Автор: Бастракова Ирина Анатольевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 63
Населённый пункт: город Тюмень,Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Мотивация учащихся на уроках физической культуры"
Раздел: начальное образование
«
Мотивация
учащихся
на
уроках
физической
культуры
»
Автор: учитель физической культуры
МАОУ СОШ № 63 г. Тюмени
Бастракова Ирина Анатольевна
1
« Мотивации учащихся на уроках физической культуры»
Введение:
Исходя из концепции ФГОС второго поколения по физической культуре, целью
школьного образования стало — формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации
трудовой деятельности и организации активного отдыха
Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей
школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии
физических и психических качеств, творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни.
Актуальностью данной проблемы является: то что
на протяжении последних
лет сложилась тревожная ситуация - ухудшилось здоровье и физическая подготовка
детей, школьников и студенческой молодежи.
Прослеживается низкий уровень
положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой,
спортом, к здоровому образу жизни .
Таким образом, целью на этом пути является: формирование у учащихся
морального и психического здоровья, осознанной потребности в систематическом
физическом усовершенствовании, развитие положительной мотивации, осознанной
потребности к самостоятельным и организованным занятиям физической культурой,
спортом, обретения знаний и умений здорового образа жизни.
На занятиях физической культурой необходимо, чтобы школьник брал
ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не
отсутствием у него определённых способностей, а недостаточностью собственных
усилий. Только в этом случае успешно формируются внутренняя мотивация и
интерес к занятиям.
Каждого школьника необходимо сориентировать на доступный и подходящий
для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться
учителем, товарищами по классу, родителями как успех, как победа школьника над
собой.
В работе с детьми учителю ни в коем случае нельзя забывать, что мотивация,
влияет на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств
учащихся, существенным образом зависит от силы их нервной системы.
Так же мотивация учащихся носит дифференцированный характер в разных
классах и в разных школах. Она зависит от многих факторов: материально-
технической базы школы, личности учителя физической культуры, от его
педагогического мастерства, особенностей воспитательной работы в классе, в семье,
от социального окружения, от физической и технической подготовленности самих
учащихся.
2
В своей работе я очень часто пользуюсь соревновательный и игровой методом
проведения уроков. Эти методы очень сильно мотивируют школьников к занятиям
физической культуры, особенно учащихся начальных классов.
Игровые комплексы могут содержать подвижные игры, эстафеты, упражнения
соревновательного характера. При правильной организации игр и игровых
упражнений они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее
настроение, дают возможность для проведения личной активности и инициативы. И
это, естественно, повышает интерес к занятиям физическими упражнениями.
Интересы учащихся к занятиям физической культурой бывают разными. Это и
стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить
двигательные и волевые качества.
Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о
красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии
быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость,
быстроту, ловкость. Уже с какой-то конкретной целью, у старшеклассников на
первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с
подготовкой себя к определённо профессиональной деятельности
И все эти аспекты необходимо учитывать. Поддержание интереса и
целеустремлённости у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они
удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них
удовлетворённость занятиями физическими упражнениями.
Помимо удовлетворённости уроком, у школьников имеется ещё и отношение к
физической культуре, как к учебному предмету, которое характеризуется, с одной
стороны, пониманием значимости этого предмета, а с другой – ожиданием того, что
на уроках данного предмета можно удовлетворить свои интересы, потребности в
двигательной активности. Когда учащийся испытывает состояние
удовлетворённости, происходит и формирование положительно-активного
отношения к физической культуре.
Главными причинами падения удовлетворённости уроками физической культуры
многие учёные называют отсутствие эмоциональности урока, не интересность
выполняемых упражнений, малую или чрезмерную физическую нагрузку, плохую
организацию урока. Не удовлетворённые уроками учащиеся обычно ходят на них
лишь ради оценки и для избежания неприятностей. А вот учащиеся, испытывающие
состояние удовлетворённости на уроках, работают на них ради своего физического
совершенствования.
Начиная с первых уроков в школе, уже в начальных классах надо учить их делать
правильные выводы: например, после бега у человека учащается пульс, а если
человек находится в покое, то пульс восстанавливается, что это значит?
Полезно также предлагать детям при освоении новых движений найти, где в жизни
дети их используют или применяю.
Исключительно важно применение средств наглядности, учебных карточек и
стендов, технических средств обучения. Наглядность – абсолютно необходимое
условие эффективной передачи, усвоения информации и успешного формирования у
школьников интереса к физической культуре. Поэтому различные средства
3
наглядности должны применяться с самых первых этапов формирования интереса к
физической культуре.
Работая в школе, выделила актуальную проблему - отсутствие мотивации у
многих учеников. Задалась вопросом: что же нужно сделать для того, чтобы
ученику было интересно, как же его мотивировать на учебную деятельность, на
восприятие материала? А все оказалось не так сложно. Положительно влияет на
мотивацию ребенка собственная увлеченность учителя, умение сделать урок
занимательным, необычным. Дети предпочитают активную деятельность
пассивному слушанию, собственную инициативу исполнению распоряжений,
групповую работу индивидуальной. И конечно, их отпугиваю сложные задачи.
