Автор: Евсеева Любовь Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Национальная гимназия "Айыы Кыьата"
Населённый пункт: город Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: проект
Тема: Чтение в радость
Раздел: начальное образование
Проект «Чтение в радость»
1.
Аналитическое обоснование
В новых ФГОС НОО говорится: «Современные дети относительно мало читают, особенно
классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как
познавательную
и
художественно-эстетическую
деятельность.
Вследствие
низкой
культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического
мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов
различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий». В наш век
новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала
«падать». Дети предпочитают книги телевидение, видеопродукцию, компьютер и как
результат, школьники не любят, не хотят читать.
Этот факт подтверждают и показатели нашей школы:
1.
Обученность по литературному чтению за последние 4 года снизилась на 5% с
2016-2019 уч.г.
2.
Мониторинг техники чтения при выпуске из начальной школы показывает
снижение успеваемости (100% успеваемости по технике чтения не было) .
3.
В целом по начальной школе качество с 1 по 4 класс постепенно снижается.
4.
Мониторинг метапредметных контрольных работ выявил недостаточное умение
учащихся понимать текст и извлекать из него нужную информацию (100%
успеваемости не было ни в одной параллели за последние 4 года, а качество
незначительно, но снижается).
5.
Развитие коммуникативных УУД, по нашему мнению, тесно связано с умением и
желанием читать. Данные мониторинга коммуникативных УУД показывают
нестабильность результатов (то повышение, то понижение уровня развития).
Важен также выбор книги. От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким
человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности,
духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных
ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.
2. Концептуально-прогностическая часть
2.1 Ожидаемые результаты
- Повышение уровня читательской культуры учащихся
- Рост читательской активности учащихся
- Комфортное информационно-образовательное пространство школы.
-
Анализ
показателей,
критериев,
результатов,
свидетельствующих
об
уровне
сформированности читательской грамотности учащихся.
- Координация деятельности
образовательного учреждения с широким кругом
социальных партнеров, в первую очередь с детскими библиотеками.
- Программа взаимодействия с родительской общественностью по воспитанию культуры
чтения.
2.2. Планируемые новшества
Новизна проекта состоит в том, что работа по повышению интереса к чтению ведется
комплексно в урочной, внеурочной деятельности с активным вовлечением семьи
2.3. Предполагаемые риски в ходе реализации проекта
- слабая оснащенность школьной библиотеки художественной литературой;
- незаинтересованность со стороны учащихся и родителей;
- недостаточность финансирования проекта
2.4. Мониторинг читательского развития учащихся начальных классов
Отслеживание
результатов,
свидетельствующих
об
уровне
сформированности
читательской грамотности учащихся, проводится в три этапа:
А) Диагностический этап определяет показатели читательского развития на начальный
период мониторинга (уровень начитанности и техники чтения, уровень заинтересованности в
книге и чтении, к книгам определённого направления)
анкета «Книга в моей жизни» (приложение 1)
таблица «Уровень начитанности» (приложение 2)
таблица «Техника чтения» (приложение 3)
Б) Проектирование и реализация - отслеживание влияния определённых факторов на
результативность, учет индивидуальной и массовой работы с учениками – участниками
программы, посещаемость и активность в мероприятиях.
«Развитие интереса к чтению и книге (Методика «Буккроссинг») (приложение 5);
«Уровень интереса к книгам определённой группы» (приложение 6);
таблица «Определение причин трудностей» (приложение 4);
методика «Пирамида критики» (по О.Громовой).
В) Контрольно-оценочный этап - анализ и прогнозирование дальнейших изменений по
программе
(количественный
анализ,
опрос,
анкетирование,
отзывы
о
прошедших
мероприятиях,
творческие
работы,
участие
детей
в
мероприятиях
по
чтению,
результативность, оформление заключительных мероприятий, издания сборников творческих
работ по программе).
3. Стратегия и тактика реализации проекта
Цель: Повышение культурной и читательской компетентности учащихся, родителей и
педагогов.
Задачи:
1.
приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению
библиотек;
2.
организация сотрудничества “ученик-родитель - учитель - библиотекарь”;
3.
развить у детей интерес к лучшей детской литературе;
4.
формирование информационной культуры учащихся.
