

1.

Филичева Т.Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной

логопедии, М, «ЭКСМО», 2017 – 320 с.

2.

Лопатина Л. В., Серебрякова Н.В.

Преодоление речевых нарушений у

дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. СПб., 2000г.- 192 с.

3.

Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению

стертой дизартрии, М., 2008 г.- 114 с.



В раздел образования