Напоминание

«Формирование УУД на уроках в начальной школе»


Автор: Салединова Фотима Мудесеровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Мирновская школа"
Населённый пункт: с. Мирновка Джанкойский район
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование УУД на уроках в начальной школе»
Раздел: начальное образование





Назад




Статья

на тему

«Формирование УУД на уроках в

начальной школе»

Выполнила учитель начальных классов

МОУОДО "Мирновская школа"

Салединова Фотима Мудесеровна

«Формирование универсальных учебных действий на уроках в

начальной школе»

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой

изменение

целей

современного

образования,

и,

следовательно,

всех

составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы

сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II

поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен

не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные

учебные действия. В 2014 году мы перешли на обучение по новым

стандартам. Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС,

отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучила

документы и дополнительную литературу, разработала рабочие программы

по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации

ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла,

что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но

сегодня – это требование времени.

Передо мной возник вопрос: как

правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не

только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.

Главная цель работы над темой:

Создание условий для формирования универсальных учебных действий в

ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.

Задачи:

1.

Изучить сущность универсальных учебных действий.

2.

Проанализировать УМК «Школа России»

с целью выявления его

возможности в создании условий для формирования УУД .

3.

Разработать

систему

заданий,

вопросов,

учебных

ситуаций

способствующих

формирования

УУД.

Создавать

условия

для

формирования УУД на каждом этапе урока.

Предполагаемые результаты:

Сформированность у школьников универсальных учебных действий

(личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных),

позволяющих учащимися самостоятельно организовать собственную

деятельность по решению задачи проблем, готовность к

самосовершенствованию и саморазвитию.

Повышение уровня профессионализма учителя

Повышение качества преподавания предметов.

Направления работы:

Профессиональное

1.

Изучение

новых образовательных стандартов новых программ и

учебников, выявление их особенностей, особое внимание уделить

программе формирования УУД.

2.

Совершенствование

своих

знаний

в

области

классической

и

современной педагогики иметодики.

3.

Повышение квалификации на семинарах и курсах для учителей

начальных классов.

Методическое

1.

Применение на уроках новых педагогических технологий, форм,

методов и приёмов, способствующих формированию УУД.

2.

Отслеживание состояния и динамики уровня сформированности

универсальных учебных действий у школьников.

3.

Активное участие в работе школьного МО учителей начальных

классов.

4.

Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической

поддержки его индивидуальности,

привлечение их к участию в

научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ,

олимпиадах.

5.

Изучение опыта работы лучших учителей школы, района, участие в

обмене опытом.

6.

Периодическое

проведение

самоанализа

профессиональной

деятельности.

7.

Систематизация

материалов

методической,

педагогической

и

психологической

литературы

по

теме,создание

папки лучших

разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев

внеклассных мероприятий.

Этапы работы:

На 1 этапе изучила сущность и особенности новых ФГОС, материалы и

документы по теме, особое внимание уделила программе формирования

УУД, педагогическую и методическую литературу, принимала участие в

проблемных семинарах, районных и школьных МО, изучала материалы в

сети творческих учителей, прошла курсы повышения квалификации в ГОУ

ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» по программе «Технология

формирования универсальных учебных действий в преподавании учебных

дисциплин». Вот к какому заключению я пришла:

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в

начальной школе на всех уроках.Подуниверсальными учебными действиями

понимается:

умение

учиться,

т.е.

способность

субъекта

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения

нового социального опыта, с одной стороны,

и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также

связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его

способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,

включая организацию этого процесса.

Структура универсальных учебных действий включает в себя:

ЛичностныеУУД(Самоопределение,смыслообразование,нравственно-

эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным,

увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные

действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных

ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах,

выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

РегулятивныеУУД(целеполагание,

планирование,

прогнозирование,

контроль,

коррекция,

оценка,

саморегуляция).

Они

обеспечивают

возможность

управления

познавательной

и

учебной

деятельностью

посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих

действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические

универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают

действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой

информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные

УУД

(планирование

учебного

сотрудничества,

постановка вопросов, разрешение конфликтов,контроль, коррекция).Они

обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и

понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную

деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг

друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои

мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с

учителем, так и со сверстниками.

Сделала вывод: необходимо выстраивать процесс обучения не только как

процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих

инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как

процесс развития личности.

Как же спроектировать урок?

Я считаю, что для формирования УУД технология проведения уроков

каждого типа должна реализовать деятельностный метод обучения. Я

проектирую свои уроки на основе этой технологии. Например, уроки

«открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие шаги:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение

учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» новых

учебных знаний. С этой целью организуется его мотивирование к учебной

деятельности, а именно:

актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности

в

соответствии с принятыми нормами («надо»);

создаются

условия

для

возникновения

внутренней

потребности

включения в учебную деятельность («хочу»);

устанавливаются тематические рамки («могу»).

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему

фиксированию в пробном учебном действии.

Соответственно, данный этап предполагает:

актуализацию

изученных

способов

действий,

достаточных

для

построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

фиксирование учащимися затруднений в выполнении илиобосновании

пробного учебного действия.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины

затруднения. Для этого учащиеся должны:

восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и

знаково)

место– шаг, операцию, − где возникло затруднение;

соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом,

понятием ит.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи

причинузатруднения –те конкретные универсальные знания, которых

недостает для решенияпоставленной задачи и задач такого типа

вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ,

средства).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают ход

будущих учебных действий: ставят цель(целью всегда является устранение

возникшего затруднения), строят план достижения цели, выбирают

способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог,

побуждающий диалог и т.д.)

5. Реализация построенного проекта.

На

данном

этапе

осуществляется

реализация

построенного

проекта.

Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально

и

знаково

в

форме

эталона.

Далее

построенный

способ

действий

используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение,

уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление

возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия

выполненной работы и намечаются следующие шаги, направленные на

усвоение нового УУД.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ

действий с проговариванием алгоритма вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:

учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его

самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение, организуется

рефлексия

хода

реализации

контрольных

процедур.

Эмоциональная

направленность этапа состоит в организации для каждого

ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее

освоение знаний.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе уточняются существенные особенности новых знаний и

действий, его роль и место в системе изученных учебных действий.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется изученное действие , организуется рефлексия и

самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение,

соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их

соответствия инамечаются дальнейшие цели деятельности.

Такие уроки в полной мере решают вопросы по формированию не

только предметных учебных знаний, но и всех видов УУД.



В раздел образования