Проект «Чтение в радость» состоит из нескольких взаимосвязанных модулей, которые в
свою очередь используют различные формы и методы работы по развитию читательских
навыков детей.
Занятия по развитию творческого, вдумчивого чтения
Чтение в кругу друзей
Творческие проекты и презентации
Читательское Портфолио
Родительские собрания и лектории по проблемам чтения
Участие в городских и региональных конкурсах
Работа по проекту ведется по пяти взаимосвязанным модулям:
1.Модуль «В мире сказок»
2. Модуль «Семейное чтение»
3. Модуль «Писатели – юбиляры»
4. Модуль «В мире словарей»
5. Модуль «Чтение на уроках»
Модуль «В мире сказок»
Цель
Развитие речи и формирование духовной и эстетической культуры
личности
ребенка,
осмысление
им
традиционных
духовно-
нравственных ценностей своего народа.
Задачи
Формирование навыка чтения путем приобщения детей к истокам
родной культуры посредством введения их в духовный мир народной
и авторской сказки.
Воспитывать у детей любовь к культурному наследию народа,
трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям,
терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с
благодарностью принимать помощь.
Развивать
у
детей
социальные
навыки:
общительность,
дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего
труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни,
умение делать нравственный выбор, подражать положительным
героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение
рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию
речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства,
участия в организации выставок и спектаклей.
Сроки
1 четверть ежегодно
Целевая
аудитория
Учащиеся 1-4 классов, семьи учащихся
Ответственные
Учителя 1 классов
Средства
и
методы
1.
Кругл.стол с родителями «Роль сказок в воспитании детей».
2.
Конкурс рисунков на тему «Моя любимая сказка».
3.
Театрально-музык. среда «Путешествие в мир сказки».
4.
Фотовыставка «Мы артисты любимой сказки»
5.
Коллективные выходы в учреждения культуры
Критерии уровня
достижения
результатов
1.
Участие в выставках
2.
Театральная постановка по сказкам
3.
Организация представлений в детском саду «Ивушка»
Модуль «Семейное чтение»
Цели
Разработка и апробация механизма реализации семейного чтения для
формирования читательского интереса у школьников
Задачи
1. возрождение традиции семейных чтений и повышение культуры
чтения в семье
2. организация сотрудничества «учитель – ученик - родитель»
3. приобщение обучающихся к регулярному чтению детской
литературы и посещению библиотек.
Сроки
2 четверть
Целевая аудитория
Учащиеся 1-4 класс, семьи учащихся
ответственные
Учителя 2 классов
Средства и методы
1.
конкурс совместных рисунков: «Краски прочитанной книги»;
2.
творческие конкурсы: «Вместе весело читать!» - на лучшую
творческую работу семьи (рассказ, стихотворение, рисунок,
компьютерная графика, поделка, книжная закладка, слоган);
3.
«Забытые книги желают познакомиться» для ребят и их родителей
Семейные викторины (Сетевое взаимодействие)
Критерии уровня
достижения
результатов
(продукт)
- Мониторинг участия учащихся классов и родителей в мероприятиях на
«Экране чтения»
- выставка рисунков
-сборник произведений учащихся и родителей класса
- презентация «Забытые книги желают познакомиться»
Модуль «Писатели – юбиляры»
Цель
Разработка
и
апробация
модуля
«Писатели
-
юбиляры»,создающего
условия
для
продуктивного
развития
читательской деятельности у младших школьников на примере
изучения жизни и творчества детских писателей, повышающего
мотивацию читательской активности, формирующего интерес к
процессу чтения, потребности читать
Задачи
1.
создать ресурсное обеспечение разработки и апробации
модуля
«Писатели
–
юбиляры»:
мотивационное,
информационное, кадровое и материально-техническое;
2.
организация сотрудничества «учитель – ученик - родитель»
3.
приобщение обучающихся к регулярному чтению детской
литературы и посещению библиотек.
Сроки
3 четверть
Целевая аудитория
Учащиеся 1-4 класс, семьи учащихся
Ответственные
Учителя 3 классов, библиотекарь
Средства и методы
1.
создание списка «Писателей – юбиляров»
2.
составление маршрутного листа с заданиями на каждый
класс
3.
библиотечные уроки по творчеству писателей - юбиляров
4.
