Автор: Петрова Надежда Николаевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Шемуршинская СОШ"
Населённый пункт: Чувашия, Шемуршинский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Социально-педагогическая работа с детьми "Семья как основополагающий институт в структуре общества"
Раздел: среднее образование
Семья как основополагающий институт в структуре общества
Хотите ли Вы, не хотите ли.
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего, мы - родители,
А все остальное – потом.
(Р. Рождественский)
Каким будет наше государство, каких детей мы воспитаем, зависит только от нас. Как их воспитать
нравственно и физически «правильно»?
Мы часто слышим «все идет из семьи», ведь в семье протекает воспитание подрастающего
поколения, закладывается «фундамент» личности. Она несет в себе основы нравственных представлений и
ценностей, которые воспринимаются обществом. Культура семейных отношений – составная часть и
отражение общей культуры общества.
Семья - древнейший институт человеческого общества, прошла сложный путь развития. Первые
были родоплеменные формы, человек один не мог существовать, дальше - большая семья, жившая под
одной крышей несколькими поколениями, и семья, состоящая только из родителей и детей.
Семья - это ячейка общества, которая осуществляет важнейшие социальные функции.
Главной функцией семьи является продолжение жизни, роста численности населения, ведь для
государства это очень важно. Так же, семья выступает важнейшим звеном экономической структуры. По
уровню и структуре потребляемых благ судят об уровне благосостояния общества, качестве жизни, степени
экономического развития.
Семья
как
основополагающий
институт
в
структуре
общества,
очень
чувствительна
к
реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты моментально
отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.
В данное время сложилась такая жизненная ситуация, что огромное количество семей нуждаются в
эффективной реализации государственной семейной политики. В трудные жизненные условия чаще всего
попадают малообеспеченные семьи, к ним могут относиться: неполные семьи, где всего один трудовой
доход;
семьи
беженцев;
вынужденных
переселенцев;
безработные;
семьи
с
детьми-инвалидами;
многодетные семьи, неблагополучные семьи.
Для
этих
семей
характерны
проблемы:
финансовые,
трудоустройство,
ограничения
жизнедеятельности, медицинские, психологические.
Ситуации углубляется еще и тем, что материальные и психологические трудности, переживаемые
семьей, приводят к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в
себе родители перестают быть авторитетом и образцом для своих детей. Дети не обращаются к ним за
советами и помощью, считают их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях. И в этом
есть своя правда, такой родитель авторитетом для ребенка быть не может. Дети в таких семьях чаще всего
обладают низкой самооценкой, и неадекватное представление о значении собственной личности, может
отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе ребенка.
С каждым годом семей, попадающих в трудную жизненную ситуацию, становится все больше и
больше. И так как семья – это «мини-общество», ему необходима помощь в решении различных проблем.
Таким помощником может выступить школа. Большую роль
в процессе воспитания подрастающего
поколения отводится сотрудничеству семьи и школы.
Школа в селе занимает особое положение - это явление культурное, социальное и экономическое,
потому что она определяет жизнь села, или сильно влияет на нее. Школа и общество на селе - не
разделимы.
Учитель всегда знает, что происходит в семье ученика. Знает, когда чьи-то родители сидят без
работы, знает, что дети не могут купить тетради и даже оплатить обеды. Учителя всегда в курсе, если дети
дома столкнулись с семейным насилием. Классные руководители на селе гораздо чаще, чем городские
бывают у своих учеников дома и знают условия жизни и возможности каждой семьи.
Сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю,
помогает в преодолении социальных различий, сохранения принципа социального равенства сельского
социума. Отсюда школа не может отставать от изменений в обществе.
В связи с этим возрастает значение работы социального педагога в школе по организации этой
деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем. Организуя в школе совместную работу
семьи и классных руководителей, он стремится к достижению одной цели - обеспечению оптимального
личностного развития ребенка. Социальный педагог школы совместно с родителями, учителями,
психологом, представителями общественности работает в разных направлениях, одно из которых - работа
с подростками из малообеспеченных семей.
С каждым годом семей, попадающих в трудную жизненную ситуацию, становится все больше и
больше. Семьям, проживающим на селе не чуть не легче, чем городским.
Сельская школа как воспитательный институт всегда осознавала жизненную потребность в
налаживании контактов между школой и родителями и по возможности укрепляла эту связь. Практика
показала, что установление сотрудничества - процесс многосложный, двусторонний, длительный,
зависящий от многих факторов.
Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся по их
личности,
особенностей семейного воспитания, окружения, интересов, склонностей и потребностей.
Основная цель социального педагога не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить
негативный путь развития личности ребёнка.
Задачи, которые ставит социальный педагог в своей работе это:
1.
Забота и помощь детям, испытывающим те или иные жизненные трудности (проблемы обучения,
развития личности, общения и т. д.)
2.
Своевременное выявление и предупреждение конфликтных ситуаций в ученической среде,
негативных тенденций в развитии личности ребёнка.
3.
Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и
профилактика
асоциального
поведения,
безнадзорности,
правонарушений
обучающихся,
пропаганда ЗОЖ.
4.
Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и
родителей.
5.
Посредничество между личностью обучающегося, семьёй, средой, специальными социальными
службами, ведомственными и административными органами.
В профессиональной деятельности социального педагога имеются три ведущие функции социально-
педагогической работы:
профилактическая – профилактика
проблемной жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или
создание условий для решения проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление
трудностей на пути решения жизненно важных задач;
защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации:
защита ребёнка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита
социальной среды от деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
организационная – координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка из трудной
жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных
людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и активное включение
самого ребёнка в эти связи.
Социальный педагог – это тот человек в школе, деятельность которого призвана объединить усилия
семьи, школы, общественности для оказания всесторонней помощи и поддержки в развитии и воспитании
детей. Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации
которых возникают различного рода проблемы. Общение с такими детьми требует особого такта и
профессионализма. Успех ребенка в школе, воспитание социально активной личности, умеющей принимать
самостоятельные решения - залог успеха человека в жизни..
Социальный педагог – актуальная и востребованная профессия, но приходят в нее только по зову
сердца, главное это – любовь к детям и желание помогать им.
Позиция социального педагога: принять – изучить - познать – понять – помочь