Каждый свой урок я начинаю с улыбки, чтобы дети видели, что я хочу им
помочь научиться всему тому, что знаю и умею сама. Соблюдение режима труда и
отдыха, смена форм и видов деятельности помогают урок проводить продуктивно и
интересно. Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного
существования и личного счастья. Его ум, умение, опыт необходим детям, обществу,
будущим поколениям. Я считаю, что активная пропаганда по внедрению здорового
образа жизни в жизнь каждого человека и общества должна лежать в основе
обучения привития и формирования у подрастающего поколения основных
принципов, форм и факторов здорового образа жизни.
В методике обучения физической культуре ставится задача сделать
обязательным
использование
на
уроках
игр
и
занимательных
упражнений,
оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса
и уровня физической подготовленности учащихся. Столь важная роль интереса в
обучении
не
случайна.
Его
можно
считать
своеобразным
эпицентром
активизации
обучения,
формирования
активности
школьника
и
его
положительного отношения к учению, к учителю, к школе, к соучастникам своей
деятельности, к процессу и результатам своего труда.
Результатом широкого применения игровых технологий на уроках
физкультуры
стало
изменение
отношения
к
предмету.
Обучающиеся
всех
возрастов,
в
работе
с
которыми
регулярно
использую
подвижные
игры,
посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием. Я считаю, что игра
стимулирует познавательную и двигательную активность детей, «провоцирует»
их
самостоятельно,
искать
ответы
на
возникающие
вопросы;
позволяет
использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о
чем-либо; игровые технологии создают широкие возможности для формирования
у детей информационной культуры благодаря использованию в учебном процессе
информационно-коммуникативных технологий.
4
Заключение
Педагогические исследования показали, что интерес к физической культуре
можно формировать двумя путями: воздействуя на отдельные мотивы и на
мотивационную сферу в целом. Однако в мотивационной сфере школьников всё
взаимно связано: при формировании одних мотивов неизменно затрагиваются и
формируются другие.
Поэтому при целенаправленном формировании интереса к физической культуре
педагогически оправдано как воздействие на отдельные мотивы, так и комплексное
воздействие на мотивационную сферу в целом, например, успешное формирование
учебно-познавательных мотивов достигается сознательностью обучения и развития
физических качеств.
Обязательным условием успешного формирования у школьников активного,
устойчивого интереса к физической культуре является формирование
результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность
школьников неэффективна как в плане формирования активного интереса к
физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки
школьников
. Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста, физической
подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть результат
сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный норматив; норма спортивного
разряда; определённое место в спортивных соревнованиях; конкретные показатели в
тестах; возрастные показатели выполнения отдельных упражнений и т.д.
Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения
двигательным действиям. Для этого обучение на уроках физической культуры надо
включать в личностно значимую для каждого учащегося соревновательную
деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в
соревнованиях по данному виду упражнений на первенство класса, школы. Однако и
здесь каждому учащемуся должен быть определён индивидуальный доступный
результат, движение которого опять-таки должно расцениваться учителем,
товарищами по классу, как успех, как победа школьника над собой. Только в этом
случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями,
определяющая интерес учащихся к физической культуре.
Педагогическая практика и научные исследования показали, что результативная
мотивация и интерес к физической культуре значительно возрастают, когда учитель
и ученик добиваются сдвигов в обучении двигательным действиям и развитии
двигательных качеств в относительно короткий промежуток времени. В итоге
быстрее возникают внутренняя мотивация, вдохновение успехом, что особенно
важно для учащихся младших классов, так как они неспособны, переносить
длительные напряжения под воздействием только внешней мотивации.
5
Список используемой литературы:
1.Г.Ю.Ксензова «Перспективные школьные технологии», учебно-методическое
пособие . М.:Педагогическое общество России, 2000.
2.Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Актуальные
проблемы развития физической культуры и спорта в современном обществе.
Самарское отделение Литфонда. 2010.с199
3.Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.
Наука, 2009г.с.16
4.
Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 2010.с18
5.Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
6. Богданов В.М., Пономарев В.С. Компьютерная поддержка методико-
практических занятий // Межвуз. сб. науч. трудов "Вопросы физического воспитания
студентов". - Магнитогорск: МГМА, - 2008.с.35
7.
Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Сотвори себя сам: Учебное
пособие.-Самара:СГАУ,2001г.
8.Андреас К., Андреас С. Сердце разума. – Новосибирск, 1995.с.68
9.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.:
Просвещение,2010.с.120
10.Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. – М.: Российское
педагогическое агентство, 1997.
11.Журнал«Завуч»,№8,1999г.
12. Фридман Л.М., Кулагина И.В. Психологический справочник учителя. – М.:
Просвещение, 2009.с37.
6