итоговые мероприятия по выполнению заданий в виде
выпуска стенгазет, организации выставки книг юбиляра,
защиты
рефератов
«Моя
любимая
книга
писателя-
юбиляра»
Критерии
уровня
достижения
результатов
Мониторинг участия учащихся классов по маршрутному листку
- выставка стенгазет
-защита рефератов
Модуль «В мире словарей»
Цели
Разработка и апробация программы, создающей условия для
успешного развития словарного запаса, кругозора младших
школьников, для формирования у учащихся культуры работы со
словарями в целях реализации требований ФГОС
Задачи
1.
Познакомить учащихся с различными словарями
2.
Привить умение пользоваться со словарной статьей
3.
Помочь в осознании словаря как источника национально-
культурной информации.
4.
Пробуждать интерес и любознательность к словарям.
5.
Мотивировать учащихся к систематическому использованию
словарей в урочной, внеурочной, проектно-исследовательской
деятельности.
Сроки реализации
Четвертая четверть
Целевая аудитория
Учащиеся 1 – 4 классов, родители учащихся
Ответственные
Учителя 4-х классов
Средства и методы
Библиотечные уроки «В мире информации»
Творческие конкурсы
Критерии уровня
достижения
результатов
(продукт)
Самодельный толковый словарик
Устный журнал о происхождении слов
Видеоальбом фразеологических оборотов.
Модуль «Чтение на уроках»
Цель
Овладение
и
совершенствование
навыков
осознанного,
правильного, беглого и выразительного чтения и всех видов речевой
деятельности
Задачи
1.
Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста
2.
Воспитание интереса к чтению книги, развитие общеучебных
умений
осознанно
читать
тексты,
работать
с
различной
информацией
3.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой
(формирование умений работы с различными видами текстов,
ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об
окружающем мире)
Сроки
В течение года
Целевая аудитория
Учащиеся 1-4 класс
ответственные
Учителя начальных классов, учителя - предметники
Средства и методы 1.
чтение вслух и «про себя»;
2.
чтение
в
парах,
группах,
фронтальное
чтение
в
классе:
коллективное и совместное чтение; хоровое и индивидуальное
чтение, продолжение чтения; чтение по ролям
3.
просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение,
детальное прочтение, перечитывание;
4.
обсуждение прочитанного;
5.
составление планов, схем (развития сюжетов, взаимоотнош-й и
т.п.),
6.
пересказ (полный, сжатый, выборочный);
7.
работа с текстом: с его структурой и композицией (планы и
ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей
(ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми
средствами (средства выразительности);
8.
поиск информации о произведении и авторе
9.
уроки внеклассного чтения
Критерии
уровня
достижения
результатов
Мониторинг участия учащихся классов по маршрутному листку
-
мониторинг
техники
чтения,
-
мониторинг
результатов
метапредметных контрольных работ, - мониторинг УУД
Этапы реализации проекта
Первый этап - подготовительный (2015- 2016 учебный год)
На первом этапе разработки новшества необходимо создать условия для введения
новшества:
выявление
проблем
педагогического
коллектива
(психолого-педагогический
лекторий, памятки, панорамы уроков и т.д.);
создание информационной базы «Как повысить качество чтения?»;
разработка положений мероприятий
составление совместного плана работы с партнерами
Результаты первого этапа:
позитивное отношение педагогического коллектива к теме работы проектной
группы;
информационная база «Как повысить качество чтения»;
календарно – тематический план работы по проекту
Второй этап (2016-2018 учебный год)
На втором этапе осуществляется запуск и апробация новшества:
повышение уровня профессионального мастерства членов проектной группы и
всего педагогического коллектива начальных классов в части развития и
формирования сознательного читателя;
расширение и углубление информационной базы «Как повысить качество чтения»
на основе индивидуальных разработок;
реализация проекта в соответствии с календарно-тематическим планом
Третий этап - аналитический
Оценка результатов проекта:
1.
Показатели оценки реализации проекта:
качество методических рекомендаций (внешняя экспертиза);
рост качества обучения в целом по всем предметам на 10 %;
повышение качестватехники чтения, результатов метапредметных контрольных
работ;
овладение
педагогами
эффективными
приемами
и
способами
развития
и
формирования осознанного чтения.
2.
Методы оценки и диагностики:
внутренняя и внешняя экспертиза;
экспертиза методических рекомендаций;
мониторинг скорости чтения, осознанности чтения и др.
Программа развития классного коллектива «Путь к успеху»
3 б класс 2021-2022 уч.год
Наименование
программы
Программа развития классного коллектива в младших классах «Пусть к
успеху»
Разработчик
Учитель начальных классов НШ ЯПК имени С.Ф.Гоголева
Участники
ученики 3б класса; родители учащихся, учителя внеурочной
деятельности
Цель
- создание воспитательно-образовательной среды, способствующей
формированию у школьников способности к успешной социализации в
обществе, инициативности, самостоятельности, потребности в здоровом
образе жизни, духовности, культуры, гражданской ответственности,
толерантности.
Задачи
1.Сохранить и укрепить здоровья школьников;
2.Создать условия для интеллектуального, нравственного,
коммуникативного, эстетического и физического самовыражения
личности;
3.Развить творческие способности детей;
4.Создать условия для самореализации каждого члена классного
коллектива;
5. Создать условия для приобретения обучающимися позитивного
социального опыта;
6.Объедить усилия классного руководителя и родителей для совместной
деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
7. планировать воспитательную деятельность в классе с учетом
основных направлений развития общего образования в рамках ФГОС
нового поколения;
Сроки
реализации
Проект программы деятельности классного коллектива рассчитан на 2
года. Участниками становятся все обучающиеся классного коллектива с
1сентября 2017 года по 31мая 2019года
Ожидаемые
результаты
реализации
Программы
-формирование правильного отношения учащихся к проблеме
сохранения и защиты своего здоровья;
- развитие познавательной активности, повышение уровня
общеобразовательной подготовки, усиление мотивации учащихся к
учёбе;
-формирование у учащихся сознательной дисциплины, навыков
культурного поведения;
-вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы;
-создание здорового микроклимата в коллективе;
-развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед
коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела.
Система
организации
контроля над
исполнением
Программы
Осуществляется директором школы
зам. директора по УВР
Пояснительная записка
В современном мире, где вводится массовое внедрение компьютерных технологий,
интернета, приводит к тому, что дети большую часть своего времени проводят не в
общении друг с другом, а в общении с техникой. В связи с этим не развиваются навыки
межличностного
взаимодействия,
притупляется
восприятие
другой
личности
в
эмоциональном и ценностном отношении. Ведь развитие личности и коллектива
взаимообусловленные процессы.
Актуальность данной проблемы возрастает изо дня в день. Во время учебного года
далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно
организованный отдых. Одни заняты работой, другие не обращают на это внимание и дети
большую часть свободного времени предоставлены сами себе. Перед педагогом стоит
задача – формирование детского коллектива. Только в коллективе развивается личность,
умеющая организовывать свою работу и себя, проявлять инициативу и самостоятельно и
самостоятельно преодолевать трудности.
Наиболее важным периодом в формировании ученического коллектива является
начальная школа. Именно в начальных классах ребенок впервые знакомятся с будущими
одноклассниками, первым учителем, оценкой со стороны педагога, обучающихся, именно
в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных
достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. В этом возрасте младший
школьник в большей степени поддается воспитательным воздействиям, формированию
таких качеств как уважение, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.
Первичным коллективом для него является класс.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных
целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных
педагогических системах, в том числе в школе.
Разработка данной программы организации свободной от уроков деятельности,
оздоровления и занятости детей была вызвана: повышением спроса родителей
на
организованный отдых обучающихся
в условиях школы и
села; необходимостью
использования творческого потенциала школьников и педагогов в реализации цели и
задач программы.
Истина
гласит,
что
только
здоровый
человек
с
хорошим
самочувствием,
психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить,
успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности.
Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически
крепкого ребенка, владеющего навыками безопасного поведения при ЧС; формирования
социально-активной личности; развития индивидуальных творческих способностей.
На состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Большинство
обучающихся живут в неполных семьях, у некоторых детей родители – опекуны. В
большинстве неполных семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и
скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления
детей.
Очень часто можно видеть детей младшего школьного возраста на улицах без
присмотра родителей. Иногда это приводит к беспризорничеству и нарушениям правил
дорожного движения. Так как школа является центральным социальным институтом
образования, то, стало быть, школа и есть главный виновник горьких плодов воспитания.
Развитию творческого потенциала детей мы уделяем большое значение. Учебный год -
хорошее время для реализации задуманных идей, занятия делами в свободное от учёбы
время. Учитывая все вышесказанное, мы ставим перед собой следующие цели и задачи:
Цель:
создание
воспитательно-образовательной
среды,
способствующей
формированию у школьников способности к успешной социализации в обществе,
инициативности, самостоятельности, потребности в здоровом образе жизни, духовности,
культуры, гражданской ответственности, толерантности.
Задачи:
- планирование воспитательной деятельности в классе сучетом основных направлений
развития общего образования в рамках ФГОС второго поколения.
- оптимизировать учебную и воспитательную работу школы;
- повысить взаимодействие педагогов и родителей, вовлечь их в воспитательный и
образовательный процесс;
-
скоординировать работу школы с администрацией поселения
и сельской
библиотекой;
-
своевременно корректировать возникающие проблемы.
Исходя из целей и задач, создана модель выпускника 4 класса:
1. Выпускник готов к саморазвитию. У него сформировано мотивация к познавательной
деятельности;
2. Он – гражданин России. Знает историю своей семьи, школы, города, республики;
3. Выпускник обладает полезными социальными и практическими умениями;
4. Он комфортно чувствует себя в коллективе;
5. Выпускник – сторонник здорового образа жизни, негативного относится к вредным
привычкам;
6. Он владеет навыками культуры поведения;
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в
себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления: «Здоровье»,
«Общение»,
«Нравственность.
Духовность»,
«Досуг»,
«Семья»,
«Интеллект»,
«Гражданин».
Я считаю, что все эти направления тесно взаимосвязаны и назвала программу
развития моего классного коллектива «Здоровому – всё здорово». Наша программа
поможет осмыслить ребёнку собственные действия, которые помогут ему быть здоровым
и успешным. По мере реализации данная программа корректируется.
Результатом данной программы является личность, способная жить в современном
мире, жить в социуме, в семье, в трудовом коллективе.
Реализация программы воспитания основана на принципах:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на
стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям,
сотрудникам
школы необходимо психологическое переосмысление всех основных
компонентов педагогического процесса.
Принцип
соответствия
типа
сотрудничества
психологическим
возрастным
особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом
деятельности
воспитательного
характера
в
школе
является
сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя
творческой личностью.
Принцип демократичности
Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих
способностей.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой
полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и
воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной,
учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической,
эмоционально-волевой
сферы
с
учётом
его
индивидуальных
и
возрастных
особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений,
происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и
нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня;
это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю задругим право иметь свою точку зрения,
я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для
других людей и для природы»).
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
при развитии детского самоуправления;
при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может
принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность
детей.
Принцип уважения и доверия
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в
возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных
последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Структурная модель воспитательной системы
Аналитико-диагностическая деятельность
• тестирование
• анкетирование
• педагогически направленное наблюдение
Работа с семьёй
• изучение воспитательного потенциала семьи
• психолого-педагогический всеобуч родителей
• вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
• индивидуальная работа с родителями
Ценностно-ориентированная деятельность
• классное самоуправление
• анкетирование
• тематические классные часы
• изучение о правах ребёнка
• посещение музеев, выставок, театров, библиотек
• участие в социально значимых проектах и акциях
Дополнительное образование
• вовлечение в факультативы, кружки
• организация кружков
• творческие отчёты
Интеллектуально-познавательная деятельность
• познавательные классные часы
• экскурсии
• участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах
Спортивно-оздоровительная деятельность
• тематические классные часы
• участие в спортивных мероприятиях
• экскурсионно-туристическая работа
• пропаганда физической культуры
Свободные общения
• вечера отдыха
• игры
Этапы реализации программы.
I этап. Диагностический (сентябрь – каждого учебного года)
Задачи:
1. Выявление склонностей и интересов обучающихся класса.
2. Выявление личностных качеств личности.
3. Анализ полученных результатов диагностики.
II этап. Организационный (октябрь каждого учебного года)
Задачи: Создание проекта программы занятости детей в свободное от занятий время.
Планирование совместной деятельности.
III этап. Деятельностный этап (октябрь, ноябрь – май каждого учебного года)
включает реализацию основных подпрограмм.
Родители, дети, педагоги:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
- участвуют во всех организуемых мероприятиях;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные
ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
Основные направления воспитательной работы программы «Путь к успеху»
Направление I «Здоровье»
Цель работы: использование педагогических технологий и методических приёмов для
демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для
будущего самоутверждения.
Задачи работы:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению
здоровья;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья.
Основные моменты деятельности в направлении «Здоровье»
-сотрудничество с медицинским работником Виктори–Клиник с целью изучения
состояния физического здоровья каждого ученика;
-сотрудничество с родителями учащихся и учителями – предметниками;
-формирование правильного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты
своего здоровья;
-организация
внеклассных
мероприятий,
формирующих
отношение
к
занятиям
физкультурой и спортом.
Основные понятия направления «Здоровье»
Психическое,
психологическое,
физическое
здоровье,
культура
сохранения
собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи семьи и школы по
сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, волевые качества человека для
сохранения здоровья.
Формы работы с классом в направлении «Здоровье»
спортивные соревнования, конкурсы, спартакиады, эстафеты в школе;
встречи со спортсменами школы, района и республики - победителями спортивных
соревнований, родителями и семьями, активно занимающимися спортом,
предметные вечера, спортивные конкурсы и викторины, тематические классные часы,
связанные со спортивной тематикой, тематические родительские собрания, совместно с
педагогами и медицинскими работниками по вопросу сохранения здоровья учащихся
класса;
беседы по спортивной и здоровьесберегающей теме «Спорт в моей жизни», «Великие
спортсмены моей школы», «Великие спортсмены моего района», «Великие спортсмены
моей республики», «Великие спортсмены моей страны», «История видов спорта»,
«История олимпийских игр», «Трудные судьбы большого спорта», «Спорт в нашей
семье», «Как заниматься спортом без ущерба здоровью?», «Спорт и интеллект - понятия
совместимые?», «Красивый спорт и грубый спорт», «Вредные привычки. Как от них
избавиться?», «Гигиена здоровья», «Мой режим дня», «Правильное питание» и другие;
походы в лес, туристические походы, дни здоровья;
Направление II «Общение»
Цель деятельности: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения
людей, опыта поколений.
Задачи работы в направлении «Общение»:
- формировать у учащихся культуру общения в системе «Учитель - ученик»,
- «Ученик - ученик», «Взрослый - ребёнок»; знакомить учащихся с традициями и
обычаями общения разных поколений, разных стран.
Основные моменты деятельности в направлении «Общение»
«Утуе киьи угус
до5ордоох».
- изучение с учащимся исторического опыта
организации общения людей
человеческих сообществах, их роли и последствия для следующих поколений;
- изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем
в общении и организация диагностики;
- обучение учащихся активным формам общения и деятельности;
- обучение проявлению симпатии и эмпатии, создание положительных ситуаций общения,
формирование умений общения;
- организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения;
- обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм
взаимодействия, как тренинги, дискуссии, беседы и часы общения.
Основные понятия направления «Общение»
- Эмоции и чувства, рефлексы, симпатия, эмпатия, сочувствие и сопереживание,
умение управлять собой.
Формы работы с классом в направлении «Общение»
- тематические классные часы, игры и тренинги по проблеме общение;
- тренинги общения учащихся и их родителей;
- тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
- праздники, конкурсы.
Направление III «Нравственность. Духовность»
Цель деятельности: обучение пониманию смысла человеческой жизни, ценности своего
существования и ценности существования других людей.
Задачи работы в направлении «Нравственность. Духовность»
- формировать у учащихся культуру миропонимания;
- формировать у учащихся, осознание исторического прошлого и будущего и своей
роли в нём.
Основные моменты деятельности в направлении «Нравственность. Духовность»
- развитие желания знать, понимать и действовать в соответствии с полученными
нравственными знаниями в реальных жизненных ситуациях;
- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих
сильных и слабых сторон;
- воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
- воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самоусовершенствования;
- формирование положительного отношения к традициям и обычаям своей семьи, своего
народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Основные понятия направления «Нравственность. Духовность»:
Нравственный выбор, нравственное просвещение, нравственное поведение, выдающиеся
люди и их нравственные ценности, жизненные ценности и правила, знание этики,
нравственный опыт, духовность.
Формы работы с классом в направлении «Нравственность. Духовность»
- тематические классные часы;
- тренинги нравственного самосовершенствования;
- посещение театров и кинотеатров с последующим обсуждением;
- экскурсии, знакомства с историческими и памятными местами Республики Саха
- дискуссии по нравственной тематике;
- изучение нравственного наследия писателей и поэтов Якутии и нашей страны;
- праздничные поздравления одноклассникам,
педагогам, родителям, сюрпризные
моменты, конкурсы;
Направление IV «Досуг» ».
Цель деятельности: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и
самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных
ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи работы в направлении «Досуг»:
- создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во
внеурочное время;
- использование нетрадиционных творческих форм внеклассной деятельности с учётом
возрастных особенностей учащихся;
- изучение интересов и потребностей каждого ребёнка во внеурочной деятельности;
- проведение консультаций учащихся по выбору кружка, клуба, секции;
- постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в
досуговой деятельности перед родителями, педагогами, одноклассниками и сверстниками;
- развитие у детей способности адекватно оценивать свои результаты и быть
справедливым к достижениям других;
- использование активных форм внеклассной работы с учётом возрастных особенностей
учащихся.
Основные моменты деятельности в направлении «Досуг».
-
изучение потребностей интересов и желания ребят в организации и проведении
внеклассных мероприятий;
- предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования
жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение;
- предоставление родителям необходимой информации об участии ребёнка в жизни
классного коллектива;
- стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.
Формы работы с классом в направлении «Досуг».
- проведение вечеров, конкурсов, викторин, утренников и так далее в классе и активное
участие в общешкольных мероприятиях;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок;
- театрализованные представления на Новый год, Масленицу;
- презентации;
- литературные вечера, конкурсы талантов, марафоны.
Направление V «Семья»
Цель деятельности:
- максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию
развитой личности.
Задачи работы в направлении «Семья»:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему
родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-
воспитательного процесса учащихся, педагогов и родителей;
- организация и просвещение родителей по вопросам воспитания детей и использования
активных форм деятельности;
-
создание
благоприятной
атмосферы
общения,
направленной
на
преодоление
конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик -
родитель».
Основные моменты деятельности в направлении «Семья»:
- поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы;
- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиции семьи,
влияющих на нравственное и личностное становление ребёнка.
Основные понятия направления «Семья»:
Семейный уклад, традиция семьи, родительский дом, родословная, семейные корни,
авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и
сестёр, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищённость ребёнка в
семье.
Формы работы с классом и родителями в направлении «Семья»
- тематические классные часы, посвящённые семейным корням «Откуда начинается мой
род?», «Летопись моей семьи», «История создания моей семьи», «Моя семья в
фотографиях», «Памятные даты моей семьи»;
- праздники общения семей, спортивные состязания, конкурсы «Папа, мама, я -
спортивная семья»;
- праздники, посвящённые красным датам календаря « День матери», «День защитника
Отечества» и красным датам школы «1 сентября», «День учителя»;
- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации,
беседы с детьми и родителями;
- походы, экскурсии, викторины, КВН-ыродительско-ученических и семейных команд,
брейн-ринги, интеллектуальные конкурсы родителей и детей;
- дни открытых дверей, дни творчества.
Направление VI « Интеллект».
Цель деятельности: оказание помощи ученикам в развитии учебных способностей,
мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения .
Задачи работы в направлении «Учёба. Интеллект».
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону
развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования умственных
способностей.
Основные моменты деятельности в направлении «Интеллект».
- изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для
организации коррекционной работы;
- сотрудничество с учителями - предметниками по изучению индивидуальных
возможностей, интеллектуальной деятельности каждого ученика;
- интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного
труда;
- организация и проведение внеклассных мероприятий положительно влияющих на
интеллектуальное развитие детей;
-
сотрудничество
с
внешкольными
учреждениями
для
совместного
развития
интеллектуальных возможностей учащихся.
Основные понятия направления « Интеллект ».
Умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень
интеллектуального развития, креативность, кругозор, интеллектуальный потенциал.
Формы работы с классом в направлении «Интеллект».
- внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
- интеллектуальные марафоны в классе.
Направление VII «Гражданин».
Цель деятельности:
формирование у учащихся соответствующих знаний о праве,
правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между
личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения
и ответственности за него.
Задачи работы в направлении «Гражданин».
-
формирование
у
учащихся
правовой
культуры,
свободного
и
ответственного
самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и
прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
- обучение решению задач правого воспитания.
Основные моменты деятельности в направлении «Гражданин».
- изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного
отношения к ним учащихся;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование
умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового
просвещения
учащихся;- формирование чувств долга, совести и справедливости.
Основные понятия направления «Гражданин».
Право, закон, права и обязанности, правонарушение, долг, честь, преступление,
ответственность, достоинство, личность, правовые нормы, Конституция, Конвенция о
правах ребёнка.
Формы работы с классом в направлении «Гражданин».
- тематические классные часы;
- конкурсы, викторины по правовой тематике;
- дискуссии на тему «Я имею право на …»;
- просмотр видео и художественных фильмов по правовой тематике с обсуждением;
Ожидаемые результаты:
1 Ученик свободный, способный ориентироваться в окружающей его действительности.
Умеющий осуществить совместную деятельность с другими людьми, сознающий
необходимость сохранения всего живого на Земле, знающий и любящий свою малую и
большую Родину.
2 Ученик, бережно относящийся к своему здоровью, ценящий жизнь свою и окружающих,
имеющий умения и навыки по сохранению своего физического и психологического
здоровья, навыки самообслуживания
3 Ученик творческий , готовый к созданию новых идей, способный к саморазвитию,
сохраняющий интерес к познанию мира, мотивирован на продолжение образования.
4 Ученик, приобщенный к духовной культуре человечества, ориентирующийся в
событиях мира, способный участвовать
в межнациональном общении, владеющий
языками мира, знающий традиции , обычаи, правила, необходимые в общении с другими
людьми.
5
Ученик
владеющий
навыками
и
приемами
умственного
труда,
умеющий
организовывать свою деятельность.
6
Ученик
с
высоким
уровнем
нравственных
качеств,
ориентированных
на
общечеловеческие ценности (высокая культура общения. честен, принципиален. умеет
отстаивать свои взгляды и убеждения, патриотизм, любовь к Родине, доброта,
отзывчивость и скромность)
Работа с родителями.
Суть
взаимодействия
классного
руководителя
и
родителей-обе
стороны
заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и
свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. Основ взаимодействия-
принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и
терпимости по отношении друг к другу.
Формы работы с родителями:
Анкетирование
Беседы
Консультации
Родительские собрания
Посещение семьи
Проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей
Организация совместных праздников.
Виды воспитательных мероприятий в рамках ФГОС:
Классные часы с определенной тематикой
Совместные трудовые дела
Встреча с интересными людьми
Проведение народных праздников
Подготовка концертов
Проведение походов, экскурсий
Проведение предметных олимпиад, спортивных игр
Благоустройство класса, школы
Развлекательные мероприятия
Свободное общение
Деловые игры
Внеклассные мероприятия
КТД
Поручения в классе
Работа классного самоуправления в классном коллективе
Поисковая деятельность
Исследовательская деятельность.
Задачи на перспективу:
- Более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу.
- Сосредотачивать усилия на выявлении и решении наиболее важных педагогических
проблем.
- Согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании
и организации жизнедеятельности в классе.
- Учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы и увлечения.
- Стремиться к созданию условий для разностороннего развития личности на основе
усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитания мирного человека,
живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего
активную жизненную позицию в ней.
С 2016 по 2018 учебный год я выполняю функции классного руководителя 2 -3
классов в МОБУ СОШ №20 имени Ф.К. Попова г.Якутска. Учащиеся моего класса, в
котором я являлась классным руководителем отличаются высоким уровнем активности,
самостоятельности как в учебной деятельности, так и во внешкольной и внеклассной.
Умеют высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Активные участники
творческих конкурсов. Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их
социумом:
учащимися
школы,
учителями.
У
детей
сформированы
ценностные
ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям.
Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с
одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия
решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников,
на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических,
организаторских
и
других
способностей
и
дарований.
Систематично
ведется
индивидуальная работа с учащимися.